Методы опроса (анкетирование, интервью, беседа)
Опрос – это метод сбора первичной информации, основанный на непосредственном (беседа, интервью) или опосредованном (анкета) социально-психологическом взаимодействии исследователя и опрашиваемого.
Источником информации в данном случае служит словесное или письменное суждение человека.
Широкое использование данного метода объясняется легкостью применения и обработки данных.
Исследователь в короткий срок может получить информацию:
· о реальной деятельности,
· поступках опрашиваемого,
· информацию о его настроениях,
· намерениях,
· оценках окружающей действительности.
Трудности, с которыми сталкивается исследователь, применяющий методы опроса – обеспечение достоверности и надежности полученных данных. Информация, которую получает опрашивающий, носит субъективный характер и зависит от степени искренности отвечающего, его способности адекватно оценивать свои поступки и личностные качества, а также других людей, происходящие события и т.д.
Поэтому, данные, полученные в результате опроса, следует сопоставлять с данными, полученными другими методами (эксперимент, наблюдение, анализ документации и т.д.).
Опрос бывает:
· групповым и индивидуальным;
· устным и письменным.
МЕТОДЫОПРОСА
Беседа– один из методов опроса, представляющий собой относительно свободный диалог между исследователем и исследуемым (исследуемыми) на определенную тему, т.е. метод получения информации на основе вербальной (словесной) коммуникации. В беседе можно выявить отношения обследуемого лица к людям, собственному поведению, событиям; определить культурный уровень, особенности нравственного и правового сознания, уровень развития интеллекта и т.п.
|
Во время беседы следует произвести благоприятное впечатление на собеседника, пробудить интерес к тем вопросам, которые обсуждаются, желание отвечать на них.
На что же нужно обратить внимание при налаживании личного контакта с собеседником?
Благоприятный для беседы климат создают:
– ясные, сжатые и содержательные вступительные фразы и объяснения;
– проявление уважения к личности собеседника, внимание к его мнению и интересам (нужно дать это почувствовать);
– положительные замечания (у любого человека есть положительные качества);
– искусное проявление экспрессии (тон, тембр голоса, интонации, мимика и т.п.), которая призвана подтвердить убежденность человека в том, о чем идет речь, его заинтересованность в затрагиваемых вопросах.
Беседа должна быть хорошо организована:
– поставлены конкретные задачи;
– составлен предварительный план;
– выбрано подходящее время и место с учетом их влияния на результаты;
– выбраны способы фиксации получаемой в беседе информации;
– создана атмосфера взаимного доверия.
Интервью – метод получения необходимой информации путем непосредственной целенаправленной беседы в форме «вопрос-ответ».
Если беседа, как правило, не ограничена во времени и порой с трудом «укладывается» в первоначально заданное русло.
В интервью «навязывается» темп и план разговора. В процессе интервью до некоторой степени ослаблена обратная связь – спрашивающий сохраняет нейтральную позицию (принимает ли он ответы, разделяет ли такие же взгляды).
|
Проведение беседы и интервью – это большое искусство, которым должны владеть психологи, юристы, журналисты.
Эти методы требуют особой гибкости и четкости, умения слушать и в то же время вести опрос по заданному пути, разбираться в эмоциональных состояниях собеседника, реагируя на их изменения, фиксировать внешние проявления этих состояний (мимику, пантомимику, покраснение, побледнение кожи лица, тремор или навязчивые движения рук).
Анкетирование – это проведение опроса в письменной форме. Для этого используется набор структурно организованных вопросов (анкета).
Преимущество данного метода заключается в возможности проведения исследования большой группы людей одновременно и в сравнительной легкости статистической обработки данных.
Составление анкеты – это сложный процесс, требующий от исследователя определенного уровня профессионального мастерства, четкого понимания целей предстоящего исследования.
По форме вопросы анкеты делятся на:
– открытые (ответ формируется самим отвечающим в свободной форме);
– закрытые (в формулировке вопроса содержится перечень возможных вариантов ответов);
– прямые (формулируются в личной форме);
– косвенные (формулируются в безличной форме).
При составлении анкеты (плана интервью) следует придерживаться ряда общих правил и принципов:
– формулировка вопросов должна быть ясной и точной, их содержание понятным отвечающему, соответствующим его знаниям и образованию;
– сложные и многозначные слова должны исключаться;
– вопросов не должно быть слишком много, поскольку теряется интерес из-за возрастающей усталости;
– включать вопросы, проверяющие степень искренности.