При движении с поворотом на склоне с поперечным уклоном с некоторой постоянной скоростью v на машину кроме силы тяжести G действует центробежная сила
где R – радиус кривизны траектории движения машины (рис.2.).
Наиболее опасным является случай поворота машины в сторону верхней части склона, когда центробежная сила действует в ту же сторону, что и составляющая силы тяжести
Рис.2 - Расчетная схема для определения устойчивости машины при движении с поворотом на склоне
Параллельная плоскости склона. Эти силы относительно оси опрокидывания образуют опрокидывающий момент
Момент запаса устойчивости
Критическую скорость, соответствующую условию , определяем из уравнения
Откуда:
Заменяя в этом выражении отношение величиной после преобразования получаем:
Как видим, критическая скорость при движении на повороте тем меньше устойчивость и радиус поворота машины и чем больше угол склона. По нормам Госгортехнадзора расчётный коэффициент устойчивости , оцениваемый отношением удерживающего момента к опрокидывающему, должен быть не менее 1,15, в противном случае случайные возмущающие факторы станут причиной аварийных ситуаций.
Порядок проведения работы
Работа выполняется в индивидуальном порядке согласно назначенного варианта. (см. Приложение). Черновые расчеты с окончательными выводами предъявляются преподавателю в конце занятия.
Оформление работы и сдачи отчета
Отчет выполняется на стандартных листах формата А4. Последовательность оформления: цель работы, краткие теоретические сведения, исходные данные, расчетная схема, решение задачи, выводы. Сдача работы ведется с учетом контрольных вопросов.
|
Содержание работы
Для заданного варианта движения (см. таблица 1,2) при двух положениях груза Уо и Уо ’ определить следующие параметры динамической устойчивости машины:
1. Рассчитать нормальные реакции на колесах машины Rк1 и Rk2.
2. Оценить соответствие расчетного коэффициента Куст нормам Ростехнадзора.
3. Определить угол динамической устойчивости машины αД УСТ.
4. Принимая φСЦ = 0,6, определить угол динамической устойчивости при экстренном торможении путем полной блокировки колес.
5. Найти критический радиус поворота машины без груза, движущейся с максимальной скоростью, считая уклон дороги отрицательным – αS для поворота в сторону верхней части склона (см. рис. 2) и, наоборот, положительным +αS для поворота в сторону нижней части склона.
6 Контрольные вопросы для сдачи отчета
1. Влияет ли на динамическую устойчивость машины её удельная мощность и качество тормозной системы.
2. Будет ли зависеть динамическая устойчивость машины от состояния дорожного покрытия и погодных условий.
3. Поясните влияние рельефа рабочей местности на характеристики устойчивости машины.
4. Какие конструктивные факторы машины приведут к ухудшению или улучшению устойчивости.
5. Оцените величину ускорения современного легкового а/м при разгоне и торможении.
ЛИТЕРАТУРА
1. Батищев И.И. Организация и механизация погрузочно-разгрузочных работ на автомобильном транспорте. – М.: Транспорт, 1988. – 367 с.
2. Гоберман Л.А. Основы теории, расчета и проектирования строительных и дорожных машин. - М.: Машиностроение, 1988. – 464 с.
|
3. Анурьев А.В. Справочник конструктора-машиностроителя: в з-х томах, Том 1. - М.: Машиностроение, 2001. – 920 с.
4. Краткий автомобильный справочник НИИАТ. - М.: Транспорт, 1994. – 387 с.
Приложение
Вариант «А» (см. таблицу 1)
Автопогрузчик модели 4045 (4063) с параметрами:
Собственная масса Gт = 5 т, грузоподъемность Gо = 3 т, высота подъема вил Уо = 4,5 м, У’о = 0,4 м, База В = 2,34м, Колея L = 1,7 м, максимальная скорость – 40 км/ч, Хо = 1 м, I1 = 1,57 м, I2 = 0,77 м, hт = 0,655 м.
Таблица 1.
Вариант | ||||||||||||
Масса груза, т | ||||||||||||
Угол склона αо (в гору) | ||||||||||||
Угол склона αо (с горы) | ||||||||||||
Разгон + J м/с2 | 2,5 | 1,7 | 1,5 | 0,5 | ||||||||
Тормоз –jт м/с2 | 2,5 | 1,5 | 0,5 | |||||||||
Поворот при + αоs | ||||||||||||
Поворот при – αos |
*для справки – современные а/м развиваются при разгоне +J = 2-3 м/с2 и –jт = 6-7 м/с2 при торможении.
Вариант «В» (см. таблицу 2)
Автопогрузчик модели 4065 с параметрами:
Собственная масса Gт = 6 т, грузоподъемность Gо = 5 т, высота подъема вил Уо = 4,0 м, У’о = 0,5 м, База В = 2,55 м, Колея L = 1,6 м, максимальная скорость – 40 км/ч, Хо = 1,2 м, I1 = 1,65 м, I2 = 0,9 м, I3 = 0,7 м.
Таблица 2.
Вариант | ||||||||||||
Масса груза, т | ||||||||||||
Угол склона αо (в гору) | ||||||||||||
Угол склона αо (с горы) | ||||||||||||
Разгон +J м/с2 | 2,5 | 1,7 | 1,5 | 0,5 | ||||||||
Тормоз –jт м/с2 | 2,5 | 1,5 | 0,5 | |||||||||
Поворот при + αos | ||||||||||||
Поворот при – αos |
|
Рис. 3 - Общий вид погрузчика 4045:
1 – погрузчик; 2 – каретка грузоподъемника; 3 – цилиндры наклона грузоподъемника; 4 – ведущий мост; 5 – карданный вал; 6 – рулевое колесо; 7 – топливный бак; 8 – коробка передач и сцепление; 9 - двигатель