Утверждено на заседании кафедры педагогики МГОУ
Протокол №__ 2 __ от 9 сентября 2019г.
ЗАДАНИЯ
По педагогике к педагогической/производственной практике
Пояснительная записка.
Предлагаемые задания по педагогике к педагогической/производственной практике выстроены на основе ФГОС ВО 3+++ (2018г.) в целях формирования компетенций, соответствующих учебным планам факультетов ГОУ ВО МО «МГОУ».
Структура заданий дифференцирована в зависимости от уровня сформированностии содержания формируемых компетенций тех профилей и направлений подготовки студентов, обучение которых осуществляется во МГОУ.
Студентам различных профилей, проходящих подготовку по направлению «Педагогическое образование», предлагается выполнить два обязательных задания, составляющих инвариантную часть, а также предполагается выполнение выбранных преподавателем педагогики заданий из вариативной части, связанных с формированием конкретных компетенций.
Отчет об исполнении заданий выполняется студентом в электронном виде, загружается в ЭОС и в одном печатном экземпляре, который передается в деканат соответствующего факультета. Отчет студента должен содержать титульный лист, на котором указываются фамилия, имя, отчество студента, курс, форма обучения, факультет, направление и профиль подготовки. Также на титульном листе отчета должны быть фамилия и должность преподавателя педагогики, контролирующего выполнение заданий по педагогике на факультете, и его подпись, содержащая оценку представленной работы.
СОДЕРЖАНИЕ ЗАДАНИЙ И ИХ СТРУКТУРА
3 курс | |
Инвариантная часть заданий по педагогике для студентов очной и заочной форм по направлению подготовки «Педагогическое образование» всех профилей подготовки в период педагогической/ учебной/производственной практики | Дидактический анализ занятия, выполняемый вуза Приложение 2 |
План воспитательного дела по двум и более направлениям воспитательной работы и проведение совместно со студентами-однокурсниками Приложение 4 | |
Вариативная часть заданий по педагогике для студентов очной и заочной форм по направлению подготовки «Педагогическое образование» всех профилей подготовки в период педагогической/ учебной/производственной практики | «Копилка» педагогических ситуаций Приложение 8 |
Приложение 2
Дидактический анализ (второй уровень)
Общие сведения: | Учебное заведение, возраст и количество учащихся, дата проведения занятия | |
Тема занятия, цели занятия: | образовательная, воспитательная, развивающая | |
Оборудование урока: | какие средства обучения использовал учитель; подготовлены ли наглядные пособия и технические средства, классная доска к занятию. | |
Содержание занятия: | соответствует ли содержание занятия задачам; формированию каких знаний, умений и навыков оно способствует; с каким материалом учащиеся работали впервые, какие знания, умения и навыки формировались и закреплялись на занятии; как материал урока способствовал развитию творческих сил и способностей учащихся; как осуществлялись межпредметные связи; соблюдались ли внутрипредметные связи; способствовало ли содержание занятия развитию интереса к учению; какие метапредметные компетенции развивались. | |
Реализация принципов обучения: | принципа наглядности обучения в комплексном решении задач; в чем выразилась научность обучения, связь с жизнью, с практикой; как реализовывался принцип доступности обучения; как соблюдался принцип систематичности и последовательности формирования знаний, умений и навыков; как достигалась сознательность, активность и самостоятельность учащихся, | |
Методы обучения: | в какой мере применяемые методы соответствовали задачам занятия, какие методы, способствовали активизации учения школьников; как планировалась и проводилась самостоятельная работа и обеспечивала ли она развитие познавательной самостоятельности учащихся; какова эффективность использованных методов и приемов обучения. | |
Система работы учителя: | умения общей организации работы на занятии: распределение времени, логика перехода от одного этапа к другому, управление учебной работой учащихся, владение классом и соблюдение дисциплины; показ учителем рациональных приемов учебной работы; определение объема учебного материала на занятии; поведение учителя на уроке: тон, такт, местонахождение, внешний вид, манеры, речь, эмоциональность, характер общения (демократический или авторитарный, попустительский), объективность; | |
Система работы учащихся: | организованность и активность на разных этапах занятия; адекватность эмоционального отклика; методы и приемы организации учебной деятельности, уровень их сформированности; отношение к учителю, предмету, занятию; уровень усвоения основных знаний и умений; наличие умений творческого применения умений и навыков. | |
Организация учебной работы на уроке | как осуществлялась постановка учебных задач на каждом этапе; как сочетались разные формы: индивидуальная, групповая; осуществлялось ли чередование разных видов деятельности учащихся; как организовывался контроль за деятельностью учащихся; как учитель осуществлял развитие учащихся (развитие логического мышления, критичности мысли, умений сравнивать, делать выводы); какие приемы использовал учитель для организации учащихся; как подводил итоги этапов и всего урока; в какой мере осуществлялось развитие учащихся на занятии; какой характер познавательной деятельности преобладал на уроке (репродуктивный, поисковый, творческий); как реализовывались индивидуализация и дифференциация обучения; как стимулировалось положительное отношение учащихся к учению. | |
Общие результаты урока: | выполнение плана урока; мера реализации общеобразовательной, воспитывающей и развивающей задач урока; уровни усвоения знаний и способов деятельности учащихся: 1-й уровень – усвоение на уровне восприятия, понимания, запоминания; 2-й уровень – применение в аналогичной и сходной ситуации; 3-й уровень – применение в новой ситуации, т.е. творческое. | |
Общая оценка результатов и эффектив-ности урока |
Приложение 4
План воспитательного дела по одному направлению
Воспитательной работы
В соответствии с планом воспитательной работы составить план подготовки и проведения воспитательного мероприятия (КТД) на основе двух или более направлений воспитательной работы (умственное воспитание, нравственное, физическое, трудовое и пр.), выполнить его анализ.
При разработке плана воспитательного мероприятия (или КТД) необходимо определить тему, цель, этапы, сроки его проведения. Кроме того, в отчете о выполнении задания должны быть отражены выводы о результатах проведения (интерес, сформированность ценностных отношений и качеств воспитанников, сплоченность класса и т.п.), а также причины успешного или неуспешного его проведения.
Форма отчета – произвольная (объем: 1-1,5 стр.).
Приложение 8
«Копилка» педагогических ситуаций
Педагогическая ситуация – это совокупность условий и обстоятельств, специально задаваемых педагогом или возникающих спонтанно в педагогическом процессе.
Студентам предлагается проанализировать 3-5 педагогических ситуаций, возникших в ходе педагогической практики, по схеме:
1. Описание ситуации, формулировка проблемы
2. Цели педагогического процесса
3. Методы организации педагогического процесса
4. Соответствие выбранных методов цели педагогического процесса
5. Выводы
Отчет по заданию представляется в письменном виде.