Сегодня на рынке труда существует несколько подобных структур, в которые можно обращаться по вопросам поиска работы.
1. Обращение в городские и районные центры занятости населения (ЦЗН) за информацией о состоянии рынка труда, имеющихся вакансиях; о возможностях дополнительной профессиональной подготовки; о наличии специальных программ содействия занятости молодежи.
Деятельность специалистов службы занятости направлена на создание условий для обеспечения равных возможностей занятости разным группам населения. Поэтому, обращаясь в службу занятости, выпускники, безусловно, могут рассчитывать на профессиональную помощь в уточнении путей поиска работы; выяснении собственных ресурсов и ограничений; в оценке степени перспективности и распространенности работы, на которую они претендуют и др.
Одна из возможностей, которая существует в службе занятости для выпускников, – это государственная услуга, направленная на содействие их занятости[1]. Для получения более подробной информации об услуге можно пригласить на занятие работника центра занятости.
Кому подходит: всем, кто относится к категории незанятого населения.
Плюсы: все услуги оказываются бесплатно.
Минусы: уровень зарплат в вакансиях, размещенных в центрах занятости, обычно не очень высок и чаще всего – это вакансии для рабочих разной квалификации и работников неквалифицированного труда.
2. Посещение центров (подразделений) содействия трудоустройству выпускников и молодежи. Они оказывают свои услуги бесплатно и могут быть организованы:
- при профессиональных образовательных организациях - центры содействия трудоустройству оказывают помощь в трудоустройстве преимущественно своим выпускникам;
|
- при социальных агентствах молодежи или молодежных центрах (в структуре органов по делам молодежи) - могут оказать помощь в поиске временной работы, профориентационную помощь любому выпускнику.
3. Обращение в частные агентства (бюро, центры и т. п.), содействующие трудоустройству. Следует обратить внимание обучающихся, что существуют два типа частных агентств: рекрутинговые и кадровые.
1) Рекрутинговые агентства работают по заказу работодателей: подбирают персонал на вакантные позиции по определенным параметрам. Для соискателей услуги агентства бесплатны, за все рассчитывается работодатель. Вознаграждение агентства составляет в среднем одну-две будущие зарплаты нового сотрудника.
Кому подходит: менеджерам высшего и среднего звена, квалифицированным профессионалам, специалистам редких профессий. У кандидатов должен быть, как правило, опыт работы не менее трех лет и «чистая» биография (без судимостей и увольнений «по статье»).
В агентство необходимо прийти лично или выслать резюме на конкретную вакансию, которую агентство размещает в СМИ или Интернете, предварительно позвонив. Практика показывает, что на резюме, отправленные соискателями «на всякий случай», без указания кода вакансии, агентства обычно не реагируют.
Плюсы: собеседование в агентстве является дополнительным тренингом по прохождению собеседования у работодателя; рекрутер расскажет, каковы ожидания работодателя и условия прохождения собеседования для замещения данной вакансии; работодатель не склонен быстро менять сотрудника, за которого заплатил агентству большую сумму; за услуги агентства платит работодатель.
|
Минусы: работу можно искать очень долго или вообще не найти. Причина
проста: реальный опыт, знания и личные качества соискателей не совпадают с конкретными требованиями работодателей. Поэтому параллельно необходимо использовать другие способы трудоустройства.
2) Агентства по трудоустройству - ориентированы на соискателя. Они помогают кандидатам находить работу за вознаграждение. Кроме информации о вакансиях, они могут предоставлять и такие услуги, как составление резюме; продвижение резюме: размещение его в Интернете или печатных изданиях по трудоустройству; психологическое тестирование; профессиональная диагностика; тренинги.
Кому подходит: всем, кто может оплатить эти услуги, так как стоят они недешево. Однако их получение не гарантирует, что соискатель получит работу.
Плюсы: соискатели, которые абсолютно не ориентируются на рынке труда, имеют возможность найти работу.
Минусы: агентства по трудоустройству не нацелены на результат, так как деньги соискатель обычно платит сразу, а не после трудоустройства. Поэтому у агентства может очень быстро пропасть стимул искать работу; соискатели не всегда имеют возможность проконтролировать деятельность агентства. Если человек не имеет выхода в Интернет, не проверяет, размещено ли на сайтах его резюме, то у агентства появляется повод обмануть: взять деньги, а обязательства не выполнить.
Поскольку далеко не всегда агентства четко позиционируют свою специализацию, при обращении в них следует предварительно выяснить следующие моменты:
|
- Какой репутацией пользуется данное агентство?
- Какие обязательства принимает на себя агентство при взаимодействии с лицами, ищущими работу?
- Какие обязательства, включая оплату за оказываемые услуги, возлагаются на человека, обратившегося в агентство?
- Какие санкции налагаются при неисполнении принятых обязательств?
- В какой форме фиксируются взаимные обязательства и права сторон?
Все приличные агентства имеют свои сайты, на которых эту информацию можно найти, также как и имеющиеся в данный момент вакансии.
При заключении договора с частным агентством по трудоустройству важно помнить, что человек имеет право на защиту собственной личности.
2.2. Привлечение «помощников» - друзей, родственников, знакомых для поиска вариантов занятости
Поскольку устройство на работу с помощью друзей,родственников и знакомых (для простоты в дальнейшем будем называть их «помощниками»)остается одним из действенных способов, следует предложить обучающимся в качестве задания составить как можно более подробный список людей, которые смогут стать их помощниками в поиске работы. В него можно также включить преподавателей и однокурсников, работников и руководителей организаций, с которыми обучающиеся познакомились во время производственной практики или выполнения временной работы, соседей по даче и месту жительства, родителей ваших друзей. Нужно не просто сообщить о том, что выпускник ищет работу, но дать свое резюме и пояснить, какую работу он ищет, на какие условия согласен.
Специалисты считают, чем больше людей знает, какую работу человек ищет и на каких условиях, тем выше его шансы на трудоустройство.
При использовании этого способа поиска важно встретиться с каждым своим «помощником» лично и рассказать, какую работу они ищут, на какие компромиссы готовы пойти, чтобы получить работу(например, невысокую зарплату в начальный период работы, неудобный график,переработки и пр.); обязательно оставить свое резюме, т.к. далеко не всегда «помощник» хорошо представляет выпускника в роли специалиста.
Поисковые действия
· Поисковые личные обращения в кадровые службы и к руководителям интересующих предприятий и организаций. Поисковый визит может осуществляться с целью сбора информации о предприятии или по предварительной договоренности по телефону. В любом случае следует подготовиться к такому визиту. Подготовка включает те же действия, что и при поисковом телефонном звонке. Кроме того, на этапе подготовки необходимо продумать внешний вид (деловой стиль в одежде, минимум макияжа), предметы, которые необходимо взять с собой (рабочая папка с документами о полученном профессиональном образовании и презентационными документами, ручка, материалыпортфолио и пр.). Лучшее время для посещений - как правило, первая половина дня.
· Обращение в управленческие структуры позволит получить информацию о потребности в кадрах в соответствующем ведомстве. Например, педагог, врач, социальный работник, - могут обратиться в соответствующие областные или муниципальные департаменты (управления) образования, здравоохранения, социальной помощи, а также их районные отделы, где, как правило, имеются вакансии по подведомственным организациям. Преподавателю следует заранее позаботиться об уточнении информации, в какое ведомство, службу могут обратиться выпускники по данной профессии с вопросом о возможных вакансиях.
· Телефонные звонки по вакансиям и поисковые телефонные звонки являются достаточно эффективным способом поиска работы при наличии соответствующих навыков.
Плюсы: телефон позволяет за короткое время обзвонить большое количество предприятий и узнать об имеющихся вакансиях; умело, пользуясь телефоном, даже если вакансия уже занята, можно получить другую полезную информацию; в телефонном разговоре претендент получает шанс представить свои положительные стороны и создать о себе хорошее впечатление.
Виды телефонных звонков. Телефонные звонки в организации при поиске работы могут отличаться по построению, тональности, продолжительности в зависимости от типа звонка: звонок в ответ на объявление о работе; звонок по рекомендации; инициативный или поисковый звонок; звонок, следующий за письменным обращением в организацию.
Однако во всех случаях целесообразно учитывать некоторые общие шаги или алгоритм при осуществлении поискового телефонного звонка:
Шаг 1. Подготовка к телефонному звонку.
Шаг 2. «Преодоление заслона».
Шаг 3. Завоевание интереса работодателя.
Шаг 4. Достижение договоренности.
Шаг 5. Завершение разговора.
При использовании звонков при поиске работы важно записывать их результат в тетради или «Плане поиска работы»: работодатель предложил перезвонить через…дней; прислать резюме; прийти на собеседование такого-то числа в ____ по адресу и т.п.
Важное замечание: преподавателю необходимо обратить внимание обучающихся, что в ходе телефонного звонка не рекомендуется произносить фразы:
- «Я не знаю». Давая такой ответ, соискатель откровенно расписывается в собственной никчемности. Если совсем уж нечего сказать, то можно хотя бы отметить, что задан сложный вопрос, для ответа на который потребуется время.
- «Я не смогуэтого сделать». Прежде чем заявлять что-либо подобное, надо попытаться все же найти альтернативное решение или хотя бы частично оказаться полезным.
- «Уделите мне секунду Вашего внимания». За секунду дела не делаются, следует говорить то, что есть на самом деле: для разговора необходимы две, три и более минут.
По завершении обсуждения целесообразно предложить обучающимся задание 6.