МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ




Дополнительная

Общеобразовательная

(общеразвивающая) программа

«ЮНЫЕ ТВОРЦЫ»

 

 

Возраст учащихся: 8-9 лет

 

Срок реализации: 1 год

 

 

Автор-составитель: педагог дополнительного образования

ФИО

 

 

Санкт-Петербург

 

Пояснительная записка

 

Давно известно, что помимо основных, базовых потребностей в человеке от природы также заложена потребность в созидательной, творческой деятельности. Эту аксиому легко подтвердить, стоит только посмотреть на обычного здорового ребенка, когда он берет в руки краски, кисти и широкими, решительными мазками начинает создавать собственное произведение искусства.

Именно на удовлетворении данной потребности основаны многочисленные арт-терапевтические методы; иногда взрослые люди, находящиеся в крайне тяжелых жизненных ситуациях, вдруг с удивлением для себя обнаруживают, что, по неизвестной причине, именно такие «детские» занятия, как рисование, живопись или лепка, способны дать им новые силы. У многих, однако, эта врожденная потребность оказывается уже давно заблокирована многочисленными «я же не художник», «да у меня же наверняка ничего не получится» и т.д., поэтому очень важно развивать эту естественную, природную способность человека к созидательной деятельности, начиная с самого раннего возраста.

Младший школьный возраст лежит в основе общего развития ребенка, поскольку в данный период закладываются основы всестороннего, гармонического развития. Одна из важных задач в области начального образования – эстетическое воспитание и художественное образование детей. В младшем школьном возрасте у ребенка развивается чувство прекрасного, высокие эстетические вкусы, умение понимать и ценить произведения искусства, красоту и богатство родной природы, что способствует формированию духовно богатой, гармонично развитой личности.

Как было сказано выше, стремление к творчеству внутренне присуще любому ребенку, и основной задачей педагога с точки зрения человекоцентрированного подхода, таким образом, становится помощь ребенку, создание таких условий и такой среды, которая позволит ему максимально раскрыть свои способности.

Рисование и живопись являются одним из важнейших средств познания мира и развития знаний эстетического воспитания, поскольку в ходе художественной деятельности у ребенка формируется наблюдательность и эстетическое восприятие, а также зрительная оценку формы, ориентирование в пространстве, чувство цвета, художественный вкус и творческие способности в целом. Кроме того, формируется ряд особых умений и навыков, таких как координация глаза и руки, владение кистью руки.

В художественной деятельности важно использовать как можно более разнообразные материалы и техники, так как для самовыражения ребенку может быть недостаточно традиционных способов и средств.

В реализации образовательной программы принимают участие дети 8-9 лет.

Формы и режим занятий:

Занятия групповые, по 10-15 человек в группе.

Цель и задачи

 

Цель: создание оптимальных условий для раскрытия творческого потенциала детей с помощью изобразительной деятельности.

Задачи:

Образовательные:

· познакомить учащихся с разнообразными техниками и приемами изобразительного искусства, графическими и живописными материалами, используемыми в художественном творчестве, на примерах работ выдающихся мастеров прошлого и настоящего;

· Обеспечить условия для освоения методов и приемов работы с различными художественными материалами, передачи формы и пропорций

· расширение знаний о декоративно – прикладном искусстве

Развивающие:

· Обеспечить условия для развития пространственного мышления, чувства цвета и графических навыков

· Расширение представлений о колорите, композиции,

· формирование умении и навыков владения различными техниками и материалами

 

Воспитательные:

· создание оптимальных условий для самовыражения и самоактуализации ребенка

· эстетическое воспитание учащихся, развитие чувства прекрасного

· формирование бережного отношения к природе

· содействовать формированию оптимистического мироощущения учащихся

 

Частные задачи

 

· Частные задачи программы направлены на максимальное развитие созидательной деятельности детей, а также приобщение к мировым шедеврам изобразительного искусства.

Рисование и живопись

Развитие графических навыков, умений делать контурное изображений простым карандашом, использование разных видов штриховки и тушевки простыми, цветными и акварельными карандашами, гелевой ручкой, углем и маркером.

Способствовать формированию умения использовать особенности материала, а также выбирать подходящий материал в зависимости от сюжета и настроения рисунка.

Понятие о перспективе, пропорциях, основных правилах композиции.

Совершенствование живописных навыков, использование разных видов кистей для разных приемов (широкие и мягкие для заливки, щетина – для приема «тычок» и т.д.)

Получение новых оттенков цвета, сочетание различных графических и живописных техник.

Сюжетное рисование: создание сюжетных различными материалами композиций на основе русских народных сказок и других литературных произведений.

Дальнейшее развитие композиционных умений, а также умений устанавливать пространственно-временные и причинно-следственные связи.

Декоративное рисование

Расширение и углубление знаний детей о различных видов народных промыслов, создание изображений по мотивам народной декоративной росписи.

Формирование навыков создания народных изделий с использованием бумаги, ткани, дерева.

Лепка

Закрепление умений лепить предметы пластическим, конструктивным и комбинированным способами, использовать прямую и обратную пластилинографию.

Расширение умений изображать фигуры человека и животных, в том числе в движении, создавать небольшие сюжетные композиции.

Совершенствование навыков лепки мелких деталей при помощи стеки.

 

Аппликация

Расширение, закрепление и углубление навыков работы с бумагой, создание предметных и сюжетных изображений с использованием бумаги и других, в том числе природных, материалов.

Приобщение к изобразительному искусству

Формирование представления об основных жанрах изобразительного искусства, знакомство с произведениями живописи (И. Шишкин, И. Левитан. В. Серов, И. Грабарь, П. Кончаловский и др.) и изображением родной природы в картинах художников.


Учебный план

Месяц Неделя Вид занятия Содержание (разделы, темы) Теория, ч Практика, ч Кол-во часов Формы контроля  
Сентябрь   Комплектование группы          
         
           
         
  Рисунок Натюрморт по схеме цветными карандашами 0,2 0,8   Минивыставка    
Лепка Папье-маше грибов 0,3 0,7   Анализ выполненных работ.  
  Живопись Дары осени гуашью 0,2 0,8   Минивыставка  
ДПИ Мыло в вид фруктов/роспись по ткани акриловыми красками 0,3 0,7   Анализ выполненных работ.  
Октябрь   Рисунок Кленовый лист цветными карандашами 0,2 0,8   Минивыставка    
Лепка Мобиль из осенних листьев 0,3 0,7   Анализ выполненных работ.  
  Живопись Золотая осень гуашью 0,3 0,7   Минивыставка  
ДПИ Аппликация из осенних листьев 0,3 0,7   Анализ выполненных работ.  
  Рисунок Натюрморт из листьев пастелью или цветными карандашами 0,2 0,8   Минивыставка  
Лепка Аппликация из пластилина (осенние деревья) 0,3 0,7   Анализ выполненных работ.  
  Живопись Птица времени года гуашью 0,2 0,8   Минивыставка  
ДПИ Роспись по дереву или бумаге (хохлома) 0,4 0,6   Анализ выполненных работ.  
Ноябрь   Рисунок Птицы наших лесов 0,4 0,6   Минивыставка  
Лепка Животные наших лесов 0,4 0,6   Анализ выполненных работ.  
  Живопись Ночной Петербург 0,3 0,7   Минивыставка  
ДПИ Животные фасолью и крупой 0,2 0,8   Анализ выполненных работ.  
  Рисунок Портрет мамы масляной пастелью 0,4 0,6   Минивыставка  
Лепка Осенние деревья 0,3 0,7   Анализ выполненных работ.  
  Живопись Портрет акварелью и гуашью 0,4 0,6   Минивыставка  
ДПИ Аппликация из скорлупы (лебедь) 0,3 0,7   Анализ выполненных работ.  
Декабрь   Рисунок Еловые ветви 0,2 0,8   Минивыставка  
Лепка Зимние деревья 0,3 0,7   Анализ выполненных работ.  
  Живопись Зимний пейзаж гуашью (на тетрадной обложке) 0,2 0,8   Минивыставка  
ДПИ Птица времени года (из бумажной тарелки) 0,4 0,6   Анализ выполненных работ.  
  Рисунок Портрет Снегурочки (масляной пастелью) 0,4 0,6   Минивыставка    
Лепка Дед Мороз и Снегурочка 0,3 0,7   Анализ выполненных работ.  
  Живопись Новогодний пейзаж 0,3 0,7   Минивыставка  
ДПИ Новогодние игрушки из лампочек 0,3 0,7   Анализ выполненных работ.  
  Итого 1полугодие: 8,3 23,7      
Январь     0,3 0,7      
  0,3 0,7      
  Рисунок Балерина (пастелью) 0,3 0,7   Минивыставка  
Лепка Цирк 0,3 0,7   Анализ выполненных работ.  
  Живопись Зимняя изба 0,2 0,8   Минивыставка  
ДПИ Гжельская птица 0,3 0,7      
Февраль   Рисунок Птицы (масляной пастелью) 0,3 0,7   Минивыставка  
Лепка Лыжники 0,2 0,8   Анализ выполненных работ.  
  Живопись Синица (гуашью/акрилом) 0,2 0,8   Минивыставка  
ДПИ Снегирь из цветного песка (опилок) 0,3 0,7   Анализ выполненных работ.  
  Рисунок Сова (углем) 0,2 0,8   Минивыставка  
Лепка Военная техника к 23 февраля 0,4 0,6   Анализ выполненных работ.  
  Живопись Ворона в технике гризайль 0,2 0,8   Минивыставка  
ДПИ Открытка в технике квиллинг 0,3 0,7   Анализ выполненных работ.  
Март   Рисунок День котов 0,4 0,6   Минивыставка  
Лепка На дне морском (пластилинография) 0,4 0,6   Анализ выполненных работ.  
  Живопись Открытка к 8 марта (цветы акварелью) 0,4 0,6   Минивыставка  
ДПИ Мезенская тарелка 0,4 0,6   Анализ выполненных работ.  
  Рисунок Морская звезда (масляной пстелью) 0,3 0,7   Минивыставка  
Лепка Весна близко (пластилинография) 0,3 0,7   Анализ выполненных работ.  
  Живопись Подводный мир (граттаж) 0,4 0,6   Минивыставка  
ДПИ Букет из гофрированной бумаги 0,3 0,7   Анализ выполненных работ.  
Апрель   Рисунок Ракета (тушью/гелевой ручкой) 0,4 0,6   Минивыставка  
Лепка Домашние птицы 0,4 0,6   Анализ выполненных работ.  
  Живопись Космос (гуашь/акрил) 0,3 0,7   Минивыставка  
ДПИ Городецкая роспись 0,4 0,6   Анализ выполненных работ.  
  Рисунок Ласточки (гелевой ручкой/тушью) 0,3 0,7   Минивыставка    
Лепка Птицы в технике пластилинографии 0,4 0,6   Анализ выполненных работ.  
  Живопись Береза весной (гуашь) 0,3 0,7   Минивыставка  
ДПИ Сакура из чая 0,4 0,6   Анализ выполненных работ.  
Май   Рисунок         Минивыставка  
ДПИ         Анализ выполненных работ.  
  Живопись         Минивыставка  
Лепка         Анализ выполненных работ.  
  Рисунок Фейерверк (граттаж)       Минивыставка  
ДПИ   Набережная Невы (аппликация из фольги) 0,4 0,6   Анализ выполненных работ.  
  Живопись Тропический пейзаж (гуашь) 0,3 0,7   Минивыставка  
Лепка Жизнь насекомых 0,3 0,7   Анализ выполненных работ.  
  Итого 2 полугодие:          
  Итого: 18,3 45,7      
                   

Содержание программы

 

Сентябрь

Рисунок

Тема: Натюрморт

Содержание: Рисование натюрморта с использованием готовой схемы, освоение различных форм и растительных орнаментов, подбор цветов

Материалы: белая или тонированная бумага, распечатка с различными вариантами ваз, орнаментов и растений, игральные кости, цветные карандаши или масляная пастель по выбору детей.

 

Лепка

Тема: Грибы

Содержание: Учить передавать в лепке различия в форме и величине грибов; продолжать учить детей основную форму предмета лепить кистями обеих рук, а детали прорабатывать пальцами, использовать обрывки бумаги для создания текстуры.

Материалы: пластилин, обрывки бумаги

 

Живопись

Тема: Дары осени

Содержание: Знакомство детей с натюрмортом, его содержанием и композицией, подбором цвета предметов; рисование натюрморта с натуры

Материалы: Искусственные фрукты и овощи, белая или тонированная бумага, гуашь, кисти, баночки с водой, палитра

 

Декоративно – прикладное искусство

Тема: Фруктовое мыло

Содержание: Знакомство детей с изготовлением декоративного мыла из готовой основы, работа с мыльной основой, подбор цветов, последовательность заливки

Материалы: микроволновая печь, готовая основа для мыла (белая и прозрачная), формочки в виде различных фруктов, палочки-мешалки, красители, отдушки

Октябрь

 

 

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ

 

Учебно-методические пособия:

- книга серии «Занятия в ИЗОстудии» («Изобразительное творчество в детском саду. Путешествия в тапочках, валенках, ластах, босиком, на ковре-самолете и в машине времени. Занятия в ИЗОстудии») содержит систему занятий изобразительным творчеством с детьми дошкольного возраста. Сценарии непосредственно образовательной деятельности представлены тематическими сериямив форме оригинальных путешествий: «Цветной мир», «Мир детства», «Мир дома», «Жаркие страны», «Холодные страны», «Аквамир», «Далекий мир», «Древний мир», «Сказочный мир». Описаны оригинальные художественные техники, изобразительно-выразительные средства. Представлены варианты художественных образов и композиций. Предусмотрены разные уровни сложности творческих задач.

- Пособие «Изобразительное творчество в детском саду. Занятия в ИЗОстудии». Пособие содержит систему занятий по развитию художественно-творческих способностей детей в изобразительной деятельности. Приведены разные варианты планирования. Предложены вариативные сценарии непосредственно образовательной деятельности. Представлены циклы (блоки) непосредственно образовательной деятельности по темам: «Мир воды», «Мир цветов», «Мир животных», «Мир сказки», «Мир домашних предметов», «Мир игрушек», «Мир людей», «Далекие миры (космос)», «Маленький мир». Предусмотрены разные уровни сложности творческих заданий. Описаны художественные техники, изобразительно-выразительные средства (цвет, форма, композиция).

 

Наглядно- методические издания:

- тематические плакаты для обогаще­ния восприятия детей, уточнения их представлений об окружающем мире («Осень», «Зима», «Весна», «Лето»; «Фрукты», «Овощи»; «Наш луг», «Ело­вый лес» и пр.);

- дидактические плакаты для развития чувства формы, цвета, композиции и т.д. («Радуга», «Цветные пейзажи», «Цветные натюрморты» и т.д.);

- незавершённые композиции для выс­тавочных коллективных работ по сю­жетной аппликации и рисованию («Заюшкин огород», «Кошки на окош­ке», «Праздничная ёлочка», «Витрина магазина» и т.д.);

- технологические карты по апплика­ции, лепке, конструированию из при­родного материала для создания деть­ми технологически сложных образов (по методу «шаг за шагом») и обуче­ния планированию работы («Цветы», «Насекомые», «Зоопарк», «Космос», «Динозавры» и т.д.);

- серия альбомов для детского художе­ственного творчества «Наш верни­саж» («Дымковская игрушка», «Филимоновская игрушка», «Изразцы», «Пи­санки» и др.).

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-10-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: