Е) Некоторые основные отрасли промышленности




Машиностроение (включая автомобилестроение)

47% добавленной стоимости промышленности

350 тыс. занятых

Машиностроение - важнейшая отрасль шведской промышленности. Она сконцентрирована в южной и центральной части Швеции и включает несколько крупнейших промышленных компаний Швеции. Одна из них - "Асеа", которая в 1988 году слилась со швейцарской "Браун Бовери" и образовала крупнейшую в мире электротехническую группу "АББ". Другая - "СКФ", доминировавшая в течение десятилетий на мировых рынках промышленных подшипников. "Электролюкс" после быстрого роста в результате поглощений является в настоящее время крупнейшим мировым производителем бытовой техники. "Атлас Копко" находится среди мировых лидеров по производству горнодобывающего и строительного оборудования, а "Альфа-Лаваль" (недавно поглощена фирмой "Тетра Пак" - мировым лидером в производстве систем для упаковки напитков - и получила название "Тетра-Лаваль") занимает аналогичные позиции в области производства оборудования для переработки продукции сельского хозяйства и промышленности.

Если не считать транспортного машиностроения (см. ниже), общее машиностроение является ведущей подотраслью машиностроения, за ним следует электротехническое машиностроение (в частности, производство телекомуникационного оборудования, бытовой техники, электрических генераторов и двигателей) и металлообработка. Производство телекоммуникационных товаров резко возросло за последние несколько лет. В 1995 году количество выпускаемой этим сектором продукции составило около 5-6% общего количеста выпускаемой промышленных товаров, или около половины того, что производит машиностроение и автомобильная промышленность.

"Эриксон" входит в число мировых лидеров в области производства средств телекоммуникации, прежде всего мобильных телефонных систем.

1995 год

Ж) Автомобилестроение

12% добавленной стоимости промышленности

94 тыс. занятых

Автомобилестроение - важнейшая подотрасль машиностроения. В Швеции имеются три производителя автомобилей: "Вольво", "Сааб Отомобайл" и "Скания". Помимо автотранспорта, "Вольво" и "Скания" выпускают промышленные и морские двигатели и авиационные компоненты. "Скания" разработала и создала несколько поколений военных самолетов для Военно-воздушных сил Швеции, а также гражданских самолетов: в кооперации с отделениями "Вольво", "Эриксон" и "Цельсиус" она разработала и работает над созданием "ЙАС 39 Грипен" ("Гриффон") - многоцелевого реактивного истребителя для ВВС Швеции.

После того, как планируемое слияние "Вольво" и французского "Рено" не состоялось, "Вольво" разработала новую стратегию, сосредоточившись на автомобильном и родственном ему бизнесе. Производство будет концентрироваться на производстве грузовиков, автомобилей и автобусов, а также морских, промышленных и авиационных двигателей.

В 1990 году образовалась компания "Сааб Отомобайл АО", акциями которой совместно 50 на 50 владеют "Инвестор АО" и американский "Дженерал Моторс". "Сааб Отомобайл" сосредоточил свою деятельность на разработке, производстве и рекламе средне- и крупногабаритных автомобилей.

"Скания" находится в числе наиболее прибыльных мировых производителей тяжелых грузовиков и автобусов. В начале 1995 года "Сааб-Скания" разделилась на две независимые компании, соответсвенно "Сааб" и "Скания".

Концерн “Вольво”

Концерн “Вольво” состоит из шести подразделений (компаний): легковые автомобили, грузовики, автобусы, строительная техника (погрузчики, самосвалы и экскаваторы), а также “Аэро” (авиадвигатели) и “Пента” (двигатели морского и промышленного назначения). Географическая схема сбыта продукции “Вольво” (90% идет на экспорт): Северная Америка – 28%, Азия – 7%, Швеция – 10%, остальная Европа – 47%, Африка и Австралия – 8%. Более половины оборота концерна приходится на легковые автомашины. Общий оборот концерна в 1997 г. вырос на 18% и достиг 183,6 млрд. крон. Чистая прибыль (после вычета налогов) составила 10,4 млрд. крон. Цена акции “Вольво” на Стокгольмской бирже поднялась к началу 1998 г. на 17% и составила 227 крон. Объемы капиталовложений возросли в 1997 г. на 21% (9,9 млрд. крон), а расходы на науку – на 5% (8,7 млрд. крон). Число рабочих и служащих “Вольво” достигло к началу 1998 г. 72,9 тыс. человек (+ 4%).Близится к завершению осуществление концерном мероприятий по ограничению своей производственной деятельности исключительно автомашинами, автобусами, строительной техникой и двигателями. В 1997 г. “Вольво” полностью продала пакеты акций в пищевой компании “Припс Рингз” (49%), САС (5%), а также “Рено” (11%), что еще более укрепило ее финансы. Все компании концерна закончили 1997 год с прибылью, особенно “Легковые автомашины”, “Автобусы” и “Вольво Аэро”. Самый высокий рост объемов сбыта зафиксирован на рынках Южной Америки (+41%), Восточной Европы (+39%) и Северной Америки (+38%). Из отдельных стран наиболее активно “Вольво” действовала в Китае, России, Индии и странах Восточной Европы.
В течение года расширялось сотрудничество с “Мицубиси”, “Ауди”, TWR (Великобритания), результатом чего стала разработка новых моделей автомашин и автобусов; начат диалог о коопераций с “Фольксвагеном”. В целях концентрации деятельности было принято решение сохранить электронно-вычислительную деятельность в рамках концерна, а не передавать ее в ведение специальной компании, как планировалось ранее. Для повышения мощи “Вольво” как промышленно-финансового концерна руководством предприняты шаги для усиления его финансовых позиций. В ряде стран открыты филиалы “Вольво”, наделенные банковскими функциями.

В конце 1997 года принята “стратегическая” трехлетняя программа по развитию производства и модернизации заводов в Швеции, Бельгии и Нидерландах, расширению рынков сбыта и усилению сотрудничества с иностранными автомобилестроителями, по переходу на новые системы маркетинга. Поставлена цель увеличить к 2001 г. производительность труда на 30%, оборот на 30%, прибыль – на 100%. Объемы инвестиций предусматривается довести до 12 млрд. крон в год, а расходы на научную разработку продукции – до 10 млрд. крон. Затраты на приобретение материалов и запчастей планируется сократить на 15% за счет повышения закупок в странах Восточной Европы (до 20% от общего числа закупок). Каждой компании поставлена задача представлять по новой модели каждый год. Кроме того, разработан план снижения уровня потребления бензина на 25% к 2005 г. путем разработки новых моделей энергосберегающих двигателей.
В расширении деятельности большое внимание уделяется рынкам Восточной Европы и Азии. В Восточной Европе (в первую очередь Россия, Венгрия, Чехия) намечено к 2001 г. поднять оборот в пять раз до 14 млрд. крон за счет строительства заводов по сборке грузовиков, автобусов и строительной техники, а в Азии – почти в два раза до 30 млрд. крон за счет местной сборки легковых автомобилей. В Латинской Америке “Вольво” планирует вырасти в два раза – до 16 млрд. крон.

Отдельное важное направление развития деятельности – Россия. В ближайшие годы концерн предполагает увеличить свое нынешнее присутствие здесь в пять раз. Для практического ведения дел “Вольво” сформировала специальную группу по России и Восточной Европе во главе с вице-президентом концерна Л. Янссоном. Расширение объемов деятельности намечается осуществить благодаря открытию нескольких заводов по сборке автобусов, позже – и грузовиков “Вольво”. Что касается продаж легковых автомобилей и разного рода двигателей, руководство концерна пока устраивает нынешний порядок, когда этим занимаются получившие лицензии дилеры. Со временем концерн собирается основать свои дилерские пункты во всех крупных городах России.

В 1997 г. “Вольво” существенно расширил свою деятельность в России. На начало 1998 г. концерн имел административные представительства в Москве, Санкт-Петербурге, Калининграде, Нижнем Новгороде, Новосибирске и Челябинске. Действовали 20 станций техобслуживания. Общий прирост продаж в России составил в 1997 г. около 50%, что достигнуто не столько за счет увеличения количества проданных машин, сколько за счет резкого преобразования “серого рынка” в официальный. Ведутся переговоры о сборке в России автобусов и грузовиков “Вольво”.

Легковые автомобили. Подразделение легковых автомобилей добилось в 1997 году впервые за многие годы лучших результатов в концерне. Его оборот вырос по сравнению с предыдущим годом на 15% и достиг 96,5 млрд. крон (в 1996 г. - 83,6), составив половину общего оборота “Вольво”. Прибыль компании неуклонно росла в течение всего года, составив 4,5 млрд. крон (1,5 млрд. крон в 1996 г.).Число проданных автомобилей увеличилось за год на 5% – до 386,4 тыс. автомашин (в 1996 г. – 368,3 тыс.). Наибольший рост сбыта отмечен в Южной Америке (+132%) и в Восточной Европе (+19%), а также в Северной Америке (+7%), где впервые с начала 1980-х годов было продано более 100 тыс. автомобилей. Началось строительство сборочного завода в Ботсване.

Разработанные в Нидерландах в сотрудничестве с “Мицубиси” автомобили среднего класса S40 и V40 и их варианты с турбо-двигателем (на основе 90-ой модели) были хорошо приняты в Европе и Азии. Автомашины S70 и V70 (преемники 850-ой модели) и их полноприводные варианты (V70AWD и V70XC) в немалой степени способствовали усилению позиций компании в Северной Америке. В то же время презентация модели “С70 Вольво” (кабриолет и купе), разработанной в сотрудничестве с TWR в Уддевалле, была значительно задержана из-за несогласованности компаний, и она начала продаваться в США, Японии и странах Европы лишь в 1998 г. В 1997 г. компания продала в Россию около 2,5 тыс. автомобилей. Грузовики. В течение 1997 г. в целях упрощения системы производства и снижения издержек проведена перестройка деятельности компании, уменьшено число компонентов и сокращено количество моделей до двух основных. В совокупности с исправлением ситуации в Северной Америке и повышенным спросом в Южной Америке это привело к достижению высоких результатов в четвертом квартале, что значительно улучшило показатели за весь год. Оборот компании поднялся на 15% и достиг 50,8 млрд. крон (в 1996 г. – 44,3), а прибыль составила 1,8 млрд. крон (867 млн. крон в 1996 г., когда она упала почти в шесть раз по сравнению с 1995 г.). Количество проданных грузовиков выросло на 8%, дойдя до 69 тыс. машин (в 1996 г. – 63,7 тыс.). Объемы сбыта возросли больше всего в Южной Америке (+40%), Восточной Европе (+29%) и Северной Америке (+24%)."Вольво” сохранила за собой второе место в мире по продаже тяжелых грузовиков. Доля компании выросла на американском рынке (9,7%), но снизилась в Европе (15,3%) и Бразилии (23,3%).Хорошо приняты в США модель VN большой грузоподъемности и ее удлиненный вариант. Началось строительство сборочных заводов в Индии, Пакистане, Тунисе, Бразилии, принято решение об открытии завода в Китае.

В октябре 1997 г. подписано соглашение о намерениях с “Мицубиси” относительно разработки новых моделей грузовых автомашин средней грузоподъемности и их продажи. В 1997 г. компания продала в Россию 550 тяжелых грузовиков, на 62% больше по сравнению с предыдущим годом. Автобусы. Подразделение автобусов было одним из самых стабильных в концерне в 1997 году. Оборот вырос на 24% и составил 10,6 млрд. крон (в 1996 г. – 8,5 млрд.), а прибыль – на 66%, дойдя до 550 млн. крон (в 1996 г. – 331 млрд.). За год было продано 8,7 тыс. автобусов (+18%). Самый высокий рост объемов продажи отмечен в Азии (+40%, продано 1,4 тыс. автобусов) и Северной Америке (+32%, 990 автобусов). Больше всего автобусов “Вольво” по-прежнему продала в Европе (4,2 тыс.), где сохранила свою ведущую роль в сбыте тяжелых автобусов (особенно в Западной Европе). В 1997 г. началась сборка городских автобусов B7R в ЮАР, Марокко и Китае, шло строительство заводов в Турции, Индии и Бразилии, создание системы городского транспорта в Сан-Пауло. Стратегически важные приобретения компанией 100% пакета акций в финской “Каррус Ой” и 51% акций в американской “Нова Бас” еще более укрепили ее позиции в Европе и Северной Америке. Началось осуществление совместного с TWR (Великобритания) проекта по разработке новых моделей автобусов.

В декабре 1997 г. “Вольво” подписала “Меморандум о взаимопонимании” с Министерством транспорта РФ по вопросу создания в России к концу 1999 г. трех совместных предприятий. С 1998 г. начнется сборка городских и маршрутных автобусов в Омске из комплектующих частей, поставляемых из Швеции (в 1997 году чуть более 100 автобусов, в дальнейшем – до 400 штук). Также планировалось начать в 1998 году сборку автобусов в Нижегородской области (г. Павлово). Компания прорабатывает вопросы о сборочном заводе в Московской области (Яхрома) и создании “всеобъемлющей системы” городского транспорта а Санкт-Петербурге.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: