Понятие производственного и технологического процесса. Особенности производственного процесса на железнодорожном транспорте.




Тема 2.1 Организационно-правовые формы организаций (предприятий)

В соответствии со статьей 4 Федерального закона «Об особенностях управления и распоряжения имуществом железнодорожного транспорта» Правительство РФ учредило ОАО «РЖД», размер уставного капитала которого составил 1 535,7 млрд. рублей. Доля принадлежащих РФ акций ОАО «РЖД» составляет 100%.

ОАО «РЖД» является юридическим лицом, т.е. хозрасчетным предприятием, оно наделено основными фондами и оборотными средствами, находится на самостоятельном балансе, имеет расчетные и специальные счета в банке. Свою деятельность оно осуществляет в соответствии с Уставом ОАО, с учетом особенности его применения на железнодорожном транспорте.

Железные дороги являются филиалами ОАО «РЖД». Отделения дороги – это структурные подразделения филиалов ОАО «РЖД», которые в свою очередь имеют свои структурные подразделения – станции, локомотивные и вагонные депо и т.д., которые функционируют в качестве структурных подразделений без статуса юридического лица.

Производственная деятельность всех линейных предприятий отделения дороги осуществляется на основе плана экономического и социального развития.

План станции, как и любого другого линейного предприятия, разрабатывается по источникам финансирования: эксплуатационной, подсобно – вспомогательной деятельности и прочим видам работ. Он составляется станцией на год с разбивкой по кварталам.

План станции по эксплуатационной деятельности содержит следующие разделы:

Объем и показатели качества работы;

План по труду со штатным расписанием;

План эксплуатационных расходов и себестоимости эксплуатационной работы;

План повышения эффективности производства и социального развития коллектива;

Баланс доходов и расходов (финансовый план)

Отделение дороги утверждает станциям общие для всех линейных предприятий показатели:

- себестоимость (эксплуатационные расходы), в т.ч. лимит материальных затрат;

-общий фонд заработной платы по основной деятельности;

-производительность труда;

-лимит численности;

-задание по сокращению ручного труда;

-норматив оборотных средств;

размеры и нормативы образования фондов экономического стимулирования.

 

 

Тема 2.1.2: Типы производства, их характеристика.

Понятие производственного и технологического процесса. Особенности производственного процесса на железнодорожном транспорте.

Организация и нормирование труда зависят от массовости производства. Под массовостью в данном случае понимается число однородных операций, выполняемых на рабочих местах. Различают следующие типы производства: единичное, серийное и массовое.

При единичном производстве на рабочем месте один или группа исполнителей за месяц выполняет более 20 циклически повторяющихся операций. Такое производство характеризуется изготовлением разнообразной продукции непостоянной номенклатуры. Рабочие места оснащаются универсальным оборудованием.

При серийном производстве на рабочем месте выполняется от 4 до 20 циклических повторяющихся операций. Продукция выпускается партиями или сериями, при этом выпуск однородной продукции циклически повторяется. При серийном производстве осуществляется специализация рабочих мест. Различают мелкосерийное, среднесерийное и крупносерийное производство.

Массовое производство характеризуется узкой номенклатурой и большим объемом выпуска продукции, изготовляемой в течение длительного времени. При массовом производстве на рабочем месте выполняют не более трех циклически повторяющихся операций. Операции синхронизируются, движение предметов от одного рабочего места к другому происходит непрерывно (конвейер).

Производственный процесс – это совокупность последовательной смены трудовых операций или действий, направленных на производство продукции. Для целей нормирования труда производственный процесс подразделяется на технологический и трудовой процессы.

Технологический процесс представляет собой совокупность осуществляемых при производстве продукции процессов изменения формы, размеров, структуры, места предметов труда.

Технологические процессы подразделяются:

-по источнику энергии для осуществления процесса на пассивные и активные;

-по степени непрерывности воздействия на предмет труда на непрерывные и периодические;

-по способу воздействия на предмет и виду применяемого оборудования на механические и аппаратные.

Трудовой процесс – это совокупность целесообразных действий работников, направленных на количественное или качественное изменение предметов труда.

Трудовые процессы подразделяются:

-по характеру предмета и продукта труда на вещественно - энергетические и информационные;

-по характеру участия работников в воздействии на предмет труда на ручные, ручные механизированные, машинно - ручные, машинные и автоматизированные

Различают частичную, комплексную и полную автоматизацию производства.

-в зависимости от формы организации труда на индивидуальные и групповые

Транспортные процессы включают в себя процессы по перемещению предметов труда и связанные с ними погрузочно – разгрузочные работы.

Контрольные процессы необходимы для испытаний и проверки соответствия изготовленных предметов труда требованиям, установленным стандартами, техническими условиями и т.п.

Железнодорожный транспорт по организационной структуре делится на хозяйства: локомотивное, вагонное, пути и т.д. Каждое хозяйство выполняет один или несколько взаимосвязанных элементов основного производственного процесса – перевозки грузов и пассажиров или операции по их обеспечению.

На железнодорожном транспорте технологические процессы протекают в тесной взаимосвязи, и, следовательно, и трудовые процессы должны быть согласованы и выполняться комплексно. Согласование технологических процессов достигается на базе графика движения поездов.

Характерной особенностью производственных процессов на транспорте является их расчленения во времени и в производстве: одни части процессов выполняются в стационарных условиях, а другие – на открытом пространстве.

В этих условиях рациональная организация производственного процесса предусматривать: применение системы управления, которая позволяет иметь достаточную информацию о ходе производственного процесса и оперативно регулировать возникающие в нем отклонения, оптимальное размещение основного и вспомогательного оборудования; обеспечение непрерывности проведения работ и т.п.

Многообразие производственных процессов на железнодорожном транспорте требует привлечения для их выполнения работников разнообразных профессий и специальностей.

Например, производственный процесс работы станции состоит из технологических и трудовых процессов.

Технологический процесс – это порядок и последовательность обработки поездов и вагонов.

Трудовой процесс – это совокупность действий исполнителей, направленных на выполнение технологического процесса.

Комплексный процесс – это совокупность одновременно протекающих взаимосвязанных рабочих процессов: расформирование – формирование составов; осмотр составов в техническом и коммерческом отношении и т. п.

Рабочий процесс – комплекс операций, выполняемых рабочими одной профессии или специальности: прицепка – отцепка вагонов, подача- уборка вагонов.

Операция – часть производственного процесса, непрерывно осуществляемая рабочими на одном рабочем месте: расстановка вагонов, взвешивание.

Операция расчленяется по технологическому и трудовому признаку.

- по технологическому – переходы и проходы;

-по трудовому – комплекс трудовых приемов, трудовых действий и трудовых движений.

Контрольные вопросы:

1.Какие существуют типы производства?

2.Дайте определение понятию «производственный процесс».

3.Что собой представляет технологический процесс и как он подразделяется?

4.Что собой представляет трудовой процесс и как он подразделяется?

5.Что включают в себя транспортные процессы?

6.Назовите характерную особенность производственных процессов на железнодорожном транспорте.

7.Что должна предусматривать рациональная организация производственного процесса на железнодорожном транспорте?

8.На основе чего достигается согласование технологических процессов на железнодорожном транспорте?

9.Как построен технологический процесс обработки поездов на станциях?

10.Что представляет собой комплексный процесс?

11.Что такое операция производственного процесса? Как она расчленяется по трудовому и технологическому признаку?

12.Каковы основные задачи технологического процесса формирования поездов на участковых станциях?



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-12-21 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: