ПРОЕКТНОЕ ЗАДАНИЕ
Конспект урока по окружающему миру в 1 классе
По теме: «Кто такие птицы?»
Автор учебника А.А. Плешаков
КПК: «Содержание и современные методики начального общего образования в школе»
Выполнила: Денисова Светлана Николаевна
Учитель начальных классов
МБОУ «Таицкая СОШ»
Гатчинский район
Тема: «Кто такие птицы?»
Цель урока: познакомить учащихся с многообразием птиц, выделить существенные и отличительные признаки птицы как представителя животного мира.
Задачи урока через планируемые результаты:
Предметные:
- учить отличать птиц от других животных;
- формировать навык «узнавания» птиц;
- учить описывать птицу как представителя животного мира;
- организовать работу по исследованию пера птицы;
- учить ранжировать перья по выполняемым функциям.
- формировать навык рисования птиц.
Метапредметные:
1. Регулятивные:
- учить действовать с учетом выделенных учителем ориентиров;
- учить самостоятельно предполагать тему и ставить цели урока;
- планировать и осуществлять свою деятельность в группе;
- контролировать результат, сравнивая его с выведенным общим результатом;
- оценивать свою работу в группе и свои знания, полученные на данном уроке.
2. Коммуникативные:
- формировать готовность слушать собеседника и вести аргументированный диалог;
- излагать своё мнение и доказывать свою точку зрения.
3. Познавательные: овладеть логическими действиями: комплексным и частным сравнением, обобщением по родовым признакам.
Личностные:
- формировать целостный взгляд на мир;
- формировать уважительное отношение к чужой жизни (жизни птиц);
- формировать уважительное отношение к иному мнению;
|
- формировать самоконтроль за своей деятельностью и поведением на уроке.
Тип урока: урок открытиянового знания.
Техническое оборудование урока:
- п резентация;
- учебник «Окружающий мир» А.А. Плешаков, 2011 г., 1 класс;
- иллюстрации Муравья Вопросика и Мудрой Черепахи;карточки с заданием;
- корзинка с яйцами;
- конверты с разными по размеру, форме, цвету перьями птиц и листом бумаги А5.
СТРУКТУРА И ХОД УРОКА
№ | Этап урока | Содержание деятельности учителя | Содержание деятельности ученика | Формируемые УУД | Время |
1. | 1 этап. Организационный момент. | С добрым утром! Начат день, Первым делом Гоним лень. На уроке не зевать, Нужно новое узнать! -Проверьте свою готовность к уроку. На парте у вас должны лежать: учебник, рабочая тетрадь, пенал, светофоры. -Ребята, сегодня на уроке нам предстоит совершить путешествие в окружающий мир. Нас ожидают новые тайны в мире животных, которые нам просто необходимо разгадать. Отправляемся? | Проверяют свою готовность к уроку. Настраиваются на учебную деятельность. -Да, отправляемся! | Личностные: принятие своей роли ученика, соблюдение определенных правил поведения. | 1 мин. |
2. | 2 этап. Актуализация знаний. | На доску вывешиваются иллюстрации Мудрой Черепахи и Муравья Вопросика.
- Ребята, посмотрите, кто будет нас сопровождать в нашем путешествии?
Над Муравьем Вопросиком учитель прикрепляет три вопросительных знака. Рядом с Черепахой три листа бумаги.
- Муравей решил найти своих сородичей, но запутался, кто есть кто?
Учитель открывает презентацию,
слайд 1.
- Назовите, пожалуйста этих животных?
![]() ![]() | - Это Мудрая Черепаха и Муравей Вопросик. Дети это замечают и интересуются, что за вопросы у Муравья Вопросика? - Дождевой червь, паук, стрекоза, рак. Дети высказывают свои предположения. - Сородичи имеют один и тот же род, состоят в одном и том же племени, они родственники. Катя читает определения из словаря: Сородич- 1. Родственник, 2. Человек, близкий с кем-н. по происхождению, национальной принадлежности, месту рождения. 3. Животное или растение, принадлежащее к одному роду. Домашняя кошка и ее дикие сородичи. - Третье. - Муравей – это животное. Некоторые ученики замечают, что не все животные на слайде – насекомые. -Муравей ищет насекомых, потому что он сам – насекомое. - У насекомых 6 ног и у Муравья тоже. Насекомыми здесь являются клоп-солдатик и комар. Они и будут сородичами Муравья Вопросика. -Да - Насекомые - это животные, у которых шесть ног. - Рыбы – это животные, тело которых покрыто чешуёй. Дети выполняют задание. Проверяют карточку соседа по парте. Анализируют и отвечают. | Познавательные: ориентироваться в своей системе знаний; самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи; обобщать группы животных по их родовым признакам. | 7 мин. |
3 этап. Определение темы и целей урока. | - Есть ли животное на карточке, квадратик рядом с которым вы не закрасили? -Кто у нас остался? Назовите одним словом это животное. - Ребята, как вы думаете, о чём мы можем предупредить Муравья Вопросика? -Почему? После получения правильного ответа учитель читает «ответ» Мудрой Черепахи. Убирает еще один вопросительный знак над Муравьишкой. - Ребята, какая же тема сегодняшнего урока? - Какие цели мы поставим перед собой на сегодняшнем уроке? | - Да -Это животное - птица. -Об опасности. Птицы питаются насекомыми и она может его съесть. -Кто такие птицы? - Узнать, каких животных называют птицами; узнать о строении тела птиц; об их отличительных чертах; познакомиться с многообразием птиц. | Создать условия для самостоятельного предположения темы и постановки целей урока. | 3 мин | |
4 этап. Знакомство с новым материалом. | - Муравей Вопросик благодарит вас, ребята. Возможно, наше вмешательство спасло ему жизнь.
- Ребята, но у Муравья Вопросика ещё остался один вопрос!
Теперь ему жизненно необходимо знать точно, как можно отличить птиц от других животных.
- Давайте, попробуем дать ответ на этот не лёгкий вопрос. Кто же такие птицы?
Учитель открывает слайд 2 в презентации.
- Рассмотрите внимательно картинки, я буду показывать на картинку, а вы называть кто это?
![]() ![]() ![]() | - Это животные, умеющие летать. - Это животные, несущие яйца. - Летучая мышь - Летучая рыба - Бабочка - Белка-летяга - Они умеют летать. - Нет. - Не все, что летает – птицы. -Пингвины, страусы, курицы, петухи. Несколько учащихся поднимают руку. Дети поднимают руки. - Черепашонок - Муравьишка - Крокодильчик - Змеёныш. - Не все, кто «несут» яйца – птицы. Дети анализируют и отвечают. - Перья Птицы – это животные, тело которых покрыто перьями. | Предметные: отличать птиц от других групп животных; описывать птицу как представителя животного мира. Регулятивные: строить умозаключения на основе выделенных учителем ориентиров. | 22 мин. | |
Практическая работа | - Для чего же птицам нужны перья, подумайте, это не только украшение птиц?
Они дарят тепло, возможность летать, высиживать потомство и скрываться от хищников.
Хорошо, а теперь откройте конверты, которые лежат у вас на партах и достаньте содержимое.
-Что это?
-Рассмотрите предложенные перья и их строение.
Одинаковые они или разные?
-Чем они различаются?
- Что общего между ними?
Слайд 5
![]() | Дети рассуждают и отвечают: - для тепла - помогают летать - помогают высиживать потомство - спасают от хищников (маскировка) -Перья птиц. Дети изучают перья (маховые, покровные и пуховые перья). Называют разные признаки – цвет, размер, форму и т.д. Сравнивают. Дети поднимают перья и показывают. Дети поднимают перья и показывают. Дети поднимают перья и показывают. - Для утепления одежды. - Могут использовать для украшений. - Для наполнения подушек и одеял. Обсудив задание, дети высказываются: 1 группа (большие упругие перья, находятся в крыльях и хвосте, они нужны для полета). 2 группа (более мягкие перья, покрывают все тело птицы и защищают его) 3 группа (самые мягкие, пушистые перья согревают птицу) - Перья птиц могут быть полезны и человеку. | Предметные: организовать работу по исследованию пера птицы; ранжировать перья птиц по выполняемым функциям. Коммуникативные: Готовность слушать собеседника, вести аргументированный диалог. | ||
Физкультминутка
Слайд 6.
Учитель проводит физкультминутку.
![]() | |||||
Работа с учебником. | - Ребята, теперь давайте откроем учебник на
с.36 и рассмотрим строение птицы.
Слайд 7.
![]() | Открывают учебник на нужной странице, рассматривают иллюстрацию. Дети анализируют и отвечают. - Это голубь. -Голова, клюв, шея, туловище, крылья, ноги, хвост. -У птиц есть клюв - это и рот, и нос. -От пищи, которую они едят. | Познавательные: поиск и выделение необходимой информации. | ||
5 этап. Обобщение, систематизация, применение знаний. | - А теперь, предлагаю вам отгадать загадки.
Бывают птицы разными:
Одни боятся вьюг
И улетают на зиму
На добрый, тёплый юг.
- Как называются такие птицы?
А как вы догадались?
Другие - те народ иной:
В мороз над лесом кружат.
Для них разлука с родиной
Страшнее лютой стужи.
- Как называются такие птицы?
А как вы догадались?
- Ребята, теперь давайте посмотрим на иллюстрацию с. 37 учебника.
- Назовите этих птиц.
- Теперь проверим себя на с. 90.
Правильно ли мы назвали птиц?
Слайд 8.
![]() | - Перелетные. Дети анализируют и отвечают. - Зимующие. Дети анализируют и отвечают. -Дятел, воробей, утка, сова, ласточка, синица. Дети анализируют и отвечают. - Ученик читает. - Указать название птицы, ее размер, окраску, особенности частей тела. Дети отвечают по желанию. | Предметные: описывать птицу по плану, как представителя животного мира. Познавательные: осознанно и произвольно строить речевые высказывания. | 5 мин. | |
6 этап. Подведение итогов урока и рефлексия. | - Ребята, наше путешествие по окружающему миру завершается. Давайте вспомним, каких животных называют птицами?
– Что вы для себя открыли нового, интересного сегодня на уроке?
- Выполнение какого задания вызвало затруднение?
- Какое задание было самым интересным на уроке?
- Как мы находили ответы на свои вопросы?
- А теперь ребята нам предстоит нарисовать птицу.
Учитель открывает слайд 9 в презентации.
![]() | -Птицы – это животные, тело которых покрыто перьями. Дети анализируют и отвечают. - Слушали учителя, товарищей, отгадывали загадки, сравнивали, исследовали. Высказывают предположения. -По плану. -Договорились. Дети рисуют, анализируют и раскрашивают. | Личностные: оценивать собственную учебную деятельность. | 7 мин. |
|
|
Самоанализ урока
окружающего мира в 1 классе
Тема урока: «Кто такие птицы?»
Цель урока: познакомить учащихся с многообразием птиц, выделить существенные и отличительные признаки птицы как представителя животного мира.
Тип урока: открытие нового знания.
В соответствии с темой урока, целью были выбраны формы организации учебной работы: индивидуальная, парная и групповая.
На уроке была использована технология ИКТ (презентация), игровая и здоровьесберегающая технологии.
В классе обучается 21 человек.
Уровень обученности по диагностике успешности и мотивации обучения следующий:
- высокий уровень - 64%
- средний уровень – 24%
- низкий уровень – 12%
Для достижения цели были определены следующие задачи:
Предметные:
- учить отличать птиц от других животных;
- формировать навык «узнавания» птиц;
- учить описывать птицу как представителя животного мира;
- организовать работу по исследованию пера птицы;
- учить ранжировать перья по выполняемым функциям.
- формировать навык рисования птиц.
Личностные:
- формировать целостный взгляд на мир;
- формировать уважительное отношение к чужой жизни (жизни птиц);
- формировать уважительное отношение к иному мнению;
- формировать самоконтроль за своей деятельностью и поведением на уроке.
Метапредметные:
1. Регулятивные:
- учить действовать с учетом выделенных учителем ориентиров;
- учить самостоятельно предполагать тему и ставить цели урока;
- планировать и осуществлять свою деятельность в группе;
- контролировать результат, сравнивая его с выведенным общим результатом;
- оценивать свою работу в группе и свои знания, полученные на данном уроке.
2. Коммуникативные:
- формировать готовность слушать собеседника и вести аргументированный диалог;
- излагать своё мнение и доказывать свою точку зрения.
3. Познавательные: овладеть логическими действиями: комплексным и частным сравнением, обобщением по родовым признакам.
Была выбрана структура урока из 6 этапов. Структура урока соответствует ФГОС – ориентация на новые образовательные стандарты, на формировании УУД.
Каждый этап урока был нацелен на достижение определенного результата.
1. Организационный этап.
Создание условий для принятия своей роли ученика, соблюдение определенных правил поведения, осознанного вхождения в пространство деятельности на уроке.
Я заинтересовала детей перспективой совершить путешествие с разгадыванием тайн о мире животных.
2. Актуализация знаний.
Повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», с помощью изученных способов действий, развитие мыслительных операций.
Для привлечения к активной деятельности мною были привлечены знакомые детям персонажи Муравья Вопросика и Мудрой Черепахи, которые должны были сопровождать их в путешествии.
Задания были подобраны в игровой форме, помогая Муравью, дети свободно ориентировались в своей системе знаний, самостоятельно предполагали, какая информация нужна для решения учебной задачи. После выполнения задания на индивидуальных карточках сумели обобщить и классифицировать изученные группы животных по их родовым признакам, подготовиться к анализу следующего этапа урока.
3. Определение темы и целей урока.
Создание условий для самостоятельной формулировки темы и постановки целей урока.
С помощью аналитических операции на предыдущем этапе урока, дети без труда сформулировали тему и цели урока.
4. Знакомство с новым материалом.
Этому этапу было отведено центральное место на уроке,он состоял из трех частей.
В первой части опираясь на подготовленные мной материалы презентации, дети в диалоговой форме учились отличать птиц от других групп животных. Смогли дать описание птицы, как представителя животного мира. Строили умозаключения на основе выделенных учителем ориентиров.
Второй частью этапа стала практическая работа, мною была предложена работа по исследованию пера птицы, учились ранжировать перья птиц по выполняемым функциям. Демонстрировали умение слушать собеседника, вести аргументированный диалог, работать в группах.
Третья часть – работа с учебником. На примере задания, в котором нужно было назвать части тела голубя, дети осуществляли поиск и выделение необходимой информации.
5. Обобщение, систематизация, применение знаний.
На этом этапе, дети разгадывая загадки, смогли классифицировать птиц на перелетных и зимующих. Работая при помощи плана, приведенного в учебнике, учились составлять описание птицы, как представителя животного мира. Осознанно и произвольно строили речевые высказывания.
6. Подведение итогов урока и рефлексии.
Осознание учащимися своей деятельности, самооценка деятельности.
На этом этапе я задала детям вопросы, при ответе на которые они продемонстрировали усвоенный материал. Выделили интересные моменты урока и вопросы, которые вызвали затруднения. В качестве самооценки я предложила детям нарисовать птицу по эталону и оценить свою работу на уроке раскрасив ее в определенный цвет.
Считаю, что заявленной цели и поставленных задач урок достиг. Так как самооценка детей на уроке с помощью раскрашивания птицы, показала 90% зеленых сигналов - дети довольны своей работой, считают, что достигли успеха,
у 7% детей получилось практически все, но остались маленькие вопросы, и всего 3% детей оценили себя неуспешными по данному уроку, в виду своих психологических особенностей.