Социальная сплоченность и взаимозависимость - очень важный аспект деловой жизни в Японии, глубоко уходящий корнями в Японскую культуру и традиции. Современная модель корпоративного управления сложилась с одной стороны под влиянием этих традиций, с другой - под влиянием внешних сил в послевоенный период. В довоенной Японии экономика была представлена небольшим числом финансово-промышленных конгломератов - зайбатсу, собственность которых была сконцентрирована в руках отдельных семейных кланов. При реализации плана Маршалла послевоенного восстановления экономики безусловными требованиями был демилитаризация и демонополизация экономики, а также дезинтеграция зайбатсу. Эти задачи были возложены на вновь созданное министерство промышленности и торговли. Министерство реализовало эту задачу с традиционным японским изяществом. С одной стороны, оно выполнило требования разукрупнения и акционирования зайбатсу, с другой - сохранило высокий уровень взаимосвязи компаний посредством перекрестного владения акциями. На этом этапе японские компании обменивались пакетами акций, неформально договариваясь взаимно не продавать эти пакеты. Тем самым сохранялся сконцентрированный контроль над компаниями, но формально собственность была достаточно раздробленной. Это был один из тех процессов, который привел к формированию современных финансово – промышленных групп Японии – кейретсу.
Разукрупнение проводилось в основном в сфере промышленности и торговли и не коснулось банковского сектора. В дальнейшем Японское правительство разработало собственную программу развития, четко сформулировав перспективные направления. Оно сконцентрировало для целей реализации существенные финансовые ресурсы и распределило их среди шести крупных банков. Банки самостоятельно должны были организовать инвестиционный процесс, взяв все риски на себя. Вокруг этих банков сконцентрировались группы взаимосвязанных и торговых предприятий, страховых компаний. Таким образом постепенно сформировались 6 горизонтальных финансово-промышленных групп (таблица 1).
|
Таблица 1. Горизонтальные финансово-промышленные группы Японии
Группа | Год создания | Число основных членов группы | Число аффилированных членов группы | Средний уровень перекрестного владения акциями основных |
Sumitomo | ||||
Mitsubishi | ||||
Mitsui | ||||
Fuvo | ||||
Sanwa | 16.5 | |||
DKB (Dai-lchi Kangyo Bank) |
Обычно ядро финансово-промышленной группы составляют банк промышленная и торговая компании. Вокруг них концентрируется несколько десятков основных членов группы и несколько сотен аффилированных членов группы. Аффилированными компаниями считаются такие компании, не менее 10% капитала которых принадлежит основным компаниям группы. Наряду с горизонтальными группами постепенно формировались вертикальные финансово-промышленные группы такие, как Тойота, Сони, Ниссан. Основные процессы здесь связаны с вертикальной интеграцией бизнеса. Сетевые процессы пронизывают всю экономику Японии независимо от того, оформлены они как-либо формально или нет.
Для японской модели корпоративного управления характерны следующие три и аспекта:
|
• система главных банков
• сетевая организация внешних взаимодействий компаний
• система пожизненного найма персонала.
Банки играют настолько важную роль в Японском бизнесе, что каждое предприятие стремится установить очень тесные отношения с одним из них. Такой банк называется главным банком компании. Он выполняет самые разные функции. Прежде всего, это кредитор. Главный банк является первым или вторым по объемам кредитования в 85% наиболее крупных японских компаниях.
Главный банк одновременно является крупным акционером компании. Для 16% компаний он самый крупный акционер, в 22% случаев - второй по величине, в 15% случаев - третий. Одновременно банк выполняет роль финансового и инвестиционного аналитика, достаточно хорошо информирован о состоянии дел компании и играет роль финансового консультанта. Главный банк может предупредить компанию о надвигающихся финансовых проблемах и разработать программу выхода из кризиса. В случае мелких предприятий главный банк иногда даже ведет их бухгалтерский учет. Банк также является венчурным капиталистом, финансируя высоко рискованные проекты компаний.
В каждой горизонтальной компании имеется один главный банк, в вертикальных группах их может быть два.
Формально органы корпоративного управления в Японии не отличаются от англо-американской модели, неформальная же практика их деятельности существенно различна. Большую роль играют различные неформальные объединения - союзы, клубы, профессиональные ассоциации. Для финансово-промышленным групп наиболее влиятельным органом такого типа является президентский совет группы. Члены этого совета избираются из числа президентов основных компаний группы. Обычно не существует какого-либо формального регламента его работы, декларируемая цель - это всего лишь поддержание дружеских отношений между руководителями компаний Президентский совет собирается ежемесячно. В неформальной обстановке происходит обмен важной информацией и мягкое согласование ключевых решений, касающихся деятельности группы. Внешне это похоже на времяпровождение в очень привилегированном закрытом клубе. Тем не менее, ключевые решения вырабатываются и согласовываются именно этим органом.
|
В вертикальных группах Тоуота и Ниссан по сути объединены поставщики комплектующих для головного сборочного завода. Формально, предприятия, входящие в группу, независимы. Тем не менее они не имеют права поставлять свою продукцию другим сборочным компаниям. Вертикальные группы также имеют аналог президентского совета. В группе Тойота, например, это Kyoho-kai, что примерно можно перевести как «клуб содействия процветанию Тойоты». Неформальные органы в японской модели корпоративного управления играют важную роль в поддержке дружеских, доверительных отношений и способствуют глубокому обмену информацией в среде менеджмента верхнего уровня различных взаимодействующих между собой компаниях.
К сетевой организации внешних взаимодействий компаний относится:
• наличие сетевых элементов - советов, ассоциаций, клубов
• практика внутригруппового передвижения менеджмента
• избирательное вмешательство
• внутригрупповая торговля
Как мы уже обсуждали, финансово-промышленные группы имеют различные неформальные сетевые структуры, способствующие глубокому обмену информацией и поддержанию неформальных дружеских отношений в среди руководителей верхнего уровня.
Активные процессы внутригруппового взаимодействия происходят и на уровне среднего управленческого звена, а также на уровне технических специалистов. Широко распространена практика внутригруппового передвижения менеджмента, когда менеджер сборочного завода может быть откомандирован на длительный срок на предприятие, поставляющее комплектующие, чтобы решить какую-либо проблему совместно. Уходящие на пенсию менеджеры верхнего уровня часто назначаются в совет директоров одной из компаний -поставщиков. Важнейший аспект такой практики - это создание личных отношений в среде менеджмента, способствующих глубокому обмену информацией и эффективному использованию совместного опыта и знаний.
Еще одним сетевым элементом является практика избирательного вмешательства в управленческий процесс со стороны других компаний группы. Очень часто такие вмешательства осуществляет главный банк компании, корректируя ее
финансовое положение. Практикуются совместные меры нескольких компаний по выводу из кризисного состояния какого-либо предприятия группы. Банкротство компаний, входящих в финансово-промышленные группы явление очень редкое, так как им оказывается не только финансовая, но и управленческая помощь. Вмешательство может осуществляться с целью решения технологических и операционных проблем.
Внутригрупповая торговля - очень важный элемент сетевого взаимодействия внутри группы. В горизонтальных финансово-промышленных группах имеется центральная торговая компания (The Sogo Shosha) и несколько торговых компаний второго плана. Основная роль торговых компаний - координация деятельности группы по всем аспектам торговли. Поскольку группы являются широко диверсифицированными конгломератами, то многие материалы и комплектующие покупаются и продаются внутри группы. Уровень внутригрупповой торговли в среднем в 6 горизонтальных группах колеблется около 20%. Естественно, что внешние относительно группы торговые сделки осуществляются также через центральную торговую компанию. Поэтому обороты таких компаний, как правило, очень большие. Например, компания Си Ито имела в 1992 году оборот 160 млр долл. При этом чистая прибыль составила всего 80 млн. Это означает, что финальная маржа от торговых операций только очень низкая. В данном случае около 0.05%. При этом операционные издержки также очень низкие. Следовательно, и торговая надбавка небольшая. Торговая компания - это не центр генерирования прибыли, а инфраструктурный элемент группы. Торговая компания играет и вспомогательную финансовую роль, являясь источником краткосрочных кредитов и выполняя квазистрахование торговых операций.
Наконец третьим ключевым элементом японской модели корпоративного управления является система пожизненного найма персонала. Естественно, что она не охватывает полностью весь рынок труда в Японии. Доля тех, кто действительно всю трудовую жизнь остается в одной компании примерно 50%. В аспекте корпоративного управления этот принцип нужно рассматривать значительно шире. Речь идет о деловой культуре, где чувство сопричастности, отношении к компании как к семье активно культивируется и играет очень важную роль для компаний. Единожды родившись в семье, навсегда остаешься ее членом. Так и здесь единожды появившись в трудовой семье, навсегда остаешься ее членом.
Проблемы и критика японской модели корпоративного управления. За последние 30 лет в структуре японского акционерного капитала происходило постоянное падение доли индивидуальных инвесторов (Таблица 2).
Таблица 2. Структура акционерного капитала в Японии
Map | ||||
Финансовые инсти- | 31.6 | 44.1 | 42.1 | 36.5 |
Бизнес-кооповаиии | 23.9 | 29.0 | 24 6 | 26.0 |
Индивидуальные ин- | 37.7 | 19.9 | 19.0 | 18.0 |
Иностоанные инве- | 4.9 | 4.3 | 13.4 | 18.6 |
Прочие | 1.9 | 2.7 | 0.9 | 0.9 |
Она снизилась почти на 20%. Это подтверждает широко распространенный вывод о том, что в рамках японской модели корпоративного управления не уделяется должного внимания доходности инвестиций. Она остается низкой, что делает такие инвестиции не привлекательными для частных инвесторов. Дело в том, что основные цели японских корпораций связаны с ростом рыночной доли, что в конечном итоге создает высококонкурентную экономику. Конкурентоспособность экономики в целом создает национальное богатство и ведет к процветанию страны в целом и ее граждан. Создания индивидуального богатства посредством финансовых инвестиций при этом не происходит. Это подтверждается исследованиями расслоения доходов населения в разных странах. В США доходы 20% самых богатых граждан в 9 раз превышают доходы 20% самых бедных. В Германии этот показатель равен 6, а в Японии 4. С учетом разницы в среднем покс^ателе доходов положение 20% наименее обеспеченных граждан США вдвое хуже, чем положение соответствующей группы в Японии. Поскольку инвестиции не привлекательно, то сбережения населения находятся в банках и, соответственно, участвуют в инвестиционных процессах, но уже под управлением банков. Эффективны ли при этом инвестиции банков? Многие примеры свидетельствуют, что не всегда, что и создает реальную проблему.
Проблема же связана с глобальными финансовыми рынками. При низкой доходности инвестиций рассчитывать на активный их приток извне невозможно. Поэтому одна из ключевых задач японской системы корпоративного управления -поиск путей повышения доходности инвестиций.
Рост доли иностранных инвестиций в структуре акционерного капитала в Японии, скорее всего, отражает процесс активизации японских компаний на мировом рынке в 90-е годы и распространение сетевых взаимоотношений за пределы страны.
Другой ключевой проблемой японской модели корпоративного управления является система пожизненного найма. Ей сопутствует медленный во многом заранее предопределенный картерный рост. В современном очень динамичном мире это все больше и больше не устраивает японскую молодежь.
Формы объединения.
Горизонтальные объединения – группа предприятий, осуществляющих одни и те же стадии производства и являющихся собственностью одной фирмы.
Вертикальные объединения – группа предприятий, осуществляющих разные стадии производства готового продукта и являющихся собственностью одной фирмы.