Отчет по результатам научно-исследовательской работы




ОТЧЕТ О НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЕ

  Гуманитарно-педагогический институт СевГУ
  Кафедра: «Психология»
  Образовательно-квалификационный уровень: бакалавр    
Направление подготовки:     37.03.01 Психология
       

 

 

Студент:

 

Немечкова Никола

 

Научный руководитель:

 

Кондрашихина О.А.

 

Севастополь 2018г.

Отчет по результатам научно-исследовательской работы

Тема: «Развитие речи у детей раннего возраста»

 

Введение

Основания часть:

Глава 1. Теоретико-методологическая часть: теоретические аспекты развития речи.

(название)

1.1. Закономерности становления и развития языка

1.2. Общая периодизация и характеристика этапов речевого развития ребенка

Глава 2. Эмпирическая часть: Организация и методы экспериментального исследования речевого развития детей раннего возрастав доу

(название)

2.1 Экспериментальная методика по выявлению уровня речевого развития у детей раннего возраста

2.2. Обработка результатов исследования

2.3 Разработка рекомендаций по развитию речи детей раннего возраста для родителей и воспитателей

 

Заключение

Библиографический список

Приложения

 


 

Научный аппарат исследования (объект, предмет, цель, задачи)

Объект: Речевое развитие детей третьего года жизни.

Предмет: Особенности речевого развития детей третьего года жизни.

Цель: На основе теоретического и экспериментального исследования изучить особенности речевого развития детей третьего года жизни.

Задачи:

1. Проанализировать состояние проблемы в отечественной и зарубежной психолого-педагогической литературе.

2. Выявить особенности речевого развития детей третьего года жизни.

3. Разработать рекомендации для родителей и воспитателей по развитию речи у детей раннего возраста.

 

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫРАЗВИТИЯ РЕЧИ

1.1 Закономерности становления и развития языка

 

Процесс усвоения языка происходит на основе ряда закономерностей, которые проявляются у всех детей, независимо от состояния их здоровья. Это обусловлено спецификой психологической природы связи мышления, языка и речи, раскрытой еще Николаем Ивановичем Жинкиным [16].

1. Усвоение языка и развитие речи происходят на основе достаточных анатомо-физиологических условий. Для овладения языком и речью на определенном этапе своего развития ребенок должен обладать соответствующим уровнем сформированности и созревания центральной и периферической нервной системы. Ее функционирование определяет готовность ребенка к овладению новыми качественными состояниями речи. Так, проявление первых слов у ребенка в возрасте от 9 мес. до 1 г. 3 мес. обусловлено созреванием премоторных отделов коры левого полушария головного мозга (центра Брока), отвечающих за программирование речевого сообщения и линейность речи.

Помимо этого, для овладения речью у ребенка должен быть сформирован периферический отдел речевого аппарата, включающий в себя дыхательный, голосовой и артикуляторный отделы. Их нормальное строение и функционирование позволяют полноценно усваивать фонетико- фонематические компоненты языка, произносительную сторону речи.

Важную роль в процессе языкового и речевого развития играет полноценное анатомо-физиологическое состояние слухового и зрительного анализаторов, поскольку их функционирование определяет качество сенсорного восприятия речи.

2. Языковое и речевое развитие ребенка подготавливается развитием функций психологической базы речи. К ним относятся восприятие, внимание, память и мышление. Для овладения уровнем символизации, необходимым для усвоения знаковой системы языка, у ребенка должен быть накоплен определенный багаж элементарных представлений, которые формируются на основе восприятия явлений окружающего мира при помощи чувств: слуха, зрения, осязания, вкуса, обоняния. Накопление сенсомоторного опыта приводит к активизации внимания ребенка к отдельным элементам и целостным явлениям действительности. Психологические условия внимательного восприятия, в свою очередь, создают основу для запоминания образов сенсорных впечатлений ребенка, которые сохраняются в его памяти. Дальнейшее накопление сенсомоторного опыта приводит к формированию представлений и понятий, которыми ребенок может оперировать в своем мышлении. Таким образом, развитие высших психических функций создает основу для усвоения языковых явлений, практически используемых в разных формах речи. [2]

3. Языковое развитие ребенка опережает развитие его речи. Речь является формой общения, осуществляемой при помощи языка. И поскольку человеческая речь всегда опосредована каким-либо языком – невозможно говорить, не используя при этом язык.

4. Усвоение языка происходит на основе овладения разными формами неречевой деятельности. Язык непосредственно используется в процессе речевой деятельности, но она является составной частью других видов деятельности, таких как познавательная, игровая, учебная, художественная, трудовая и т. д. Таким образом, ребенок может усваивать язык только в процессе доступной его возрасту деятельности со взрослым, получать от него знания о единицах языка и правилах их использования в речи, практически реализовывать их в речевом общении.

5. Усвоение языка и развитие речи происходит в условиях благоприятной социальной среды. Речь как высшая психическая функция формируется у ребенка только в условиях жизни в обществе, воспитания и обучения. Важным социальным фактором языкового и речевого развития является доброжелательное отношение к ребенку, эмоционально- положительное общение с ним (в том числе и речевое). Это способствует формированию потребности в коммуникации, активизирует мотивацию к речевому общению. [22] Только жизнь в обществе, соответствующее воспитание и обучение создают ситуации, стимулирующие речевую активность ребенка, побуждающие его совершенствовать свою языковую систему.

6. Усвоение языка происходит в условиях полноценной речевой среды. Для того чтобы овладеть языком, ребенок должен не только иметь возможность воспринимать правильные образцы речи от окружающих, но и быть включенным в речевое общение, непосредственно использовать усвоенные языковые явления в процессе речевой коммуникации. Освоение языковых явлений происходит непосредственно в процессе развития речи. Кроме того, в условиях полноценной речевой среды ребенок овладевает и правильными образцами речевого поведения: внимательное отношение к высказываниям собеседника, вежливая форма обращения, достаточность содержания сообщения, очередность высказываний и т. д.

7. Усвоение языка происходит в процессе активной и самостоятельной речевой деятельности. Воспринимая языковые единицы из окружающей речевой среды, из общения со взрослыми, ребенок не просто воспроизводит их, повторяя в том виде, в котором они были услышаны, а перерабатывает их и создает свои, часто своеобразные речевые сообщения. Такое своеобразие характерно не только для грамматической структуры детских высказываний, но касается и значения слов, их слоговой структуры, фонетического состава, эта специфичность детского языка отражается в характеристике речи детей разных возрастных групп – так, речь ребенка двух лет существенно отличается от таковой и три года и т. д. [13]

Совершенствование детского языка и его приближение к речи взрослых происходит на основе противоречия между «взрослой» и «детской» языковой нормой. Усложняющаяся в процессе развития деятельность ребенка (предметная, речевая, игровая и т. д.) определяет необходимость развития его языка и речи, так как удовлетворение возрастающих потребностей становится возможным только при условии активизации общения со взрослыми. Биологической основой этого развития являются анатомо-физиологические возможности ребенка.

8. Усвоение языка происходит при одновременном усвоении всех его компонентов. Язык является целостной знаковой системой, включающей в себя семантические, синтаксические, морфологические, лексические, фонематические и фонетические средства. Между ними существует тесная взаимосвязь, ведь не один из данных компонентов не существует отдельно, их использование в процессе речевого общения взаимообусловлено функциональными связями. Так, слово, включенное в состав грамматически оформленной фразы, имеет свое значение, морфологическую структуру и звуко-слоговой состав. [13] Поэтому, усваивая язык, ребенок осваивает целостную систему языковых средств, в которой даже отдельная языковая единица может являться как звуком, так и словом, и даже целым предложением.

9. Усвоение языка происходит при первостепенном освоение его семантических (содержательных) компонентов по отношению к форме. Побудительной силой совершенствования языка и развития речи ребенка является необходимость удовлетворять свои жизненные потребности, уровень которых постоянно возрастает. В связи с этим чрезвычайно важным становится выражение содержания своего сообщения и понимание смысла ответного высказывания, поэтому в онтогенезе развитие значения, семантики высказывания всегда опережает форму, в которой она выражается.

10. Усвоение сверхсегментных структур языка опережает овладение звуковой формой речи. Недостаточная дифференциация звуков в младенческом возрасте обуславливает восприятие речевого высказывания как целостного нерасчлененного звукокомплекса. Понимание его значения в онтогенезе формируется с одной стороны, на основе соотнесения звукового потока с повторяющейся ситуацией, с другой стороны – на основе восприятия его ритмомелодической и интонационной структуры. Поэтому такие просодические компоненты речи, как ее мелодика, ритм, интонация, усваиваются ребенком раньше, чем отдельные слова, поскольку первые несут в себе содержание, а вторые являются формой его выражения. [14]

11. Развитие импрессивной стороны речи опережает усвоение экспрессивной речи. В процессе речевого онтогенеза ребенок вначале воспринимает языковые явления, у него формируются определенные образы и представления о языковых системах. Эти представления определяют его способность понимать язык и речь окружающих людей на основе ситуационных признаков. По мере развития символизации эти представления приобретают знаковую форму и составляют внутреннюю импрессивную речь, определяющую, прежде всего, объем и качество пассивного словаря ребенка. Развитие произносительных возможностей позволяет ребенку использовать единицы импрессивной речи для оформления устного высказывания, переводя их в экспрессивную речь. Таким образом, накопление пассивного словаря приводит к обогащения активного. [15]

12. Усвоение языка осуществляется на основе дедуктивной стратегии. В процессе речевого онтогенеза совершенствуются гностические функции ребенка, что приводит к расчленению и дифференциации воспринимаемых языковых явлений. Так, на начальных этапах языкового и речевого развития ребенок способен воспринимать и воспроизводить соответственно своим возрастным возможностям языковые единицы, несущие смысловую нагрузку (текст, предложение), постепенно переходя к более абстрактным (слова, морфемы, слоги, фонемы). Таким образом, усвоение языка происходит от общего к частному. «…более «мелкие» языковые единицы могут формироваться (вычленяться) только внутри более крупных: в тексте – предложения; в предложениях – слова; в словах – морфемы, слоги, звуки; в морфемах – фонемы» [6].

13. Усвоение языковых компонентов происходит на основе постепенного уменьшения их противопоставленности. Эта закономерность проявляется на всех языковых уровнях. При освоение синтаксической структуры предложения ребенок постепенно усваивает и использует в речи наиболее контрастные грамматические структуры: односоставное слово- предложение – двусоставную конструкцию, включающую в себя обозначение субъекта и действия, - трехсоставную конструкцию, объединяющую субъект, действие и объект этого действия и т. д.

Усвоение звукового состава речи также осуществляется по принципу уменьшения противопоставленности фонем: первыми в речи ребенка появляются противопоставленные по акустическим и артикуляционным признакам гласные и согласные звуки, затем дифференциация происходит отдельно в группе гласных и согласных фонем. Заканчивается этот процесс при наличии устойчивых артикуляционно-акустических дифференцировок близких по своим признакам фонем. Эта закономерность свидетельствует об уменьшении контрастности усваиваемых в процессе онтогенеза языковых единиц и сближении их дифференциальных признаков. [7]

14. Усвоение языка происходит на основе генерализации языковых явлений. Процесс усвоения новой языковой единицы проходит несколько последовательных стадий. Начальный этап характеризуется единичными случаями использования новой языковой единицы наряду с уже устоявшимися на этапе равнозначной частности новая языковая единица используется наравне с предшествующими. Эти два этапа, как правило, являются непродолжительными и проходят в импрессивном плане. Следующий этап – этап генерализации, в течение которого ребенок использует новую языковую единицу, как в нормативных, так и не нормативных случаях. Этот феномен объясняется стремлением к упорядочению новых языковых явлений, их регулярности. В дальнейшем использование новой языковой единицы приобретает регулярный и нормативный характер, что характеризует окончание процесса ее усвоения.

15. Усвоение грамматических категорий происходит на основе развития мыслительных операций в процессе практического освоения грамматически родного языка. Усвоение ребенком таких грамматических категорий, как структурирование, словоизменение и словообразование, возможно при условии восприятия достаточного объема речевых образцов. В процессе их сравнения и анализа ребенок делает обобщения и самостоятельно выводит языковые закономерности использования морфем, слов, предложений и текстов в речи. Таким образом, владение мыслительными операциями позволяет ребенку создавать новые языковые структуры на основе практически усвоенных правил функционирования языка.

16. Усвоение фонематических представлений опережает развитие произносительных умений. В онтогенезе появлению в активной речи нового звука предшествует усвоение его смыслоразличительных признаков. Так, в результате многократного слухового и зрительного восприятия звука у ребенка формируется акустический эталон его нормативного произнесения. В соответствии с двигательными возможностями ребенок «подбирает» такое положение артикуляционных органов, которое позволяет максимально приблизиться к эталону. Этот процесс будет продолжаться до тех пор, пока произнесенный звук не будет соответствовать эталонному. При их совпадении артикуляционный уклад звука фиксируется, фонема приобретает совокупность акустических и артикуляционных звуков и закрепляется в системе фонологических противопоставлений.

17. Автоматизация артикуляционных признаков фонемы способствует закреплению фонологических противопоставлений. В процессе произнесения речевого звука активизируются кинестетические ощущения от положения и движений артикуляционных органов. [8] Именно эти речевые кинестезии способствуют закреплению артикуляционных признаков данного звука и формированию фонологических противопоставлений, что в свою очередь стимулирует развитие фонематического слуха.

Таким образом, представленные закономерности определяют специфику речевого развития ребенка в различные возрастные периоды. Знание закономерностей усвоения различных категорий языка в онтогенезе и нормативных показателей их практического использования в речи является важным аспектом профессиональной подготовки учителя-логопеда, поскольку помогает оценить направление и специфику речевого развития ребенка, выявить нарушенные механизмы речи и наметить пути логопедической помощи. Изучая закономерности психического развития, Лев Семенович Выготский установил, что аномальный ребенок развивается по тем же законам, что и нормальный, он проходит в своем развитии те же самые стадии, но в другое время и со специфическими особенностями.

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

В первой главе нашего исследования был рассмотрен ранний возраст. Это период наиболее интенсивного развития организма. Качественные преобразования, которые претерпевает ребенок за первые три года, столь значительны, что некоторые психологи, размышляя о том, где же середина пути психического развития человека от момента рождения до зрелого возраста, относят ее к трем годам. Одним из основных новообразований данного возраста является развитие речи.

Отечественные психологи Л.С. Выготский, Р.С. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев считают, что речь оказывает огромное влияние на умственное развитие ребенка, она является средством общения, выступает как деятельность. Зарубежные психологи Ж. Пиаже, В. Штерн указывают, что речь ребенка третьего года жизни направлена исключительно на себя, следовательно, не выполняет коммуникативных функций.

Обобщая результаты констатирующего эксперимента, проведенного в экспериментальной и контрольной группе для определения речевого развития детей третьего года жизни, выявилась необходимость проведения работы, направленной на повышения уровня развития речи. Предлагается реализовать её по разработанной нами методике с использованием специальных игр и упражнений.

Таким образом, после проведения логопедической работы по использованию методики по развитию речи в раннем возрасте можно сделать вывод о том, что логопедическая работа на этапе формирующего эксперимента прошла успешно. Цель исследования достигнута, а его гипотеза подтвердилась.

В соответствии с результатами формирующего эксперимента были разработаны рекомендации по развитию речи детей раннего возраста для родителей и воспитателей.

 

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Авдеева Н.Н., МещеряковаС.Ю. Вы и младенец. М., 2012. ЭБС https://bookz.ru/authors/sof_a-me6erakova/vi-i-va6_989/1-vi-i-va6_989.html

2. Архипова Е.Ф. Логопедическая работа с детьми раннего возраста. Учеб. Пособие. М., Астрель, 2017.

3. Бельтюков, В. И. О закономерностях формирования речевой функции в онтогенезе // Вопросы психологии, №5. – М., 2016. ЭБС https://www.studmed.ru/beltyukov-vn-o-zakonomernostyah-razvitiya-rechevoy- funkcii-v-ontogeneze_2e50196b78f.html

4. Бельтюков, В. И.Об усвоении детьми звуков речи. / В. И. Бельтюков. – М., 2016. https://www.twirpx.com/file/257035/

5. Белякова Л.И., Дьякова Е.А.Заикание. Учебное пособие для студентов педагогических институтов по специальности Логопедия М., 2018. ЭБС https://pedlib.ru/Books/2/0015/2_0015-1.shtml

6. Винарская Е.Н.Раннее речевое развитие ребенка: Актуальные проблемы дефектологии. М., 2012. ЭБС https://pedlib.ru/Books/5/0096/5_0096-1.shtml

7. Винарская Е.Н. Раннее речевое развитие ребенка и проблемы дефектологии. М., 2013. ЭБС https://pedlib.ru/Books/5/0096/5_0096-1.shtml

8. Выготский, Л. С.Вопросы детской психологии. / Л. С. Выготский. – СПб., 2017. ЭБС https://www.studfiles.ru/preview/3567440/

9. Гвоздев, А. Н.Вопросы изучения детской речи / А. Н. Гвоздев – М., 2017.– 472 с.

10. Гирилюк Т.Н.Педагогическая технология по преодолению задержки речевого развития у детей раннего возраста с легкой степенью псевдобульбарной дизартрии. Екатеринбург, 2017

11. Громова О.Е., Соломатина Г.Н.Логопедическое обследование детей 2-4 лет: Методическое пособие – М.: ТЦ Сфера, 2015.- 128 с - (логопед в ДОУ)

12. Громова О.Е.Методика формирования начального детского лексикона. М., ТЦ Сфера, 2015.

13. Гудонис В.П. Анализ причин нарушения развития детей и некоторые пути их профилактики. М., 2014.

14. Ефименкова Л.Н. Формирование речи у дошкольников. М., 2011. ЭБС https://pedlib.ru/Books/1/0383/1-0383-1.shtml

15. Жинкин Н.И.Механизмы речи. М., 2014. ЭБС https://www.studfiles.ru/preview/3567440/

16. Жинкин, Н. И.Речь как проводник информации / Н. И. Жинкин. – М., 2012. ЭБС https://www.twirpx.com/file/239411/

17. Жукова Н.С. Отклонения в развитии детской речи. М., 2014. ЭБС https://pedlib.ru/Books/2/0029/2-0029-1.shtml

18. Жукова Н.С.Преодоление недоразвития речи у детей: Учеб.- метод.пособие. М., 2014. ЭБС https://pedlib.ru/Books/2/0029/2-0029-1.shtml

19. Зееман М.Расстройства речи в детском возрасте (пер. с чешского) / Под ред. и с предисл. В.К.Трутнева и С.С. Ляпидевского. М., 2012. ЭБС https://www.studfiles.ru/preview/1763829/page:16/

20. Ковшиков, В. А. Психолингвистика. Теория речевой деятельности / В. А. Ковщиков, В. П. Глухов. – М., 2011

21. Кольцова М.М.Ребенок учится говорить. М., 2011. ЭБС https://pedlib.ru/Books/5/0362/5-0362-1.shtml

22. Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В. Формирование лексики и грамматического строя у дошкольников с общим недоразвитием речи. СПб, Союз, 2011.

23. Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В.Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников (формирование лексики и грамматического строя). СПб, СОЮЗ, 2014. ЭБС https://pedlib.ru/Books/5/0231/5_0231-1.shtml

24. Леонтьев, А. А.Основы речевой деятельности / А. А. Леонтьев – М., 2014 ЭБС https://www.klex.ru/cll

25. Леонтьев, А. А.Основы психолингвистики. Изд. 3-е / А. А. Леонтьев – М., 2013

26. Леонтьев А.А.Психолингвистические единицы и порождение речевого высказывания. М., 2015

27. Лисина. М.И.Проблема онтогенеза общения. М., 2016. ЭБС https://psychlib.ru/mgppu/lis/lis.htm

28. Логопедия: учебник для студентов дефектол. фак. пед. высш. учеб. заведений /под ред. Л.С. Волковой. - 5-е изд., перераб. и доп. - М.: Владос, 2018. - 703 с.: ил. - (Коррекционная педагогика)

29. Логопедическая работа с дошкольниками: Учеб. пособиe для студ. высш. пед. учеб. заведений / Г.Р. Шашкина. [и др.]. М., Издательский центр «Академия», 2013.

30. Лубовский В.И.Основные проблемы ранней диагностики и ранней коррекции нарушений развития //Дефектология.2004. № 2

31. Лямина Г.М. Особенности развития речи детей дошкольного возраста. М., 2013.

32. Мастюкова Е.М.Лечебная педагогика (Ранний и дошкольный возраст): Советы педагогам и родителям по подготовке и обучению детей с особыми проблемами в развитии. М., Владос, 2017. ЭБС https://logopedia.by/?p=905

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-08-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: