Полный технологический цикл производства лепных изделий рассмотрим на примере выполнения коринфской капители - самой богатой по отделке и самой трудной в изготовлении детали.
Коринфская капитель состоит из колокола, служащего основанием скульптурных деталей капители, и четырехсторонней плиты - абаки с вогнутыми профилированными краями, на поверхности которых расположены угловые и средние волюты, большие и малые листья аканта и другие мелкие детали - цветок с каждой стороны абаки.
Модель. Вытягивают из гипса (рис. 104, а и б) тело полукапители шаблоном 10 с горизонтальным расположением оси. Стенки капители должны быть тонкими и прочными, поэтому в них закладывают металлический каркас 6 из поперечных полуколец, скрепленных проволочными прутьями, поверх которых надевают проволочную сетку. Просветы между сеткой и шаблоном заполняют гипсовым раствором.
Рис. 104. Выполнение модели коринфской капители: а - разрез коринфской капители, б - вытягивание тела полукапители, в - вытягивание абаки, г - подготовка модели к лепке; 1 - глубина каннелюры, 2 - уступ для установки листов, 3 - тело полукапители, 4 - угловой профиль абаки, 5 - основной профиль абаки, 6 - металлический каркас, 7 - проволочная сетка, 8 - верстак, 9 - рейки, 10 - шаблон полукапители, 11 - шаблон абаки, 12 - кусок тяги абаки, 13 - абака, 14 - каркас
Затем вращающимся шаблоном 11 (рис. 104, в) вытягивают из гипса на верстаке три куска криволинейной тяги с профилем абаки 12. Вычерчивают план половины абаки, обрезают тяги абаки по плану и склеивают их. Изготовленное тело 3 (рис. 104, г) устанавливают на подставку и, проверив отвесом вертикальность установки, укрепляют. Затем на тело устанавливают половину абаки 13. Тело делят на восемь равных частей и проводят вертикальные линии, на которых намечают места для листьев, спиральных завитков и лилеек, затем устраивают из толстой проволоки каркасы 14 для листьев и клячи для завитков. Покрывают модель тела шеллаковым лаком и начинают лепить из глины орнамент.
|
Из глины лепят волюты угловые 1 (рис. 105, б) и средние с поддерживающими их листами 2, затем большие и малые листы, окружающие низ капители, и наконец, мелкие детали - цветок на абаке, лилейки и усики между листами. Как правило, в глине тщательно прорабатывают по одному повторяющемуся элементу (лист большой и малый, цветок на абаке, волюту большую и малую). Для перевода мягких деталей орнамента в твердые снимают с них черновые формы. С капители, особенно большого размера, черновые формы деталей рекомендуется снимать на месте их лепки. Сначала с модели снимают все повторяющиеся лепные детали, не проработанные модельщиком начисто, а линии их обреза размечают на полукапители. Такая разметка нужна для последующей сборки модели.
Рис. 105. Выполнение деталей модели коринфской капители: а - лепка волют и листов из глины, б - лепка больших и малых листов, в - модель с деталями из глины, г - срезка выступающих частей, д - модель с деталями, отлитыми из гипса; 1 - угловые волюты, 2 - поддерживающие листы, 3 - лист, 4 - абака, 5 - нижние листы
Затем обрезают для отдельной формовки проработанные выступающие части капители (например, головки большого и малого листьев аканта, завитки средних волют) и начинают изготовлять черновые формы снизу, т. е. снимают форму малых листьев аканта. Для этого гипсовое тело модели смазывают смазкой, а остальные близко примыкающие к ним части закрывают бумагой, чтобы при оплеске не забрызгать их гипсом. Оплеску лучше производить рукой, следя за тщательной оплеской глубоких мест рельефа.
|
Затем черновую форму изготовляют как обычно. По окончании формовки листы с формой снимают с тела капители, осторожно подсовывая под форму лопатку.
Сильно выступающую угловую волюту формуют особенно осторожно, так как она укреплена на теле капители клячами и может отстать при формовке и упасть. Для этого ее оплескивают снизу цветным гипсовым раствором и укрепляют деревянной подставкой, упирающейся в пол. В глубокие места волюты закладывают боковые куски и делают на них широкую фаску для стыка и несколько замков. Формуют волюты вместе с обрезанными на фаску заложенными боковыми кусками. Отнимают форму волюты вдвоем: освобождают клячи, на которых была укреплена глиняная модель волюты, промачивают форму, потом, убрав подставку, лопаткой расшатывают форму и осторожно снимают ее с модели. Затем отнимают заложенные боковые куски и выбирают глину.. После этого вкладывают боковой кусок в форму и прикрепляют его гипсовым раствором. Аналогично формуют остальные детали орнамента. В полученных черновых формах отливают в гипсе по одному экземпляру каждой детали. После окончательной проработки и отделки с них снимают чистые формы, в которых отливают нужное число деталей в гипсе.
Чтобы собрать полную модель капители, для каждой отдельной детали на ее теле делают соответствующее гнездо, а на самой Детали с прилегающей к телу стороны устраивают шарнир, который вставляют и укрепляют в гнезде.
|
Если необходимо получить большое число отливок капители, изготовляют дубликат модели и с него выполняют требуемое число форм. Оригинал модели служит эталоном для проверки готовых капителей.
Окончательно собранную модель половины капители из гипса вместе с деталями покрывают шеллаковым лаком и передают в формовочный цех для изготовления форм.
Формы. С модели коринфской капители, как правило, снимают клеевые формы (рис. 106). Гипсовую модель полукапители укладывают на верстак плоскостью вниз. К торцам модели подкладывают гипсовый грунт 2 (рис. 106, а, б) в виде полуцилиндров шириной 5-6 см и диаметром, соответствующим диаметру ствола колонны.
Рис. 106. Выполнение клеевой формы коринфской капители: а - подмазка гипсового грунта с верху и с низу модели, б - закладка торцового куска гипсового кожуха, в - накладка слоя глины на боковую поверхность модели, г - закладка одного из боковых кусков гипсового кожуха, д - гипсовый кожух в готовом виде, е - заливка жидкой клеевой массы; 1 - гипсовая модель, 2 - грунт из гипса, 3 - торцовый кусок кожуха, 4 - слой глины, 5 - боковой кусок кожуха, 6 - замки, 7 - верхний кусок кожуха, 8 - литник, 9 - отверстие для выхода воздуха, 10 - ковш с клеевой массой, 11 - полость, заливаемая клеем
Первым выкладывают торцовый кусок 3 гипсового кожуха по грунту 2 на плите абаки. Кусок повторяет очертание абаки и скошен двумя гранями от верхних усенков абаки на все три стороны. Затем всю поверхность модели до нижнего грунта 2 (рис. 106, в) покрывают влажной бумагой и равномерно обкладывают слоем глины 4. Толщина слоя должна быть равна толщине клеевой формы. На слой глины укладывают куски гипсового кожуха: два боковых 5 и один верхний 7. Стыки кусков должны быть расположены на угловых осях капители. Все три куска кожуха должны заходить на нижний грунт 2, который является торцовым куском кожуха. В плоскостях стыка кусков устраивают замки 6.
После того как гипсовый раствор затвердеет, куски кожуха разнимают и удаляют оттуда слой глины с бумагой. В одной из возвышенных точек верхнего куска просверливают литник 8 для заливки клея. Над гладкими местами модели высверливают отверстия 9 для выхода воздуха. Затем всю внутреннюю поверхность кусков кожуха смазывают, кожух снова собирают, устанавливают на модель, крепко стягивают веревками и привязывают к верстаку.
Через литник 8 заливают из ковша 10 клей, который должен наполнить свободную полость 11 между кожухом и моделью. Как только клей заполнит отверстия для выхода воздуха, их замазывают глиной. После застывания клея кожух разбирают, полученную форму снимают с модели (рис. 107). Затем кожух 2 и клеевую форму 1 снова собирают в рабочем положении для отливки половины капители: первым вниз укладывают верхний кусок, на него - клеевую форму и прикладывают боковые и торцовые куски кожуха. Форму выравнивают в горизонтальном положении посредством деревянной подставки, подкладываемой под кожух, и смазывают ее. С приборов, отлитых из гипса, изготовляют отдельные клеевые или комбинированные формы.
Рис. 107. Выполнение деталей коринфской капители: а - готовая клеевая форма, б - клеевая форма в гипсовом кожухе, в - клеевая форма и кожух для отливки верхушки листа; 1 - клеевая форма, 2 - кожух, 3 - подставка, 4 - части формы, 5 - клей, 6 - гипс, 7 - замки, 8 - литник, 9 - крышка
Отливка капители. Подготовленную клеевую форму заполняют гипсовым раствором, постоянно следя за тем, чтобы не образовывались воздушные пузыри. Для прочности в выступающие части абаки закладывают арматуру из вымоченных в воде деревянных планок или из проволоки.
Излишки гипсового раствора снимают с помощью правила вровень с усенками формы и кожуха. После того как гипсовый раствор затвердеет, форму переворачивают, кожух разбирают и осторожно отнимают клеевую форму с отливки. Одновременно с этим отливают все выступающие приборы, причем приборы с тонким двусторонним орнаментом рекомендуется отливать в надавку.
Когда половина основной части капители с установленными на ней приборами (листьями, розетками, волютами) полностью готова, ее отделывают и устраняют все имеющиеся дефекты.
Для круглой колонны отливают две половины капители и двойное число деталей. Целый ствол колонны вытягивают обычно в горизонтальном положении на станке, вращая сам вытягиваемый ствол колонны около неподвижного шаблона-правила (см.гл. IV).
Установка и крепление (рис. 108). Перед установкой капители находят центральную ось колонны и отмечают точки ее пересечения с архитравом и астрагалом. Затем на астрагале отмечают углы абаки. На стержень колонны между уровнями астрагала и низа архитрава выносят все вертикальные оси 1 убранства капители по рабочему чертежу. Насухо подгоняют к месту основные части капители - две половины колокола и четыре четверти плиты абаки 5. В заранее размеченных местах пробивают отверстия и закладывают деревянные пробки для клячей. Половины колокола скрепляют в верхней части тремя-четырьмя клячами с каждой стороны; листья и другие детали капители крепят клячами, пропущенными сквозь стену колокола против места установки детали. Клячи должны быть достаточно длинными, так как они держат и само тело капители, и какую-либо ее часть (например, лист, лилейку).
Рис. 108. Разметка мест установки колокола и абаки коринфской капители (а и б) и план абаки и колокола (в): 1 - разметка осей креплений деталей на колоколе, 2 - места установки клячей, 3 - место стыка частей абаки, 4 - штырь, 5 - абака, 6 - кляча для крепления угловой волюты, 7 - кляча для крепления большого листа, 8 - колокол, 9 - ствол колонны с астрагалом, 10 - стержень, пропущенный через отверстия в абаке и опирающийся на штырь, 11 - кляча для крепления цветка
Для крепления частей абаки в стержень колонны под архитравом заделывают по угловым осям абаки четыре горизонтальных штыря 4 из квадратной стали. В каждую часть абаки при отливке закладывают стержень 10 для навески на штырь 4. Всю поверхность ствола колонны и низа архитрава в местах соприкосновения с устанавливаемыми частями капители насекают бороздками по диагональной сетке для лучшего сцепления при заливке гипсовым раствором.
Половины колокола крепят клячами (подкручивая их) и обмазывают раствором места стыков. Собирают на колоколе четвертные части абаки. Пустоты между стержнем колонны и частями абаки полностью заливают раствором.
Отдельно отлитые детали лепного убранства капители вначале устанавливают в соответствии с рабочими чертежами насухо на клячах (рис. 109) для подгонки к месту. Сборку деталей производят сверху вниз. После установки детали крепят раствором и окончательно отделывают, поправляя и зачищая места стыков.
Рис. 109. Крепление волют и листьев коринфской капители: 1 - крепление малых листов, 2 - крепление больших листов, 3 - заделка мест крепления колокола, 4 - крепление угловых волют, 5 - клячи для крепления листов
После установки и крепления все части капители обмазывают гипсом; верх абаки во избежание затекания воды также замазывают гипсом и, если капитель стоит на открытом воздухе, то делают козырек из кровельной стали для слива воды, предохраняющий капитель и всю колонну от увлажнения.