Мизогиния или женоненавистничество в РПЦ




Впервые с мизогинией в РПЦ я столкнулась, когда во второй раз в своей жизни (после крещения), переступила порог православного храма в Царицыно в Москве. Я зашла с подругой. Мы были в джинсах, без платков и вошли, когда не было никакой службы в храме. И вот, из алтаря к нам вышел мужчина в подряснике (не знаю был ли он клириком) и спросил меня: «Вы кто? Мужчина или женщина?» Я ответила: «Женщина». Он сказал: «Чтобы я больше здесь вас не видел» (имея ввиду, в таком моем «брючном» виде). Естественно, я обиделась на такое «гостеприимство» и ушла из храма.

Ярче всего, на мой взгляд, проблема мизогинии в РПЦ проявляет себя в священнических семьях. Как я заметила, в последнее время на портал Ахилла поступает много статей от жен священников, натерпевшихся побоев от своих мужей. На меня произвело впечатление одно такое откровение бывшей матушки: «Жаловаться особо некому. На исповеди, когда рассказывала про обиды на мужа, старший священник обычно отвечал: Бог терпел — и нам велел. Всегда так. Везде так.— Я, знаешь, как-то задумалась: а если тебя, батек, вот так бить? По чуть-чуть каждый день. В какой момент у тебя терпение закончится, а?!Побои нарастали. В ход пошли ремень, швабра, труба от пылесоса, в общем, что под руку подворачивалось — все годилось.— Почему развелась? Неповеришь. Однажды повезла ребенка в областной центр на обследование. Зашла в храм, совсем незнакомый. Подошла к священнику, сверстнику. И выложила ему про свою боль, про синяки, про то, что мужа презираю и терплю из последних сил. А он мне, знаешь, что сказал? «А где же любовь, матушка?» Какая любовь! Нет ее, любви этой: ни человеческой, ни христианской. Он спрашивает: какое отношение побои имеют к учению Церкви? К Христу? Насколько я в своем терпении и смирении духовно возросла? Будет ли мне хуже от того, что я уйду от мужа и буду сама воспитывать детей? Я ушам своим не верила. Смотрю на него, и у меня челюсть отпадает. Долго потом думала над его словами. Бог есть Свет, и в Нем нет никакой тьмы. Ведь так? Помнишь, нас так наш священник учил? Царствие ему Небесное.

И вот терпение лопнуло. Муж опять в драку полез, я ему оплеуху отвесила, со всей дури, от всех своих обид накопившихся. У него аж щека распухла. А я детей собрала и к матери. И плевала я на все. Справлюсь. Детям нужна счастливая мать, а не забитое существо, блеющее про терпение и смирение, с синяками по всему телу. Смирение — вот оно: сама буду пятерых поднимать» (Елена К.«А где же любовь, матушка?»[Электронный ресурс]. – URL: https://ahilla.ru/a-gde-zhe-lyubov-matushka/)

 

От себя добавлю случай, о котором сама слышала. Один семинарист закончил семинарию, женился и стал служить священников. Прошло какое-то время, и ему намекнули в епархии, что он может, при желании, стать викарием правящего архиерея. Для этого надо только принять постриг. Батюшка пытался уговорить свою матушку согласиться на пострижение. Она не соглашалась. Тогда он пустил в ход свои кулаки. В результате домашних побоев его жена сбежала от него к родителям. А он после этого запросто постригся и теперь где-то «правит» в одной из епархий РПЦ. Интересно, что внутри РПЦ, в клерикальной среде, к побоям матушек священники относятся совершенно спокойно. Как будто побои жен совершенно естественны в православном семейном укладе.

 

Приведу и совсем уж вопиющий случай: «Большой резонанс в православной среде вызвал доклад протоиерея Федора Бородина на закрытом семинаре. На нем он говорил о глубоком системном кризисе в семьях священнослужителей. Точной статистики нет, но количество разводов год от года растет. Батюшки подолгу пропадают на службе, объясняет причины протоиерей, дети растут без отца, а матушки подвергаются насилию в семье. В пятницу 27 июля (2018 г.), в дни поста, Дионисий зарезал жену и спрятал ее труп в лесу. Зарезал, потому что она хотела подать на развод, а для клирика это катастрофа, ведь в православном мире развенчание невозможно (От себя добавлю, что проблема данного клирика заключалась бы (если бы он не совершил убийства) не в «невозможности развенчаться», а в том, что ему после развода пришлось бы уйти за штат и не служить, т.е. по сути лишиться работы – Л.)» (Котляр Е. «Терпи и смиряйся»: как православные священники бьют, мучают и убивают своихжен[Электронный ресурс]. – URL: https://tvrain.ru/teleshow/vechernee_shou/terpi_i_smirjajsja-468836/).

 

Другим проявлением женоненавистничества в РПЦ могут быть резкие высказывания в сторону женщин со стороны священников. Например, автором брутальных высказываний о женщинах является прот. Андрей Ткачев.«В блогосфере разгорается скандал вокруг диктофонной записи, на которой протоиерей Андрей Ткачев наставляет, как надо «правильно» обращаться с женщинами. В частности, пастырь говорит: «Бабы наглые, противные, и, если она в лоб не получит хотя бы раз в жизни, она ничего не поймет… Мужики виноваты во всем. Распаскудили бабье…» … Проблема, по мнению батюшки, в мужчине: он не имеет права быть подкаблучником. И священник детально рассказывает, как можно исправить женщину: «Нужно женщину ломать об колено, отбивать ей рога... гнуть ее, тереть ее, запихивать ее в стиральную машину. Делать с ней не знаю что. То есть мужчина должен обломать женщину на сто процентов! Превратить ее в настоящую женщину. Смыть с нее всю эту порнографическую краску, которая на нее нанесена современной цивилизацией. Не сможет — пусть не женится, пусть в монахи идет. Иначе баба будет им командовать. Он будет подкаблучником. Она им будет крутить, как хочет, истерики закатывать…». А вот еще одна цитата из наставления отца Андрея: «Есть такие смиренные бабы, которые чувствуют на расстоянии: «сейчас получу в лоб» — и понимают смысл жизни, и все! А есть дуры, у которых чувства нет, наглость зашкаливает, наглости слишком много, чувства никакого, значит, нужно… просто говорить: «Дорогая, до свидания! Там лифт.Значит, на кнопку нажмешь, кнопка №1, спускайся вниз, чтобы не воняло тобой здесь, коза дурная, пошла отсюда. Таких, как ты, дорогая, с каждым годом все больше и больше… То есть я могу до 45 отдыхать, от 17 до 50 у меня выбор. А ты — нет. Не понимаешь — ты дура. Дура, причем стоеросовая. Это значит непроходимая. Это такое редкое дерево.Я могу от 17 до 45, до 50, до 55 выбирать, если захочу. А ты можешь от 16 до 30, а дальше потом на смену тебе пришли, которым 16, и тебе нужно мазаться, краситься, выдумывать что-то. Не понимаешь? Не работает соображалка? До свидания!.. Им нужно рожать на самом деле, если на то пошло… и бояться!»» (Нужно женщину ломать об колено»: протоиерей Ткачев объяснил свою скандальную речь[Электронный ресурс]. – URL: https://www.mk.ru/social/2016/03/02/nuzhno-zhenshhinu-lomat-ob-koleno-protoierey-tkachev-obyasnil-svoyu-skandalnuyu-rech.html)

 

Другой известный проповедник (ныне покойный) прот. Дмитрий Смирнов также женщин не жаловал: «Глава патриаршей комиссии по делам семьи протоиерей Димитрий Смирнов на встрече сучастниками православного сообщества OrthodoxBRO критично высказался о женщинах,соглашающихся на гражданский брак. По его словам, представительницы прекрасногопола, живущие с мужчинами без регистрации, являются бесплатными проститутками."Неохота сказать, что "я бесплатная проститутка", поэтому говорят: "У меня гражданский

брак". Ты просто бесплатно оказываешь услуги – и все. Те мужчины, про которых говорят,что они женаты гражданским браком, они не считают их за жен, это просто временнаяутеха. Если бы он относился к ней как к жене, ну что, трудно зарегистрироваться, что ли?"– сказал Смирнов.Позже протоиерей объяснил, что специально использовал такую формулировку,поскольку хотел привлечь к проблеме общественное внимание … протодьякон Андрей Кураев рассказал телеканалу Москва 24, что за подобныевысказывания о "женах-проститутках" протоиерея могут отправить на заслуженнуюпенсию."Считается, что его слова – это официальные уста церкви, поэтому его слова можносчитать официальной позицией Московской патриархии. Получается, что это не толькодопустимо для протоиерея, а это и есть позиция патриарха. Вот патриарх пусть и ответитделом на этот вопрос, останется ли Смирнов на этом посту или уйдет на заслуженнуюпенсию. Заявления Чаплина все-таки тоже привели к отставке", – напомнил Кураев.Зампредседателя комитета Госдумы по вопросам семьи, женщин и детей ЕленаВторыгина тоже раскритиковала заявление священника. По ее мнению, недостойно такговорить о представительницах прекрасного пола, в каком бы браке они ни состояли» (Федотов А. «Женщин я не осуждал»: Как высказывание прот. Дмитрия Смирнова вызвало скандал[Электронный ресурс]. – URL: https://www.m24.ru/articles/obshchestvo/17022020/156438). Вот пример других его высказываний о женщинах: «Большинство мужчин умнее женщин — такое мнение выразил главаПатриаршей комиссии по вопросам семьи, защиты материнства идетства протоиерей Дмитрий Смирнов.«Женщины слабее умом. Конечно, бывают какие-нибудьтам Марии Кюри, но все-таки это редкость», — заявил он вэфире радио «Радонеж», его слова цитирует «Интерфакс»» (Мильченко А. «Слабее умом»: в РПЦ рассказали оботношении к женщинамВ РПЦ заявили о превосходстве мужского ума над женским[Электронный ресурс]. – URL: https://www.gazeta.ru/social/2019/07/08/12486121.shtml). «Позднее Смирнов пояснил свои слова.«Их слабость ума не в том, что они глупее. Девочки, например, чаще сзолотой медалью заканчивают школу. Они старательные. Они лучшепонимают, что им говорят. Исследования надо проводить. Это нельзяназвать глупостью. Есть и дети с гениальным проявлением ума. Но мынад ними смеемся, когда они эти качества проявляют. Женский ум длядругого создан. Женщина лучше работает за конвейером. А мужчина - не в состоянии», — детализировал миссионер» (ФахрутдиновР. «Его личное мнение»: в РПЦ пояснили словаСмирнова о женщинахВ РПЦ пояснили слова об умственных способностях женщин[Электронный ресурс]. – URL: https://www.gazeta.ru/social/2019/07/08/12486823.shtml).

 

Проявлять к женщинам снисходительное отношение (как к неполноценному человеку без мужчины) для этих вышеназванных священников кажется нормой. И меня очень радует, что им приходится оправдываться, отвечать за свои высказывания о женщинах перед светскими СМИ.

 

На мой взгляд это - не-христианское (не-евангельское) отношение к женщине. Мужская культура (античная прежде всего) повлияла на сложение церковной субкультуры, в результате чего в Церкви мужчина считал(и до сих пор считает) нормой демонстрировать свое превосходство над женщиной, а иногда и унижать женщину, была бы она только послушной и внушаемой. Если мы вспомним историю Средних (христианских) веков, то там мужчины-христиане блюли девство женщин (чистоту потомства), но сами разрешали себе удовлетворение похоти вне брака за счет проституток: «Супружеская верность являласьединственным надёжным способом для мужчин дворянского происхождения бытьуверенными в том, что их дети — действительно их.Известен случай, когда французский король Филипп, уличив собственных дочерейв связях с некоторыми из его вассалов, отправил двоих из них в монастырь,а третью убил. Что же касается провинившихся придворных, они были казненыжестокой публичной казнью. … Проституция процветала в Средневековье. В крупных городах проституткипредлагали свои услуги анонимно, не раскрывая настоящих имён, и это считалосьчестной и вполне приемлемой профессией. Можно сказать, что в то время Церковьмолчаливо одобряла проституцию, по крайней мере, ничем не пыталасьей препятствовать.Как ни странно, товарно-денежные отношения в сексуальных связях расценивалиськак способ предотвращения супружеской измены (!) и гомосексуализма, то естькак то, без чего невозможно (мужчине) обойтись.Святой Фома Аквинский писал: «Если мы запретим женщинам торговать своимтелом, похоть (мужская) выплеснется в наши города и разрушит общество»» (Мортон Д. Церковные нравы и интимная жизнь Средневековья[Электронный ресурс]. – URL: https://kramola-books.ru)

 

В современном феминном обществе женщины в РПЦ готовы дать отпор мужскому доминированию: «Елена Волкова: …Вопрос в том, что культура в качестве стереотипа навязывает женщине правоту мужчины, превосходство мужчины, ее подчинение и то, что она лишь функция. Она не личность, а у нее есть функция, она должна выйти замуж, родить, должна быть хорошей хозяйкой и так далее.Яков Кротов: Но женщина не только стиральная машина, а женщина – это еще и материнство.Елена Волкова: Да, и поэтому из материнства тоже сделан идол, и она и здесь должна приносить себя в жертву. Не она как личность ценна… А может быть, она не родилась с даром материнства, и физически, и психологически, и у нее талант совершенно в другом. Но нет, она должна следовать этому стереотипу. И ее унижают, над ней смеются: а когда же ты… И ты должна обязательно выйти замуж и родить. В результаты женщины теряют самих себя, вот ведь в чем беда, потому что вместо их собственной души им вставляют искусственное, пластиковое такое представление о стереотипах, о каких-то ролях, которые они должны выполнять. И это ужасно! И сколько я встречала женщин, которые уже в зрелом возрасте говорят: «Мне кажется, что я прожила не свою жизнь. Я должна была бы заняться этим, тем…» А ее учили, что она должна принести себя в жертву мужчине, а своих детей в жертву государству, особенно сыновей» (Женщина и Церковь: есть ли дискриминация женщин в Русской православной церкви? Есть ли дискриминация женщин в Русской православной церкви? Об этом на Радио «Свобода» в программе «С христианской точки зрения» говорят православные Лев Алабин, Елена Волкова и Ирина Карацуба[Электронный ресурс]. – URL: https://www.nuntiare.org/%D0%B6%D0%B5%D0%BD%D1%89%D0%B8%D0%BD%D0%B0-%D0%B8-%D1%86%D0%B5%D1%80%D0%BA%D0%BE%D0%B2%D1%8C-%D0%B5%D1%81%D1%82%D1%8C-%D0%BB%D0%B8-%D0%B4%D0%B8%D1%81%D0%BA%D1%80%D0%B8%D0%BC%D0%B8%D0%BD%D0%B0%D1%86/)

Я считаю, что очень хороший ответ священникам-женоненавистникам дал Я. Кротов «Яков Кротов: Я в заключение только вспомню 581-ый год, Собор в Маконе, в Галии, когда один епископ, сообщает Григорий Турский в хронике, встал и поднял вопрос: можно ли называть женщину «хомо», то есть человеком? Это проблема как с украинским языком. В германских языках «человек» – это только мужчина, и так во многих было и остается языках. Ответ был дан положительный, кстати, тогда, в 581-м году. Значит, осталось только понять, является ли мужчина человеком, если он ущемляет женщину» (Женщина и Церковь: есть ли дискриминация женщин в Русской православной церкви?Есть ли дискриминация женщин в Русской православной церкви? Об этом на Радио «Свобода» в программе «С христианской точки зрения» говорят православные Лев Алабин, Елена Волкова и Ирина Карацуба[Электронный ресурс]. – URL: https://www.nuntiare.org/%D0%B6%D0%B5%D0%BD%D1%89%D0%B8%D0%BD%D0%B0-%D0%B8-%D1%86%D0%B5%D1%80%D0%BA%D0%BE%D0%B2%D1%8C-%D0%B5%D1%81%D1%82%D1%8C-%D0%BB%D0%B8-%D0%B4%D0%B8%D1%81%D0%BA%D1%80%D0%B8%D0%BC%D0%B8%D0%BD%D0%B0%D1%86/)

 

Бабство мужчин в РПЦ

На мой взгляд «обабивание» мужчин в РПЦ более естественно, чем их женоненавистничество, потому что сегодня в основном мальчиков воспитывают их матери, и дальнейшее их воспитание и образование (от детсада до ВУЗа) также проходит в основном под руководством женщин.

 

Как проявляет себя мужское «бабство» в РПЦ?

 

На мой взгляд оно проявляет себя прежде всего в трусости клириков. Современные архиереи (преемники апостолов и учителя Церкви) РПЦ могут запросто обличать своих клириков или прихожан, но они не рискнут обличать власть имущих-не прихожан (депутатов, силовиков, сотрудников ФСИН или президента РФ)). Отсутствие обличения власть имущихсо стороны архиереев, как и печалованияо ком-то перед ними, указывает на убывание духовной силы Церкви, схождение ее на нет, к нулю. Сила Церкви заключается в ее авторитетном голосе (проповеди) по отношению к любому человеку, независимо от его положения в обществе. А если этот голос избирателен, это говорит о двойных стандартах в Церкви: друзьям (спонсорам и власть имущим) все (все можно в Церкви), остальным – ничего. Трусость же священников, на мой взгляд, проявляется в горьком поповском юморе на внутрицерковные темы. Отцы-священники боятся сказать правду в глаза архиерею, а вот за глаза готовы правду «резать» (в своих блогах или в своем специфическом поповском юморе). Мне это сильно напоминает советские анекдоты на кухне в советское же время, когда люди, задушенные советской партийной идеологией, находили отдушину и островок свободы в высмеивании партии.

 

Далее. Бабство мужчин в Церкви проявляется также в том, что они сосредоточены на себе, на том, чтобы им было удобно и комфортно. Например, я как-то ехала в метро, и со мной захотел познакомиться один прихожанин одного монастыря, куда я хожу. Я отказалась от этого знакомства, но что этот прихожанин ответил: «Ну и слава Богу, мне же будет лучше». Я поразилась неадекватности этой фразы.Если подумать, мужчина, который стремится создать семью, в последнюю очередь должен думать о себе и своем комфорте (как ему «лучше будет»), ведь в этой семье кормильцем должен быть именно он, а не его будущая жена.Приведу еще один пример «обабивания» мужчин. Как-то на медиа-проекте С.Т.О.Л. я смотрела интервью с епископом Переславским Феоктистом (Игумновым). Ему 44 года. Слушая беседу с ним, я поражалась многим его словам, но особенно мне запомнилась его фраза: «Я ничего не произвожу». Дело в том, что мужчина от природы одарен физической силой, умом и энергией. И по своей природе ничего не производить он не может. В патриархальном обществе о мужчине, которые говорит, что он ничего не производит, сказали бы, что он «пустоцвет», и такой мужчина перестал бы быть в патриархальном обществе рукопожатным. Все бы ничего, но эту фразу сказал не кто-нибудь, а архиерей, который по своему духовному статусу является примером христианина и служащим духовным отцом в своей епархии. Единственным оправданием таких слов архиерея является, на мой взгляд, его малый срок (всего 3 года) архиерейства и его скептическое отношение к своему «интеллектуальному продукту» (передачам «Евангелие дня» на радио «Вера»). Я думаю архиерею - не к лицу фраза «Я ничего не произвожу». Думаю, что он, как лицо ответственное, не должен «пускать» в медиа таких фраз.

 

Сегодня в Церкви некоторые священники решаются на снятия с себя сана, чтобы заниматься тем, что оказывается им ближе по душе. И интересно, что многим из них ближе по душе - психология. Они идут в психологи и коучи. Мне кажется, что выбор в качестве профессии психологии, это - признак «обабивания» мужчин. На мой взгляд профессия психолога - женская. А вот психологию как науку всегда двигали мужчины. Женщины же в психологии следуют теориям мужчин. Думать головой должен в первую очередь мужчина, а вот работать языком должна женщина. Поэтому бывших клириков - сегодняшних психологов я не могу воспринимать как настоящих мужчин-христиан.

 

Иногда бабство клириков проявляется в излишнем, на мой взгляд, внимании к своему внешнему виду (имиджу). Священник должен быть внешне опрятен, но не пристрастен к своейвнешности. Однако, часто клирики ищут красивых одежд (облачений) и причесок (монахи даже женские прически умудряются себе делать), уже не говоря о том, что клирики (и монахи в том числе) повсеместно стригут себе бороды (ради красоты лица).Сейчас редкие батюшки не касаются своей бороды (например, прот. Артемий Владимиров).

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-10-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: