Дисциплина «Философия права» относится к базовой части.
Дисциплина изучается на 1 курсе в 1 семестре по очной форме обучения.
Дисциплина изучается на 1 курсе в 1 семестре по заочной форме обучения.
Для изучения дисциплины необходимы компетенции, сформированные у обучающихся в результате освоения дисциплин ОП подготовки бакалавра. Также для изучения дисциплины необходимы компетенции, сформированные у обучающихся в результате освоения дисциплин ОП подготовки бакалавра. Данная дисциплина предваряет освоение дисциплин ОП подготовки магистра: «Сравнительное правоведение».
Содержание рабочей программы (объем дисциплины, типы и виды учебных занятий, учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы обучающихся)
Содержание рабочей программы представлено в Приложении № 1.
В целом общая трудоемкость дисциплины «Философия права» составляет 3 зачетные единицы, 108 часов. Итоговая форма контроля – зачет.
- Фонд оценочных средств по дисциплине
Перечень компетенций с указанием этапов их формирования в процессе освоения образовательной программы. Описание показателей и критериев оценивания компетенций на различных этапах их формирования, описание шкал оценивания
Код и формулировка компетенции осознанием социальной значимости своей будущей профессии, проявлением нетерпимости к коррупционному поведению, уважительным отношением к праву и закону, обладанием достаточным уровнем профессионального правосознания (ОК-1)
Этап (уровень) освоения компетенции | Планируемые результаты обучения (показатели достижения заданного уровня освоения компетенций) | Критерии оценивания результатов обучения | |
Не зачтено | Зачтено | ||
Первый этап (уровень) | Знать: - Объект, предмет и задачи философии права; онтологические, гносеологические и аксиологические проблемы права; категории философии права; -Генезис, динамику и развитие правовой мысли: в древнем мире, в средневековье, в новом и новейшем времени истории; основные направления и школы философии права современности; сущность государства и понимание государства в системе глобального миропорядка; - Систему познания правовой реальности, правосознание, правовую культуру и правовую идеологию; философию правоприменения. | Не знает на удовлетворительном уровне Объект, предмет и задачи философии права; онтологические, гносеологические и аксиологические проблемы права; категории философии права;Генезис, динамику и развитие правовой мысли: в древнем мире, в средневековье, в новом и новейшем времени истории; основные направления и школы философии права современности; сущность государства и понимание государства в системе глобального миропорядка; Систему познания правовой реальности, правосознание, правовую культуру и правовую идеологию; философию правоприменения. | Знает на удовлетворительном, хорошем или отличном уровне Объект, предмет и задачи философии права; онтологические, гносеологические и аксиологические проблемы права; категории философии права;Генезис, динамику и развитие правовой мысли: в древнем мире, в средневековье, в новом и новейшем времени истории; основные направления и школы философии права современности; сущность государства и понимание государства в системе глобального миропорядка; Систему познания правовой реальности, правосознание, правовую культуру и правовую идеологию; философию правоприменения. |
Второй этап (уровень) | Уметь: - толковать и применять философско-правовые категории при изучении государства, права и действующих законов; - анализировать основные проблемы философии права в современном мире; | Не знает на удовлетворительном уровне толкование и применять философско-правовые категории при изучении государства, права и действующих законов; анализировать основные проблемы философии права в современном мире; | Знает на удовлетворительном, хорошем или отличном уровне удовлетворительном уровне толкование и применять философско-правовые категории при изучении государства, права и действующих законов; анализировать основные проблемы философии права в современном мире; |
Третий этап (уровень) | Владеть: - философско-юридической терминологией, навыками работы с классическими и современными источниками по философии права; - первоначальными навыками научного анализа проблем философии права; - философско-юридической терминологией, навыками работы с классическими и современными источниками по философии права; первоначальными навыками научного анализа проблем философии права. | Не знает на удовлетворительном уровне философско-юридической терминологией, навыками работы с классическими и современными источниками по философии права; первоначальными навыками научного анализа проблем философии права; философско-юридической терминологией, навыками работы с классическими и современными источниками по философии права; первоначальными навыками научного анализа проблем философии права. | Знает на удовлетворительном, хорошем или отличном уровне философско-юридической терминологией, навыками работы с классическими и современными источниками по философии права; первоначальными навыками научного анализа проблем философии права; философско-юридической терминологией, навыками работы с классическими и современными источниками по философии права; первоначальными навыками научного анализа проблем философии права. |
Код и формулировка способностью добросовестно исполнять профессиональные обязанности, соблюдать принципы этики юриста (ОК-2)
Этап (уровень) освоения компетенции | Планируемые результаты обучения (показатели достижения заданного уровня освоения компетенций) | Критерии оценивания результатов обучения | |
Не зачтено | Зачтено | ||
Первый этап (уровень) | Знать: - Объект, предмет и задачи философии права; онтологические, гносеологические и аксиологические проблемы права; категории философии права; -Генезис, динамику и развитие правовой мысли: в древнем мире, в средневековье, в новом и новейшем времени истории; основные направления и школы философии права современности; сущность государства и понимание государства в системе глобального миропорядка; - Систему познания правовой реальности, правосознание, правовую культуру и правовую идеологию; философию правоприменения. | Не знает на удовлетворительном уровне Объект, предмет и задачи философии права; онтологические, гносеологические и аксиологические проблемы права; категории философии права;Генезис, динамику и развитие правовой мысли: в древнем мире, в средневековье, в новом и новейшем времени истории; основные направления и школы философии права современности; сущность государства и понимание государства в системе глобального миропорядка; Систему познания правовой реальности, правосознание, правовую культуру и правовую идеологию; философию правоприменения. | Знает на удовлетворительном, хорошем или отличном уровне Объект, предмет и задачи философии права; онтологические, гносеологические и аксиологические проблемы права; категории философии права;Генезис, динамику и развитие правовой мысли: в древнем мире, в средневековье, в новом и новейшем времени истории; основные направления и школы философии права современности; сущность государства и понимание государства в системе глобального миропорядка; Систему познания правовой реальности, правосознание, правовую культуру и правовую идеологию; философию правоприменения. |
Третий этап (уровень) | Владеть: - философско-юридической терминологией, навыками работы с классическими и современными источниками по философии права; - философско-юридической терминологией, навыками работы с классическими и современными источниками по философии права; первоначальными навыками научного анализа проблем философии права. | Не знает на удовлетворительном уровне философско-юридической терминологией, навыками работы с классическими и современными источниками по философии права; философско-юридической терминологией, навыками работы с классическими и современными источниками по философии права; первоначальными навыками научного анализа проблем философии права. | Знает на удовлетворительном, хорошем или отличном уровне философско-юридической терминологией, навыками работы с классическими и современными источниками по философии права; философско-юридической терминологией, навыками работы с классическими и современными источниками по философии права; первоначальными навыками научного анализа проблем философии права. |
Код и формулировка компетенции способностью совершенствовать и развивать свой интеллектуальный и общекультурный уровень (ОК-3)
Этап (уровень) освоения компетенции | Планируемые результаты обучения (показатели достижения заданного уровня освоения компетенций) | Критерии оценивания результатов обучения | |
Не зачтено | Зачтено | ||
Первый этап (уровень) | Знать: - Объект, предмет и задачи философии права; онтологические, гносеологические и аксиологические проблемы права; категории философии права; -Генезис, динамику и развитие правовой мысли: в древнем мире, в средневековье, в новом и новейшем времени истории; основные направления и школы философии права современности; сущность государства и понимание государства в системе глобального миропорядка; - Систему познания правовой реальности, правосознание, правовую культуру и правовую идеологию; философию правоприменения. | Не знает на удовлетворительном уровне Объект, предмет и задачи философии права; онтологические, гносеологические и аксиологические проблемы права; категории философии права;Генезис, динамику и развитие правовой мысли: в древнем мире, в средневековье, в новом и новейшем времени истории; основные направления и школы философии права современности; сущность государства и понимание государства в системе глобального миропорядка; Систему познания правовой реальности, правосознание, правовую культуру и правовую идеологию; философию правоприменения. | Знает на удовлетворительном, хорошем или отличном уровне Объект, предмет и задачи философии права; онтологические, гносеологические и аксиологические проблемы права; категории философии права;Генезис, динамику и развитие правовой мысли: в древнем мире, в средневековье, в новом и новейшем времени истории; основные направления и школы философии права современности; сущность государства и понимание государства в системе глобального миропорядка; Систему познания правовой реальности, правосознание, правовую культуру и правовую идеологию; философию правоприменения. |
Второй этап (уровень) | Уметь: - толковать и применять философско-правовые категории при изучении государства, права и действующих законов; - анализировать основные проблемы философии права в современном мире | Не знает на удовлетворительном уровне толковать и применять философско-правовые категории при изучении государства, права и действующих законов; анализировать основные проблемы философии права в современном мире. | Знает на удовлетворительном, хорошем или отличном уровне толковать и применять философско-правовые категории при изучении государства, права и действующих законов; анализировать основные проблемы философии права в современном мире. |
Третий этап (уровень) | Владеть: - философско-юридической терминологией, навыками работы с классическими и современными источниками по философии права; - первоначальными навыками научного анализа проблем философии права; - философско-юридической терминологией, навыками работы с классическими и современными источниками по философии права; первоначальными навыками научного анализа проблем философии права. | Не знает на удовлетворительном уровне философско-юридической терминологией, навыками работы с классическими и современными источниками по философии права; первоначальными навыками научного анализа проблем философии права; философско-юридической терминологией, навыками работы с классическими и современными источниками по философии права; первоначальными навыками научного анализа проблем философии права. | Знает на удовлетворительном, хорошем или отличном уровне философско-юридической терминологией, навыками работы с классическими и современными источниками по философии права; первоначальными навыками научного анализа проблем философии права; философско-юридической терминологией, навыками работы с классическими и современными источниками по философии права; первоначальными навыками научного анализа проблем философии права. |
Код и формулировка компетенции способностью свободно пользоваться русским и иностранным языками как средством делового общения (ОК-4)
Этап (уровень) освоения компетенции | Планируемые результаты обучения (показатели достижения заданного уровня освоения компетенций) | Критерии оценивания результатов обучения | |
Не зачтено | Зачтено | ||
Второй этап (уровень) | Уметь: - толковать и применять философско-правовые категории при изучении государства, права и действующих законов; - анализировать основные проблемы философии права в современном мире. | Не знает на удовлетворительном уровне толковать и применять философско-правовые категории при изучении государства, права и действующих законов; анализировать основные проблемы философии права в современном мире. | Знает на удовлетворительном, хорошем или отличном уровне толковать и применять философско-правовые категории при изучении государства, права и действующих законов; анализировать основные проблемы философии права в современном мире. |
Третий этап (уровень) | Владеть: - философско-юридической терминологией, навыками работы с классическими и современными источниками по философии права; - первоначальными навыками научного анализа проблем философии права; - философско-юридической терминологией, навыками работы с классическими и современными источниками по философии права; первоначальными навыками научного анализа проблем философии права. | Не знает на удовлетворительном уровне философско-юридической терминологией, навыками работы с классическими и современными источниками по философии права; первоначальными навыками научного анализа проблем философии права; философско-юридической терминологией, навыками работы с классическими и современными источниками по философии права; первоначальными навыками научного анализа проблем философии права. | Знает на удовлетворительном, хорошем или отличном уровне философско-юридической терминологией, навыками работы с классическими и современными источниками по философии права; первоначальными навыками научного анализа проблем философии права; философско-юридической терминологией, навыками работы с классическими и современными источниками по философии права; первоначальными навыками научного анализа проблем философии права. |
Код и формулировка компетенции компетентным использованием на практике приобретенных умений и навыков в организации исследовательских работ, в управлении коллективом (ОК-5)
Этап (уровень) освоения компетенции | Планируемые результаты обучения (показатели достижения заданного уровня освоения компетенций) | Критерии оценивания результатов обучения | |
Не зачтено | Зачтено | ||
Первый этап (уровень) | Знать: - генезис, динамику и развитие правовой мысли: в древнем мире, в средневековье, в новом и новейшем времени истории; основные направления и школы философии права современности; сущность государства и понимание государства в системе глобального миропорядка | Не знает на удовлетворительном уровне генезис, динамику и развитие правовой мысли: в древнем мире, в средневековье, в новом и новейшем времени истории; основные направления и школы философии права современности; сущность государства и понимание государства в системе глобального миропорядка | Знает на удовлетворительном, хорошем или отличном уровне генезис, динамику и развитие правовой мысли: в древнем мире, в средневековье, в новом и новейшем времени истории; основные направления и школы философии права современности; сущность государства и понимание государства в системе глобального миропорядка |
Второй этап (уровень) | Уметь: - оперировать основными понятиями и категориями философии права | Не знает на удовлетворительном уровне оперировать основными понятиями и категориями философии права | Знает на удовлетворительном, хорошем или отличном уровне оперировать основными понятиями и категориями философии права |
Третий этап (уровень) | Владеть: - философско-юридической терминологией, навыками работы с классическими и современными источниками по философии права; первоначальными навыками научного анализа проблем философии права | Не знает на удовлетворительном уровне философско-юридической терминологией, навыками работы с классическими и современными источниками по философии права; первоначальными | Знает на удовлетворительном, хорошем или отличном уровне философско-юридической терминологией, навыками работы с классическими и современными источниками по философии права; первоначальными |
Код и формулировка компетенции способностью квалифицированно проводить научные исследования в области права (ПК-11)
Этап (уровень) освоения компетенции | Планируемые результаты обучения (показатели достижения заданного уровня освоения компетенций) | Критерии оценивания результатов обучения | |
Не зачтено | Зачтено | ||
Третий этап (уровень) | Владеть: - первоначальными навыками научного анализа проблем философии права.; - философско-юридической терминологией, навыками работы с классическими и современными источниками по философии права; первоначальными навыками научного анализа проблем философии права | Не знает на удовлетворительном уровне первоначальными навыками научного анализа проблем философии права.; философско-юридической терминологией, навыками работы с классическими и современными источниками по философии права; первоначальными навыками научного анализа проблем философии права | Знает на удовлетворительном, хорошем или отличном уровне первоначальными навыками научного анализа проблем философии права.; философско-юридической терминологией, навыками работы с классическими и современными источниками по философии права; первоначальными навыками научного анализа проблем философии права |
Код и формулировка компетенции способностью преподавать юридические дисциплины на высоком теоретическом и методическом уровне (ПК-12)
Этап (уровень) освоения компетенции | Планируемые результаты обучения (показатели достижения заданного уровня освоения компетенций) | Критерии оценивания результатов обучения | |
Не зачтено | Зачтено | ||
Первый этап (уровень) | Знать: - генезис, динамику и развитие правовой мысли: в древнем мире, в средневековье, в новом и новейшем времени истории; основные направления и школы философии права современности; сущность государства и понимание государства в системе глобального миропорядка; - систему познания правовой реальности, правосознание, правовую культуру и правовую идеологию; философию правоприменения. | Не знает на удовлетворительном уровне генезис, динамику и развитие правовой мысли: в древнем мире, в средневековье, в новом и новейшем времени истории; основные направления и школы философии права современности; сущность государства и понимание государства в системе глобального миропорядка; систему познания правовой реальности, правосознание, правовую культуру и правовую идеологию; философию правоприменения. | Знает на удовлетворительном, хорошем или отличном уровне генезис, динамику и развитие правовой мысли: в древнем мире, в средневековье, в новом и новейшем времени истории; основные направления и школы философии права современности; сущность государства и понимание государства в системе глобального миропорядка; систему познания правовой реальности, правосознание, правовую культуру и правовую идеологию; философию правоприменения. |
Третий этап (уровень) | Владеть: - философско-юридической терминологией, навыками работы с классическими и современными источниками по философии права; - первоначальными навыками научного анализа проблем философии права; - философско-юридической терминологией, навыками работы с классическими и современными источниками по философии права; первоначальными навыками научного анализа проблем философии права. | Не знает на удовлетворительном уровне философско-юридической терминологией, навыками работы с классическими и современными источниками по философии права; первоначальными навыками научного анализа проблем философии права; философско-юридической терминологией, навыками работы с классическими и современными источниками по философии права; первоначальными навыками научного анализа проблем философии права. | Знает на удовлетворительном, хорошем или отличном уровне философско-юридической терминологией, навыками работы с классическими и современными источниками по философии права; первоначальными навыками научного анализа проблем философии права; философско-юридической терминологией, навыками работы с классическими и современными источниками по философии права; первоначальными навыками научного анализа проблем философии права.навыки исследования и оценки доказательств; принятием необходимых мер защиты прав человека и гражданина. |
Код и формулировка компетенции способностью эффективно осуществлять правовое воспитание (ПК-15)
Этап (уровень) освоения компетенции | Планируемые результаты обучения (показатели достижения заданного уровня освоения компетенций) | Критерии оценивания результатов обучения | |
Не зачтено | Зачтено | ||
Третий этап (уровень) | Владеть: - первоначальными навыками научного анализа проблем философии права; - философско-юридической терминологией, навыками работы с классическими и современными источниками по философии права; первоначальными навыками научного анализа проблем философии права | Не знает на удовлетворительном уровне первоначальными навыками научного анализа проблем философии права; философско-юридической терминологией, навыками работы с классическими и современными источниками по философии права; первоначальными навыками научного анализа проблем философии права. | Знает на удовлетворительном, хорошем или отличном уровне первоначальными навыками научного анализа проблем философии права; философско-юридической терминологией, навыками работы с классическими и современными источниками по философии права; первоначальными навыками научного анализа проблем философии права.философско-юридической терминологией, навыками работы с классическими и современными источниками по философии права; первоначальными |
Показатели сформированности компетенции:
Компетенции у обучающихся формируются по этапам. Этап - определенная часть процесса обучения, т.е. процесс обучения разбивается на этапы (первый, второй и третий этапы (уровни)). В конце каждого этапа обучаемый достигает некоторых результатов обучения, которые определяют уровень сформированности компетенции.
При промежуточной аттестации обучающихся устанавливаются оценки по зачетам: «зачтено» и «не зачтено».
Критерии оценки:
- оценка «Зачтено» выставляется в случаях отличных, хороших и удовлетворительных знаний;
- оценка «Не зачтено» выставляется студенту, обнаружившему пробелы в знаниях основного учебно-программного материала, допустившему принципиальные ошибки в выполнении предусмотренных программой заданий. Как правило, «Не зачтено» ставится студентам, которые не могут продолжить обучение или приступить к профессиональной деятельности по окончании вуза без дополнительных занятий по соответствующей дисциплине
Типовые контрольные задания или иные материалы, необходимые для оценки знаний, умений, навыков и опыта деятельности, характеризующих этапы формирования компетенций в процессе освоения образовательной программы. Методические материалы, определяющие процедуры оценивания знаний, умений, навыков и опыта деятельности, характеризующих этапы формирования компетенций
Этапы освоения | Результаты обучения | Компетенция | Оценочные средства |
1-й этап Знания | 1. Объект, предмет и задачи философии права; онтологические, гносеологические и аксиологические проблемы права; категории философии права | ОК-1, ОК-2, ОК-3 | устный опрос, решение тестовых заданий, обсуждение докладов по эссе, контрольная работа. |
2. Генезис, динамику и развитие правовой мысли: в древнем мире, в средневековье, в новом и новейшем времени истории; основные направления и школы философии права современности; сущность государства и понимание государства в системе глобального миропорядка | ОК-1, ОК-2,-3, ОК-5, ПК-12 | опрос | |
3. Систему познания правовой реальности, правосознание, правовую культуру и правовую идеологию; философию правоприменения | ОК-1, ОК-2, ОК-3,ПК-12 | устный опрос, решение тестовых заданий | |
2-й этап Умения | 1. Оперировать основными понятиями и категориями философии права | ПК-3,ОК-5 | устный опрос, решение тестовых заданий |
2. Толковать и применять философско-правовые категории при изучении государства, права и действующих законов | ОК-1, ОК-3, ОК-4 | опрос | |
3. Анализировать основные проблемы философии права в современном мире | ОК-1, ОК-3,ОК-4 | устный опрос, решение тестовых заданий, обсуждение докладов по эссе | |
3-й этап Владения (навыки / опыт деятельности) | 1 Философско-юридической терминологией, навыками работы с классическими и современными источниками по философии права; | ОК-1,ОК-3,ОК-4,ПК-12 | устный опрос, решение тестовых заданий |
2. Первоначальными навыками научного анализа проблем философии права. | ОК-1,ОК-2,ОК-3,ОК-4,ПК-11,ПК-12,ПК-15 | устный опрос, решение тестовых заданий, обсуждение докладов по эссе | |
3. Философско-юридической терминологией, навыками работы с классическими и современными источниками по философии права; первоначальными навыками научного анализа проблем философии права | ОК-1,ОК-2, ОК-3, ОК-4,ОК-5,ПК-11,ПК-12, ПК-15 | устный опрос, решение тестовых заданий |
Зачет является оценочным средством для всех этапов освоения компетенций.
Вопросы для семинаров
Тема 1. Введение в курс философии права: понятие, объект, предмет и метод философии права. Философия права в системе юридических наук
Вопросы для самоподготовки:
· Проблемы определения понятия философии права в системе социальной философии
· Объект философии права
· Предмет философии права
· Соотношение философии права и теории государства и права
· Метод философии права
· Значение философии права в системе юридических наук
Задания:
1) Конспектирование научной литературы по заданию преподавателя;
2) Выполнение творческих заданий;
3) Написание эссе;
4) Подготовка к тестированию;
5) Подготовка к занятию, проводимому в интерактивной форме: Каждый учит каждого «Значение философии права в системе юридических наук уголовно-правового цикла».
6) Подготовка к контрольной работе.
Основная и дополнительная литература: 1-4,10-15, 18,23,36,44,54 64 79,98, 113.
Тема 2. Онтология права и государства
Вопросы для самоподготовки:
· Понятие правовой онтологии
· Основные концепции правовой онтологии
· Происхождение и развитие государства и права
· Формирование правовой личности
· Теория и практика правового государства
· Конституция Российской Федерации в свете теории правового государства
· Современное государство в условиях проблем глобализации
Задания:
1) Конспектирование научной литературы по заданию преподавателя;
2) Выполнение творческих заданий;
3) Написание эссе;
4) Подготовка к тестированию;
5) Подготовка к занятию, проводимому в интерактивной форме: Дискуссия «Теория и практика правового государства и реалии современного состояния конституционно-правовых отношений в России».
6) Подготовка к контрольной работе.
Основная и дополнительная литература: 1, 10-15, 16, 114.
Тема 3. Гносеологические проблемы государства и права
Вопросы для самоподготовки:
· Гносеологические проблемы философии права
· Возможности познания правовой реальности
· Основные познавательные категории философии права
· Философско-правовая эпистемология
· Герменевтика и право
· Теоретическое и прикладное назначение философского познания права
Задания:
1) Конспектирование научной литературы по заданию преподавателя;
2) Выполнение творческих заданий;
3) Написание эссе;
4) Подготовка к тестированию;
5) Подготовка к занятию, проводимому в интерактивной форме: Каждый учит каждого «Философское познание права в правоприменительной практике».
6) Подготовка к контрольной работе.
Основная и дополнительная литература: 10-15, 23, 24, 33, 47, 52-54, 67, 77, 84, 93, 111, 113.
Тема 4. Аксиология государства и права
Вопросы для самоподготовки:
· Понятие аксиологии права
· Общая характеристика аксиологических проблем философии права
· Право и абсолютные ценности
· Государство как ценность
· Право как ценность
· Значение государственно-правовых ценностей в формировании социально активной личности
Задания:
1) Конспектирование научной литературы по заданию преподавателя;
2) Выполнение творческих заданий;
3) Написание эссе;
4) Подготовка к тестированию;
5) Подготовка к занятию, проводимому в интерактивной форме: Дебаты «Соотношение права и абсолютных ценностей в правовой политике государства».
6) Подготовка к контрольной работе.
Основная и дополнительная литература: 1-9, 10-15, 18, 19, 42. 44, 46, 78, 82, 89.
Тема 5. Философско-правовые учения Древнего Востока и Античности
Вопросы для самоподготовки:
· Философско-правовая мысль Древней Индии
· Философско-правовая мысль Древнего Китая
· Философия права в трудах мыслителей Древней Греции
· Философия права в трудах Платона и Аристотеля
· Философия права в трудах римских юристов
· Философско-правовое учение в трудах Цицерона
Задания:
1) Конспектирование научной литературы по заданию преподавателя;
2) Выполнение творческих заданий;
3) Написание эссе;
4) Подготовка к тестированию;
5) Подготовка к занятию, проводимому в интерактивной форме: Дебаты «Философские идеи в трудах Платона и Аристотеля и их влияние на развитие права в истории человечества».
6) Подготовка к контрольной работе.
Основная и дополнительная литература: 10, 20, 21, 22,30-31, 38, 55, 58, 60, 72, 80, 107, 112.
Тема 6. Философско-правовая мысль Средневековья, эпохи Возрождения и Нового времени
Вопросы для самоподготовки:
· Средневековая философско-правовая мысль
· Философско-правовые учения мыслителей эпохи Возрождения
· Философско-правовые идеи французского Просвещения
· Философия права Нового времени
· Религия и философия права
· Исламская философско-правовая мысль
Задания:
1) Конспектирование научной литературы по заданию преподавателя;
2) Выполнение творческих заданий;
3) Написание эссе;
4) Подготовка к тестированию;
5) Подготовка к занятию, проводимому в интерактивной форме: Дискуссия «Философско-правовые учения мыслителей Нового времени и их влияние на развитие государства и права ХIХ-ХХ в.в.».
6) Подготовка к контрольной работе.
Основная и дополнительная литература: 10, 20, 17, 28, 30, 37, 39, 43, 66, 70, 71, 78, 86, 92, 94-95, 102-103,
Тема 7. Философия права представителей классической немецкой философии
Вопросы для самоподготовки:
· Философско-правовая мысль И. Канта
· Философско-правовая мысль Гегеля
· Философско-правовые идеи А.Шопенгауэра
· Философско-правовые взгляды И.Г. Фихте
· Философия права К. Маркса и Ф. Энгельса
· Философско-правовые взгляды Ф. Ницше
Задания:
1) Конспектирование научной литературы по заданию преподавателя;
2) Выполнение творческих заданий;
3) Написание эссе;
4) Подготовка к тестированию;
5) Подготовка к занятию, проводимому в интерактивной форме: Каждый учит каждого «Соотношение философско-правовых идей И.Канта и Гегеля в развитии учения о правовом государстве».
6) Подготовка к контрольной работе.
Основная и дополнительная литератур: 10, 19, 20, 32, 34, 35, 49-51, 56, 74-76, 99-101,109, 112.
Тема 8. Развитие философско-правовой мысли в России
Вопросы для самоподготовки:
· Общая характеристика развития философии права в России с древних времен до ХIХ века
· Философия права Б.Н.Чичерина
· Философия права П.И. Новгородцева
· Философия права В.С.Соловьева
· Философия права И.А.Ильина
· Философско-правовые взгляды современных ученых России
Задания:
1) Конспектирование научной литературы по заданию преподавателя;
2) Выполнение творческих заданий;
3) Написание эссе;
4) Подготовка к тестированию;
5) Подготовка к занятию, проводимому в интерактивной форме: Каждый учит каждого «Значение философско-правовых идей В.С.Соловьева в истории философии в России».
6) Подготовка к контрольной работе.
Основная и дополнительная литература:10, 20, 25-27, 45, 87-88, 98, 115.
Тема 9. Философско-правовые исследования ХХ - начала ХХI века
Вопросы для самоподготовки:
· Развитие философско-правовой мысли в ХХ веке
· Неокантианские и неогегельянские концепции философии права
· Юридический позитивизм и чистая теория права Кельзена
· Экзистенциальная философия права
· Социологические концепции права
· Теория естественного права
· Всеобщая Декларация прав человека от 10 декабря 1948 г. в свете развития идей философии права ХХ века
1) Конспектирование научной литературы по заданию преподавателя;
2) Выполнение творческих заданий;
3) Написание эссе;
4) Подготовка к тестированию;
5) Подготовка к занятию, проводимому в интерактивной форме: Дебаты «Философско-правовая мысль ХХ века».
6) Подготовка к контрольной работе.
Основная и дополнительная литератур: 1-4, 10, 15, 23, 24, 40, 48, 61, 81, 96, 97, 105, 106, 108,114.
Тема 10. Личность, общество и государство – соотношение и перспективы развития
Вопросы для самоподготовки:
· Личность, общество и государство: взаимодействие и противоречия
· Свобода и справедливость как принципы права
· Соотношение морали, права и государства
· Правосознание и правовая культура
· Правовая идеология
· Перспективы разв