Какие сценарии возрождения воспитывающей функции урока мы видим?




Сценарий «государственный».

Мы обязаны в образовательном процессе обеспечить требования к результатам освоения основной общеобразовательной программы школы: личностные, метапредметные, предметные.

К личностным результатам относятся самоопределение как внутренняя позиция школьника, самоидентификация, самоуважение и самооценка; смыслообразование к которому отнесены мотивация (учебная и социальная –!), границы собственного «знания и незнания»; и, наконец, ценностная и морально-этическая ориентация, к коей причислены: ориентация на выполнение морально-нравственных норм, способность к решению моральных проблем на основе децентрации, оценки своих поступков.

К метапредметным результатам отнесены регулятивные (управление своей деятельностью, контроль и коррекция, инициативность и самостоятельность); коммуникативные (речевая деятельность и навыки сотрудничества); познавательные (работа с информацией, учебными материалами, использование знаково-символических средств, общих схем решения, выполнение логических операций сравнения, анализа, обобщения, классификации, установлении аналогий, подведение под понятие).

К предметным – основы системы научных знаний, опыт «предметной» деятельности по получению, преобразованию и применению нового знания, предметны и метапредметные действия с учебным материалом.

Как видим, если учебное занятие будет строиться на основании перечисленных выше требований к результатам, то воспитательная функция урока сам по себе займет главенствующее положение по отношению ко всем остальным его функциям. На втором месте тогда будет функция развивающая, на третьем – обучающая.

Сценарий «общественный».

Дело в том, сегодня появляется все больше возможности получить образование не в школе или, вернее, не в школе как в здании. Система дистантного образования, возможность заниматься самостоятельно или в составе «виртуальных классов» становится все более привлекательной для старшеклассников. Система репетиторов и экстерната отработана уже в течение десятилетий. Опыт последних лет, когда школы закрываются на карантин – а процесс обучения от этого совершенно не страдает, переходя к самообучению, убедительно доказывает нам становление новых форм и развитие новых средств образования детей.

Отсюда школа начинает восприниматься и учениками и родителями (последними – с учетом опыта собственных «школьных лет чудесных») все более критично. Позитивно же – как пространство межличностного общения детей, реже – взрослых и детей.

Но дистантно можно обучиться. И развиться тоже. А вот «воспитаться» – нельзя. Поэтому «уходя» в виртуальные пространства, дети остаются в школе именно для того, чтобы воспитаться. Да и родители видят в школе то «место», где дети под присмотром.

К сожалению, мы вынуждены констатировать, что опыт воспитания у нас не то, чтобы утерян, но не адаптирован к потребностям современной семьи и современного ребенка. С тем, что в школе должен быть создан особый Уклад, притягательный для детей и их родителей, согласны уже практически все, даже педагоги. И именно это повлечет за собой необходимость работать над возрождением воспитательной функции урока.

Воспитательная система школы сегодня становится базовым фундаментальным основанием повышения качества образования будущего поколения. Именно она определяет способ организации и порядок жизнедеятельности его субъектов, предусматривающий в свою очередь целостность процессов воспитания и обучения детей на единых методологических и принципиальных философских, психологических и педагогических основаниях [подробно см.: Александрова Е.А. Педагогическое сопровождение самоопределения старших школьников М.: НИИ школьных технологий, 2010. – 336 с.].

Сценарий «педагогический».

Сегодня педагоги испытывают одновременно эволюционные, революционные и де-эволюционные процессы. Педагогам приходится доказывать, что общество и государство без них обречено. Отсюда активный поиск своей новой миссии, функций, роли. И все больше убеждаешься в том, что роль эта будет – индивидуального консультанта, тьютора.

Кстати, предъявление ученикам образцов поведения – собственного поведения педагога – метод, эффективность которого проверена веками.

 

Но, если отбросить наше стремление к новизне, к инновациям, если прочесть «Великую дидактику» с позиций современной ситуации, то, посмотрите, что еще написано на обложке этой действительно ВЕЛИКОЙ книги:

«Великая дидактика… всеобщее ИСКУССТВО всех учить всему..,. Альфой и омегой нашей дидактики да будет изыскание и открытие способа, при котором учащие меньше бы учили, учащиеся больше бы учились; в школа меньше было бы шума, одурения, бесполезного труда, а больше досуга, радостей и прочного успеха; в христианском государстве менее было бы мрака, смятения, разлада, а больше света, мира и спокойствия».

Ну как? Современно? Может не стоит с водой выплескивать ребенка?

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-10-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: