Тема «Круговорот веществ в природе»
Приветствую вас, друзья!
Сегодня вы познакомитесь с интересной особенностью нашего общего дома Земли – круговоротом веществ.
Наша цель – узнать, что это такое, и почему опасны нарушения его человеком.
В природе всё взаимосвязано. Все живые организмы и неживые объекты – от воздуха до полезных ископаемых и энергии солнечных лучей – как детали огромного часового механизма. Животные, растения, почва, вода, воздух, энергия солнца – вместе они образуют экосистемы. Подробнее о них мы поговорим на других занятиях. Сейчас важно понять, что все элементы экосистем влияют друг на друга.
Рассмотрим круговорот веществ на примере круговорота воды.
https://www.youtube.com/watch?v=tjJcZdu3aEY (видео)
Помимо круговорота воды, существуют и другие круговороты. Например, круговорот азота. Это химической вещество входит в состав тел всех живых организмов.
Итак, в траве много азота. Траву съел суслик. Суслика съела хищная птица. Птица умерла от старости. Её труп переработали бактерии, в результате азот попал в почву в виде природного удобрения. Этот азот поглотила трава и стала строить из него своё тело – расти. А траву съела косуля… И снова идёт круговорот.
Это только один их способов путешествия азота. Он может попадать, например, в каменный уголь – окаменевшие остатки доисторических растений и нефть – тоже продукт жизнедеятельности древних живых организмов. В таком виде азот как бы консервируется на века.
Как вы думаете, зачем нужны знания о том, как происходит круговорот веществ в природе?
Эти знания нужны, чтобы человек мог брать от природы необходимое – урожай, полезные ископаемые, древесину и пр. Но при этом не нарушал хрупкого природного равновесия, в основе которого лежит круговорот веществ.
|
Например, человек обрабатывает поля от болезней и вредителей специальными веществами - пестицидами. Если нарушить технологию обработки, взять не подходящий пестицид или слишком много его, то с дождями, талыми водами эти яды могут попасть в водоемы и вызвать гибель их обитателей.
Может произойти и другое. Допустим, поле пшеницы обрабатывали от бабочки-совки озимой. Но яда взяли слишком много. В итоге, птицы, летучие мыши, съев такую гусеницу или бабочку, тоже отравляются. И в выросшей пшенице может остаться яд, который потом может попасть в продукты питания. Поэтому сейчас стараются не использовать яды-пестициды. А борются с этим вредителем, рассеивая по полю этакий мушек-трихограмм. Как этаких десантников. Мушек выращивают для этого в специальных хозяйствах. Мушки откладывают свои яйца в яйца совки. Из яиц вылупляются личинки трихограммы, которые выедают яйца совок, не давая совкам размножиться и погубить урожай. Мушки, отложив яйца, погибают или становятся добычей мелких птиц, других насекомых. В итоге – никаких ядов, природное равновесие не нарушено.
Совка
Рассмотрим ещё пример. В круговорот веществ на планете вмешивается человек. Например, перерабатывает нефть и при этом получает, помимо прочего, пластиковые пакеты и посуду.
С одной стороны, очень удобны. Но беда в том, что нет таких животных и бактерий, которые могли бы их разлагать и возвращать в круговорот. И если не переработать этот мусор, то он очень сильно загрязняет природу. Особенно там, где люди живут у морей и океанов – в них, без преувеличения, плавают целые острова мусора. Обрывки о обломки пластика, принимая их за медуз, рыбок, заглатывают птицы, черепахи, дельфины… И этот мусор застревает у них в желудках… И приводит к гибели. На фото ниже черепаха пытается съесть пластиковый стаканчик. Вы в школе пользуетесь пластиковыми стаканчиками? Берите их по необходимости, пожалуйста, не хватайте лишних.
|
Сейчас ведутся исследования, чтобы найти или вывести специальных бактерий, которые бы питались пластиком – перерабатывали его и возвращали вещества в природный круговорот.
Этот пример показывает нам, почему нужно экономить природные ресурсы – чтобы не нарушать круговорот веществ и природное равновесие.
Каждый человек должен экономно расходовать воду, электроэнергию, продукты питания. Нет, от умывания не нужно отказываться, но не надо расходовать воду впустую.
А вы экономите природные ресурсы? Напишите мне, как вы это делаете.
А еще знания о том, как происходит круговорот веществ в природе необходимы для освоения космоса. Например, сейчас ведется подготовка к экспедиции на Марс. Отважные первопроходцы создадут там искусственную экосистему с круговоротом веществ. Без знаний это невозможно сделать.
Итак, мы познакомились с понятием круговорота веществ. Проследили за путешествием воды.
Узнали о круговороте азота.
Узнали, что для борьбы с насекомыми вредителями не всегда нужны яды, а помогают биологические методы (для которых нужны биологические знания).
На примере убедились, что нужно экономить природные ресурсы и стараться сдавать мусор на переработку.
Если у вас есть вопросы, или вы хотите что-то уточнить, или рассказать мне – пишите.
До новых встреч!