Общественно-политическое развитие России в первой пол. XIXв.




 

Первые тайные общества появились в России на рубеже XVIII-XIX вв. Они имели масонский характер и их участники разделяли либерально- просветительскую идеологию.

Тайное общество декабристов - Союз спасения возникло в феврале 1816 г. Инициатором создания его был 23 -летний полковник генерального штаба А.Н. Муравьев. В общество первоначально вошли молодые гвардейские офицеры: Н.М. Муравьев, братья М.И. и С.И. Муравьевы-Апостолы, С.П. Трубецкой и И.Д. Якушкин. Свое организационное устройство общество получило через год, когда в него вошел П.И. Пестель. В феврале 1817 г. был принят Статут (устав) общества и оно получило новое название – «Общество истинных и верных сынов отечества». На протяжении своего существования численность его членов достигла около 50 человек. Основная цель общества - введение конституции и уничтожение крепостного права.

В январе 1818 г. был создан на основе «Союза Спасения» «Союз благоденствия» - довольно крупная организация, насчитывавшая около 200 человек. Ее состав по-прежнему оставался преимущественно дворянским. В ней было много молодежи, преобладали военные. Организаторами и руководителями стали С.И. и М.И. Муравьевы-Апостолы, А.Н. и Н.М. Муравьевы, П.И. Пестель, И.Д. Якушкин, М.С. Лунин и др. Организация получила довольно четкую структуру. Были избраны - Коренная управа- общий руководящий орган и Совет (дума), обладающий исполнительной властью. Местные организации «Союза благоденствия» появились в Петербурге, Москва, Тульчине, Кишиневе, Тамбове, Нижнем Новгороде. Программа и устав союза получили название «Зеленая книга». На первый план выдвигалась задача формирования передового «общественного мнения», благоприятного для осуществления преобразовательных планов декабристов. В связи с этим предусматривалось создание различных легальных и полулегальных, благотворительных, просветительских и литературных обществ. Деятельность «Союза благоденствия» проходила в обстановке общественного подъема внутри страны и революционного брожения в Западной Европе. На формирование мировоззрения декабристов наложила отпечаток волна революционных выступлений в 1820-1821 гг. в Португалии, Испании, Пьемонте, Неаполе.

Александр I получает донесение о деятельности в армии тайных политических организаций. Однако ареста их участников не последовало. Александром I издается указ о запрещении в империи масонских лож и тайных обществ, в армии создается тайная полиция.

В начале 1821 г. из-за идейных и тактических разногласий было принято решение о самороспуске «Союза благоденствия». В марте 1822. на Украине было образовано Южное общество. Его создателем и руководителем стал П.И. Пестель, убежденный республиканец, отличавшийся некоторыми диктаторскими замашками. В 1822 г. в Петербурге было образовано Северное общество. Его лидерами стали Н.М. Муравьев, К.Ф. Рылеев, С.П. Трубецкой. Оба общества «не иначе мыслили, как действовать вместе». Это были крупные для того времени политические организации, обладавшие хорошо теоретически разработанными программными документами. Основными обсуждавшимися проектами стали «Конституция» Н.М. Муравьева и «Русская правда» П.И. Пестеля. Оба программных документа преследовали общую цель - ликвидация самодержавного государственного строя и сословной структуры общества, всеобщее равенство граждан перед законом, защиту неприкосновенности личности и имущества, широкую свободу слова, печати, собраний, вероисповеданий и передвижения, свободный выбор занятий, решительную перестройку судебного и административного аппарата. Но способы достижения данной цели были различны.

В проекте «Конституции» предусматривалось, что Россия может быть федеративным государством, при этом утверждалось, что она может быть монархией. Исполнительная власть по «Конституции» принадлежала императору, а законодательная власть- парламенту «Народному вече». Избирательное право граждан ограничивалось довольно высоким имущественным цензом. Таким образом и политической жизни страны исключалась значительная власть малоимущего населения.

П.И. Пестель высказывался за республиканский государственный строй. В представленном им проекте законодательная власть была в руках однопалатного парламента, а исполнительная у «Державной думы» в составе пяти человек. Ежегодно один из членов «Державной думы» становился президентом республики. Пестелем был провозглашен принцип всеобщего избирательного права. Согласно замыслам П.И. Пестеля в стране должна была быть учреждена парламентская республика с президентской формой правления. Этот проект был одним из наиболее прогрессивных проектов государственного устройства того времени.

Касаясь аграрно-крестьянского вопроса, П.И. Пестель и Н.М. Муравьев единодушно признали необходимость полной отмены крепостного права и личного освобождения крестьян. Однако вопрос о наделении крестьян землей решался ими по-разному. Муравьев считал помещичью собственность неприкосновенной, предлагал передать крестьянам приусадебный участок и по 2 десятины пахотной земли на двор. Однако этого было явно не достаточно для ведения рентабельного хозяйства. По мнению Пестеля, часть помещичьей земли конфисковывалась и передавалась и передавалась в общественный фонд для наделения тружеников наделом, который был бы достаточным для их «пропитания».

Таким образом, в России впервые был выдвинут принцип распределения земель по трудовой норме. Очевидно, что и в решении земельного вопроса замыслы ПИ Пестеля носили более радикальный характер. Летом 1825 г. южане договорились о совместных действиях с руководителями Польского патриотического общества. В августе-сентябре 1825 г. во время летних лагерных сборов в местечке Лещине (близ Житомира) в состав Южного общества влилось Общество соединенных славян. Объединившись с Южным обществом, «соединенные славяне» составили в нем особую славянскую управу, в которой к концу 1825 г. насчитывалось свыше 50 членов. В конце 1825 г. все оно развернули активную агитационную работу среди солдат с целью подготовки их к предстоящему военному выступлению, запланированному на лето 1826 г. Однако важные политические события в стране заставили их ускорить свое выступление.

Неожиданная смерть Александра I, сложившаяся после этого необычная ситуация – междуцарствие, создали по мнению руководителей Северного общества благоприятный момент для выступления.

Выступление назначили на 14 декабря - день, когда предстояло присягать новому царю-Николаю I. Декабристы решили вывести войска на Сенатскую площадь и принудить Сенат объявить введение конституционного правления. От имени Сената декабристы рассчитывали обнародовать составленный Трубецким «Манифест к русскому народу», в котором провозглашались «уничтожение прежнего правления» (т.е. самодержавия), ликвидация крепостной зависимости крестьян, рекрутчины, военных поселений, телесных наказаний, отмена подушной подати и податных недоимок, сокращение солдатской службы с 25 до 15 лет, уравнение в правах всех сословий, введение выборности центральных и местных органов власти, суда присяжных с гласным судопроизводством, свобода слова, занятий, вероисповеданий. В «Манифесте» заявлялось об установлении временного революционного правления и созыве Великого Собора из представителей всех сословий России для определения будущего политического устройства страны.

14 декабря к 11 часам утра на Сенатскую площадь первым прибыл лейб-гвардии Московский полк, возглавляемый Александром и Михаилом Бестужевыми и А.Д. Щепкиным- Ростовским. К часу дня к московскому полку присоединились матросы Гвардейского морского экипажа под командованием Н. Бестужева, а вслед за ними лейб-гвардии Гренадерский полк. Всего на площади собралось 3 тыс. солдат при 30 офицерах. К восставшим был направлен генерал-губернатор Петербурга М.Л. Милорадович, пытавшийся уговорить солдат отказаться от выступления, но был смертельно ранен П.Г. Каховским. Ждали подхода других воинских частей, а главное- диктатора восстания – С.П. Трубецкого. Однако «диктатор» не явился на площадь и восстание фактически осталось без руководства. Выяснилось, что Сенат уже присягнул императору Николаю I и сенаторы разошлись по домам. Предъявить «Манифест» было не кому. Таким образом восставшие обрекли себя на бессмысленную тактику выжидания.

Николай стянул к Сенатской площади 9 тыс. солдат пехоты и 3 тыс. конных. Дважды конная армия атаковала каре восставших, но обе атаки были отбиты оружейным огнем. Николай I, боясь, что с наступлением темноты «бунт может сообщиться черни», отдал приказ применить артиллерию. Залпы картечи в упор с близкого расстояния произвели сильное опустошение в рядах восставших и обратили их в бегство. К шести часам вечера восстание было разгромлено, начались аресты членов общества и сочувствующих им. Получив известие о поражении в Петербурге, члены «Южного общества» С.И. Муравьев-Апостол и М.И. Бестужев-Рюмин 29 декабря 1825 г. подняли восстание Черниговского полка, расположенного в районе г. Василькова (в 30 км. к юго-западу от Киева). Изначально оно было обречено на поражение. 3 января 1286 г. полк был окружен правительственными войсками и расстрелян картечью. После подавления восстаний в Петербурге и на Украине, Николай I создает Секретную комиссию во главе с военным министром А.И. Татищевым. Было взято под арест 316 человек, всего по «делу» декабристов проходило 579 человек. Виновными были признаны 289 человек, из них 121 человек предан Верховному уголовному суду, который разделил их по степени вины на 11 разрядов. «Вне разрядов» суд поставил Рылеева, Пестеля, С. Муравьева- Апостола, Бестужева- Рюмина, Каховского, которые были приговорены к «четвертованию», замененному повешением. 88 человек были отправлены на каторгу, 19 человек отправлены на поселение в Сибирь, 9 офицеров были разжалованы в солдаты, 188 солдат были наказаны шпицрутенами, 2 740 гвардейцев отправлены на Кавказ. Вступивший на престол 26 августа 1856 г. Александр II разрешил декабристам вернуться из Сибири. Однако до этого момента дожили лишь 40 человек.

Поражение декабристов и усиление полицейско-репрессивной политики правительства отнюдь не привели к снижению общественного движения. Оно еще более оживилось. Центрами развития общественной мысли стали различные петербургские и московское салоны (домашние собрания единомышленников), кружки офицеров и чиновников, высшие учебные заведения (в первую очередь Московский университет), литературные журналы: «Москвитянин», «Вестник Европы», «Отечественные записки», «Современник» и др. Во второй четверти XIX в. началось размежевание трех идейных направлений: охранительное (консервативное), либеральное и революционно–социалистическое.

Идейным выражением данного направления была т.н. «Теория официальной народности». Принципы ее были кратко сформулированы в 1832 г. С.С. Уваровым (с 1833 г. министр просвещения). Как «православие», «самодержавие», «народность». В этой теории преломились просветительские идеи о единении, добровольном союзе государя и народа, об отсутствии противоположных классов в русском обществе. Проводниками и «толкователями» теории официальной народности были реакционные профессора Московского университета С.П. Шевырев и М.П. Погодин. Социальная задача официальной народности заключалась в том, чтобы доказать «исконности» и «законность» крепостничества. Патриархальная, «спокойная», без классовых бурь и революционных потрясений Россия противопоставлялась «мятежному» Западу: «там (на западе) - мятежи и революции, «здесь» (в России) - «порядок и покой». Крепостное право объявлялось «нормальным» и «естественным» социальным состоянием, одним из важнейших устоев России.

Сторонниками правительственной идеологии были так же известные журналисты Н.И. Греч и Ф.В. Булгарин, под редакцией которых издавалась газета «Северная пчела».

Либеральное направление в русской общественной мысли во второй четверти 19 в. было представлено двумя общественными течениями - славянофилами и западниками. В 1836 г. в журнале «Телескоп» были опубликованы известные «Философические письма» П.Я. Чаадаева, который выступил с резкой критикой самодержавия, крепостничества и всей официальной идеологии. С этого времени и берет свое начало либеральное направление.

П.Я.Чаадаев отрицал возможность общественного прогресса в России, не видел ни в прошлом, ни в настоящем русского народа ничего светлого. По его мнению, Россия, оторванная от Западной Европы, закостенелая в своих нравственно-религиозных, православных догмах, находилась в мертвом застое. Спасение России он видел в использовании европейского опыта, в объединении стран христианской цивилизации в новую общность, которая обеспечила бы духовную свободу всех народов. Это выступление П.Я. Чаадаева положило начало формирования течения «западников». Его представителями были историки, юристы, писатели и публицисты: Т.Н. Грановский, К.Д. Кавелин, С.М. Соловьев, В.П. Боткин, П.В. Анненков, И.И.Панаев, В.Ф. Корш и др. Первоначально к ним зачислялись В.Г. Белинский, А.И. Герцен и Н.П. Огарев. Западники исходили из того, что Россия должна развиваться в русле европейской цивилизации. Они выступали за широкое просвещение народа, полагая, что это единственно верный путь для успеха модернизации социально-политического строя России.

«Славянофилы» (буквально «любящие славян»), представителями которых являлись А.С. Хомяков, братья И.В. и П.В. Кириевские, братья К.С. и И.С. Аксаковы, Ю.Ф. Самарин, придерживались иных взглядов на исторический путь России.

Основным тезисом славянофилов являлся- доказательство самобытного пути развития России. Идеализируя историю допетровской Руси, они настаивали на возвращении к тем порядкам, когда Земские соборы доносили до власти мнения народа, когда между помещиками и крестьянами якобы существовали патриархальные отношения. Одной из основополагающих идей славянофилов являлась идея о том, что единственно верной религией является православие. Вместе с тем, они были решительными противниками деспотизма и так же как и западники выступали за освобождение крестьянства от крепостного гнета. При расхождении взглядов на путь исторического развития России, «Славянофилы» и «Западники» были едины в желании видеть Россию процветающей и могучей в кругу всех европейских держав. Оба течения считали неприемлемым революционный метод разрешения социальных противоречий.

Период 30-х-40-х гг. XIX в., богатый на социальные потрясения, стал периодом распространения в Европе социалистических идей. Вдохновителями этих идей явились французские мыслители А. Сен-Симон и Ш. Фурье. В России эти искания западноевропейской мысли пропагандировались представителями нового поколения русских революционеров 30-40 гг. В 1844 г. возник кружек петрашевцев. Основателем кружка был молодой чиновник министерства иностранных дел М.В. Буташевич-Петрашевский. Формирование взглядов Петрашевского и его кружка происходило под влиянием идей Фурье и Сен-Симона. Петрашевцы решительно осуждали самодержавие и крепостное право. В республике они видели идеал политического устройства, намечали программу широких демократических преобразований. В апреле 1849 г. «петрашевцы» (в их числе и Ф.М. Достоевский), были арестованы и приговорены к расстрелу, но затем помилованы Николаем I и сосланы на каторгу в Сибирь.

С 1845 по 1848 гг. на Украине действовала политическая организация Кирилло-Мефодиевское общество, получившее свое название в честь создателей славянской письменности Кирилла и Мефодия. В апреле 1846 г. в него вступил Т.Г. Шевченко. Программа общества, изложенная в «Уставе общества Св. Кирилла и Мефодия», предусматривала ликвидацию крепостного права, установления равенства всех сословий, но главная цель его состояла в борьбе за социальное, национальное и политическое освобождение славянских народов. В 1848 г. оно было разгромлено властями.

Дальнейшее развитие социалистических идей в России связано с именем А.И. Герцена. В 1847 г. он уехал за границу. В 1853 г. в Лондоне он основал «Вольную русскую типографию» и развернул агитационную агитацию. Разочарование во Французской революции 1848 г. убедило его в том, что исторический опыт Запада не подходит русскому народу. В начале 50-х гг. им была выдвинута теория «общинного русского социализма». По мнению А.И. Герцена, русский крестьянин лишен частнособственнических излишков, привык частной собственности на землю и ее периодическим переделам. В крестьянской общине А.И. Герцен видел готовую ячейку социалистического строя. Теория общинного социализма, разработанная Герценом, во многом, во многом служила идейным основанием деятельности радикалов 60-х годов и революционных народников 70-х годов XIX в. Большую пропагандистскую роль сыграли основанные Герценом и Огаревым альманах «Полярная звезда» и газета «Колокол».


Заключение

 

Реализация крестьянской реформы столкнулась с серьезными трудностями. Она проводились в обстановке страха, нагнетавшегося противниками реформы. В ряде районов произошли крестьянские волнения, вызванные недовольством бывших крепостных «дарованными свободами». Для их подавления правительство вынуждено было прибегнуть к воинской силе.

Земельная реформа, сделав крестьян формально свободными, сохранила их экономическую зависимость от помещиков и государства. Непоследовательность реформы предопределила на несколько десятилетий вперед остроту крестьянского вопроса, ставшего одной из причин социальных потрясений начала ХХ века в России, наложив заметный отпечаток на ход российской и мировой истории. Крестьянская реформа, уничтожив основы системы экономического производства, создавала при этом условия для свободных договорных отношений и развития капиталистического уклада, гражданского раскрепощения российского общества.

С упразднением вотчинной власти дворянства возникла необходимость реформирования местного управления. В 1864 г. была проведена земская реформа, которая вводила начала всесословного представительства в масштабах уезда и губернии. Дворянство продолжало играть в земствах ведущую роль, а в губернских земствах являлось абсолютным большинством, но, тем не менее, крестьянство впервые получило место в выборных учреждениях. Компетенция земства была ограничена местными хозяйственными заботами: медицина, статистика, начальное образование. Не имели земства и реальной исполнительной власти.

Убийство Александра II предопределило судьбу преобразований в России. Вступивший на престол тридцатишестилетний Александр III был наделен весьма прямолинейным и примитивным умом. Его идеалом было патриархальное правление, разделение общества на устойчивые сословия, национально-самобытное развитие. Ближайшим советником Александра III стал его бывший наставник К.П. Победоносцев, занимавший пост обер-прокурора Святейшего Синода. Большим влиянием на царя пользовался известный реакционный журналист М.Н. Катков. К 80-м годам и Катков, и Победоносцев стали яростными противниками «великих реформ». Они стремились полностью искоренить принципы, внесенные реформами в русскую жизнь, призывали к административно-политическим преобразованиям. Победоносцев возлагал большие надежды на усиление влияния церкви.

Во второй половине XIX в. продолжалось освоение Дальнего Востока. В конце 50-х годов русское правительство получило новейшие карты района рек Амура и Уссури, встал вопрос об уточнении границы между Россией и Китаем.

В середине 70-х годов обострились противоречия на Балканах между Россией и Турцией, усилилось соперничество европейских держав, 12 апреля 1877 г. Россия объявила Турции войну, к ней присоединилась Румыния. В июне 1877 г. русские войска форсировали Дунай, вошли в Северную Болгарию. В феврале 1878 г. в Сан-Стефано был подписан предварительный мирный договор между Россией и Турцией. Турция признала независимость Черногории, Сербии, Румынии, после 500-летнего турецкого ига создавалось новое государство - автономное княжество Болгария. России возвратили часть Бессарабии, к ней отходили крепости в Закавказье - Ардаган, Каре, Батум, Баязет. Турция уплачивала 310 млн рублей контрибуции, обещала улучшить положение христиан в империи.

Договор усиливал русское влияние на Балканах. летом 1878 г. состоялся Берлинский конгресс с участием шести держав под председательством канцлера Бисмарка с целью пересмотра условий Сан-Стефанского договора. Горчаков был вынужден пойти на уступки. Территория Болгарии была сокращена и разделена на 2 части, ее южная часть, а также Македония отходили под власть Турции. Значительно урезаны территории Сербии и Черногории. Австро-Венгрия оккупировала на неопределенный срок Боснию и Герцеговину, а Англия оккупировала Кипр.

Безусловно, решения Берлинского конгресса нанесли тяжелый удар русской дипломатии. А зависть и мелкие расчеты западных держав продлили турецкое иго в балканских странах. Но в целом Русско-турецкая война привела к позитивным результатам: некоторые страны получили независимость, было подорвано господство Турции на Балканах. Победа в войне продемонстрировала эффективность проведенной в стране военной реформы, способствовала росту авторитета России в славянском мире.


Список используемой литературы

1. Бесов А.Г. Социокультурные нормы российской государственности XIX века // Вопросы истории. – 2005. - № 6.

2. Володина Т.А. Уваровская триада и учебники по русской истории // Вопросы истории. - 2004. - № 2.

3. Дегоев В.В. Александр I и проблема европейского согласия после Венского конгресса // Вопросы истории. - 2002. - № 2.

4. Захарова Л.Г. Великие реформы 1860-1870-х гг.: поворотный пункт российской истории // Отечественная история. - 2005. - № 4.

5. История России. Россия в мировой цивилизации. - М.,1998.

6. История России: учебник / А.С. Орлов, В.А. Георгиев, Н.Г. Георгиева, Т.А. Сивохина. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Проспект, 2004.

7. Корнилов А.А. Курс истории России 19 века / А. А. Корнилов; Вступ. статья А.А. Левандовского. - М.: Высшая школа, 1993.

8. Михайлова Н.В. Отечественная история: Учебное пособие / Н. В. Михайлова. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: ИМЦ ГУК МВД России, 2002.

9. Семенникова Л.И. Россия в мировом сообществе цивилизаций. Учебное пособие для вузов. - Брянск, 1999.

10. Федоров О.А. История России. ХХ век: учебник для вузов МВД России / О. А. Федоров. - Орел: ОЮИ МВД России, 1999.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: