Ход методического тренинга




Педагога инклюзивного образования»

Подготовила:

Учитель-логопед МБОУ СОШ №8

Чернова Т.В.

Ноябрьск, 2018

 

Цель методического тренинга – создать условия для профессионального самосовершенствования учителя инклюзивного образования, при котором формируется опыт и овладение определенным уровнем сформированности коммуникативной компетентности как составляющей его профессиональной компетентности.

 

Задачи:

•Создание условий для профессионального общения, самореализации и стимулирования роста творческого потенциала педагогов.

 

•Распространение педагогического опыта и формирование и развитие коммуникативной компетентности, позволяющей осуществлять эффективное взаимодействие с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья, и создавать условия для их сотрудничества с окружающим социумом.

 

•Создание атмосферы открытости, доброжелательности, сотворчества в общении.

Методические цели:

1. Обзорное знакомство понятием «коммуникативная компетенция».

2. Приобретение практического опыта, повышение уровня сформированности «коммуникативной компетенции».

 

Материалы, оборудование: презентация, карточки с названиями этапов урока, рисунок корзины, листы А3, фломастеры, ручки, листы с текстами, раздаточный материал.

Участники методического тренинга: педагоги инклюзивного образования, учителя-логопеды, учителя-дефектологи.

 

Время проведения тренинга – 20 минут.


Ход методического тренинга

«КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ»

(профессиональные компетенции педагога инклюзивного образования)

Этапы Содержание Время Деятельность учителя Деятельность участников
1.Организационный. Определение темы и цели мастер-класса.   Цель: создание эмоционального настроя на эффективную работу, мотивация для дальнейшей работы. Постановка цели методического тренинга: Старая народная мудрость гласит: «Если планы твои рассчитаны на год- сей хлеб, если на десятилетия- посади дерево. Если твои планы рассчитаны на века – воспитывай детей». Школа служит лабораторией для открытия уникального «Я» каждого ребёнка, помогает осознать и раскрыть ученикам их собственные возможности и потребности. Наши планы рассчитаны на века, и потому главное задание для нас – это воспитание детей. Мастерство учителя обеспечивают множество факторов, среди которых, пожалуй, очень важной является – «КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ».   - Позвольте представиться. Меня зовут Чернова Татьяна Вячеславовна, я учитель-логопед МБОУ СОШ №8 города Ноябрьска. Надеюсь, что вы мне поможете в проведении методического тренинга, за что заранее вам благодарна. Прошу вас поработать творчески, проявить свою активность, не стесняться высказывать своё мнение. - Почему же мы сегодня говорим о инклюзивной компетентности как составляющей профессиональной компетентности учителя?   В настоящее время в мире сформировалось понятие «инклюзивное (включающее) образование», базирующееся на новой, гуманистической идеологии, которая предполагает равное отношение ко всем людям и создание особых условий для детей, имеющих особые образовательные потребности. Инклюзивной школе нужны педагогические работники совершенно нового типа, являющиеся носителями гуманистических ценностей и идеалов, обладающие социально-личностными, общенаучными, инструментальными и профессиональными компетентностями, умеющие решать коррекционно-педагогические и социально-реабилитационные задачи. Специалисты нового типа должны подготовить каждого ребенка с ограниченными возможностями к беспроблемному включению во все виды общественной жизни, обеспечить подлинное включение обучающихся в образовательный процесс, оптимальное освоение ими программы. Одной из важных профессиональных компетентностей учителя, работающего в условиях инклюзивного образования, является коммуникативная компетентность, позволяющая осуществлять эффективное взаимодействие с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья, и создавать условия для их сотрудничества с окружающим социумом.   Объяснение цели предстоящей работы. Вызов у участников уже имеющихся знаний по изучаемому вопросу, активизация учащихся, мотивация для дальнейшей работы.   Знакомство с целью методического тренинга.
2. Планирование работы и прогнозирование результативности методического тренинга.   Цель: прогнозирование конечного результата.   Прием «ДЕРЕВО ПРЕДСКАЗАНИЙ» - - Мы сегодня говорим о «коммуникативная компетентность». - Уважаемые коллеги, какие ассоциации у вас возникают, когда вы слышите словосочетание КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ? - Я предлагаю называть ваши предположения через прием «ДЕРЕВО ПРЕДСКАЗАНИЙ». Каждый участник вспоминает и записывает все, что знает. (На доске - рисунок дерева, к которому прикрепляются карточки со словами-ассоциациями, например: общение, коммуникация, любознательность, умение самостоятельно выражать свои мысли, - Мы вырастили «ДЕРЕВО ПРЕДСКАЗАНИЙ», связанных с понятием «коммуникативная компетентность».     Помощь в выявлении наиболее значимых аспектов решения задач методического тренинг. Обозначение ряда проблем и вопросов, требующих получения новых знаний.
3.Стадия вызова.   Цель: актуализация имеющихся знаний и опыта по заданной теме.   Ю.М. Жуков отмечает, что коммуникативная компетентность – это метакомпетентность или ядерная компетентность. Она входит в социальную, профессиональную, межличностную компетентность и является связующей этих образований. Высокий уровень коммуникативной компетентности позволяет оптимизировать обучение, моделировать безопасные ситуации общения, транслировать адекватные, гибкие и вариативные модели коммуникативного поведения. От педагога требуется владение техниками вербального и невербального общения, умение создавать социально-педагогические ситуации, в которых обучающиеся практикуются в установлении контактов с окружающими, в обращении к ним за помощью, советом, выстраивая правильную коммуникацию. Учитель должен владеть техникой «экологической коммуникации», то есть организовать общение с детьми с особыми образовательными потребностями на доступном для них уровне, учитывая их интеллектуальные, речевые и другие возможности, в соответствии с их интересами и жизненными потребностями. Педагог должен уметь включать детей с особыми образовательными потребностями в диалоговое общение с обычными детьми, объединяя в пары, группы при выполнении тех видов деятельности, где они могут быть успешными (прежде всего при выполнении заданий на уроках труда, физкультуры, изобразительной деятельности, на уроках пения и музыки). Учитель должен преодолевать изолированность и отчужденность интегрируемых детей, организуя общение в классном коллективе, развивая коммуникативные умения у обучаемых. В условиях инклюзивного обучения особую роль приобретает владение учителя аттракцией (умением представлять учеников с особыми образовательными потребностями классу и вызывать к ним симпатию). Одной из важнейших составляющих данной компетенции является способность и готовность устанавливать и поддерживать продуктивные контакты со специалистами различного профиля (медиками, психологами, педагогами общего образования и педагогами-дефектологами), с родителями, имеющими различный общеобразовательный и культурный уровень и нередко полярные предпочтения. От успешности межличностного взаимодействия, способности увлечь в совместную деятельность зависит не только эффективность коррекционно-педагогической помощи, но и самочувствие участников образовательного процесса. Таким образом, педагог, работающий в системе инклюзивного образования, должен обладать достаточным уровнем коммуникативной компетентности, быть способным реализовать личностно ориентированные образовательные и коммуникативные технологии и готовым гибко управлять учебно-воспитательным процессом. От коммуникативной компетентности учителя зависит демократизм и гуманизм общения, эффективность общения с точки зрения результативности установления контактов, удовлетворенности учителя и обучающихся своим трудом, морально-психологический климат. Рассмотрение различных аспектов коммуникативной компетентности отражено в работах Б.З. Вульфова, Ю.Н. Емельянова, И.А. Зимней, Ю.М. Жукова, С.А. Игнатьева, Н.В. Кузьминой, Л.А. Петровской, Г.В. Селевко, В.Д. Ширшова, Т.Н. Щербаковой и др. Остановимся на рассмотрении содержания понятия «коммуникативная компетентность». В современных исследованиях продолжается теоретический анализ и осмысление данной категории, расширяется ее содержательное наполнение. В настоящее время категория «коммуникативная компетентность» рассматривается достаточно широко и до сих пор нет однозначного взгляда на содержательное наполнение данного понятия, на то, чем является коммуникативная компетентность: способностью, свойством, совокупностью знаний, умений и навыков или качествами личности. Понятие «коммуникативная компетентность» рассматривается разными исследователями как:
  • система внутренних ресурсов, которые необходимы для построения эффективного коммуникативного действия в определенном круге ситуаций межличностного взаимодействия;
  • такой уровень сформированности межличностного опыта, то есть обученности взаимодействию с окружающими, который требуется индивиду, чтобы в рамках способностей и социального статуса успешно функционировать в данном обществе;
  • владение коллективной профессиональной деятельностью и приемами профессионального общения как сформированность социальной ответственности за результаты своей деятельности;
  • способность к эффективному решению коммуникативных задач, определяющая индивидуально-психологические особенности личности и обеспечивающая эффективность ее общения и взаимодействия с другими людьми.
  • способность к эффективному общению и сформированность коммуникативных умений;
  • владение сложными коммуникативными навыками и умениями, знание культурных норм и ограничений в общении, знание обычаев, традиций, этикета в сфере общения, соблюдение приличий, воспитанность;
  • умение вступать в коммуникацию, непринужденно общаться;
  • интегральное, относительно стабильное, целостное психическое образование, стабильное, представляющее систему коммуникативных свойств, коммуникативного потенциала и коммуникативного ядра личности;
  • компетентность в общении: устное, письменное общение, диалог, монолог, порождение и восприятие текста; знание и соблюдение традиций, ритуала, этикета; кросс-культурное общение; деловая переписка; делопроизводство, бизнес-язык; иноязычное общение, коммуникативные задачи, уровни воздействия на реципиента. Опыт и готовность к общению в разных коммуникативных ситуациях: переживание удовлетворения от общения как ценности. Умение начинать, направлять, контролировать коммуникативный процесс.
Таким образом, с нашей точки зрения, «коммуникативная компетентность» представляет собой целостное, интегративное, многокомпонентное психическое образование, определяющее эффективность общения. Применительно к нашему исследованию коммуникативная компетентность педагога рассматривается нами как способность к успешному и эффективному педагогическому взаимодействию со всеми участниками образовательного пространства и с социальным окружением для решения широкого круга педагогических задач. При выделении структурных компонентов коммуникативной компетентности также отсутствует единый подход к данной проблеме (Н.Б. Буртовая, Е.М. Кузьмина, А.К. Маркова, Л.А. Петровская и др.). Опираясь на модель коммуникативной компетентности, предложенную И.А. Зимней, мы выделили следующие компоненты коммуникативной компетентности педагога: 1) мотивационно-ценностный компонент представлен профессиональной мотивацией, входящей в состав мотивации учения, самой педагогической деятельности и ее ценностями, готовностью педагога к профессиональному совершенствованию; отражает интерес к инновационной деятельности, стремление к саморазвитию и самореализации, потребность в профессиональном росте; 2) когнитивный компонент предполагает наличие знаний о сущности и роли коммуникативной компетентности, способность решать проблемы, которые возникают в процессе общения; 3) операционно-деятельностный (поведенческий) компонент отвечает за коммуникативные умения, необходимые учителю в разнообразных стандартных и нестандартных ситуациях, способность учителя к личностно ориентированному взаимодействию во время образовательного процесса, умение сохранять эмоциональное равновесие, предотвращать и разрешать конфликты конструктивным способом, владение ораторским искусством, грамотной устной и письменной речью, умение выработать тактику, технику и стратегию активного взаимодействия с людьми, организовывать их совместную деятельность для того, чтобы достичь определенных социально значимых целей, умение объективно оценивать ситуацию взаимодействия субъектов образовательного процесса, прогнозировать и обосновывать результат эффективности взаимодействия. Все компоненты взаимосвязаны и взаимообусловлены. Высокий уровень коммуникативной компетентности предполагает развитие всех ее компонентов.
  Вызов уже имеющихся знаний; учитель задает вопросы, на которые хотел бы получить ответ. Участники "вспоминают", что им известно по изучаемому вопросу (делают предположения), систематизирует информацию до ее изучения, задают вопросы, на которые хотели бы получить ответы.
4.Стадия осмысления. Определение понятия «коммуникативная компетентность».   Цель: получить новую информацию, соотнести новые и имеющиеся знания, систематизировать полученные данные.   Ролевая игра «Здравствуйте» Инструкция: «Невербальные способы общения говорят о нас с вами гораздо больше, нежели вербальные. Вспомните, какие способы общения мы считаем вербальными и какие невербальными. Подумайте, а к какому способу общения вы отнесете приветствие людьми друг друга? У каждого народа есть свои культурные традиции. Давайте познакомимся с некоторыми способами здороваться, принятыми у людей других национальностей. Группам обучающихся раздаются распечатанные описания приветственных жестов разных народов с предложением их продемонстрировать. 1. Если вы из Тибета, то, при приветствии, вы покажете собеседнику язык, обнимите его и потретесь друг о друга носами. 2. Если вы из Эфиопии, вы положите ладонь на ладонь собеседника, затем ударите себя ею по груди. Можно осторожно обнять друга, но при этом нельзя дотрагиваться до его затылка. 3. Если вы из Франции, дважды поцелуйте друг друга в обе щеки. 4. Если вы из Японии, на расстоянии трех шагов поклонитесь (руки должны быть опущены вдоль туловища). 5. Если вы из племени Туарег, подайте руку собеседнику ладонью вверх, следом за тем резко отдерните руку назад, проведя кончиками пальцев по ладони друга. 6. Если вы из племени Маори, согнув указательный палец правой руки, поднесите его к кончику носа и потрите нос костяшкой второй фаланги. 7. Если вы из России, пожмите друг другу руки. Упражнение «Мозговой штурм»– один из наиболее известных методов коллективного поиска решений. Продолжить предложение, не повторяя друг друга. Личностный рост педагога – это… Варианты ответов: - повышение квалификации; - чтение литературы; - саморазвитие; - участие в конкурсах; - уметь анализировать свои поступки - уметь вовлекать в значимую деятельность других людей - уметь принимать себя и других - учиться развивать свои хорошие качества - учиться всегда и везде - самосовершенствование - применять индивидуальный подход - иметь личное мнение - признаваться самому себе в своих недостатках, находить их причину и шаг за шагом искоренять их. Мини - сообщение Личностный рост учителя – это собственная активность человека в изменении себя, в раскрытии, обогащении своих духовных потребностей, творчества, всего личностного потенциала. - это качественные изменения личностного развития, затрагивающие основные жизненные отношения, "ядро" личности. Сегодня от учителя требуется готовность достойно встречать каждую профессиональную ситуацию, быть готовым к переподготовке в быстро меняющихся условиях. Упражнения «Ладошки» Проведём ещё один интересный опыт. Обведите карандашом на листке бумаги свою ладошку. Впишите, пожалуйста, в каждый пальчик человека который имеет (или имел) самое большое значение для вашей жизни. Не переходите к дальнейшей работе, пока не выполните данное задание. В этом упражнении принципиально важно выполнить задание самостоятельно, так, как вы его поняли сами, без пояснений автора. Результаты мы прокомментируем чуть позже, а пока вернемся к анализу исследований, посвященных самооценке. В исследованиях Р. Бёрнса приведены факты, касающиеся самооценки педагога. Выявлено, что причины формирования у педагога низкой самооценки неоднозначны, соответственно, намечаются и разные пути ее коррекции. Одна из причин появления низкой самооценки - адекватное отражение педагогом своих проблем, испытываемых в профессиональной деятельности, затруднений. Для устранения этой причины рекомендуется совершенствование педагогического мастерства. Другая причина - высокая требовательность педагога к себе, ориентация на высокие стандарты, склонность к самокритике. В этих случаях для повышения самооценки предлагается иной путь, а именно, сосредоточение педагога на тех моментах, которые определяют его негативное самовосприятие, поиск способов преодоления их. А сейчас самое время вспомнить наше упражнение с ладошкой. Взгляните на нее ещё раз и ответьте: Каким по счёту был пальчик, в который вы вписали слово “Я”? Если вы вписали, то отражает ли этот номер действительное значение вашего "Я” в вашей жизни? Если же вы вообще не написали “Я”, то почему? Упражнение «Выходим без потерь из сложной ситуации» Инструкция: ведущий предлагает ситуацию, в которой может оказаться любой из обучающихся: Друг попросил вашу тетрадь, чтобы списать у вас домашнее задание. Начинается урок – его нет. Вы волнуетесь. Учитель, как назло, спросил именно вас. Двойка. Друг ваш явился на урок, спустя еще 10 минут, отговорившись какой-то несерьезной причиной, что-то вроде «не слышал звонка» или т.п. Ваши первые слова, которые он услышит? (Как правило, ученики стремятся обвинить другого, и сами же говорят, что конфликт неизбежен) Как вы думаете, можно ли сказать о своем недовольстве так, чтобы товарищ ваш признал свою неправоту и согласился с вашими доводами? С какого слова вы начинали все свою возмущенную тираду? Я предлагаю попробовать по-другому – исходя из заданной ситуации, продолжите фразы: 1. Я надеюсь… 2. Я жду… 3. Мне хотелось бы… 4. Я был бы рад, если бы… 5. Я боюсь, что… 6. Меня обижает, когда… 7. Я думаю, что… 8. Я сожалею, что… 9. Мне кажется, что… 10. Я дорожу… Знаете ли вы, что ученые давно заметили, что фразы «Ты…», как правило, обвиняют человека, и он реагирует на обвинения раздражением, даже если он не прав. Использование же в речи высказываний «Я …» позволяет выслушать вас спокойно, потому что вы говорите о своих эмоциях и чувствах, тем самым оставляя собеседнику возможность самому оценить свой поступок. Упражнение «Интонация» Инструкция: Текст ведущего: «А теперь поговорим об очень важной черте общения — интонации. То есть, не что мы говорим, а как мы это говорим. Одну и ту же фразу можно сказать по-разному. И в зависимости от того, как мы это скажем, такой и будет результат». Необходимо выбрать из участников 9 человек и дать задание – с разной интонацией сказать одну и ту же фразу: 1. Почему ты не пришел? (1-обида, 2-забота — переживание, 3-гнев) 2. Мне так жаль! (1-насмешка, 2-жалость, 3-равнодушие) 3. Ты дашь мне диск? (1-угроза, 2-просьба, 3-утверждение) Текст ведущего: «Я вам советую задумываться над словами, которые мы говорим друг другу, а также над тем, как мы говорим эти слова»     Непосредственный контакт с новой информацией (текст), работа ведется индивидуально. Сохранение интереса к теме при непосредственной работе с новой информацией, постепенное продвижение от знания "старого" к "новому". Участники читают текст, используя предложенные учителем активные методы чтения, делает пометки на полях или ведет записи по мере осмысления новой информации.  
5.Стадия рефлексии. Приемы, используемые на этапе рефлексии.   Цель: целостное осмысление, полученной информации;   На основе нашей совместной работы можно составить модель «коммуникативная компетентность»     Возвращение участников к первоначальным предположениям,дать творческое, практическое задание на основе изученной информации.   Выполнение творческого,практического задания на основе изученной информации.
6.Подведение итогов. Рефлексия. Цель: оценивать результат собственной деятельности. - Давайте подведем итог нашей работы. - Обратимся вновь к нашему ДЕРЕВУ ПРЕДСКАЗАНИЙ. Я предлагаю каждому высказаться о сегодняшнем методическом тренинге и о понятии «коммуникативная компетентность». - Таким образом, важное место в подготовке и переподготовке специалиста инклюзивного образования отводится развитию коммуникативной компетентности, которая является ядром социальной, профессиональной и межличностной компетентности. Педагог, работающий с детьми с ограниченными возможностями здоровья, должен обладать высокими показателями коммуникативных навыков и умений, перцептивными и организаторскими способностями, гибкостью и толерантностью в общении, быть эмпатийным и рефлексивным. - К сожалению, временные рамки не позволяют познакомить вас, уважаемые коллеги, со многими другими приемами и методами формирования коммуникативных компетенций. Предлагаю Памятку (Приложение 5). - В заключении хочется сказать, что свою педагогическую задачу мы видим в том, чтобы помочь каждому ребёнку осознать собственную уникальную сущность и создать условия для саморазвития. для их сотрудничества с окружающим социумом. Притча В сарае стояли два плуга. Один был ржавый и некрасивый, а второй весь блестящий, начищенный. Ржавый плуг с завистью смотрел на то, как солнце отражается на блестящих боках соседа. Однажды он не выдержал и сказал: - Это несправедливо! Мы с тобой одинаковые. Но ты такой красивый, весь блестишь, а я нет. Откуда у тебя это великолепие? Должно быть равноправие! Второй плуг усмехнулся и сказал: - Должна быть справедливость! Я с раннего утра и до позднего вечера работаю, поэтому и блещу. Мне просто некогда ржаветь! - Спасибо, уважаемые коллеги, за работу! Желаю вам творческих успехов!   Рассмотрение и принятие всех мнений. Живой обмен идеями. Самоанализ деятельности.

 

 

ЛИТЕРАТУРА

 

1. Зинова И.М. Шайдуллина Г.Ф. «Коммуникативная компетентность педагогических работников в условиях перехода к инклюзивному образованию», Бирский филиал ФГБОУ ВПО «Башкирский государственный университет».

2. Серегина Т.П. «Коммуникативная компетентность как профессиональная ценность современного педагога». https://открытыйурок.рф/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/214521/

3. Новиков В.С. «Коммуникативная компетентность педагогических работников образовательных организаций». https://multiurok.ru/files/kommunikativnaia-kompietientnost-piedaghoghichieskikh-rabotnikov-obrazovatiel-nykh-orghanizatsii.html

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-05-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: