Дневник похода Чхалта май 2012




Ну держись, дядя Вова!:) - розовым - комментирую я.
Синим - то, что прокомментировал Юра.

 

30.11.2012, 19:12, "Vladimir Sitkin" <vlad.sitkin@gmail.com>:

Привет честной компании
Выкладываю всем дневник похода в надежде на вклинивающиеся дополнения другими цветами / фото / видео / треки / биографии участников / предложения работы / и т.д.. Надеюсь на совместное творчество!

Названия порогов даны для настроения и частично в связи с тем что идентифицировать старые не смогли. В.Кодори, весь день, пропускаем (не в обиду Тулупову J).
----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

1/5
Общий подъём в 7. Завтракаем / разбираем лагерь / вяжем катамараны на
крышу буханки параллельно.
C ~ 10:00-10:20 до 14:50 едем вверх до оползня на дороге. Через
400-500м после оползня через дорогу лежит дерево более метра в
диаметре. Всего удалось проехать ~18-19км (за железный мост ~8км). - пересмотреть по точкам GPS
До 18:00-18:20 несём катамараны от места, до которого довезла
"буханка" Тимура до верхнего балагана в паре километров ниже п. "Верхний прорыв Чхалты".
На дороге свежие оползни, деревья. Если местные власти/пограничники
не озадачатся чисткой в ближайший год-два, то проезд от железного
моста будет возможен только на лошадях/вертолётах.
Первомайская всетуристическая демонстрация закончилась в 21:20
шашлыками, шампанским и сулугуни.

2/5
Несём вещи и полрвину продуктов до верхнего балагана
(полуразвалившийся шалаш в ~10км от конца автозаброски), перекусываем
и заносим катамараны к п. "Верхний прорыв Чхалты" - (оч.сильная 6КС). п."Верхний прорыв Чхалты" - порог с которого начинается порожистая часть реки после сужения широкой верхней долины в ущелье. Условно делим его на 3 ступени впрочем без возможности чалок между ними. Длина порога ~250-300м, падение 35-40м
.

3/5

Качаем каты. Долго смотрим "Верхний прорыв Чхалты", стартуем ниже его в 11:55.

Характер воды - жёсткая непрерывная шивера 5КС.

Один из первых порогов после "Верхнего прорыва Чхалты" под названием Гранда - остров, жесткая крутая горка в правой протоке. С правого берега торчат деревья. Те самые.

Затем - большой завал, с наплыва не читающийся проходимым. Смотреть надо, т.к. на заходе в чистый слив настречу из завала на половину ширины прохода торчит бревно. Чалка для просмотра - справа на отмель.

На 1й перечалке у
К2-1 сломана поперечина, у К4-2 пробит баллон, у Алексея Карпова
порвана гидра, здоровенный синяк и большая царапина. Далее толи река

чуть проще, толи работать стали жёстче, но происшествий до конца дня
не было.в 15:30 дошли до лагеря. Красивейший лавинный вынос перекрыл
всю реку - обнос 20м. Перекус с чаем в лагере и снова на просмотр
... Пройдя 1км дошли до п."Ушко". Оставив его на завтра поднялись до
дороги и за 20 мин вернулись на поляну к первому балагану.

4/5
Наиль Губайдулин сошёл с маршрута. Собрал рюкзак, ушёл вниз до
Кодора и, поймав там попутку, вечером был в Сухуми. Так мы остались
без подменяющего человека для К4-2.
С утра спустились к реке. Стартовав в 10:45 поочерёдно со страховкой
прошли п.2 "Ушко": К4-1 главной струёй, остальные обойдя здоровенную
бочку по канализации справа.

Чалка для просмотра - по правому берегу. Ориентир - большие камни, за ними река визуально пропадает.

В этом пороге меня смыло, из-за того, что основной слив шли кормой (перед этим навалило, нас сонных, тепленьких на камень у правого берега:). На катамаране на некоторое время удержалась, но мягкие упоры невозможно одеть, когда колбасит, поэтому через 30 метров смыло совсем. Силами экипажа была выловлена, но дальнейшая мощная горка не позволила зачалиться сразу, только метров через 300.

Чалка справа. Остальные катамараны, если я правильно помню, по канализации (сухой!) порог обнесли. В самом пороге вроде не было канализации. Поправьте меня, кто помнит.

С просмотрами прошли ещё 1,2-1,5км

На одной из чалок после мощной горки, где "двоечники" боролись за жизнь, по выражению Димы Мозгунова - помню арматуру - уголок или швеллер - даже страховочную морковку начали было к ней вязать.

и
встали перед п.3 "Нежный". Бочка в "Нежном" вызвала настороженность.

Порог начинается сразу после галечного островка, в правой протоке мы зачалились для просмотра. Долго тупили, т.к. народ не пошел смотреть сразу, остались ждать команды. Впереди - большой снежник с левого берега. Его вынос - на нашем, на правом берегу.

Порог состоит из трех частей:

1 часть -прямой с камнями и сливами, (слалом меж камней, прошли не совсем чисто, частично кормой. Одна из бочек - держащая, зацапала, вывешивались, цепляли струю.)

После этой части у К4-1 была чалка. Оставшуюся часть порога шли на другой день уже чуть другим составом.

 

2часть -быстроток мимо снежника и

3часть -крутая ступенька на крутом левом повороте. На камень, ограничивающий правый габарит слива на левом повороте - сильно валит, к нему прижаты несколько бревен. Ниже - еще один слив-ступенька, в нем левым носовым было сломано весло, и, к крайнему неудовольствию реммастера, выброшено нафиг;)

Эти две части шел только К4-1 на следующий день.


Оба К2 и К4-2 подняли на дорогу (~70м высоты). К2 решили нести за
Ацгарский прорыв, К4-2 спустить после "Нежного" на страховку.
Вернувшись в лагерь собрали его и перенесли к следующему балагану.
Там встретили свана Гиви с племянниками, выехавшими выпить под
предлогом охоты. Хачапури, сванская водка, спирт.

5/5
На К4-1 замена - Валеру Г. подменил Владимир С.
В 10:00 К4-2 встал на страховку в середине порога. К4-1 успешно
прошёл "Нежный". Далее порядок движения после совместного просмотра
К4-1 потом К4-2. До обеда с просмотрами и сигнальщиками для чалок
дошли до 2ого балагана.

Был один из порожков (снят) - крутая горка на левом повороте. На заходе справа глыба.

Перекус. Продолжили сплав со сквозным
просмотром реки.дойдя в 16:30 до п.4 "КАлибри" (от слова КАлибр)

Представляет собой два изрядных камня в русле, которые образуют три прохода, левый и центральный проблемны из-за бочки через всю реку прямо перед камнями. Проходимы правые ворота, скреблись вдоль берега, делая телемарк. Уже после камней на берег валит, обе четверки закидывало в карман правого берега, в галечный залив.

Просмотр осложнен осыпью правого берега.

Прошли его и без
чалок дошли до скалы, за которой левая протока перекрыты бревном.
Вскоре за скалой п.5. Ориентир его за 70-80м до порога горка 70м
длиной и 5м перепадом.
К2 после перекуса экипажами снесены за 3й балаган до брода через ручей
на селевом выносе.

6/5
Утром (старт в 10:40) прошли п.5 "Фуэте"

Перед порогом - несколько глыб пятиметровой высоты у правого берега. После глыб - в нашу воду два каменных островка, предпочтительна центральная протока. В правой протоке сильный навал, центральная чистая, но более крутая и с виражом. Левая - маловодна и очень крута.

Напротив места слияния последней, левой протоки с основной у правого берега есть улов, подпертый большой скалой, с которой удобно вести съемку и наблюдать, как катамаран, пройдя без скорости сбойку, забивается в улово правого берега и выходит оттуда не с первой попытки, покружив несколько раз - улово большое. Там одновременно могут танцевать и два катамарана.:)

 

. К4-1 навалило на скалу в
середине порога после чего Юрок сделал 3 оборота в улове выше камня,
в который била струя. К4-2, увидев это, проехал идеально.

К4-2 шел значительно левее, поэтому в улово правого берега не попал, зато зацепил левым носом левую скалу, его развернуло, один из сливов пройден лагом, потом стали ровнять, но не успели - в положении лагом, нос смотрит на левый берег, их одной из бочек кинуло вправо и в итоге расклинило между двумя камнями у правого берега.

Высадив носовую молодежь на камень, аксакалы сняли кат и чуть было не ушли, да спохватились.;) Небольшая операция по снятию Робинзонов с помощью береговой команды - и экипаж снова вместе:)

Ниже
"Фуэте" дерево через всю реку - обнос по правому берегу 20м.

Ещё ниже
навал на камень правого берега, уход от которого ограничен бревном с
с левого берега перекрывающим большую часть струи.

Старт в этот порог - тоже весьма бодрая крутая горка.

 

 

Далее следует п.6
"Карельский слон": К4-1 вошёл в ворота у левого берега, К4-2 удачнее
, по центру, но бочку пробили оба.

Этот порог находится в устье селевого выноса ручья Кварашь. Состоит из двух сливов. Один, высокий. в скальном сужении в 50 м выше устья,

второй - непосредственно в устье.

На этом кадре видно, как Карельский слон ломает желтую запаску на К4-1.

Ещё через 300м К4-2 теряет 2
весла. Ещё одна бодрая перечалка и мы подходим к п.7. Сплав на
сегодня закончен. Несём вещи и К2 к третьему лагерю, в доме у
которого ожидаемо натыкаемся на тех же сванов - минус 1л спирта и
голова сыра.

Это тот дом, где оставляли часть продуктов, где стреляли из винтовки и лошадь скинула Глеба:) А меня - нет:Р

 

7/5
Часа 2-2,5 ходим смотрим порог. Он в тени и, несмотря на то что
двигаемся и лазим, к старту изрядно подмёрзли, потому назвали его
"Балмуздак".

А если бы некоторые одевали штаны на просмотр, можно было бы давать более теплые названия:)


Падение в пороге ~20м на 350-400м и выходная шивера с падением ~40м
на 800м длины.

После селевого выноса ручья Кварашь - довольно большой прогон.

Порог начинается скальным сужением. Перед сужением - шивера с островком. Здесь уже не зачалиться, чалка справа, выше островка. В скальном сужении - вираж направо, затем большие глыбы, на них навалы. Справа, вдоль берега, проходы между камнями почище.

Это и было запланировано, с промежуточной чалкой за одной из глыб, но чалка не получилась.

Далее (ступень2?) - ступенька через всю реку, без бочки, но осложненная зубом,

,

следом сразу еще одна ступенька, уже с бочкой и тоже с зубом.

 

3-я ступень - - вид снизу, самая мощная и длинная.

Основная Бочка не безпроблемно обходится слева, по обливным камням.

Далее - довольно мощная шивера.

Уверенной чалки нет, как и места для спокойной страховки с берега. Малюсенькое улово на один катамаран, откуда и стартовал К4-2.

На К4-2 вместо Сергея Р. справа на носу сел Слава Р, "двоечник".

 

К4-2 занесён ниже порога. Кроме него выставлено 2
спасконца. Старт в 12:00, сложная траектория в пороге была выдержана
с большой точностью, шиверу проехали похуже. Через 3 перечалки с
просмотрами подошли к месту перекуса. После "Балмуздака" у реки
рерулярны 3-4м свалы воды в непрерывных шиверах-порожках, линию
движения в которых желательно просматривать.

Из того, что помню по съемке -

На фоне постоянного приличного падения - локальные бочки, камни.

Каменистый островок, с деревцами (на нем пытались искать ушедшее раньше весло), в правой протоке сел К4-1 и долго посиживал на различных камнях. Сказался расслабон после напряжения Балмуздака.

К4-2 проехал это место левой протокой. В ее начале лежало короткое, но толстое бревно, они его аккуратно объехали и вписались в многоводную левую протоку. (есть на видео).

Далее, после мощной горки и слияния проток - через 100 м - дерево в русле. Свежее, с листьями. Перед ним - пара неслабых рабочих бочек. Это место шли с наплыва, не просматривая (ай-яй-яй!).. После дерева - еще один каменистый остров и чалка на этот остров.

 

После перекуса п.8
"Буратино" - локальный порог с падением 5-6м в котором аккуратно
слились по узкой правой протоке чтобы избежать несольких расклиненных
брёвен в основной левой струе. Чалимся - на сегодня всё. Переносим
вещи к концу д.в.Ацгара.

По фоткам - немного не так. Островок с лесом. Правая протока более многоводная, но делится несколькими грядами на еще пару проток. В самой левой протоке - крутой слив.

В центральной многоводной протоке есть застрявшие бревна, одно видно на этой фотке (это середина порога)

Еще два видны при упорном рассмотрении на этой фотке.

Одно из них - за кормой Глеба под большим камнем, второе - на траверсе середины правого баллона, через корпус, ближе к фотографу.

 

После Буратино была еще шивера -горка с камнем в струе, который зацепил К4-1 и прошел остаток кормой

и как минимум еще один порог - мы снимали его с высокого правого берега, там была прекрасная обзорная площадка.

После этой шиверы-горки чалка перед порогом на правый берег была пропущена, зачаливались в улово на левый берег под большущей скалой.

Из этого улова К4-2 пытался выйти несколько раз, но его забивало вдоль берега, к длинному лежащему бревну

(Алексей хотел даже это бревно отодвинуть, за что порог получил от меня название "Ленин на субботнике":) - следующая фотка.

 

Порог расположен на правом повороте, за малюсеньким лесистым островком, ориентир - появившиеся большие глыбы у правого берега, там, у осыпи, есть очень маленькая и очень бодрая чалка, которой все пренебрегли, т.к. порога оттуда еще не видно.

На этой фотке видно лесистый островок, скалу, под которой улово, и совсем справа(для зрителей) злополучное бревно.

В центре порога лежит большой плоский камень, слева - слив с бочкой, прошли небрежно, полулагом - К4-1.

но потом выровнялись и выходную шиверу с бочками прошли ровно.

К4-2 прошел ровней.

 

8/5
Выйдя на воду в 9:50 Юрок пройдя п.9 "Плита" дошёл до конца п.Ацгара.

Порожек на первый взгляд простой, но при просмотре снизу, от воды, становится видно, что котел в левой части струи левой протоки не так уж мал.

А чистый проход по правой части струи замусорен огромными скальными обломками. Между них - узкий проход.

- котел виден.


К4-2 утром обнаружив поломанные продолины занёс катамаран туда же.
Идём глядеть Ацгарский каскад (АК). АК расположен между концом
д.Ацгара и железным мостом. Условно делится на верхнюю и нижнюю (от
второго ручья по ходу от деревни) части. Спуск к воде начинается
слева от ручья и занимает 20мин, катамараны несутся свободно. К2
занесены до железного моста, К4 - до 2ого ручья. От обсуждаемого
старта после 2й ступени каскада отказались.
Нечасто видел места, для сплава по которым вероятно предпочтителен
плот. Заранее завидую проходимцам верхней половины каскада. Вероятно
оптимальное время для этого - август-сентябрь, когда расход в реке
порядка 30й кубов и оптимальное судно К4. Группа только из К4
(оптимум 3шт) с береговой командой - фото/видео/страховка. При этом
расходе в верхней части Чхалты вероятен ряд непроходов/обносов,
поэтому целью группы будет именно Ацгарский каскад.

Расход Чхалты в Ацгарском каскаде у нас ~ 70 кубов
Условно отрезок реки между д.Ацгара и 2ым ручьём при просмотре
поделили на пять частей:
п.АК1. Мощная струя, большое падение - начало по увеличению уклона,
конец в районе остатков подвесного моста. Выглядит проходимым на К4,
главное удержаться в струе.


п.АК2.
Длина ~200м, падение ~15м, в линии движения 2
останавливающие бочки с котлами.

В ключевом месте река разделена большими камнями на 3 части, где правая протока - непроходная, средняя - с узким и очень кривым проходом, а левая - тоже узкая, с неудобным заходом и с высоким сливом. (Юра Борисов)

?

Дальше не знаю, смотри по фоткам сам, как ты там делил на ступени. Можешь откомментировать прямо там, в веб-альбоме. Я знаю, что народ смотрит.


п.АК3. Через сотню метров после АК2. На старте справа внизу под
стенкой несколько валунов на которые можно спустить кат, далее узкая
поджатая скалами горка, после которой месиво валов и бочек,
упирающееся в обливняк высотой более 2м. Слева от камня, где проход
пошире в русле дерево.
п.АК4. Через 50-70м после дерева 7-8м свал воды длиной 70-80м с
нестационарным поведением потока. Выглядит проходимым на К4.
Далее до впадения справа ручья Чхалта представляет из себя непрерывный
порог 5-6КС, выглядящий проходимым на К2/К4. После ручья ч-з 300м
вдоль правого берега реки начинается высокий обрыв. Далее
просматривали экипажи К4 от чалок.


9/5
Обратная замена Владимир переходит на К2-1, Валера садится на К4-1.
К4 стартуют с вещами в 10:50. После 200м погона К4-1прошел 900м
шиверу 6КС, вернее пару порогов с шиверой в промежутке.

Стартуем в устье ручья, по которому спускали каты и который падает здесь водопадом.

Чуть выше устья в нашу воду есть полочка, с которой можно стартовать. Берег обомшелый, скользкий.

 

Прямой участок идется с наплыва, метров 300, затем перед правым поворотом начинается сужение и резко увеличивается падение. На правом повороте - трек, сбивающий влево. Сильно валит влево, на двойную глыбу, за ней - на еще одну. Нас дважды навалило так, что левый баллон вылетал на камень, но струя быстро раскручивала и снимала. Далее, потеряв контроль над судном, мощный прямой шиверистый участок прошли кормой. Далее разветвление, по центру остров, в его начале -глыба (это все видно на видео), влево идет довольно чистая, но мощная протока, К4-2 шел по ней. К4-1 после нескольких неудачных попыток зачалиться к правому берегу шел кормой вперед, попал в правую протоку, в ней нагромождение глыб при общем очень приличном падении. Далее К4-1 прижимает к правому берегу, чалка на зубах - и вовремя: через 20 метров ниже чалки обнаруживается толстое острое бревно, торчащее с правого берега навстречу струе.

 

Чалка после
острова справа аеред скалой в русле с навалов воды на неё. Справа
селевой вынос (не вынос, а осыпь!) принёсший эту скалу. Справа проход осложнён деревом над
водой, слева обливными и торчащими камнями у берега. К4-1 прошёл
слева, К4-2 справа от скалы.

Ниже - после 100м прогона - с правого берега - осыпь, она осложняет просмотр. Далее - сужение, слева камни, а справа - большой одиночный камень, небольшой слив. Далее в центре русла большая скала. На нее жесткий навал. Слева - чистый проход, но туда нужно работать. Справа - проход перекрыт деревом, под которым протащило К4-2.

. Далее вся вода идёт под левым берегом
плавным правым поворотом. Прижим слабый, но в конце 2м слив со
здоровенным котлом на 2/3 русла в середине. К4-1 пробил котёл, К4-2
пртиснулись левее.Чалка перевести дух справа. После мощный прижим на
правый берег за которым остров с бревном перегораживающим правую
протоку.Шли слева убегая затем от прижима к левому берегу. Этому
мешают камни в центре струи. Слева прыжок через обливняки
предпочтительнее навала на скалу правого берега.

К4-1, завидев падение, перечалился для просмотра налево, К4-2 остался на правом берегу. Плавный левый поворот, падение увеличивается. В центре - каменистая гряда, правая протока перекрыта свежей упавшей березой, с листьями. В левой протоке - два больших камня, образующих заходные ворота. Далее - прижим к левому берегу, струя бьет в левый берег и отражается под почти прямым углом, к тому же заход в прижим осложнен обломком бревна.

Далее - придерживаясь левого берега (этот кусок уже не просмотривали, было не видно, далеко). Гряда по центру продолжается. В правой протоке - здоровенный камень, точнее - глыба, в которую валит вся правая протока. Если бы не дерево, то пошли бы правой протокой и приехали бы в него. Левая, наша, протока, прыгая по обливнякам (воды, к счастью, хватает, скорость бешеная), сливается с правой протокой рядом с большой глыбой, но опасности попасть на нее в этом месте уже нет. Проходим, чалимся, надиктовываем все это второму катамарану - про ворота, прижим, левую часть струи, глыбу и обливняки. Они идут по нашему описанию Этот порог я внаглую самостоятельно в фильме назвала "Изложение":) Поправляйте меня.

После 100м быстртока
чалка справа - так удобнее просматривать следующий порог. На правом
повороте остров с маловодной левой протокой и правой, полноводной протокой. после обливняка с
бочкой бьющей в огромный отдельно стоящий камень.

"бочка, бьющая в камень" - для моего слабого, хоть и больного, воображения - НЕВООБРАЗИМЫ:-) (Юра)

Остров каменистый, без деревьев, начинается большим треугольным камнем, его видно издалека. Правая протока слегка изгибается влево, а следовательно, есть тенденция к смещению вправо. В правой протоке два больших камня, один, чуть раньше и слева - обливной, второй - правее и ниже по течению, это большая скала, на неё навал, но есть отбойник. После слияния проток - мощные валы на прямом участке. Правый поворот, чалка. Далее до моста - быстроток с небольшим прижимом вправо на плавном левом повороте.

Оба К2 наезжали на
обливняк и раскрутившись на нём уходили от навала. Далее после горки
с большими валами и бочками отмель справа, но зачалиться на неё не
удалось, зачалились только после правого поворота. Пройдя на
просмотр следующей шиверы кроме неё увидели К2 и мост. По чуть чуть
за День Победы и дальше не пошли.

10/5
Стартуем от железного моста в 10:50 с вещами. Река стала явно более
пологой - навскидку 20-25м/км. Идём перечалками от улова к улову.
Там где видно продолжение прогона едем до видимых мест чалки. Ч-з
3,5-4км порог с несколькими последовательными бочками, большей частью
обходимыми. Ещё 700-800м и Птыш. Поднялся на погранзаставу, сказал
, что мы от них уплыли. С удивлением услышал в ответ, что они за
нами приглядывали. После Птыша падение ещё уменьшилось и мы пошли все
вместе. Через 1,5-2км шиверистого быстротока прогона, далее на левом
повороте сбойка струй, в которой легли К4-2 и К2-2, отстрахованные
на последующих 400м быстротока К2-1.В конце быстротока резкий правый
поворот с мощным порогом за ним - высокие валы с несколькими бочками.

Это не бочки, Володь:)

Это чавкающие бездонные ямы:) Я помню их две, одну за другой. Вылетаешь над ними на носу - а под тобой - пустота, пропасть:)

Но струища там такая, что держащего (в смысле бочек) ничего нет. Только чудовищные валы.

Это место читается довольно-таки издалека, на прямом участке, впереди явственные каньонные стенки. В них - резкий правый поворот, падение увеличивается. Ж..пой чуешь, что сейчас что-то будет... Зачалиться перед этим скальным каньончиком сложно, даже если выскочишь на берег, зацепить веревку не за что. Поэтому чалиться нужно еще к лесистому берегу. Когда пойдет уже открытый, каменистый, падение увеличится. Как вы там зачалили аварийную двойку - ума не приложу.


К4-1 прошёл его с наплыва по центру, остальные ещё в напряге после
киля обнесли его. Дале быстротоки перемежающиеся шиверами, слабые
прижимы вплоть до впадения в Кодор.

Здесь километров 5 (может, меньше, но связь по рации пропала) мы гнались за ушедшим после киля к4-2 веслом, но в валах потеряли его из виду. Шиверы были, да.

Впав в Кодор дошли до поляны,
где стояли перед заброской на Чхалту. Чуть ниже поляны ручей с чистой
водой.

11/5
Встали на воду в 9:00.Вода высокая, кодорские препятствия залиты все
. Живописны Кодорские ворота - какие-то там скалы??? - с мостом наверху, на скалах. Справа перед скалами есть фото-видео-чалка.

в 15:00 выплыли из гор, в 17:30 встали у ЖД моста. Препятствия на
этом участке - валы до 1,5м, несильные прижимы, иногда обливняки.

12/5
Тимур подогнал машину, которая завезя нас в кафе в Сухуми, довезла
до погранперехода. Ещё час и мы на станциии. Билетов много...

13/5
Всё.

----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

--
Meet You Outdoor!
Vlad
www.sitkin.pp.ru
tel.+7(903)011-5551

Володь! Ты доволен? Два часа работы! Должен будешь:)))

Не удивляйся на мою память, это все я "помню" из видео и фото.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-30 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: