Порядок проведения занятия.




Методическая разработка практического занятия № 35.

  1. Тема: Семиотика и синдромология при заболеваниях соединительной ткани

2 Цель:: научиться методике проведения расспроса больных с поражением суставов (выявление жалоб, сбор анамнеза), расспроса, пальпации суставов с целью определения подвижности, болезненности, формы, научиться выявлять суставной синдром на основании данных объективного обследования больного: опроса, осмотра, пальпации и данных лабораторно-инструментального обследования.

3. После изучения темы студент должен знать:

1. Знать особенности сбора жалоб и анамнеза у больных с поражением суставов

2. Знать особенности общего осмотра

3. Знать основные лабораторные и инструментальные исследования при заболеваниях соединительной ткани

4. Знать основные клинические и лабораторные синдромы.

4. После изучения студент должен уметь:

1. Уметь провести обследование больного с заболеваниями соединительной ткани

2. Уметьна основании сбора жалоб, объективного исследования и дополнительных методов исследования больных выделить синдромы заболевания соединительной ткани

5. Вид занятия: практическое в стационаре.

6. Продолжительность занятия: 4 часа.

7. Базисные знания:

  1. Роль соединительной ткани в реактивности организма
  2. Понятие об иммунитете, иммунлогических реакциях. Назвать типы иммунных реакций.
  3. Патогенез и патанатомия ревматоидного артрита.
  4. Патогенез и патанатомия СКВ.

8. Контрольные вопросы

1. Особенности жалоб и анамнеза больных с заболеваниями суставов

  1. Понятие о суставнов синдроме
  2. Ревматоидный артрит. Клиника, течение, прогноз.
  3. Деформирующий артроз. Особенности суставного синдрома при воспалительных и дистрофических заболеваниях суставов.
  4. Системная красная волчанка. Клиника, течение заболевания, принципы лечения

Ситуационные задачи

1. Больная М., 42 года, поступила в клинику с жалобами на слабость, утреннюю скованность в суставах, боли в локтевых, плечевых и коленных суставах, ограниченность в них, субфебрильную температуру.

Из анамнеза: больна 8 лет, последние 5 лет постоянно принимает 2 таблетки преднизолона в день. Заболевание неуклонно прогрессирует.

Объективно: состояние удовлетворительное. Пульс 84 удара в минуту, ритмичный. Тоны сердца незначительно приглушены. Дыхание везикулярное. Живот мягкий безболезненный. Ульнарная девиация пальцев рук. Коленный и локтевой суставы гиперемированы, горячие. Движения в этих суставах и в плечевых суставах ограничены.

Общий анализ крови: Эр. – 4,0*1012/л, Нв – 130 г/л, ЦП – 1,0, Л – 4,0*109/л, тр. – 200*109/л, П - 5%, С – 50%, Э – 0%, лимф. – 38%, М – 4%, СОЭ – 38%, сахар крови – 7,6 ммоль/л, СРБ +++, сиаловые кислоты – 320, реакция Ваалер – Роузе положительная, белковая фракция: общ. белок – 70, альб., - 4%, глоб. – 60%,

a1 – 6,5%, a2 – 12,7%, b - 16,1%, g - 24,7%.

Анализ мочи без патологии.

Рентгенограмма кистей рук: околосуставной эпифизарный остеопороз, сужение межсуставных щелей межфаланговых суставов пальцев рук.

    1. Выделите основные симптомы, сгруппируйте их в синдромы, объясните патогенез.
    2. Поставте предварительный диагноз.
    3. План обследования.
    4. Лечение.

 

  1. Больная Н., 58 лет. Жалобы на боли в суставах (коленных и тазобедренных) больше к вечеру, усиливающиеся при ходьбе по лестнице, стихают в покое и ночью.

Из анамнеза: больна около 6 лет. Заболевание началось с болей в коленных суставах. Работает на стройке подсобной рабочей.

Объективно: состояние удовлетворительное. Вес 110 кг. Рост 165 см. Со стороны легких и сердца без осложнений. Суставы: правый коленный деформирован, при движениях в нем крепитация и болезненность.

Общий анализ крови: Эр. – 4,2*1012/л, Нв – 135 г/л, Лейк. – 5,0*109/л, СОЭ – 14 мм/час, холестерин крови – 10,5 ммоль/л, В – липопротеиды – 9,3 г/л, СРБ отр.

На рентгенограмме суставов: сужение суставной щели, остеофиты.

1. Выделите основные симптомы, сгруппируйте их в синдромы, объясните патогенез.

2. Оцените индекс Броха.

3. Поставте предварительный диагноз.

4. План обследования.

5. План лечения.

 

  1. Тестовый контроль

1. При ревматоидном артрите ранее всего поражаются суставы

Варианты ответов

а) локтевые

б) позвоночные

в) проксимальные межфаланговые и суставы кистей

г) коленные

2. Геберденовские узелки – это

Варианты ответов

а) проявление деформирующего остеоартроза

б) явление, сопутствующие ревматоидному артриту

в) проявление особой реакции организма при бронхитах и бронхоэктазах

  1. Какие признаки характерны для артроза?

1) механические боли

2) хруст в суставе

3) повышение кожной температуры над суставами

4) припухлость суставов

5) гиперпигментация кожи над пораженными суставами

Варианты ответов

а) 1,3.4

б) 1,2

в) 2, 4, 5.

г) 1,2,5.

4. Что из ниже перечисленного указывает на воспалительный характер суставных болей

1) деформация сустава Варианты ответов

2)хруст в суставе а) 3,4

3) припухлость в суставе б) 2,3,4

4) гипертермия кожи в) 1,2,3,4

  1. Проявлением остеоартроза каких суставов являются узелки Бушара

а) проксимальных межфаланговых суставов кисти *

б) дистальных межфаланговых суставов кисти

в) коленных суставов

г) первого плюснефалангового сустава

6. Какие лабораторные показатели присущи остеоартрозу

а) анемия

б) лейкоцитоз

в) лейкопения

г) нормальные показатели крови

д) тромбоцитопения

  1. Какие суставы наиболее часто поражаются при ревматоидном артрите

а) проксимальных межфаланговых суставов кисти *

б) дистальных межфаланговых суставов кисти

в) коленных суставов

г) первого плюснефалангового сустава

  1. Какие симптомы имеют значение для ранней диагностики ревматоидного артрита

1) утренняя скованность

2) болезненность при пальпации Ахиллова сухожилия

3) латеральная девиация суставов кистей

4) подкожные узелки

5) отек проксимальных межфаланговых суставов

Варианты ответов

а) 1, 4, 5 *

б) 1, 3, 4, 5

в) 1,2,3,4,5

  1. При осмотре больного ревматоидным артритом обнаруживается:

1) пальцы в виде «шеи лебедя»

2) Узелки Бушара

3) Покраснение в области суставов

4) Хруст в суставах

5) Ульнарная девиация пальцев суставов

Варианты ответов

а) 1, 3. 5

б) 1,5 *

в) 1, 2, 3, 5

 

 

Порядок проведения занятия.

1. Вступительное слово преподавателя. Проверка выполнения письменного домашнего задания: ситуационных задач, рефератов, рисунков. 2. Входной контроль знаний: ответы на контрольные вопросы. 3. Обсуждение результатов самоподготовки студентов: устное собеседование по ситуационным задачам, клиническим ситуациям. 4. Практическое работа студентов в «малых группах» у постели больного под контролем преподавателя: - Курация - Доклад и клинический разбор 5. Обсуждение результатов практической работы и оценка ее результатов преподавателем. 6. Выходной контроль знаний: тесты. 7. Рефлексия – самооценка практической деятельности студентов. 8. Заключительное слово преподавателя. 5 мин     15 мин   30 мин     90 мин   20 мин   10 мин 5 мин   5 мин

Оснащение занятия:

- тетрадь для выполнения домашнего задания

- альбом

- тетрадь для работы у постели больного

- зачетная книжка по практическим навыкам

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: