Крупноразмерную скульптуру, например фигуру более 4 м, формуют и отливают по частям с учетом удобной доставки ее от места изготовления к месту установки. На месте установки скульптуру монтируют из отдельных частей.
При формовке фигуры с вытянутыми руками или сильно расставленными ногами приходится или увеличивать число раковин формы, что усложняет процесс изготовления, или все приборы формовать и отливать отдельно, а затем монтировать фигуру. Рассмотрим изготовление скульптуры вторым способом, так как первый применяют редко.
Работу начинают с изготовления черновой формы. Провешивают модель и наносят линии, по которым будут отрезать приборы и разбивать фигуру на части, удобные для снятия формы и для отливки. Размер этих частей не должен превышать по высоте 1 м. Затем формуют сильно выступающие приборы (рис. 95, а). Для этого по намеченным линиям отреза прокладывают пластины 1 из тонкой жести и наносят не менее трех меток - черточек, перпендикулярно пересекающих линии отреза. По этим меткам потом будут устанавливать прибор на место. При формовке приборов фигуру закрывают, чтобы не забрызгать остальные части гипсом. Если необходимо, под прибор ставят подпорку, которую прикрепляют к нему гипсовым раствором. Отформованный прибор модели отрезают и отнимают от него форму.
Рис. 95. Изготовление крупноразмерной скульптуры: а - снятие черновой формы с приборов, б - снятие черновой формы с основной фигуры, в - общий вид скульптуры с каркасом и местами расположения замков; 1 - разделительные пластины, 2 - глиняная модель, 3 - черновая форма с руки, 4 - черновая форма с нижней части основной фигуры с плинтом, 5 - каркас, 6 - места расположения замков
|
Основную часть модели начинают формовать снизу, т. е. сначала формуют ноги, обычно вместе с плинтом (рис. 95, б). Для каждой части изготовляют черновую форму. Большие фигуры формуют и отливают несколько человек под руководством опытного мастера.
Перед отливкой части формы соответствующим образом подготавливают, вкладывают в них каркас 5 (рис. 95, в) и связывают веревкой. Каркас укладывают в форму с таким расчетом, чтобы над ним образовался защитный слой из гипса 2 см. Плинт руки и ноги фигуры обычно заливают гипсовым раствором полностью, остальные части делают пустотелыми. Толщина гипсового слоя пустотелых частей отливки при высоте фигуры 4...6 м должна быть 3...5 см. Для большей прочности в гипс закладывают как можно больше пеньки.
Когда процесс формовки и отливки основной части и приборов закончен, монтируют фигуру. Предварительно все части фигуры собирают насухо, чтобы проверить, хорошо ли они подходят друг к другу. Сборку ведут последовательно сверху вниз, строго следя за тем, чтобы части соединялись между собой так же, как они были соединены на глиняной модели, и чтобы шов между ними не превышал 1 мм.
В местах соединения частей устраивают конусообразные замки 6. Например, в местах соединения с головой или ногами на торсе делают шипы из гипса высотой 15...20 см. Основание шипа должно быть не менее чем на 8 см шире вершины. При соединении руки и плеча шип делают на руке, высота шипа должна быть 10...12 см, а основание на 1...2 см шире вершины. Место, на котором располагают шип, насекают ножом, вбивают в него гвозди, а затем накладывают гипсовый раствор для шипа. Шип зачищают, покрывают спиртовым шеллаковым лаком и смазывают.
|
На шее, ногах и плечах вырезают под шипы гнезда глубиной,, соответствующей размеру шипа. Гнезда насекают, покрывают спиртовым шеллаковым лаком, смазывают, а затем заливают гипсовым раствором и тотчас же ставят на место часть с шипом так, чтобы ранее сделанные на соединяемых частях метки (черточки) совпали. Излишки гипса, который при этом выдавливается из гнезда, тщательно заделывают и зачищают стык, чтобы не было видно соединения. Как только гипс схватится (но не затвердеет), соединенные части разнимают.
Если надо получить монолитное соединение отдельных частей скульптуры, то в одну присоединяемую часть при ее отливке заделывают проволочную петлю, а в другой устраивают гнездо. В гнездо, заполненное загустевшим гипсовым раствором, вставляют проволочную петлю и плотно прижимают части друг к другу. После затвердения гипсового раствора части будут прочно скреплены.
Полые части с широким основанием, через которое рукой можно изнутри достать до стыка, склеивают гипсовым раствором, накладываемым на предварительно смоченный и нацарапанный стык. Через 20...25 мин соединенные части кладут на бок, смазывают изнутри стык на ширину 4...6 см в каждую сторону жидким гипсовым раствором и прокладывают пеньку, вымоченную в гипсовом растворе. Затем шов снаружи зачищают.
Недостатком описанного способа является сложность монтажа. Поэтому если фигуру изготовляют на месте установки, ее можно формовать целиком. Для этого фигуру провешивают, наносят вертикальные линии и делят на две части - переднюю и заднюю. Передняя часть должна составлять 2/3 всей фигуры. Этим обеспечивают устойчивость передней части. По намеченным вертикальным линиям прокладывают металлические пластинки и приступают к формовке.
|
Формовку ведут быстро и с таким расчетом, чтобы всю переднюю раковину отформовать в течение рабочего дня. Форму усиливают металлической арматурой и для устойчивости подпирают подставками. Когда передняя раковина готова, на ней делают замки и формуют заднюю раковину кусками высотой 60...70 см каждый, снизу вверх. Закончив формовку задней раковины, куски снимают, начиная сверху, смачивают водой и освобождают от глины. Затем освобождают от глины переднюю раковину и осторожно вынимают каркас, на котором лепили глиняную модель. Отливку начинают с плинта, затем устанавливают нижний кусок задней раковины и отливают часть на высоту этого куска. На отлитой части устраивают замки, устанавливают следующий кусок и продолжают отливку далее, т. е. монтаж фигуры происходит одновременно с отливкой, чем обеспечивается точность сборки и отсутствие швов. Несмотря на то что этот способ проще и лучше, им пользуются только при условии, что из формы можно легко вынуть каркас модели.
Отделка готовых изделий
Отделка готовых изделий заключается в исправлении дефектов, полученных при их изготовлении, а также в последующей обработке с целью повышения их прочности и придания им декоративности.
Гипсовые изделия иногда получаются слишком тонкими. Для исправления этого дефекта замешивают на известковой воде необходимое количество гипсового раствора, который должен быть более жидким, чем раствор, из которого изготовляли отливку. Дав раствору загустеть, вливают его в изделие, предварительно смоченное водой, и повторяют окатку. Иногда для этого изделие приходится снова укладывать в кусковую или клеевую форму.
Если на готовом изделии, отлитом в кусковой форме, отломились или не получились мелкие части, на место отсутствующей части накладывают кусок формы этой части и заливают в нее гипсовый раствор. Чтобы устранить такие дефекты на изделии, отлитом в клеевой форме, его укладывают в половину формы, поверхность которой более насыщена деталями. От второй половины формы отрезают кусок шире недостающей части отливки. Затем гипсовым раствором с помощью кисточки заполняют в форме недостающую на изделии часть, тщательно притирая гипс к отломанному краю отливки. На отрезанный от формы кусок накладывают тонкий слой гипсового раствора. После начала схватывания гипса этот кусок накладывают и слегка прижимают к первой половине формы.
Если в процессе разборки формы отломились куски отливки, их приклеивают. Для этого на поверхности отливки и отломанном куске поперек края поломки вырезают узкие и глубокие каналы, длина которых должна быть равна примерно половине приклеиваемого куска. Каналы заполняют гипсовым раствором и вкладывают в них нарезанные куски проволоки. На сколы склеиваемых кусков наносят слой гипсового раствора и плотно прижимают куски друг к другу. После затвердения гипсовый раствор сверху подчищают и шов заделывают гипсовым раствором.
Иногда на готовой отливке (например, в результате образования воздушных пузырьков в клеевых формах) образуются заскоки на швах или небольшие шишки. Эти дефекты удаляют на плоских поверхностях прямым долотом и циклей, на вогнутых - полукруглым долотом, на выпуклых - ножом. После исправления дефектов окончательно выравнивают поверхность стеклянной шкуркой.
Если на отливке образовались ненужные углубления, их удаляют прошкуриванием кругообразными движениями с помощью ровных деревянных брусков, плотно обернутых шкуркой, или сложенной в несколько раз шкуркой.
На готовом изделии остаются следы от формы в виде выступающих швов и заусенцев, которые снимают ножом, подпилком или другим острым инструментом. После этого изделие внимательно осматривают и обнаруженные раковины или дырочки заделывают гипсовым раствором: поврежденное место на отливке смачивают водой с помощью губки или кисти, разводят гипс водой до получения пластичного раствора и небольшой кисточкой наносят его на заделываемое место. Начавшему схватываться гипсовому раствору кисточкой, смоченной в воде, придают необходимую форму. Кисточка должна быть упругой, но достаточно мягкой.
При исправлении дефектов на больших участках изделия гипс наносят лопатками, поверхность отливки предварительно процарапывают или нарезают. Зачищают исправленный участок после затвердения гипсового раствора.
После исправления всех дефектов гипсовое изделие обрабатывают для придания ему твердости и водостойкости следующими способами:
1. Изделие, нагретое до 50...60°С, пропитывают теплой олифой (20...30°С). Олифу наносят кистью до тех пор, пока она не перестанет впитываться. Затем изделие сушат в течение 2...3 суток и покрывают за два раза спиртовым шеллаковым лаком.
2. Изделие на 30 мин погружают в 25%-ный раствор формалина или 100%-ный раствор калиевых или алюминиевых квасцов. Пропитку повторяют 2...3 Раза.
3. Изделие три раза погружают в 5-10%-ный раствор медного купороса: первый раз его выдерживают в растворе 15 мин, после 5-минутной сушки два раза - по 10 мин.
4. Изделие пропитывают 3-5%-ным раствором хлористого кальция с помощью кисти или погружением в раствор на 10...15 мин. После 3-5-минутной сушки изделия погружают в мыльную воду.
Процесс, включающий подготовку изделий к окрашиванию и само окрашивание, называется патинированием. Перед окрашиванием изделие пропитывают или покрывают различными составами, закрывающими поры. Для придания большей художественной выразительности гипсовые изделия окрашивают под слоновую кость, мрамор, терракоту, чугун, бронзу и т. д.
Под слоновую кость. Изделие покрывают мыловаром (на 1 л горячего молока добавляют 30 г белого мыла) с помощью кисти и поверхность тщательно растушевывают во избежание образования на ней штрихов и полосатости. Затем изделие сушат и наносят на него грунт из масляного лака, имеющего слегка желтоватый оттенок. По просохшему лаку через день изделие слегка прокрашивают желтой масляной краской, которую затем стирают с поверхности мягкой тряпочкой. Патинированное таким способом изделие имеет сильный блеск, который снимают через несколько часов щетинной кистью с тальком.
Под мрамор. Изделие пропитывают олифой и выдерживают его до высыхания.
Под камень, дерево и другие материалы. Высушенные изделия пропитывают олифой или парафинируют (погружают в растопленный горячий парафин) и после этого красят под цвет имитируемого материала.
Под терракоту. Изделие, обработанное лаком, мыловаром или олифой, красят масляными или водными красящими составами за два раза. Чтобы поверхность получилась матовой, масляную краску разбавляют скипидаром с примесью воска, растворенного в скипидаре.
Под чугун. Изделия грунтуют темно-серой краской, состоящей из охры, белил и сажи на олифе, смешанной с сиккативом. После высыхания грунтовки изделие протирают сухой смесью графита, мумии, охры, белил и ультрамарина.
Под бронзу. Вначале на поверхность изделия наносят краску под тон бронзы, составленную из масляных красок различных цветов, сиккатива и скипидара в равных частях. Смесь должна получиться негустой, чтобы ее можно было легко наносить кистью. После просыхания краски изделие покрывают тонким слоем воска, растворенного в скипидаре. Когда воск почти высохнет, на окрашенную деталь с помощью кисти, увлажненной воском, наносят тончайшим слоем бронзовый порошок. Когда краска окончательно высохнет, изделие протирают мягкой тряпкой для придания ему металлического блеска.
Существует и другой метод патинирования под бронзу. Изделие пропитывают олифой, затем наносят тонкий слой бронзового порошка, окисленного раствором ляписа, а для получения того или иного тона добавляют сухие краски. Окончательно поверхность изделия обрабатывают воском и протирают.
Гипсовые отливки можно также окрашивать крахмальными красками различного цвета. В этом случае к водному раствору крахмала добавляют порошкообразную краску.
Цветные гипсовые изделия могут быть получены также путем окрашивания гипсового раствора, из которого их будут изготавливать. В гипсовый раствор в основном вводят натуральные земляные краски: охру, мумию, умбру, ультрамарин, сажу. Надо иметь в виду, что добавление в раствор красителей снижает прочность изделий. В связи с этим изделие с интенсивной окраской хорошо высушивают, а затем пропитывают олифой.
Цементные изделия. Дефекты (снятие швов, удаление наростов, заделка раковин) устраняют сразу после изъятия из формы. Сначала с изделия удаляют смазку, которая попадает на него с формы: промывают с помощью кисти или щетки горячим раствором стирального порошка. Затем удаляют швы стальным ножом или напильником. Большие наросты срубают скарпелем и подчищают рашпилем или напильником. Раковины заделывают цементным раствором, который готовят на белом цементе и затворяют известковым молоком, чтобы заделываемая часть отливки не отличалась по цвету от всего изделия.
Сколовшиеся части к изделию приклеивают на цементном тесте без наполнителя. Приклеиваемые поверхности предварительно насекают, очищают от грязи и промывают водой, чтобы они были влажными, но не мокрыми. После склеивания их покрывают влажными тряпками. Устранив все дефекты, изделию дают высохнуть.
Изделия, выполненные набивкой, устанавливают в основном на фасадах зданий. Их или не подвергают дополнительной обработке, или обрабатывают скарпелем под фактуру фасада.
Если готовые изделия будут установлены в парках, у входов в здания, их обрабатывают рашпилем и напильником (снимают смазку, заплыв), а затем шлифуют крупной стеклянной шкуркой или плоскими металлическими щетками, иногда красят.