| Наименование показателя | Формирование | ||
| Крупная моторика | |||
| Стоя на ногах, может опуститься в сидячее положение | 1 г. | 1 г. 1 мес. | |
| Опирается на четыре точки и переворачивается на живот | 1 г. | 1 г. 1 мес. | |
| Ходит длительно, не присаживаясь, меняет положение (приседает, наклоняется, поворачивается, пятится) | 1 г. | 1 г. 1 мес. | |
| Ложится на живот из положения сидя | 1 г. | 1 г. 2 мес. | |
| Может сидеть без посторонней помощи | 1 г. | 1 г. 2 мес. | |
| Удерживает на ногах вес тела и пританцовывает, отталкиваясь от пола | 1 г. | 1 г. 3 мес. | |
| Поднимается с пола без посторонней помощи | 1 г. | 1 г. 3 мес. | |
| Свободно делает 3 шага | 1 г. | 1 г. 4 мес. | |
| Твердо сидит на стуле, может самостоятельно на него сесть | 1 г. | 1 г. 4 мес. | |
| Прогулка: необходима поддержка за 1 руку | от 1 г. 0,5 мес. | до 1 г. 3мес. | |
| Идет и несет мяч обеими руками | 1 г. 1 мес. | 1 г. 4 мес. | |
| Нагибается и что-нибудь поднимает без опоры на что-либо | 1 г. 1 мес. | 1 г. 5 мес. | |
| Карабкается на диван и с дивана | 1 г. 2 мес. | 1 г. 6 мес. | |
| Делает три шага спиной | 1 г. 2 мес. | 1 г. 7 мес. | |
| Делает несколько шагов, начинает движение, останавливается | 1 г. 3 мес. | 1 г. 4 мес. | |
| Ходит длительно, поворачивается | 1 г. 3 мес. | 1 г. 4 мес. | |
| Встает с маленькой табуретки | 1 г. 3 мес. | 1 г. 4 мес. | |
| Оставляет ползание | 1 г. 3 мес. | 1 г. 4 мес. | |
| Встает с маленькой табуретки | 1 г. 3 мес. | 1 г. 4 мес. | |
| При ходьбе может вдруг упасть | от 1 г. 3 мес. | до 1 г. 6мес. | |
| Поднимается на три ступеньки приставным шагом и держится обеими руками | 1 г. 3 мес. | 1 г. 8 мес. | |
| Бьет мяч ногой | 1 г. 3 мес. | 2 г. 6 мес. | |
| Преодолевает простые преграды (препятствия), перешагивает | 1 г. 4 мес. | 1 г. 6 мес. | |
| Спускается на три ступеньки вниз приставным шагом и держится обеими руками | 1 г. 4 мес. | 1 г. 9 мес. | |
| Ходит, придерживаясь за предметы мебели | 1 г. 5 мес. | 1 г. 6 мес. | |
| Встает без помощи взрослого | 1 г. 5 мес. | 1 г. 7 мес. | |
| Бьет по мячу в положении стоя, не держась | 1 г. 5 мес. | 1 г. 10 мес. | |
| Ходит, смотря под ноги | 1 г. 6 мес. | 1 г. 7 мес. | |
| Наклонившись, легко поднимает предмет с пола | 1 г. 6 мес. | 1 г. 7 мес. | |
| Самостоятельно стоит и ходит, падает редко | 1 г. 6 мес. | 1 г. 8 мес. | |
| Толкает коляску | 1 г. 6 мес. | 1 г. 8 мес. | |
| Быстро бежит на негнущихся ножках | 1 г. 6 мес. | 1 г. 9 мес. | |
| Спускается на три ступеньки приставным шагом и держится одной рукой | 1 г. 6 мес. | 1 г. 11 мес. | |
| Идет три шага на носочках, не держась | 1 г. 7 мес. | 2 г. | |
| Стоит три секунды на одной ноге и держится одной рукой | 1 г. 8 мес. | 2 г. 2 мес. | |
| Во время игры садится на корточки | 1 г. 9 мес. | 1 г. 10 мес. | |
| Пытается бегать, сгибая ноги | 1 г. 9 мес. | 1 г. 11 мес. | |
| Пинает большой мяч после демонстрации | от 1 г. 9 мес. | до 2 лет. | |
| Идет пять шагов на носочках, не держась | 1 г. 9 мес. | 2 г. 3 мес. | |
| Пытается остановить катящийся к нему мяч | 1 г. 10 мес. | 1 г. 11 мес. | |
| Бьет ногой по мячу | 1 г. 10 мес. | 2 г. | |
| Подпрыгивает один раз на месте, не падая | 1 г. 10 мес. | 2 г. 4 мес. | |
| Поднимается и спускается по лестнице приставными шагами, держась за перила | 1 г. 11 мес. | 2 г. | |
| Ходит, может остановиться и повернуться | 1 г. 11 мес. | 2 г. | |
| Прыгает вперед, не падая | 1 г. 11 мес. | 2 г. 6 мес. | |
| Мелкая моторика | |||
| Опускает мелкие предметы в узкое отверстие | 1 г. | 1 г. 1 мес. | |
| Трясет предмет | 1 г. | 1 г. 1 мес. | |
| Исследует предметы | 1 г. | 1 г. 1 мес. | |
| Хватает предмет и отпускает его | 1 г. | 1 г. 1 мес. | |
| Перелистывает страницы у картонной книжки | 1 г. | 1 г. 2 мес. | |
| Вкладывает палочку в отверстие | 1 г. | 1 г. 2 мес. | |
| Перекладывает предмет из одной руки в другую | 1 г. | 1 г. 2 мес. | |
| Держит карандаш так, что им можно чертить на бумаге | 1 г. | 1 г. 3 мес. | |
| Хватает предмет большим и указательным пальцами | 1 г. | 1 г. 3 мес. | |
| Берет сразу два предмета со стола | 1 г. | 1 г. 3 мес. | |
| Высвобождает кубик, завернутый в бумагу | 1 г. | 1 г. 3 мес. | |
| Рисует точки или короткие штришки на бумаге | 1 г. | 1 г. 3 мес. | |
| Поворачивает вращающуюся крышку флакона в разные стороны | 1 г. | 1 г. 4 мес. | |
| Схватывает 2 кубика в одну руку | 1 г. 0,5 мес. | 1 г. 2 мес. | |
| Оставляет «следы» карандашом или мелом | 1 г. 1 мес. | 1 г. 4 мес. | |
| Рисует штришки во все стороны | 1 г. 1 мес. | 1 г. 5 мес. | |
| Пытается переворачивать одновременно 2-3 страницы в книге | 1 г. 2 мес. | 1 г. 6 мес. | |
| Начинает имитировать линию | 1 г. 3 мес. | 1 г. 4 мес. | |
| Помогает переворачивать страницы | от 1 г. 3 мес. | до 1 г.6мес. | |
| Откручивает маленькие винтовые крышки под контролем зрения | 1 г. 3 мес. | 1 г. 6 мес. | |
| Рисует каракули, росчерки | 1 г. 4 мес. | 1 г. 6 мес. | |
| Спонтанно скребет карандашом | от 1 г. 6 мес. | до 3 лет | |
| Подражая, проводит линию | от 1 г. 6 мес. | до 2 лет | |
| Распаковывает предмет | 1 г. 6 мес. | 1 г. 7 мес. | |
| Бросает предметы | 1 г. 6 мес. | 1 г. 7 мес. | |
| Указывает при помощи указательного пальца | 1 г. 6 мес. | 1 г. 7 мес. | |
| Стучит двумя предметами друг о друга | 1 г. 6 мес. | 1 г. 8 мес. | |
| Вынимает предметы из ящика и кладет их обратно | 1 г. 6 мес. | 1 г. 8 мес. | |
| Разрывает бумагу | 1 г. 6 мес. | 1 г. 9 мес. | |
| Опускает мелкий предмет в маленькое отверстие | 1 г. 6 мес. | 1 г. 9 мес. | |
| Две секунды держит по два кубика в каждой руке, длина ребра 3 см | 1 г. 6 мес. | 1 г. 11 мес. | |
| Переворачивает по одной странице | 1 г. 8 мес. | 1 г. 10 мес. | |
| Нанизывает на шнур большие (2 см) «бусины» с отверстием 0,5-0,6 см | 1 г. 8 мес. | 2 г. | |
| Закручивает или откручивает крышку флакона с вставлением крышки, держа флакон | 1 г. 9 мес. | 2 г. 3 мес. | |
| Схватывает движущийся предмет (например, мяч) | 1 г. 10 мес. | 1 г. 11 мес. | |
| Переливает жидкость из одной емкости в другую | 1 г. 10 мес. | 2 г. | |
| Крутит ручку музыкальной шкатулки | 1 г. 10 мес. | 2 г. 4 мес. | |
| Разворачивает конфету | 1 г. 11 мес. | 2 г. | |
| Может подражательно (за взрослым) повторить рисование вертикальных и круглых линий | 1 г. 11 мес. | 2 г. 3 мес. | |
| Нанизывает на шнур шарик-бусину | 1 г. 11 мес. | 2 г. 6 мес. | |
| Зрительное восприятие | |||
| Рассматривает свои руки | 1 г. | 1 г. 1 мес. | |
| Узнает свою бутылочку | 1 г. | 1 г. 2 мес. | |
| Трогает руками собственное отражение в зеркале | 1 г. | 1 г. 3 мес. | |
| Следит взглядом за упавшим предметом | 1 г. | 1 г. 3 мес. | |
| Наблюдает за движущимся человеком | 1 г. | 1 г. 3 мес. | |
| Находит накрытый предмет | 1 г. | 1 г. 4 мес. | |
| Показывает отдельные предметы в быту | 1 г. | 1 г. 5 мес. | |
| Ориентируется в двухконтрастных величинах предметов (типа кубов) с разницей в 3 см | 1 г. 1 мес. | 1 г. 3 мес. | |
| Узнает и показывает себя и знакомых на фотографии | 1 г. 2 мес. | 1 г. 3 мес. | |
| Обходит высокие препятствия при ходьбе | 1 г. 2 мес. | 1 г. 4 мес. | |
| Подражает увиденным действиям взрослого | 1 г. 2 мес. | 1 г. 4 мес. | |
| Узнает несколько простых картинок (около 5) | 1 г. 3 мес. | 1 г. 5 мес. | |
| Избегает препятствий на поверхности, по которой идет (ямки, бугорки) | 1 г. 5 мес. | 1 г. 7 мес. | |
| Следит взглядом за катящимся мячиком | 1 г. 5 мес. | 1 г. 7 мес. | |
| Ориентируется в 3-4 контрастных формах предметов (шар, куб) | 1 г. 6 мес. | 1 г. 7 мес. | |
| Узнает родителей, братьев и сестер, даже издалека | 1 г. 6 мес. | 1 г. 7 мес. | |
| Наблюдает за своим отражением в зеркале | 1 г. 6 мес. | 1 г. 8 мес. | |
| Охотно рассматривает яркие картинки | 1 г. 6 мес. | 1 г. 8 мес. | |
| Ориентируется в 3 контрастных величинах предметов (типа кубов) с разницей 3 см | 1 г. 7 мес. | 1 г. 9 мес. | |
| Дифференцирует форму и величину объемной игрушки | 1 г. 8 мес. | 1 г. 10 мес. | |
| Дифференцирует количество предметов | 1 г. 8 мес. | 1 г. 11 мес. | |
| Подбирает парные игрушки и картинки | 1 г. 9 мес. | 1 г. 11 мес. | |
| Узнает свои вещи, одежду | 1 г. 10 мес. | 1 г. 11 мес. | |
| Подбирает предмет к его рисунку | 1 г. 11 мес. | 2 г. 1 мес. | |
| Слуховое восприятие | |||
| Понимает смысл сказанного | 1 г. | 1 г. 1 мес. | |
| Поворачивает голову в сторону, откуда доносится звук | 1 г. | 1 г. 1 мес. | |
| Реагирует на строгий тон | 1 г. | 1 г. 1 мес. | |
| Поворачивает голову, услышав шепот | 1 г. | 1 г. 1 мес. | |
| Прислушивается к шагам | 1 г. | 1 г. 1 мес. | |
| Перестает плакать, когда взрослый говорит успокаивающим тоном | 1 г. | 1 г. 1 мес. | |
| Пытается воспроизвести серии речевых звуков с определенной интонацией и ритмом, подражает звукам | 1 г. | 1 г. 2 мес. | |
| Пытается воспроизводить серии речевых звуков с определенной интонацией и ритмом, что напоминает речь взрослых | 1 г. 2 мес. | 1 г. 4 мес. | |
| Повторяет короткие слова, услышанные в разговоре взрослых (или воспроизводит их через несколько часов) | 1 г. 3 мес. | 1 г. 4 мес. | |
| Знает несколько коротких стихотворений, вставляет слова в знакомые стихи | 1 г. 5 мес. | 1 г. 6 мес. | |
| Любит играть со взрослым в «голоса животных» (например: «как коровка мычит?» - «му-у-у») | 1 г. 5 мес. | 1 г. 7 мес. | |
| Реагирует на произнесение своего имени | 1 г. 6 мес. | 1 г. 7 мес. | |
| Реагирует на просьбу «Иди ко мне!» | 1 г. 6 мес. | 1 г. 7 мес. | |
| Движение губами при слове «ам-ам» | 1 г. 6 мес. | 1 г. 7 мес. | |
| Смотрит в сторону называемого человека | 1 г. 6 мес. | 1 г. 7 мес. | |
| Понимает смысл просьбы «Открой рот!» | 1 г. 6 мес. | 1 г. 7 мес. | |
| Называет объекты, находящиеся вне поля зрения, когда слышит их звук | 1 г. 8 мес. | 1 г. 10 мес. | |
| Импрессивная речь | |||
| Выполняет просьбы «иди сюда» или «дай мне» | 1 г. | 1 г. 2 мес. | |
| Если спрашивают, ищет предмет, с которым только что играл | 1 г. 3 мес. | ||
| Выполняет много команд по просьбе | 1 г. | 1 г. 4 мес. | |
| Выполняет знакомое действие с предметом по просьбе (на слова «покатай машину» - берет и катает машину) | 1 г. | 1 г. 3 мес. | |
| В ответ на вопрос ищет еду, свою бутылочку или чашку | 1 г. | 1 г. 4 мес. | |
| Правильно показывает или направляет взгляд на часть тела | 1 г. 1 мес. | 1 г. 5 мес. | |
| Понимает слово «открыть» и открывает банку | 1 г. 1 мес. | 1 г. 6 мес. | |
| Из 2-3-х знакомых предметов смотрит на тот, который назвали | 1 г. 3 мес. | 1 г. 4 мес. | |
| Из 2-3-х знакомых картинок смотрит на ту, которую назвали | 1 г. 3 мес. | 1 г. 4 мес. | |
| Показывает несколько частей тела | 1 г. 3 мес. | 1 г. 5 мес. | |
| Выполняет знакомое действие с предметом по просьбе (катает машинку, «причесывает», «качает» или «кормит» куклу и т. д.). Просьба должна быть выражена только словами, без подсказки жестами или взглядом, без демонстрации того, что просят | 1 г. 3 мес. | 1 г. 5 мес. | |
| Правильно показывает или направляет взгляд на свой живот (живот другого человека, живот куклы) | 1 г. 3 мес. | 1 г. 8 мес. | |
| Выполняет просьбу «подними куклу и положи ее на стол» | 1 г. 3 мес. | 1 г. 9 мес. | |
| Понимает 20-50 слов (имена близких, названия частей тела, предметов и некоторых действий) | 1 г. 5 мес. | 1 г. 7 мес. | |
| Показывает все части тела | 1 г. 6 мес. | 1 г. 8 мес. | |
| Понимает простейшие вопросы и просьбы: «где твоя шапка?», «открой дверь» и т.п. | 1 г. 6 мес. | 1 г. 8 мес. | |
| Понимает несложный рассказ по сюжетной картинке, отвечает на вопросы взрослых | 1 г. 7 мес. | 1 г. 9 мес. | |
| Показывает все объекты в быту | 1 г. 8 мес. | 1 г. 10 мес. | |
| Понимает слово «холодный», указывает на холодные предметы или называет их | 1 г. 8 мес. | 2 г. 3 мес. | |
| Понимает слово «большой», в ответ на просьбу берет большой мяч (из двух) | 1 г. 9 мес. | 2 г. 4 мес. | |
| Понимает короткий рассказ взрослого без показа о событиях, бывших в опыте ребенка | 1 г. 10 мес. | 2 г. | |
| Понимает 100 слов и более | 1 г. 10 мес. | 2 г. | |
| Показывает или смотрит на свою руку | 1 г. 10 мес. | 2 г. 5 мес. | |
| Выполняет три-четыре простых инструкции | 1 г. 11 мес. | 2 г. | |
| Может выслушать короткую сказку | 1 г. 11 мес. | 2 г. | |
| Понимает слово «тяжелый», показывает на тяжелый предмет | 1 г. 11 мес. | 2 г. 7 мес. | |
| Экспрессивная речь | |||
| Первый этап развития речи – формирование предпосылок речи и начало речевого развития | 1 г. | 2 г. | |
| Преобладает лепет, который очень разнообразен и может быть выражен целыми монологами (эмоциональные возгласы) | от 1 г. | до 1 г. 3 мес. | |
| Говорит около 5-6 слов (мама, дада) | 1 г. | 1 г. 3 мес. | |
| Выражает эмоции звуками | 1 г. | 1 г. 3 мес. | |
| Пытается воспроизвести серию речевых звуков с определенной интонацией и ритмом | 1 г. | 1 г. 4 мес. | |
| Выплевывает еду кончиком языка | 1 г. | 1 г. 4 мес. | |
| Тщательно облизывает ложку | 1 г. | 1 г. 4 мес. | |
| Словарь: 3-4 слова (кроме мама, папа) | 1 г. 0,5 мес. | 1 г. 1 мес. | |
| Произнесение звуков: начинающийся жаргон | от 1 г. 0,5мес. | до 1 г. 3мес. | |
| Повторяет за взрослым слоги и односложные слова, которые уже умеет произносить: «ба!» (бах!), «дя» (да) и т.п. | 1 г. 1 мес. | 1 г. 3 мес. | |
| Напевает вместе с кем-либо детские песенки | 1 г. 1 мес. | 1 г. 6 мес. | |
| Соотносит слоги с определенным предметом | 1 г. 2 мес. | 1 г. 3 мес. | |
| Говорит осмысленное слово с двумя различными гласными звуками, например: «киса» | 1 г. 2 мес. | 1 г. 7 мес. | |
| Увеличивается количество слов, произносимых облегченно, зато резко сокращается лепет | от 1 г. 3 мес. | до 1 г. 6мес. | |
| В словаре 5-10 слов, включая имена | от 1 г. 3 мес. | до 1 г. 6мес. | |
| Называет знакомый предмет в ответ на вопрос | 1 г. 3 мес. | 1 г. 9 мес. | |
| Словами облегченными («би-би») и произнесенными правильно («машина») называет предметы и действия в момент сильной заинтересованности | 1 г. 4 мес. | 1 г. 6 мес. | |
| Выражает желания с помощью речи (появление глаголов) | 1 г. 4 мес. | 1 г. 9 мес. | |
| «Говорит на своем языке» - произносит множество слогов и их сочетаний, напоминающих слова. Часто такая игра со слогами напоминает речь взрослых по ритму, интонации | 1 г. 5 мес. | 1 г. 6 мес. | |
| Повторяет за взрослым одно или двухсложные слова, которые уже умеет произносить: «мама», «дядя» и т.п. | 1 г. 5 мес. | 1 г. 6 мес. | |
| Говорит около 15 слов (в основном названия) | 1 г. 5 мес. | 1 г. 6 мес. | |
| Повторяет за взрослыми свое имя | 1 г. 5 мес. | 1 г. 6 мес. | |
| Повторяет знакомое слово | 1 г. 5 мес. | 1 г. 11 мес. | |
| Подражает звуками 2-3 животным | 1 г. 6 мес. | 1 г. 7 мес. | |
| Издает звуки, выражая желания | 1 г. 6 мес. | 1 г. 7 мес. | |
| Прожевывает твердую пищу | 1 г. 6 мес. | 1 г. 7 мес. | |
| Повторяет за взрослым двухсложные слова, состоящие из разных слогов, которые уже умеет произносить: «тетя», «кися» | 1 г. 6 мес. | 1 г. 7 мес. | |
| Называет себя по имени | 1 г. 6 мес. | 1 г. 8 мес. | |
| Использует местоимения (я, ты, мое и т.п.) | 1 г. 6 мес. | 1 г. 8 мес. | |
| Увеличивается количество слов, произносимых правильно: может сказать не «ав-ав», а «собачка» | от 1 г. 6 мес. | до 1 г. 9мес. | |
| Произнесение слов еще очень несовершенно и понимают его лишь близкие люди | от 1 г. 6 мес. | до 1 г. 9мес. | |
| В словаре 30-40 слов, включая имена | от 1 г. 6 мес. | до 1 г. 9мес. | |
| Возникновение фразовой речи (у девочек) | 1 г. 6 мес. | 2 г. | |
| Может вербально отклонить просьбы | 1 г. 6 мес. | 2 г. 1 мес. | |
| Появляются двухсловные предложения – «телеграфная речь» | 1 г. 7 мес. | 1 г. 8 мес. | |
| Во время игры обозначает свои действия словами и двухсловными предложениями | 1 г. 7 мес. | 1 г. 9 мес. | |
| Говорит первые предложения из двух слов на детском языке, например: «папа машина» | 1 г. 7 мес. | 2 г. 2 мес. | |
| Называет восемь из двенадцати предметов на знакомых картинках | 1 г. 8 мес. | 2 г. 4 мес. | |
| Словарный запас – 50 слов | 1 г. 9 мес. | 1 г. 11 мес. | |
| Спонтанно комбинирует 2-3 слова | от 1 г. 9 мес. | до 2 лет | |
| Использует свое имя, когда говорит о себе | 1 г. 10 мес. | 2 г. 7 мес. | |
| Повторяет за взрослым сочетания из двух слов: «мама Катя» | 1 г. 11 мес. | 2 г. 1 мес. | |
| Возникновение фразовой речи (у мальчиков) | 1 г. 11 мес. | 2 г. 1 мес. | |
| В словаре – 300-400 слов | 1 г. 11 мес. | 2 г. 3 мес. | |
| Говорит первые предложения из трех слов на детском языке, например: «папа машина ехать» | 1 г. 11 мес. | 2 г. 8 мес. | |
| Интеллект | |||
| Узнает значение слов, коротких фраз | 1 г. | 1 г. 1 мес. | |
| Выполняет простые команды (указания, просьбы, задания) | 1 г. | 1 г. 1 мес. | |
| Чертит вслед за взрослым штрихи или вертит в подражание погремушкой | 1 г. | 1 г. 1 мес. | |
| Различает несколько предметов по названиям | 1 г. | 1 г. 1 мес. | |
| Знает, что нужно потянуть за веревочку, чтобы придвинуть кольцо, привязанное к ней | 1 г. | 1 г. 1 мес. | |
| Ищет спрятанную игрушку | 1 г. | 1 г. 1 мес. | |
| Задерживает по требованию выполнение действия | 1 г. | 1 г. 1 мес. | |
| Рисование: подражая, энергично скребет | от 1 г. 0,5мес. | до 1 г.6мес. | |
| Повторяет номер, вызвавший смех | 1 г. 1 мес. | 1 г. 2 мес. | |
| Совершает действия с предметами (расческа, ложка и т.д.) в соответствии с их функциональным назначением | 1 г. 2 мес. | 1 г. 4 мес. | |
| Находит спрятанную игрушку под одним покрывалом из 4-х, если она была спрятана у него на глазах | 1 г. 2 мес. | 1 г. 4 мес. | |
| Соединяет предметы (стержень-кольцо, колпачок-ручка и т.п.) | 1 г. 2 мес. | 1 г. 4 мес. | |
| Находит предмет под одним из двух стаканчиков | 1 г. 2 мес. | 1 г. 7 мес. | |
| Показывает 3-5 частей тела на себе | 1 г. 3 мес. | 1 г. 4 мес. | |
| Проявляет интерес к книге | 1 г. 3 мес. | 1 г. 5 мес. | |
| Переворачивает бутылку чтобы достать предмет | 1 г. 3 мес. | 1 г. 8 мес. | |
| Складывает кубики в коробочку (6-8 штук) | 1 г. 4 мес. | 1 г. 5 мес. | |
| Тянет в рот только съедобное, отличает съедобное от несъедобного | 1 г. 4 мес. | 1 г. 5 мес. | |
| Использует названия знакомых предметов | 1 г. 4 мес. | 1 г. 6 мес. | |
| Находит или приносит знакомые предметы | 1 г. 5 мес. | 1 г. 6 мес. | |
| Узнает простые картинки в книге | 1 г. 6 мес. | 1 г. 7 мес. | |
| Появляются вопросы: «А это?», «Какая?» | 1 г. 6 мес. | 1 г. 9 мес. | |
| Может выполнить поручение из 1 действия | 1 г. 7 мес. | 1 г. 8 мес. | |
| Легко повторяет увиденные жесты | 1 г. 7 мес. | 1 г. 8 мес. | |
| Убирает предметы на свои места | 1 г. 10 мес. | 2 г. | |
| Различает «один» и «много» | 1 г. 11 мес. | 2 г. | |
| Различает «большой» и «маленький» | 1 г. 11 мес. | 2 г. 1 мес. | |
| Называет правильно от двух до пяти простых предметов, выложенных перед ним | 1 г. 11 мес. | 2 г. 1 мес. | |
| Правильно указывает на пять картинок из нескольких, нарисованных в книжке после показа и называния взрослым (выполняет просьбу: «покажи собачку» и т.д.) | 1 г. 11 мес. | 2 г. 1 мес. | |
| Правильно называет три-четыре картинки из двадцати (отвечает на вопрос: «что это?») | 1 г. 11 мес. | 2 г. 1 мес. | |
| Память | |||
| Может запомнить и повторить примерно три действия подряд | 1 г. 6 мес. | 1 г. 8 мес. | |
| Может запомнить и повторить примерно четыре действия подряд | 1 г. 11 мес. | 2 г. 1 мес. | |
| Конструирование | |||
| Использует рот или одну из рук для сохранения двух взятых игрушек и, освободив руку, захватывает третью игрушку | 1 г. | 1 г. 2 мес. | |
| Снимает кольца с пирамидки | 1 г. | 1 г. 2 мес. | |
| Надевает два кольца на пирамидку | 1 г. 1 мес. | 1 г. 5 мес. | |
| Ставит кубик на кубик | 1 г. 2 мес. | 1 г. 3 мес. | |
| Пытается нанизывать кольца пирамидки | 1 г. 3 мес. | 1 г. 4 мес. | |
| Строит башню из 2 кубиков, держит два кубика в одной руке | 1 г. 3 мес. | 1 г. 4 мес. | |
| Строит башню из 3-4 кубиков | 1 г. 5 мес. | 1 г. 6 мес. | |
| Собирает пирамидку без учета размера колец | от 1 г. 6 мес. | до 1 г. 8мес. | |
| Воспроизводит несложные постройки-перекрытия типа «ворот», «скамейки», «дома» | 1 г. 7 мес. | 1 г. 9 мес. | |
| Правильно нанизывает два кольца на пирамидку, но затрудняется, если видит больше двух объектов | от 1 г. 8 мес. | до 2 л. | |
| Строит простые сооружения из кубиков | 1 г. 9 мес. | 2 г. | |
| Самостоятельно строит башню из 5-6 кубиков | от 1 г. 9 мес. | до 1г.11мес. | |
| Строит ряд из пяти кубиков (длина ребра 3 см) | 1 г. 10 мес. | 2 г. 4 мес. | |
| Самостоятельно строит башню из 8 кубиков, а после показа – строит поезд без трубы | 1 г. 11 мес. | 2 г. 2 мес. | |
| Правильно размещает на доске Сегена (доска с отверстиями для геометрических фигур) все три геометрические фигуры (круг, треугольник, квадрат) | 1 г. 11 мес. | 2 г. 1 мес. | |
| Эмоции, коммуникация, поведение | |||
| Использует два и более жеста: «до свидания», «ладушки», «большой» и т.п. | 1 г. | 1 г. 2 мес. | |
| Оставленный без присмотра, ходит по комнате | 1 г. | 1 г. 2 мес. | |
| По просьбе обнимает родителей | 1 г. | 1 г. 2 мес. | |
| Подражает видам домашней деятельности, например, вытиранию или подметанию | 1 г. 0,5 мес. | 1 г. 4,5 мес. | |
| Использует указательный жест | 1 г. 1 мес. | 1 г. 3 мес. | |
| Помогает убирать игрушки | 1 г. 1 мес. | 1 г. 5 мес. | |
| Смеется, когда взрослые начинают вести себя как маленькие или делать другие, не свойственные им поступки | 1 г. 2 мес. | 1 г. 3 мес. | |
| Появляется сопереживание, утешение | 1 г. 2 мес. | 1 г. 3 мес. | |
| Обращает внимание на плачущего | 1 г. 2 мес. | 1 г. 3 мес. | |
| Иногда подходит с книгой с картинками, чтобы ее ему показали | 1 г. 2,5 мес. | 1 г. 7 мес. | |
| Использует жесты, звуки, отдельные слова, чтобы показать чего он хочет | 1 г. 3 мес. | 1 г. 4 мес. | |
| Показывает или предлагает игрушки | 1 г. 3 мес. | 1 г. 4 мес. | |
| Использует «нет» (слово, звук, жест), выражая несогласие | 1 г. 3 мес. | 1 г. 5 мес. | |
| Зовет кого-нибудь, чтобы помогли | 1 г. 3 мес. | 1 г. 5 мес. | |
| Приветствует знакомых людей | 1 г. 3 мес. | 1 г. 5 мес. | |
| При общении говорит «та-та» или эквивалент | 1 г. 3 мес. | 1 г. 5 мес. | |
| Ведет себя скромно при посторонних | 1 г. 3 мес. | 1 г. 6 мес. | |
| Выполняет простые поручения по дому | 1 г. 3 мес. | 1 г. 8 мес. | |
| Указывает, называет свои желания | от 1 г. 3 мес. | до 1 г. 9мес. | |
| Использует «да» (слово, звук, жест) | 1 г. 4 мес. | 1 г. 5 мес. | |
| Остается на короткий промежуток времени у знакомых (15 минут) | 1 г. 4 мес. | 1 г. 9 мес. | |
| Выражает положительные эмоции | 1 г. 6 мес. | 1 г. 7 мес. | |
| Использует знак «нет» - качает головой | 1 г. 6 мес. | 1 г. 7 мес. | |
| Любимое слово «Нет» | 1 г. 6 мес. | 1 г. 7 мес. | |
| Показывает пальчиком на знакомые предметы | 1 г. 6 мес. | 1 г. 7 мес. | |
| Помогает в простейших работах (по инструкции) | 1 г. 7 мес. | 1 г. 9 мес. | |
| Начинает плакать, чтобы добиться своего | 1 г. 7 мес. | 1 г. 9 мес. | |
| Имитирует действия взрослых с бытовыми предметами | 1 г. 8 мес. | 1 г. 10 мес. | |
| Пробует утешить, если кто-то печален | 1 г. 8 мес. | 2 г. 3 мес. | |
| Повторяет 2 и больше конечных слова фразы взрослого | от 1 г. 9 мес. | до 2 лет | |
| Тащит взрослого за собой, чтобы показать что-либо | от 1 г. 9 мес. | до 2 лет | |
| Просит пить, есть, просится в туалет | от 1 г. 9 мес. | до 2 лет | |
| Знает, чего нельзя делать, но пытается «спровоцировать» взрослых на запрет | 1 г. 10 мес. | 1 г. 11 мес. | |
| Активно пользуется жестами | 1 г. 10 мес. | 1 г. 11 мес. | |
| Использует более 10 жестов | 1 г. 10 мес. | 1 г. 11 мес. | |
| Острая реакция на отсутствие матери | 1 г. 10 мес. | 1 г. 11 мес. | |
| Вербально выражает чувства | 1 г. 11 мес. | 2 г. 7 мес. | |
| Самообслуживание | |||
| При одевании пробует помочь собственными движениями | 1 г. | 1 г. 1,5 мес. | |
| Не обливается, когда ест | 1 г. | 1 г. 1 мес. | |
| Сам снимает расстегнутые туфли | 1 г. | 1 г. 3 мес. | |
| Самостоятельно ест, берет пищу пальцами и помещает в рот, откусывает печенье | 1 г. | 1 г. 2 мес. | |
| Сам держит стакан, чашку при питье | 1 г. | 1 г. 4 мес. | |
| Контролирует физиологические отправления и сообщает беспокойством или голосом | 1 г. | 1 г. 8 мес. | |
| С помощью подносит ложку ко рту | от 1 г. 1 мес. | до 1 г. 2мес. | |
| Самостоятельно подносит наполненную ложку ко рту (пачкаться разрешается) | 1 г. 2 мес. | 1 г. 6 мес. | |
| Жует пищу | 1 г. 2 мес. | 1 г. 3 мес. | |
| Стягивает с себя носки | 1 г. 2 мес. | 1 г. 4 мес. | |
| Активно участвует в мытье и вытирании рук | 1 г. 2 мес. | 1 г. 4 мес. | |
| Обращает внимание на грязные руки | 1 г. 2 мес. | 1 г. 6 мес. | |
| Иногда ест вилкой | 1 г. 2 мес. | 1 г. 7 мес. | |
| Дает знать взрослому, что хочет в туалет доступными ему средствами (не словами) | 1 г. 2 мес. | 2 г. | |
| Пьет из чашки, не проливая | 1 г. 2 мес. | 1 г. 8 мес. | |
| Может вынуть таблетку из бутылочки | 1 г. 3 мес. | 1 г. 4 мес. | |
| Снимает простые предметы одежды (варежки, шапку) | 1 г. 3 мес. | 1 г. 4 мес. | |
| Снимает ботинки | 1 г. 3 мес. | 1 г. 4 мес. | |
| Туалет: контролируется дефекация | 1 г. 3 мес. | 1 г. 4 мес. | |
| Туалет: частичная регуляция | от 1 г. 3 мес. | до 2 лет | |
| Туалет: показывает мокрые штанишки | от 1 г. 3 мес. | до 1 г. 6мес. | |
| Не пользуется бутылочкой при кормлении | 1 г. 3 мес. | 1 г. 4 мес. | |
| Не хватает тарелку при кормлении | 1 г. 3 мес. | 1 г. 4 мес. | |
| Трет руки под струей воды | 1 г. 3 мес. | 1 г. 9 мес. | |
| Моет руки с небольшой помощью | 1 г. 4 мес. | 1 г. 5 мес. | |
| Ложкой съедает часть содержимого тарелки (испачкаться может) | 1 г. 4 мес. | 1 г. 10 мес. | |
| Просовывает руки в рукава, а ноги в штанины | 1 г. 5 мес. | 1 г. 6 мес. | |
| Сам выбрасывает мусор в мусорное ведро | 1 г. 5 мес. | 1 г. 11 мес. | |
| Перемешивает чайной ложкой в наполненной на ¾ чашке, не проливает при этом жидкость через край | 1 г. 5 мес. | 1 г. 11 мес. | |
| Самостоятельно пьет из чашки | 1 г. 5 мес. | 1 г. 7 мес. | |
| Зачерпывает пищу ложкой | 1 г. 6 мес. | 1 г. 7 мес. | |
| Ест самостоятельно густую пищу ложкой | 1 г. 6 мес. | 1 г. 7 мес. | |
&nb
Поиск по сайту©2015-2025 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование. Дата создания страницы: 2019-03-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных |
Поиск по сайту: Читайте также: Деталирование сборочного чертежа Когда производственнику особенно важно наличие гибких производственных мощностей? Собственные движения и пространственные скорости звезд |