В социальной психологии социально-психологическая адаптация рассматривается как приспособление человека к социальной среде, взаимодействие с ней (Д. А. Андреева, М. Мид, Т. Парсонс, Ж. Пиаже и другие); психологические механизмы адаптации анализируются в работах Б. Н. Алмазова, С. П. Иваненкова, А. Б. Петровского, А. А. Реана и других; адаптация к высшему учебного заведения изучается Б. Г. Ананьевым, Д. А. Андреевой, Т. А. Голубевой и другими. Адаптация относится к числу общенаучных понятий, возникающих на стыках отдельных отраслей знаний, и в дальнейшем экстраполируются на различные сферы естественных и социальных наук.
В современной науке окончательно не определена сущность адаптивных процессов личности через то, что адаптация как методологическая категория относится к фундаментальным понятиям комплекса отраслей знания. Само понимание феномена «адаптация», как приспособления самоорганизующихся систем к изменяющимся условиям среды, ученые часто подменяют словами-синонимами («акклиматизация», «вживление», «привыкание», «приспособление», «вхождение», «становление», «принятие» и др.). Это вызвало необходимость рассмотрения основных общенаучных концепций сущности термина адаптации. Исследователи проблемы адаптации А. А. Реан [] и Н. А. Свиридовотмечают, что вопрос о её изучении впервые поставил древнегреческий философ Аристотель. Наблюдая факторы приспособления организмов к условиям окружающей среды, он пришел к выводу, что в их взаимодействиях существует всеобщая целесообразность. Изначально термин адаптация использовался в биологических науках для описания феномена и механизмов поведения приспособления индивида в животном мире. Дальнейшее изучение проблемы адаптации связано с зарождением эволюционных идей (Ч. Дарвин, Ж. Б. Ламарк). Введение в научный оборот термина «адаптация» связывают с именем немецкого физиолога Х. Ауберта (1865 г.), который использовал его для характеристики приспособления органов зрения (или слуха) к раздражителю, что выражено в повышении или понижении чувствительности [4, с. 19]. Овчинникова Г. Г. отождествляет непрерывный процесс адаптации с понятием жизни [22, с. 200]. Согласно с Ларионовой С. А. [5], адаптация представляет процесс приспособления организма к внешней среде или к изменениям, происходящим в самом организме. Аналогичной концепции придерживается Г. Г. Овчинникова, которая рассматривает адаптацию как особую форму отражения внешнего и внутреннего окружения [9, с. 58]. Сегодня понимание адаптации к объективному внешнему миру и субъективному внутреннему пониманию человека охватывает знания физиологии, психологии, педагогики, социологии, философии человека в его целостности. Широкий интерес к проблеме адаптации человека свидетельствует о многогранности, универсальности класса адаптивных явлений, поэтому этот феномен учеными рассматривается с междисциплинарных позиций как многоуровневое явление сложноорганизованной биологической, физиологической, психической и социальной природы адаптации. Адаптация — сложное многофакторное явление, которое имеет свои собственные механизмы и закономерности, изучением которых занимаются представители многих отраслей науки. Согласно своим профессиональным интересам они акцентируют внимание на определенных видах адаптации: биологической, физиологической, психической, психофизиологической, психологической, социальной, социально-психологической, педагогической, дидактической, профессиональной и др. Определяя суть понятия «адаптация» исследователи исходят из понимания того, что она может рассматриваться как процесс, состояние, свойство или результат деятельности, который возникает при определенных условиях, длится течение определенного периода, пока не будет установлено динамического равновесия между системами, которые адаптируются [7, с.276–283].
|
|
Исследователи Ж.Пиаже [10], Л. Хьелл [15], определяя феномен «адаптации», определяют разницу между адаптацией как процессом, и адаптированностью как её результатом. По их мнению, хорошо адаптированный человек — это человек, у которого психическое равновесие, производительность и способность наслаждаться жизнью не нарушены. Мороденко Е. В. рассматривает процесс адаптации как динамический процесс взаимодействия личности и среды, а основным критерием адаптированности личности определяет степень ее интегрированности в саму среду [5, с. 279]. Ж. Пиаже [10, с. 160] впервые рассмотрел адаптацию как двусторонний процесс, как единство процессов активного изменения личностью окружающей среды и изменения собственного внутреннего мира, то есть единство процессов ассимиляции и аккомодации. Таким образом, адаптацию личности рассматривают как взаимосуществование двух противоположных тенденций, каждая из которых выполняет собственную функцию относительно существования человека. «Точно так, — писал Ж. Пиаже, — как нет ассимиляции без предварительной или текущей аккомодации, так нет и аккомодации без ассимиляции» [5]. В адаптации человека ведущим аспектом является ее активность, не адаптивный, а преобразующий, деятельностный характер. Принимая во внимани е закономерности адаптации и рассматривая ее в широком смысле как производство общественной личности, адаптацию можно охарактеризовать как активное усвоение природной, социальной среды во всем многообразии её сфер. Разработка организационно-педагогических условий адаптации требует уточнения вопроса феномена «адаптация». В определенные периоды адаптация выполняет функцию защиты от незнакомой социальной среды и ее роль сводится к формированию нормативной модели поведения в незнакомой среде. Среди научных трудов, посвященных проблеме адаптации студентов к условиям высшего учебного заведения, следует отметить достижения российских и украинских ученых. В 60–70-х гг. ХХ ст. ученые впервые акцентировали внимание на проблемах, трудностях, продолжительности адаптационного процесса студенческой молодежи, этапах его реализации, личностных качествах, обеспечивающих наиболее эффективную и быструю адаптацию. В конце 70-х — начале 80-х годов ХХ в. ученые посвящают исследования изучению динамики процесса адаптации, а именно: наличию профессиональной ориентации личности; знанию об условиях организации обучения; сформированности профессионально важных качеств; уровню отношения к профессиональной деятельности. С начала 90-х годов ХХ века исследования направлены на изучение индивидуально-ориентированных аспектов процесса адаптации к условиям обучения. Внимание ученых привлекают периоды адаптации, исследования также направлены на изменения, которые испытывает личность в процессе адаптации. Г. Александров [18] под адаптацией понимает процесс активного приспособления и волевой реализации усвоенных норм и ценностей в условиях конкретной ситуации [14, с. 4]. Автор подчеркивает волевой, осознанный процесс реализации норм и ценностей, при отсутствии которого происходит не адаптация, а внешнее приспособление, что приводит к конформному поведению, псевдоадаптации, индивид создает видимость принятия норм и ценностей, а на самом деле уступает групповому давлению. М. Буланова-Топоркова, А. Духавнева, Л. Столяренко рассматривают адаптацию в двух направлениях: адаптация личности к новой внешней среде и адаптация как становление на этой основе ее новых качеств. Следовательно, адаптацию истолковано как процесс приведения основных параметров социальных и личностных характеристик, в состояние динамического равновесия с условиями среды [15, с. 244]. Это определение отражает адаптацию как статический процесс. П. Просецкий адаптацию определяет как «активное творческое приспособление». Социально-психологическая адаптация — это приспособление индивида к группе и взаимоотношениям в ней, выработка собственного стиля поведения. Кроме того, исследователи различают 3 формы адаптации: формальную, общественную и дидактическую. Формальная адаптация — это познавательно-информационное приспособление к новому окружению, новым требованиям и обязанностям. Общественная адаптация — это процесс внутренней интеграции (объединения) групп и интеграция этих же групп в целом. Дидактическая адаптация — это подготовка студентов к новым формам и методам учебно-воспитательной работы образовательного учреждения [2]. Итак, адаптация имеет ряд особенностей, которые необходимо учитывать при осуществлении контроля за ее ходом. Период адаптации, связан с ломкой прежних стереотипов, на первых порах может обусловить низкую успеваемость и затруднение в общении. В процессе адаптации люди испытывают следующие трудности: -негативные переживания, связанные с уходом бывших членов коллектива, отсутствие взаимной п омощи и моральной поддержки; -неопределенность мотивации выбора профессии, недостаточная психологическая подготовка к ней; -неумение осуществлять психологическое саморегулирование поведения и деятельности, что усиливается отсутствием повседневного контроля; -поиск оптимального режима труда и отдыха в новых условиях; -налаживание быта и самообслуживания, особенно при переходе из домашних условий в общежитие; — отсутствие навыков самостоятельной работы, неумение работать с новыми формами работы и др. Особое значение в становлении личности имеет процесс психологической и профессиональной адаптации.
|