Официальная и управляющая идеологии




ФОРМИРОВАНИЕ НРАВСТВЕННОГО ПОВЕДЕНИЯ

Мировоззрение, нравственные ценности, поведение

Поведение человека определяется теми ценностными установками и предпочтениями, которых он придерживается. Этические ценности, в которых выражаются представления человека о добре и зле, о спра­ведливости и несправедливости, о том, что является постыдным, а что достойно уважения, сами в свою очередь входят в более обширную нормативную систему — мировоззрение человека. Последнее включает не только этические, но и другие ценности, например эстетические, религиозные, познавательные, а также знания о действительности, складывающиеся в определенную картину мира, и программы действий, которые реализует или собирается реализовать индивид в своей жизни (рис. 1).

 

Мировоззрение Нравственные ценности Поведение

Рис. 1. Детерминация человеческого поведения

 

Таким образом, чтобы понять и предсказать поведение человека, а также влиять на него, необходимо анализировать его нравственные цен­ности и его мировоззрение. Рассмотрим подробнее эти три основных понятия — "мировоззрение", "нравственные ценности" и "поведение".

Мировоззрение определяют обычно как систему взглядов на объек­тивный мир и место в нем человека, на отношение человека к окружа­ющей его действительности и самому себе. Мировоззре­ние есть общее понимание мира, человека и общества. Поступки человека нельзя вывести как следствие неко­торых мировоззренческих аксиом. Между взглядами человека, его нравственными ценностями и поведением существуют так называемые искажающие, или опосредствующие, факторы

 

 

 


Взаимодействие общепринятых взглядов, ценностей и поведения

 

Рисунок показывает, каким образом взгляды на жизнь и нрав­ственные ценности воздействуют на поведение: траектория воздействия в общих чертах пролегает от общепринятых взглядов к нравственным ценностям и поведению. Четыре известных источника искажения пря­мой цепочки показаны наверху и внизу схемы: (1) официальная и уп­равляющая идеологии; (2) познавательное нравственное развитие; (3) нравственная слабость; (4) межличностные отношения. Рассмотрим подробнее каждый из этих источников искажения.

Официальная и управляющая идеологии

Первый источник искажения в движении от взглядов на жизнь к нравственным ценностям затрагивает различие между официальной и управляющей идеологиями. Под идеологией в данном случае понима­ется система идей, или убеждений, принятая в данном сообществе. Иногда "взгляды на жизнь" определяются как "тотальная идеология", т. е. как идеология, принятая целиком данным сообществом. Множество примеров различия между официальной и управляю­щей идеологиями можно найти в любом обществе. Например, как пи­шет американский ученый В. Вейгль, одна известная официальная иде­ология американской культуры, выраженная в статуе Свободы, заключается в том, что американцы — это благородные люди, защи­щающие права бедных и угнетенных. "Для большинства американцев идея быть защитником беззащитных является важным аспектом наше­го национального самосознания. Однако если объективно проследить за действительным поведением американцев как нации, — пишет В. Вейгль, — вырисовывается другая картина. Доказательство — напри­мер, обхождение с коренным населением Америки. Европейские посе­ленцы в Северной Америке допускали, что свобода слова, права част­ной собственности применимы только к ним самим, а не к коренным жителям Америки. То же самое было и по отношению к рабам, при­возимым из Африки и продаваемым таким же образом, как плантато­ры продавали хлопок. Официальной идеологией является то, что Аме­рика и ее известный список нравов относится ко всем. К сожалению, однако, управляющая идеология во многом другая. Свободы некоторых привилегированных групп были защищены этим списком прав; свобо­ды же других групп были попраны».

Различие между официальной и управляющей идеологиями при­сутствует также в тех обществах, где существует обширный государ­ственный сектор. Это проявляется в первую очередь в том, что госу­дарственная бюрократия имеет чрезвычайно сильное относительное преимущество в сборе, контроле и распространении информации. Относительное преимущество в этой области дает государству возмож­ность создавать и распространять официальную идеологию, которая часто совсем не похожа на действительное положение вещей (т. е. на управляющую идеологию). Острые противоречия между официальной и управляющей версиями реальности, естественно, разрушают веру человека в официальную идеологию и уменьшают доверие граждан к государственным учреждениям. Более того, обычный человек стано­вится профессионалом в действительной "игре правил" управляющей идеологии (т. е. обучается обходить бюрократию, подделывать данные, быть внешне политически благонадежным, не "высовываться" из об­щей массы). Именно благодаря этому "игра правил" оказывает демо­рализующее влияние на общество и его экономическую деятельность.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-10-25 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: