Что несут в себе популярные современные мультфильмы?




Мультфильмы, как мы уже отмечали, занимают в последнее время огромное место в жизни ребенка дошкольного возраста. И это занятие является для детей одним из самых любимых. Однако, несмотря на свою большую популярность, мультфильмы до сих пор не стали предметом серьезного психологического анализа. М. С. Аромштам отмечает: «Мультфильмы заслуживают самого серьезного психолого – педагогического анализа как специфическое явление, оказывающее не последнее влияние на детскую жизнь». Мы попытались отчасти восполнить этот пробел.

Слово мультипликация образовано от лат. Animate – живой, одушевленный; анимационный – связанный с созданием иллюзий движения, живости. В мультфильмах все события разворачиваются на глазах у ребенка как живые. Первый признак одушевленности в сознании маленького ребенка – это движение. Но анимация - это виртуальный мир, а не реальный, дети до определенного возраста этого не понимают.

Когда дети смотрят мультфильмы, они идентифицируют себя с его героями. Это очень важный этап в развитии самосознания ребенка дошкольного возраста, познания своей внутренней жизни.

При сопереживании герою в мультфильмах у ребенка рождаются новые чувства: сострадание, уверенность. Желание быть добрым, мужественным. Через идентификацию с любимыми героями ребенок может позитивно научиться воспринимать себя, сможет справиться со своими страхами и трудностями. Кроме того, мультфильмы могут развивать интересы ребенка, его увлечения. События в мультфильмах повышают осведомленность ребенка, формируют его взгляды на жизнь, развивают его мышление и воображение. Мультфильмы могут стать помощниками в развитии творческого потенциала личности, совершенствования навыков общения и социализации.

Однако не всегда мультфильмы оказывают положительное воздействие на ребенка. В последнее время специалисты отмечают у детей такие серьезные проблемы, как:

· мультипликационная аддикация, когда ребенка невозможно «оторвать» от мультфильмов, и он готов смотреть их целыми днями. Это действительно опасное явление, которое парализует волю ребенка и отрывает его от многих других развивающих видов деятельности – игры, рисования, конструирования и т.п.;

· мультипликационная агрессия, когда после просмотра мультфильма родители и специалисты отмечают резкое увеличение эпизодов агрессивного поведения детей. Мультфильм становится источником жестоких, агрессивных форм поведения и задает модель объективного отношения к другому;

· мультипликационное опустошение, когда после длительного просмотра в поведении ребенка отмечается апатия, депрессия, снижение общего тонуса и т.п.

Таким образом, мультфильмы для детей, с одной стороны, имеют большой развивающий потенциал, а с другой – могут содержать в себе «подводные камни», представляющие опасность для психологического здоровья и развития детей. Характер влияния мультфильма на ребенка зависит от качества мультфильма и от его соответствия возрасту ребенка.

Когда мы проводим анализ мультфильмов, то одной из центральных задач являлось определение целевой аудитории и возрастного диапазона будущих зрителей. Для себя мы выделили следующие содержательные критерии анализа мультфильма:

1. Герой. Для ребенка дошкольного возраста именно герой является наиболее значимой фигурой. Ребенок – дошкольник может еще не понять или даже забыть сам сюжет, но если ему понравился персонаж, то мультфильм становится любимым, и ему гарантированы многочисленные просмотры. По отношению к герою разворачиваются сложные процессы идентификации, которые оказывают мощное влияние на формирование личностных качеств ребенка.

Анализ персонажа включает:

· Описание его внешности;

· Описание действий, реплик, поступков, мотивов;

· Отношения с другими персонажами.

2. Сюжет. Данный критерий позволяет качественно оценить содержание мультфильма. Здесь необходимо обратить внимание на последовательность событий, происходящих на экране (завязка, развитие действий, кульминация, развязка). Дошкольники, особенно младшие, редко могут удерживать линию развития сюжета целиком, поэтому мы предлагаем анализировать микросюжеты, и их содержание соотносить с возможностью понимания их ребенком.

Качественная оценка может быть ответом на вопросы об эмоциональном состоянии детей после просмотра, содержании их игр и ролевых диалогов.

3. Ключевые моменты. Под ключевыми моментами подразумевается кульминация сюжета. Для ребенка они имеют большое значение. Их можно обозначить как ключевые личностные переживания.

4. Длительность. Продолжительность мультфильма является одним из важных критериев для определения возрастной аудитории зрителей. Нормативы ВОЗ рекомендуют воздержаться от экранного просмотра детям до 3 лет. Рекомендованное время просмотра для детей от трех до семи лет составляет 20-30 минут в день. А ведь именно большинство классических отечественных мультфильмов имеют продолжительность от 5 до 20 минут, в то время как многие современные мультфильмы являются либо полнометражными, либо многосерийными. Оказывается, формат, наиболее приемлемый для детей дошкольного возраста, оказался нерентабельным для производителей.

Данные критерии анализа мультфильмов были разработаны в Центре игры и игрушки МГППУ.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-10-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: