Цель развития личности – в самостоятельном подъеме: если человек желает достичь совершенного существования, он должен стремиться к высшему Я, чтобы внешний и внутренний законы стали тождественны. Отождествление, сравнение свойств происходит постепенно, ступень за ступенью. Раскрытие недостатков существующего приводит к движению вперед со ступени на ступень, к более совершенному состоянию, лишенному каких бы то ни было недостатков. Поэтапное, ступенчатое сравнение свойств человека со свойством высшего Я называется подъемом по ступеням его миров, где мы приходим к полному соединению с настоящим собой. И в той мере, в которой человек меняет свои свойства на свойства мироздания, его общего закона управления, в той мере он становится руководителем себя самого. В этой мере его личность - эта система саморазвивающаяся и открытая.
Принцип групповой работы
Как мы уже определили человек изначально является частью общей высшей системы. Группа, стремящаяся сообща к высшему состоянию – это модель такой системы, это единственная лаборатория, где человек меняет себя. Работа заключается в стремлении человека стать по-настоящему интегральной частью такой группы.
О методах работы
В бихевиористских подходах, проводится длительное воздействие на самый поверхностный поведенческий слой. В религиозной среде особое внимание уделяется формированию внешнего воздействия: выстроенное ритуалов, моления при стечении массы, пение, многочисленные аудиовизуальные эффекты. Кроме того, в религии практикуется подход вытеснения "низких" желаний. С другой стороны,психоаналитики пытаются вскрыть вытесненные желания,заглянув чуть глубже в подсознание. Гуманистический подход старается повлиять на человека через его внешние структуры: социальные желания и роли. Трансперсональные методы, основанные на использовании измененных состояний сознания— директивный и недирективный гипноз, медитативные и дыхательные техники направлены на получение непосредственного доступа к более глубоких слоям психики.
|
Следует отметить, что такие процессы оказывают некоторое положительное воздействие,однако требуют постоянной, сильной и длительной энергетической подкачки терапевта,который к тому же не знает как будет проходить метод реабилитации. Щербаков приводит очень оригинальное сравнение:" Работа психолога чем-то напоминает работу на компьютере оператора, имеющего очень слабое представление о том, что происходит внутри корпуса. Если на мониторе что-то не так, оператор нажимает на разные кнопки, исходя из соображений, что в прошлый раз, в похожем случае, это сработало. Иногда это помогает, иногда — нет. " (13) По этим причинам некоторые виды терапии рассчитаны на годы, многие виды отклонений психики вообще плохо поддаются воздействию.
Методика продвижения к высшему Я предусматривает работу с самым высшим уровнем сознания.Он же является и самым глубинным слоем.Именно он оказывает постоянное влияние на всю структуру личности. Все остальные структуры: сознательные,подсознательные, архетипы,,перинатальные и трансперсональные - как в модели матрешки насаживаются на него. Поэтому нет необходимости работать с низшими внешними уровнями как это делают различные психологические школы.
|
Резюме
Целью интегральной психотерапии и методик развития личности является поэтапное, ступенчатое сравнение свойств человека со свойством высшего Я. Эта работа выстраивает все остальные структуры его личности в интегральное целое. В этом продвижении ему не обойтись без квалифицированного инструктора и группы единомышленников,стремящихся к той же цели. Эта работа заключается в постоянном внутреннем изменении, когда, несмотря на внешние и внутренние метаморфозы, человек оценивает и потому ощущает происходящее с ним, как единство с мирозданием. Вплоть до того, что человек обнаруживает, что вообще ничего не меняется, кроме его отношения к постоянному, неизменному его состоянию, в котором он создан и находится изначально и всегда.
Заключение
Эта статья является кратким вступлением в беседу об интегральной психологии. Я попытался включить в нее и обобщить наиболее глубокие открытия различных психологических школ, а также основные принципы нового подхода. Статья представляет собой лишь приглашение других присоединиться к этому обсуждению, продвигая вперед наше общее предприятие – психологию будущего.
Библиография:
1. Бодалев А. Вершина в развитии взрослого человека.(https://hpsy.ru/linka/)
2. Вахромов Е. Психологические концепции развития человека:теория самоактуализации. М., 2001
3. Гроф С. "Путешествие в поисках себя: измерения сознания и новые перспективы психотерапии и внутреннего исследования". М., 1995
4. Козлов В.,Сивицкий В. Интегативная психология. Минск 2003. (https://82.116.12.40/book/book7/book7_t.html)
5. Лайтман М. Статьи. 2004 (https://www.kabbalahscience.com/)
6. Майков В. Становление трансперсональной психологии. 2004
7. Майков В. Интегральная философия Кена Уилбера.(https://transpersonal.ru/wilber.htm)
8. Маслоу А. Психология бытия. М., 1997
9. Маслоу А. Дальние пределы человеческой психики. СПб., 1997
10. Роджерс К. Взгляд на психотерапию. Становление человека. М.: Прогресс, 1998
11. Франкл В. Человек в поисках смысла.(https://hpsy.ru/link/250)
12. Уилбер К. Интегральная психология.М.2004
13. Щербаков М. Кластерная теория интеграции.(https://www.ipd.ru/articles/kti.shtml)
14. Яалом И. Краткосрочная позитивная психотерапия.(https://hpsy.ru/link/300)