ЕСЛИ СЕГОДНЯ ПЕРЕЧИТАТЬ КОМЕНСКОГО..?




Опубликовано: Народное образование. – 2011. – № 7. – С. 215-222.

Александрова Екатерина Александровна,

доктор пед. наук, профессор.

Профессор кафедры обще педагогики Педагогического института ГОУ ВПО «СГУ им. Н.Г. Чернышевского» (г. Саратов)

Главный научный сотрудник Учреждения РАО «Институт психолого-педагогических проблем детства» (г. Москва)

 

ЕСЛИ СЕГОДНЯ ПЕРЕЧИТАТЬ КОМЕНСКОГО..?

 

Задала я себе вопрос: что сегодня кардинально меняется в развитии ребенка, профессии, более масшабно – культуре и ментальности человека? Хороший вопросик… так и хочется повести разговор в логике «культура-человек-ребенок-профессия».

И тут попался – в который раз мне в руки замечательный рассказ Карела Чапека «О падении нравов». Если кратко, то суть такова. Первобытный дед Янечек и первобытная старуха Янечекова, сидя у входа в пещеру, ругают молодежь за то, что молодая сноха плохо скоблит шкуру медведя костяным скребком – легче это видишь, золой сделать, а сыновья пытаются заменить каменные наконечники для копья костяными… «Вот оно куда ведет! Вот они, их изобретения! И ведь будут новшества заводить, пока все к чертям не полетит! Нет, говорю я, - вскричал первобытный старик Янечек в пророческом вдохновении, - долго так не протянется!»

Сегодня практически аналогичные монологи звучат в адрес «Великой дидактики» Я.А. Коменского. Мол, практически 400 лет этой книге, книга великая, а классно-урочная система вечна, бесконечна, несотворима и неуничтожаема…

Кстати, обратите внимание, и К.Чапек, и Я.А.Каменский – представители Чехии.

Когда я внимательно читаю текст этой книги (а не ее многочисленные перепевы критиков от педагогики), я чувствую себя как в анекдоте про мартышку «а мне что, разорваться что-ли?» И умно-современно-вечно, и наивно-отстало-несвоевременно…

Недавно услышала тезис: уроков в школе уже нет, есть учебные занятия. То, что мы делаем – это урок или учебное занятие? Классов в школе тоже нет – есть учебные группы. Кстати, детей, по моим наблюдениям, в школе тоже становится все меньше – родители предпочитают забирать деньги из школы и учить детей дома.

И вот очень хочется понять: что есть сегодня в школе? И, главное, что в ней останется??? Что придет на смену Великой Дидактике? Великая Школа как Досуг? Именно так переводится слово «школа» с латинского…, и это именно то, к чему стремятся множество современных детей. Базовые универсальные школы? – но это к разряду школ как социальных институтов. А вот что заменит Великую Дидактику как науку (?). Мне ближе всего в этом отношении психопедагогика, психология образования.

Какими нам с Вами быть, чтобы быть нужными нашим детям, родителям и чтобы не казаться не нужными сам себе??? Как нам выжить? В какой системе координат? Личной ли, профессиональной ли??? На что ориентироваться в море педагогических событий? Какие явления сделать для себя великими???

Итак, мы начнем читать «Великую дидактику», начиная с обложки.

Великая дидактика – искусство всеобщее, причем искусство учить всех всему. Этот концептуальный тезис приобрел в современном бытийном звучании несколько ироничную форму: «учить и лечить может каждый». Обратите внимание: последнее высказывание порождено безысходностью ситуаций, в свою очередь рожденных невежеством якобы профессионалов от педагогики и медицины. В отношении же образования сегодня существует уже устоявшееся мнение относительно индивидуализации образовательного процесса. Мы и сами его придерживаемся. Однако, именно в свете индивидуализации сегодня действительно все должны обладать искусством учить. Но, в отличие от классического постулата – не всех, а себя. И действительно – всему, и далее опять цитируем Коменского «всему, что нужно для настоящей и будущей жизни». И эта цитата с обложки!

Теперь предлагаю развенчать твердо сформировавшуюся в педагогическом сообществе установку о том, что, говоря «учить всех всему», Коменский имел в виду энциклопедическое образование каждого. Заметим, именно эта установка была положена в основу классно-урочной системы второй половины двадцатого века, что послужило поводом для резкого увеличения содержания образования. Итак, в главе десятой «Великой дидактики» мы можем прочитать дословно следующее: «но это не следует понимать как будто мы требуем от всех знания всех наук и искусств (в особенности знания точного и глубокого). Это само по себе бесполезно и невозможно ни для кого из людей… Но необходимо всем, вступающим в мир не только зрителями, но и будущими деятелями, учиться примечать основания, законы и цели всего главнейшего, что здесь и совершается, чтобы в этом мирском жилище не встретилось чего-либо неизвестного, о чем бы они не могли иметь скоромного суждения, чего бы они не могли употребить для известной цели благоразумно, без вредной ошибки. Вот о чем вообще следует заботиться и чего даже должно достигнуть (выделено нами – Е.А.)». Посмотрите, коллеги, современный смысл этой цитаты: чтобы человек стал личностью, он должен понимать основания происходящих событий, законы, по которым они протекают и, главное, целевую направленность происходящего. Современно звучат и цели, поставленные Коменским перед образованием: развивать способности, совершенствовать языки, воспитываться нравственно, то есть то, что помогает человеку стать истинным человеком (выделено самим Коменским). Даже его призыв искренне почитать Бога сегодня в той или иной форме и степени возвращается. Триаду же целей школы – «сделать людей мудрыми умом..» (обратите внимание, не «знающими-умеющими», не «компетентными», а мудрыми!), «благоразумными в поступках, благочестивыми сердцем » я бы лично высекла на фронтоне своей авторской школы, будь она у меня.

Читаем опять обложку: «сокращенно, приятно, основательно». Да, не знай мы возраст этих слов, вполне можно их брать хоть сегодня в любую концепцию развития образовательного учреждения. Оппоненты могут поспорить со словом «сокращенно». Но ни это ли происходит сейчас с текстами учебников?

И далее епископ секты «богемских братьев» пишет сразу (на обложке!) о том, что для всего, что предлагается для изучения, необходимы основания, истинность, порядок и путь. Проведем аналогию с современными воззрениями: содержание образование должно быть обоснованно, истинно, упорядочено, а сам его процесс целенаправлен. Что-нибудь изменилось? Нет, это вечные педагогические максимы.

Посмотрите, и это только обложка. Читаем далее.

«Но теперь живем мы вместе, добрые среди злых, и число злых бесконечно больше числа добрых. Примеры злых людей так сильно увлекают юношей, что преподносимые в качестве противоядия наставления о необходимости соблюдения добродетели совершенно недействительны или обладают ничтожной силой»; «А что если редко делаются и эти наставления в добродетели? Есть лишь немного родителей, которые могут научить детей своих чему-нибудь хорошему, потому, что сами ничему подобному не научились или потому что, будучи заняты другим, об этом не заботятся»; «Есть немного и учителей, которые умеют хорошо внушить юношеству добрые правила. И если такой когда-нибудь и оказывается, то его забирает к себе какой-нибудь сатрап затем, чтобы он посвящал свой труд частным образом для его детей; у народа же его отнимают» [п. 26-28 введения к «Великой дидактике»]. Знаете, вначале я хотела составить таблицу: было – стало, для того, чтобы провести сравнение. А потом подумала, что и сравнивать то не надо. Про нас написано. Что по первому высказыванию – юношество сейчас действительно увлекается примерами «злых» людей и достаточно сложно найти и нужные слова и нужные методы взаимодействия с подростками и молодыми людьми, чтобы «вернуть их на путь истинный». И классификация родителей на три группы: самая малочисленная, представители которой могут научить своих детей хорошему; вторая – которые не могут априори; третья – могут, но у них нет на это времени. И про педагогов, очень хороших педагогов, которые уходят в частные школы потому, что там за свой труд получат достойную зарплату.

Иногда складывается впечатление, что автор «Великой дидактики» был таким педагогическим Нострадамусом… Но нет. Это не предсказание. Это как в «Мастере и Маргарите»: «...люди как люди… Ну, легкомысленны... ну, что ж... и милосердие иногда стучится в их сердца... обыкновенные люди... в общем, напоминают прежних...»

А если люди остались те же, что изменилось? Технологии – да, а, отсюда – открытость всего всем, и доступность всего всем, если уж следовать терминологии Коменского. И это не может не влиять на формы и методы образования – его индивидуализация, дистанционность прочно и, судя по всему, надолго входят в жизнь наших детей.

Возрастание скорости получения информации все более акцентирует социокультурно обусловленную направленность детей на будущее, при том, что ритуалы и традиции школьного уклада в большинстве школ постоянно обращают их в прошлое. Мы не отрицаем ценность традиций, даже не отрицаем классические для педагогики способы их преподнесения, за исключением «классных» часов, построенных на монологах – часто заранее предсказуемых и поэтому скучных.

Идея совместного образования юношества, заявленная Коменским в качестве основы классно-урочной системы обучения в восьмой главе «Дидактики», постепенно трансформировалась. Классическая ее трактовка – как фронтального обучения – действительно осталась классической, несмотря на широко известный опыт обучения по индивидуальным образовательным траекториям. Сразу оговорим, что последний не предполагает однозначного отказа от присутствия обучающихся на уроках и лекциях, напротив, урок продолжает быть основой для разумного осуществления индивидуально значимого выбора ребенка по рядку оснований. К последним отнесем и отслеживание учащимся логики изложения материала учителем, и реакции окружающих его одноклассников на содержание учебного материала

Но совместность приобрела иное звучание, преобразившись в методологический принцип педагогического сопровождения детей в процессе их индивидуального развития.

Смелое за тех лет заявление о том, что «школам должно быть вверено юношество обоего пола» сегодня никого не удивит. Однако сегодня мы наблюдаем тенденцию к возрастанию как теоретических, так и практических попыток организовать обучения детей с учетом их гендерных различий. Здесь также следует говорить о различных направлениях исследований: от организации учебно-воспитательного процесса в школах/классах для мальчиков и в школах/классах для девочек – через индивидуальный подход к детям разного пола в рамках фронтального обучения – к индивидуальному подходу к детям с разной выраженностью феминности и мускулинности.

Практически первым в истории образования Коменский употребляет термин «поддержка», столь широко сегодня вошедшем в педагогический тезаурус. Правда, он рекомендовал ее оказывать детям «послушным, любознательным», но в тоже время «медленным и тупым». Да и рекомендация демонстрировать наглядные пособия для того, чтобы дети испытал чувство восторга, много стоит. Равно как и совет начертить на стенах содержание учебников, широко используемый в практике, но всегда актуальный в контексте эффективности фонового знания.

Есть еще совет, который только сейчас – и это не пустые слова – начинает внедряться в образование: «школьные работы могут быть облегчены, если несколько сократить … учебный материал. Это может случиться, если будет устранено: 1. Ненужное. 2. Чуждое. 3. Слишком специальное». И далее, абсолютно современное высказывание: «чуждо то, что не подходит к умственному складу того или другого ученика… И когда ни одного ученика не будут принуждать ни к чему против его воли, то не будет и помину о каком-либо отвращении, не будет причины для притупления умственной силы. Каждый легко будет делать успехи в той области, к которой влечет его сокрытое стремление…».

Кстати, относительно «системности» системы Коменского: – «в школах достаточно вполне основательно пройти роды предметов с их важнейшими различиями: остальное усвоится само собой при случае».

Не буду вдаваться в подробный анализ предложенной системы организации и методических рекомендаций осуществления учебного процесса – мы все его прожили и пережили. Помню только, что, когда я в студенческие годы первый раз читала эту книгу – я не могла в силу возраста и неопытности понять – а зачем нам современные учебники по педагогике, когда можно было только прочитать Коменского – и все как на ладони?

Существует в книге и множество рекомендаций, которые сегодня кажутся уже совершенно несовременными и даже, невозможными. Например, о том, что «один и тот же ученик по одному и тому же предмету должен иметь только одного учителя». Мы полагаем, что это ограничит возможность ребенка познакомиться с новыми людьми, с их манерой изложения материала, с некими новыми теориями и концепциями и проч. Тоже я могу сказать и об основоположении X главы 17: природа все производит в однообразной форме. Там содержится рекомендация о том, что для преподавания всех наук всех языков необходим один и тот же метод, что уже опровергнуто обширной педагогической практикой. И далее, в главе 19: «одна работа сообща будет задаваться одному классу», «никого не обучают отдельно, только всех вместе» и т.д.

Теперь о самом, на наш взгляд, современном в Великой дидактике.

«Нигде не учат всему; не обучают даже самому главному» [глава 11. п.8]. А знаете, что считал Коменским самым главным? – «то, что преимущественно следовало бы насаждать в умы – благочестие и нравственность, – преимущественно оставалось в пренебрежении… в школах вовсе не поднимается вопрос о доброй жизни… Об этом свидетельствует распущенность дисциплины почти во всех школах; … распущенность нравов во всех сословиях». И, внимание все, кто ищет причины современного кризиса образования – «мы, оставив в стороне древо жизни, простираем беспорядочные стремления к одному только древу познания. В угоду этому беспорядочному стремлению школы до сих пор гнались только за знаниями» (выделено Я.А. Коменским).

Наверное, здесь описано то, что произошло с нашим образованием за последние двадцать лет. Но сегодня мы наблюдаем возрождение идей и практик воспитания, причем приоритетное перед обучением. Современные стандарты образования тому подтверждение.

Заметим, что развести понятия воспитания и обучения в контексте современного понимания образования как индивидуально-личностного феномена достаточно трудно, практически невозможно. И аналитический взгляд на генезис формирования, становления и развития у современного ребенка картины мира – что, по сути, являет собой результат его образования – убедительно доказывает: воспитание предваряет обучение, сопутствует ему через различные виды педагогического сопровождения и, затем, окончательно доминирует через различные свои формы (влияние значимого Другого человека, среды, впечатлений, средства массовой информации, событий и, что главное, самовоспитание).

Составляющие качества воспитания в некоторой степени напоминают уровни воспитанности: репродуктивный – вижу, как ведут себя другие; энциклопедический – знаю, как надо себя вести; герменевтический – понимаю, почему ты себя так ведешь; адаптивный – оцениваю ситуацию и веду себя сообразно; проектирующий – прогнозирующий и проектирующий свое развитие.

И, если следовать теории Коменского, учитывая не «знаниевую» парадигму, которую многие годы так старательно втискивали в рамки классно-урочной системы, но приведенный выше ракурс его «Великой дидактики» – ракурс «древа жизни», то нам необходимо рассмотреть урок через призму его воспитывающего потенциала.

Каким он был долгие годы? – инвариантно-алгоритмичным, репродуктивным, объяснительно-иллюстративным, фронтальным, статичным для учеников, обязательным, основным и практически единственной формой получения знаний. То есть закрытым, статичным, монологичным, едингообразным. И это оправдано, поскольку определялось социокультурной ситуацией.

Каким он стал? – вариативным, проблемно-поисковым, проектно-исследовательским, парно-микрогрупповым, дифференцированно-фронтальным, более подвижным. То есть открытым, динамичным, диалогичным, вариативным. Что также соответствует современной социокультурной ситуации. Сегодня уже никого не удивляет подвижная мебель, возможность работать стоя за конторкой, перемещаться по классу, подходя к разным группах детей, выполняющих разные задания, к столу, где представлены разные учебные пособия, хрестоматии, ключи к выполняемым заданиям. Даже перемещение во время урока по школе – возможность заниматься вне основного коллектива детей – в библиотеке, Интренет-зале. Далеко не единственная и, отсюда, перестающая быть основной для ребенка.

Уроку, начиная с «Великой дидактики», посвящено множество научных и научно-прикладных исследований. Так, доказано, что у классического урока три функции – обучающая, воспитывающая, развивающая. Подавляющее большинство работ, посвященных современной дидактике, говорит о реализации обучающей и развивающей функций. Что касается воспитывающей функции урока – то здесь мы встречаемся…. Да, собственно, ни с чем мы здесь не встречаемся…

Какие качества воспитывает традиционный урок? Пойдем по основным его этапам.

Организационный момент. Воспитывается организованность, внимательность, формируется умение быстро переключаться: ситуация отдыха меняется на ситуацию работы, активная/пассивная беззаботность меняется на активную/пассивную ответственность. Воспитывается умение обосновать причину опоздания.

Парадокс: фраза учителя «все закрыли рты» противоречит дальнейшему его требованию ответить домашнее задание.

Проверка ранее изученного материала. Воспитывается ответственность за порученное дело (выполнение домашнего задания), умение слушать и слышать другого человека (как отвечающего на вопросы педагога, так и подсказывающего правильный ответ), быстро реагировать на неожиданную ситуацию, сдерживать эмоции, когда тебя публично хвалят или ругают, или же кто-то из учеников с места позволяет себе колкое критическое замечание. Формируется умение публичного выступления, уверенности в себе, отсутствие страха перед аудиторией. Наконец, воспитывается умение «выпутываться» из сложной ситуации и обосновать отсутствие ответа.

Парадокс: попытка учителя пресечь подсказку противоречит необходимость воспитывать у детей потребности в оказании помощи другу, однокласснику, попавшему в трудную ситуацию. И еще: человек учиться, значит, он спрашивает. Кто ученик у нас в школе?

Объяснение новых знаний. Воспитывается умение сконцентрироваться на получении информации, не отвлекаться на посторонние разговоры, выделить главное, установить причинно-следственные связи между событиями и явлениями, делать несколько дел одновременно – слушать, понимать, писать, реагировать на фразы соседа…

Проверка и закрепление усвоенного. Воспитывается критическое отношение к своим знаниям, способность оценить эффективность своей работы.

Оглашение домашнего задания. Воспитывается терпение! Досидеть до конца урока, не высказать свое недовольство объемом домашнего задания… Воспитывается аккуратность – суметь это домашнее задание «втиснуть» в узкие строчки дневника.

Объявление оценок и комментарий к ним. Повторимся: сдерживать эмоции, когда тебя публично хвалят или ругают, несправедливо оценили – в сторону завышения или занижения оценки.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-10-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: