Дополнительная
Общеобразовательная
(общеразвивающая) программа
«ЮНЫЕ ТВОРЦЫ»
Возраст учащихся: 8-9 лет
Срок реализации: 1 год
Автор-составитель: педагог дополнительного образования
ФИО
Санкт-Петербург
Пояснительная записка
Давно известно, что помимо основных, базовых потребностей в человеке от природы также заложена потребность в созидательной, творческой деятельности. Эту аксиому легко подтвердить, стоит только посмотреть на обычного здорового ребенка, когда он берет в руки краски, кисти и широкими, решительными мазками начинает создавать собственное произведение искусства.
Именно на удовлетворении данной потребности основаны многочисленные арт-терапевтические методы; иногда взрослые люди, находящиеся в крайне тяжелых жизненных ситуациях, вдруг с удивлением для себя обнаруживают, что, по неизвестной причине, именно такие «детские» занятия, как рисование, живопись или лепка, способны дать им новые силы. У многих, однако, эта врожденная потребность оказывается уже давно заблокирована многочисленными «я же не художник», «да у меня же наверняка ничего не получится» и т.д., поэтому очень важно развивать эту естественную, природную способность человека к созидательной деятельности, начиная с самого раннего возраста.
Младший школьный возраст лежит в основе общего развития ребенка, поскольку в данный период закладываются основы всестороннего, гармонического развития. Одна из важных задач в области начального образования – эстетическое воспитание и художественное образование детей. В младшем школьном возрасте у ребенка развивается чувство прекрасного, высокие эстетические вкусы, умение понимать и ценить произведения искусства, красоту и богатство родной природы, что способствует формированию духовно богатой, гармонично развитой личности.
Как было сказано выше, стремление к творчеству внутренне присуще любому ребенку, и основной задачей педагога с точки зрения человекоцентрированного подхода, таким образом, становится помощь ребенку, создание таких условий и такой среды, которая позволит ему максимально раскрыть свои способности.
Рисование и живопись являются одним из важнейших средств познания мира и развития знаний эстетического воспитания, поскольку в ходе художественной деятельности у ребенка формируется наблюдательность и эстетическое восприятие, а также зрительная оценку формы, ориентирование в пространстве, чувство цвета, художественный вкус и творческие способности в целом. Кроме того, формируется ряд особых умений и навыков, таких как координация глаза и руки, владение кистью руки.
В художественной деятельности важно использовать как можно более разнообразные материалы и техники, так как для самовыражения ребенку может быть недостаточно традиционных способов и средств.
В реализации образовательной программы принимают участие дети 8-9 лет.
Формы и режим занятий:
Занятия групповые, по 10-15 человек в группе.
Цель и задачи
Цель: создание оптимальных условий для раскрытия творческого потенциала детей с помощью изобразительной деятельности.
Задачи:
Образовательные:
· познакомить учащихся с разнообразными техниками и приемами изобразительного искусства, графическими и живописными материалами, используемыми в художественном творчестве, на примерах работ выдающихся мастеров прошлого и настоящего;
· Обеспечить условия для освоения методов и приемов работы с различными художественными материалами, передачи формы и пропорций
· расширение знаний о декоративно – прикладном искусстве
Развивающие:
· Обеспечить условия для развития пространственного мышления, чувства цвета и графических навыков
· Расширение представлений о колорите, композиции,
· формирование умении и навыков владения различными техниками и материалами
Воспитательные:
· создание оптимальных условий для самовыражения и самоактуализации ребенка
· эстетическое воспитание учащихся, развитие чувства прекрасного
· формирование бережного отношения к природе
· содействовать формированию оптимистического мироощущения учащихся
Частные задачи
· Частные задачи программы направлены на максимальное развитие созидательной деятельности детей, а также приобщение к мировым шедеврам изобразительного искусства.
Рисование и живопись
Развитие графических навыков, умений делать контурное изображений простым карандашом, использование разных видов штриховки и тушевки простыми, цветными и акварельными карандашами, гелевой ручкой, углем и маркером.
Способствовать формированию умения использовать особенности материала, а также выбирать подходящий материал в зависимости от сюжета и настроения рисунка.
Понятие о перспективе, пропорциях, основных правилах композиции.
Совершенствование живописных навыков, использование разных видов кистей для разных приемов (широкие и мягкие для заливки, щетина – для приема «тычок» и т.д.)
Получение новых оттенков цвета, сочетание различных графических и живописных техник.
Сюжетное рисование: создание сюжетных различными материалами композиций на основе русских народных сказок и других литературных произведений.
Дальнейшее развитие композиционных умений, а также умений устанавливать пространственно-временные и причинно-следственные связи.
Декоративное рисование
Расширение и углубление знаний детей о различных видов народных промыслов, создание изображений по мотивам народной декоративной росписи.
Формирование навыков создания народных изделий с использованием бумаги, ткани, дерева.
Лепка
Закрепление умений лепить предметы пластическим, конструктивным и комбинированным способами, использовать прямую и обратную пластилинографию.
Расширение умений изображать фигуры человека и животных, в том числе в движении, создавать небольшие сюжетные композиции.
Совершенствование навыков лепки мелких деталей при помощи стеки.
Аппликация
Расширение, закрепление и углубление навыков работы с бумагой, создание предметных и сюжетных изображений с использованием бумаги и других, в том числе природных, материалов.
Приобщение к изобразительному искусству
Формирование представления об основных жанрах изобразительного искусства, знакомство с произведениями живописи (И. Шишкин, И. Левитан. В. Серов, И. Грабарь, П. Кончаловский и др.) и изображением родной природы в картинах художников.
Учебный план
Месяц | Неделя | Вид занятия | Содержание (разделы, темы) | Теория, ч | Практика, ч | Кол-во часов | Формы контроля | ||
Сентябрь | Комплектование группы | ||||||||
Рисунок | Натюрморт по схеме цветными карандашами | 0,2 | 0,8 | Минивыставка | |||||
Лепка | Папье-маше грибов | 0,3 | 0,7 | Анализ выполненных работ. | |||||
Живопись | Дары осени гуашью | 0,2 | 0,8 | Минивыставка | |||||
ДПИ | Мыло в вид фруктов/роспись по ткани акриловыми красками | 0,3 | 0,7 | Анализ выполненных работ. | |||||
Октябрь | Рисунок | Кленовый лист цветными карандашами | 0,2 | 0,8 | Минивыставка | ||||
Лепка | Мобиль из осенних листьев | 0,3 | 0,7 | Анализ выполненных работ. | |||||
Живопись | Золотая осень гуашью | 0,3 | 0,7 | Минивыставка | |||||
ДПИ | Аппликация из осенних листьев | 0,3 | 0,7 | Анализ выполненных работ. | |||||
Рисунок | Натюрморт из листьев пастелью или цветными карандашами | 0,2 | 0,8 | Минивыставка | |||||
Лепка | Аппликация из пластилина (осенние деревья) | 0,3 | 0,7 | Анализ выполненных работ. | |||||
Живопись | Птица времени года гуашью | 0,2 | 0,8 | Минивыставка | |||||
ДПИ | Роспись по дереву или бумаге (хохлома) | 0,4 | 0,6 | Анализ выполненных работ. | |||||
Ноябрь | Рисунок | Птицы наших лесов | 0,4 | 0,6 | Минивыставка | ||||
Лепка | Животные наших лесов | 0,4 | 0,6 | Анализ выполненных работ. | |||||
Живопись | Ночной Петербург | 0,3 | 0,7 | Минивыставка | |||||
ДПИ | Животные фасолью и крупой | 0,2 | 0,8 | Анализ выполненных работ. | |||||
Рисунок | Портрет мамы масляной пастелью | 0,4 | 0,6 | Минивыставка | |||||
Лепка | Осенние деревья | 0,3 | 0,7 | Анализ выполненных работ. | |||||
Живопись | Портрет акварелью и гуашью | 0,4 | 0,6 | Минивыставка | |||||
ДПИ | Аппликация из скорлупы (лебедь) | 0,3 | 0,7 | Анализ выполненных работ. | |||||
Декабрь | Рисунок | Еловые ветви | 0,2 | 0,8 | Минивыставка | ||||
Лепка | Зимние деревья | 0,3 | 0,7 | Анализ выполненных работ. | |||||
Живопись | Зимний пейзаж гуашью (на тетрадной обложке) | 0,2 | 0,8 | Минивыставка | |||||
ДПИ | Птица времени года (из бумажной тарелки) | 0,4 | 0,6 | Анализ выполненных работ. | |||||
Рисунок | Портрет Снегурочки (масляной пастелью) | 0,4 | 0,6 | Минивыставка | |||||
Лепка | Дед Мороз и Снегурочка | 0,3 | 0,7 | Анализ выполненных работ. | |||||
Живопись | Новогодний пейзаж | 0,3 | 0,7 | Минивыставка | |||||
ДПИ | Новогодние игрушки из лампочек | 0,3 | 0,7 | Анализ выполненных работ. | |||||
Итого 1полугодие: | 8,3 | 23,7 | |||||||
Январь | 0,3 | 0,7 | |||||||
0,3 | 0,7 | ||||||||
Рисунок | Балерина (пастелью) | 0,3 | 0,7 | Минивыставка | |||||
Лепка | Цирк | 0,3 | 0,7 | Анализ выполненных работ. | |||||
Живопись | Зимняя изба | 0,2 | 0,8 | Минивыставка | |||||
ДПИ | Гжельская птица | 0,3 | 0,7 | ||||||
Февраль | Рисунок | Птицы (масляной пастелью) | 0,3 | 0,7 | Минивыставка | ||||
Лепка | Лыжники | 0,2 | 0,8 | Анализ выполненных работ. | |||||
Живопись | Синица (гуашью/акрилом) | 0,2 | 0,8 | Минивыставка | |||||
ДПИ | Снегирь из цветного песка (опилок) | 0,3 | 0,7 | Анализ выполненных работ. | |||||
Рисунок | Сова (углем) | 0,2 | 0,8 | Минивыставка | |||||
Лепка | Военная техника к 23 февраля | 0,4 | 0,6 | Анализ выполненных работ. | |||||
Живопись | Ворона в технике гризайль | 0,2 | 0,8 | Минивыставка | |||||
ДПИ | Открытка в технике квиллинг | 0,3 | 0,7 | Анализ выполненных работ. | |||||
Март | Рисунок | День котов | 0,4 | 0,6 | Минивыставка | ||||
Лепка | На дне морском (пластилинография) | 0,4 | 0,6 | Анализ выполненных работ. | |||||
Живопись | Открытка к 8 марта (цветы акварелью) | 0,4 | 0,6 | Минивыставка | |||||
ДПИ | Мезенская тарелка | 0,4 | 0,6 | Анализ выполненных работ. | |||||
Рисунок | Морская звезда (масляной пстелью) | 0,3 | 0,7 | Минивыставка | |||||
Лепка | Весна близко (пластилинография) | 0,3 | 0,7 | Анализ выполненных работ. | |||||
Живопись | Подводный мир (граттаж) | 0,4 | 0,6 | Минивыставка | |||||
ДПИ | Букет из гофрированной бумаги | 0,3 | 0,7 | Анализ выполненных работ. | |||||
Апрель | Рисунок | Ракета (тушью/гелевой ручкой) | 0,4 | 0,6 | Минивыставка | ||||
Лепка | Домашние птицы | 0,4 | 0,6 | Анализ выполненных работ. | |||||
Живопись | Космос (гуашь/акрил) | 0,3 | 0,7 | Минивыставка | |||||
ДПИ | Городецкая роспись | 0,4 | 0,6 | Анализ выполненных работ. | |||||
Рисунок | Ласточки (гелевой ручкой/тушью) | 0,3 | 0,7 | Минивыставка | |||||
Лепка | Птицы в технике пластилинографии | 0,4 | 0,6 | Анализ выполненных работ. | |||||
Живопись | Береза весной (гуашь) | 0,3 | 0,7 | Минивыставка | |||||
ДПИ | Сакура из чая | 0,4 | 0,6 | Анализ выполненных работ. | |||||
Май | Рисунок | Минивыставка | |||||||
ДПИ | Анализ выполненных работ. | ||||||||
Живопись | Минивыставка | ||||||||
Лепка | Анализ выполненных работ. | ||||||||
Рисунок | Фейерверк (граттаж) | Минивыставка | |||||||
ДПИ | Набережная Невы (аппликация из фольги) | 0,4 | 0,6 | Анализ выполненных работ. | |||||
Живопись | Тропический пейзаж (гуашь) | 0,3 | 0,7 | Минивыставка | |||||
Лепка | Жизнь насекомых | 0,3 | 0,7 | Анализ выполненных работ. | |||||
Итого 2 полугодие: | |||||||||
Итого: | 18,3 | 45,7 | |||||||
Содержание программы
Сентябрь
Рисунок
Тема: Натюрморт
Содержание: Рисование натюрморта с использованием готовой схемы, освоение различных форм и растительных орнаментов, подбор цветов
Материалы: белая или тонированная бумага, распечатка с различными вариантами ваз, орнаментов и растений, игральные кости, цветные карандаши или масляная пастель по выбору детей.
Лепка
Тема: Грибы
Содержание: Учить передавать в лепке различия в форме и величине грибов; продолжать учить детей основную форму предмета лепить кистями обеих рук, а детали прорабатывать пальцами, использовать обрывки бумаги для создания текстуры.
Материалы: пластилин, обрывки бумаги
Живопись
Тема: Дары осени
Содержание: Знакомство детей с натюрмортом, его содержанием и композицией, подбором цвета предметов; рисование натюрморта с натуры
Материалы: Искусственные фрукты и овощи, белая или тонированная бумага, гуашь, кисти, баночки с водой, палитра
Декоративно – прикладное искусство
Тема: Фруктовое мыло
Содержание: Знакомство детей с изготовлением декоративного мыла из готовой основы, работа с мыльной основой, подбор цветов, последовательность заливки
Материалы: микроволновая печь, готовая основа для мыла (белая и прозрачная), формочки в виде различных фруктов, палочки-мешалки, красители, отдушки
Октябрь
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ
Учебно-методические пособия:
- книга серии «Занятия в ИЗОстудии» («Изобразительное творчество в детском саду. Путешествия в тапочках, валенках, ластах, босиком, на ковре-самолете и в машине времени. Занятия в ИЗОстудии») содержит систему занятий изобразительным творчеством с детьми дошкольного возраста. Сценарии непосредственно образовательной деятельности представлены тематическими сериямив форме оригинальных путешествий: «Цветной мир», «Мир детства», «Мир дома», «Жаркие страны», «Холодные страны», «Аквамир», «Далекий мир», «Древний мир», «Сказочный мир». Описаны оригинальные художественные техники, изобразительно-выразительные средства. Представлены варианты художественных образов и композиций. Предусмотрены разные уровни сложности творческих задач.
- Пособие «Изобразительное творчество в детском саду. Занятия в ИЗОстудии». Пособие содержит систему занятий по развитию художественно-творческих способностей детей в изобразительной деятельности. Приведены разные варианты планирования. Предложены вариативные сценарии непосредственно образовательной деятельности. Представлены циклы (блоки) непосредственно образовательной деятельности по темам: «Мир воды», «Мир цветов», «Мир животных», «Мир сказки», «Мир домашних предметов», «Мир игрушек», «Мир людей», «Далекие миры (космос)», «Маленький мир». Предусмотрены разные уровни сложности творческих заданий. Описаны художественные техники, изобразительно-выразительные средства (цвет, форма, композиция).
Наглядно- методические издания:
- тематические плакаты для обогащения восприятия детей, уточнения их представлений об окружающем мире («Осень», «Зима», «Весна», «Лето»; «Фрукты», «Овощи»; «Наш луг», «Еловый лес» и пр.);
- дидактические плакаты для развития чувства формы, цвета, композиции и т.д. («Радуга», «Цветные пейзажи», «Цветные натюрморты» и т.д.);
- незавершённые композиции для выставочных коллективных работ по сюжетной аппликации и рисованию («Заюшкин огород», «Кошки на окошке», «Праздничная ёлочка», «Витрина магазина» и т.д.);
- технологические карты по аппликации, лепке, конструированию из природного материала для создания детьми технологически сложных образов (по методу «шаг за шагом») и обучения планированию работы («Цветы», «Насекомые», «Зоопарк», «Космос», «Динозавры» и т.д.);
- серия альбомов для детского художественного творчества «Наш вернисаж» («Дымковская игрушка», «Филимоновская игрушка», «Изразцы», «Писанки» и др.).