Направления и сферы социальной стандартизации




Лекция 2. Нормативная база формирования социальных стандартов и направления социальной стандартизации

План

Нормативное обеспечение социальной стандартизации и актуальные проблемы ее развития

Направления и сферы социальной стандартизации

1. Конституция Российской Федерации (ст. 7) характеризует наше государство как правовое и социальное, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие всех граждан. К сожалению, развитие социальной сферы в России сталкивается, во-первых, с ограниченностью ресурсов и, во-вторых, с слишком большим числом граждан, нуждающихся в социальной защите.

В настоящее время нового века в стране насчитывалось 40 млн. пенсионеров, более 13 млн. инвалидов, 4,5 млн. страдающих психическими заболеваниями и почти 1 млн. неполных семей. К 2010 г. социальные обязательств государства составляют десятки триллионов руб. Нет четкого механизма расходования этих средств, потому что социальные стандарты в России есть – и в то же время их нет.

Есть минимальный размер оплаты труда (Федеральный закон от 19 июня 2000 г. №82-ФЗ «О минимальном размере оплаты труда», в посл. ред. от 01.06.2011 N 106-ФЗ).

Есть прожиточный минимум (Федеральный закон от 24 октября 1997 г. №134-ФЗ «О прожиточном минимуме в Российской Федерации», в посл. ред. от 30.11.2011 N 363-ФЗ);

Есть социальные нормативы обеспеченности населения объектами социальной инфраструктуры: учреждениями здравоохранения, образования, культуры и т.д. (Распоряжение Правительства РФ от 3 июля 1996 г. №1063-р «Социальные нормы и нормативы», в посл. ред. от 13.07.2007 N 923-р).

Другим документом, обеспечивающим нормативно-правовое и методическое обеспечение социально-экономической стандартизации, стала методика определения нормативной потребности субъектов РФ в объектах социальной инфраструктуры, утвержденная Распоряжением Правительства РФ от 19.10.1999 г. № 1683-р. Методика позволяет определить нормативную потребность в объектах образования, здравоохранения, культуры и других объектах социальной сферы на региональном уровне.

Как очевидно, все эти нормы фрагментарны, и существуют вне какой-либо системы. Стандартизировать не отдельные моменты, а целиком мало-мальски нормальный уровень жизни россиянина должен федеральный закон. Без него фактически не полон, юридически не завершен уже принятый Бюджетный кодекс РФ. От этого закона ждали и до сих пор ждут необходимого по минимуму перечня благ и услуг в натуральном выражении (включая количество тепло- и электроэнергии, «приведенной» к климату, обеспеченность школами, больницами и учреждениями культуры).

Законопроект «О государственных минимальных социальных стандартах в 2003 году прошёл первое чтение в Государственной Думе, но получил отрицательное заключение президента и правительства РФ в силу затратности. Отчасти, может быть, и неплохо, что законопроект был отклонен, в глаза бросалось несоответствие цели и даже названия документа его содержанию. Собственно сами социальные стандарты в законе практически не прописаны, а лишь определены сферы, в которых они должны утверждаться: образование, здравоохранение, культура, социальное обслуживание населения, жилищно-коммунальное хозяйство, а также оказание юридической помощи гражданам. Иногда социальные стандарты определены, но крайне отрывочно и расплывчато. В сфере образования декларируется возможность получения дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования, а также получения на конкурсной основе высшего образования. В сфере культуры минимальные государственные социальные стандарты определены очень узко - только для обеспечения библиотечного обслуживания населения. В жилищно-коммунальной сфере законопроект предлагал «предоставление малоимущим и иным категориям граждан в соответствии с законодательством Российской Федерации бесплатного жилья». Но, во-первых, не совсем понятно, кто может относиться к «иным категориям граждан», а во-вторых, в Жилищном кодексе РФ не существует понятия «предоставление бесплатного жилья». В сферах же здравоохранения, социального обслуживания населения и оказания юридической помощи гражданам минимальные социальные стандарты практически не определены. Правительство сочло, что социальные стандарты должны устанавливать субъекты РФ, исходя из своих финансовых возможностей. При этом задача федеральной власти - по возможности равномерно распределить бюджетные трансферты между регионами.

В связи с перемещением центра тяжести законодательства о социально-экономической стандартизации с федерального уровня на уровень субъектов Российской Федерации в ряде регионов к настоящему времени разработаны и приняты собственные законодательные и иные нормативно-правовые акты о государственных минимальных социальных стандартах. Так, к 2010 г. в 47 субъектах РФ полностью отсутствовали нормативно-правовые акты по вопросам социально-экономической стандартизации; в 24 субъектах РФ были разработаны нормативно-правовые акты социально-экономической стандартизации только в сфере ЖКХ; в 8 субъектах РФ были приняты нормативно-правовые акты, регулирующие вопросы социально-экономической стандартизации в области здравоохранения, культуры, образования, социальной защиты населения, физической культуры и спорта.

Обобщая опыт социального нормирования субъектов РФ, можно отметить следующее:

1) перечень сфер социальной стандартизации в отдельных регионах шире, чем предусмотрено концепцией федерального законопроекта;

2) в основе разработки государственных минимальных социальных стандартов лежит нормативный подход, предполагающий формирование системы минимальных социальных и финансовых норм и нормативов, характеризующих уровень минимально необходимой обеспеченности населения важнейшими жилищно-бытовыми, социально-культурными, медицинскими, образовательными и др. услугами;

3) система государственных минимальных социальных стандартов в большинстве регионов используется для разработки проектов бюджетов и определения размеров финансовой помощи муниципальным образованиям;

4) отдельные регионы имеют достаточно развитую правовую основу в области социально-экономической стандартизации, однако оценка нормативно-правовых актов показывает, что в условиях отсутствия утвержденных федеральных минимальных социальных стандартов и единых методических рекомендаций по их расчету в регионах наблюдается «разнобой» в сфере определения и применения стандартов.

2. Выделяются два общих направления социальной стандартизации:

• минимальные социальные стандарты, отражающие социальные гарантии государства по отношению к денежным доходам граждан и направленные на обеспечение каждого гражданина необходимым уровнем дохода для приобретения минимума благ и услуг, предоставляемых на платной основе;

• минимальные социальные стандарты, отражающие социальные гарантии государства по обеспечению граждан на безвозмездной основе установленным минимумом социально значимых благ и услуг.

Если детализировать эти направления, то в форме в качестве приоритетных сфер социальной стандартизации можно выделить:

- доходы населения, включая оплату труда и пенсионное обеспечение;

- социальная защита граждан;

- образование;

- здравоохранение;

- культура;

- социальное обслуживание населения;

- жилищно-коммунальное хозяйство;

- юридическая помощь гражданам.

Важнейшим государственным минимальным социальным стандартом, регулирующим сферу доходов населения, является прожиточный минимум по основным социально-демографическим группам.

Государственными минимальными социальными стандартами в сфере оплаты труда устанавливаются минимальный размер оплаты труда, закрепленный федеральным законом, и тарифная ставка (оклад) первого разряда Единой тарифной сетки по оплате труда работников бюджетной сферы. Минимальный размер оплаты труда постепенно, по мере приближения к уровню, обеспечивающему воспроизводство рабочей силы, станет исходной величиной для дифференциации заработной платы по сложности, квалификации, условиям и сферам приложения труда, а также по другим критериям оценки трудового вклада работника, учитываемым в процессе заключения коллективных договоров между наемными работниками и работодателями.

В сфере пенсионного обеспечения к стандартам следует относить законодательно устанавливаемые минимальные размеры государственных пенсий по старости, по инвалидности, по случаю потери кормильца, за выслугу лет, социальных пенсий.

Государственными минимальными стандартами в сфере социальной защиты являются государственные пособия гражданам по безработице, пособия семьям с детьми, социальные пособия малоимущим.

К государственным минимальным социальным стандартам в области образования относятся общедоступные бесплатные услуги государственных и муниципальных образовательных учреждений. В набор общедоступных бесплатных услуг включены услуги государственных и муниципальных образовательных учреждений, перечень которых закреплен Федеральным законом «Об образовании» и устанавливается в качестве государственного минимального социального стандарта. В состав государственных минимальных социальных стандартов включаются нормы обеспеченности населения образовательными услугами государственных и муниципальных учреждений.

Качество услуг образования регулируется образовательными стандартами. К минимальным социальным стандартам в сфере образования относятся также нормы социальной поддержки отдельных категорий обучающихся (детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, детей с физическими и умственными недостатками и др.). Законом Российской Федерации «Об образовании» предусмотрено установление государственных стандартов, определяющих общие контуры единой системы образования. В соответствии с указанным законом утвержден государственный стандарт высшего профессионального образования, которым установлены его структура, общие требования к содержанию высшего образования, к основным профессиональным образовательным программам и условиям их реализации, обязательные дисциплины по каждому направлению и каждой специальности, нормативы учебной нагрузки, порядок разработки и утверждения государственных требований к уровню подготовки выпускников. Правительством Российской Федерации утвержден также порядок разработки государственного стандарта среднего профессионального образования, проводится подготовка государственных стандартов общего среднего образования.

Меры по стандартизации в сфере образования направлены на формирование единых критериев оценки его уровня и квалификации выпускников. Государственные образовательные стандарты, отражая качественную сторону деятельности отрасли, не затрагивают вопросов приоритетности направлений и специальностей образования, материального и кадрового обеспечения государственных образовательных стандартов. Эти задачи должны решаться путем законодательного закрепления государственных минимальных социальных стандартов в сфере образования.

Государственные минимальные социальные стандарты в здравоохранении, утверждаемые на федеральном уровне, должны обеспечить предусмотренные законодательством об охране здоровья услуги по оказанию амбулаторно-поликлинической, скорой и стационарной медицинской помощи, а также услуги санитарного и профилактического характера в государственных и муниципальных лечебно-профилактических учреждениях. К этим стандартам относятся перечень бесплатных услуг здравоохранения, финансируемых за счет бюджетов всех уровней и фондов обязательного медицинского страхования. В состав государственных минимальных социальных стандартов следует также включить нормативы обеспеченности услугами указанных учреждений.

Стандарты качества медицинского обслуживания устанавливают объем диагностических, лечебных и профилактических процедур, а также требования к результатам лечения.

К бесплатным услугам в сфере культуры относятся только услуги библиотек. Вместе с тем, учитывая высокую социальную значимость этой сферы, к общедоступным услугам в связи с низким уровнем стоимости билетов следует также отнести услуги музеев, театров, учреждений клубного типа, парков, зоопарков и ряда других учреждений культуры, перечень которых должен регулироваться соответствующим законодательством. В качестве государственных минимальных социальных стандартов в сфере культуры устанавливаются перечень бесплатных и общедоступных услуг соответствующих учреждений и нормы обеспеченности ими населения.

Государственные минимальные социальные стандарты социального обслуживания инвалидов, престарелых, детей, оставшихся без попечения родителей, и других категорий населения, нуждающихся в посторонней помощи и поддержке, включают перечень необходимых им услуг, нормы обеспеченности ими населения, а также нормы обеспеченности инвалидов и других нуждающихся средствами реабилитации. К 2011 г. разработано 25 Национальных стандартов в области социального обслуживания.

В сфере жилищно-коммунального хозяйства в качестве государственных минимальных социальных стандартов устанавливаются набор жилищно-коммунальных услуг, финансируемых с использованием средств бюджетов всех уровней, нормы потребления жилищно-коммунальных услуг в расчете на одного жителя в год, социальная норма площади жилья, предельная стоимость предоставляемых услуг в расчете на одного жителя в год и другие показатели, предусмотренные законодательством в целях реформирования жилищно-коммунального хозяйства. Кроме того, к государственным минимальным социальным стандартам жилищно-коммунального хозяйства относятся нормы предоставления жилья малоимущим и иным предусмотренным законодательством категориям граждан бесплатно или за доступную плату.

В качестве государственных минимальных социальных стандартов юридической помощи гражданам устанавливаются виды бесплатной помощи, оказываемой адвокатами, а также перечень лиц, освобождаемых полностью или частично от уплаты государственной пошлины при совершении юридически значимых действий, определяемый федеральными законами.

По мере улучшения положения в экономике сфера социальной стандартизации может и должна быть расширена. При этом количественные значения стандартов тоже должны возрасти.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-07-02 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: