окружающего мира в 1 классе




ПРОЕКТНОЕ ЗАДАНИЕ

Конспект урока по окружающему миру в 1 классе

По теме: «Кто такие птицы?»

Автор учебника А.А. Плешаков

КПК: «Содержание и современные методики начального общего образования в школе»

Выполнила: Денисова Светлана Николаевна

Учитель начальных классов

МБОУ «Таицкая СОШ»

Гатчинский район

 

 

Тема: «Кто такие птицы?»

 

Цель урока: познакомить учащихся с многообразием птиц, выделить существенные и отличительные признаки птицы как представителя животного мира.

 

Задачи урока через планируемые результаты:

Предметные:

- учить отличать птиц от других животных;

- формировать навык «узнавания» птиц;

- учить описывать птицу как представителя животного мира;

- организовать работу по исследованию пера птицы;

- учить ранжировать перья по выполняемым функциям.

- формировать навык рисования птиц.

 

Метапредметные:

1. Регулятивные:

- учить действовать с учетом выделенных учителем ориентиров;

- учить самостоятельно предполагать тему и ставить цели урока;

- планировать и осуществлять свою деятельность в группе;

- контролировать результат, сравнивая его с выведенным общим результатом;

- оценивать свою работу в группе и свои знания, полученные на данном уроке.

2. Коммуникативные:

- формировать готовность слушать собеседника и вести аргументированный диалог;

- излагать своё мнение и доказывать свою точку зрения.

3. Познавательные: овладеть логическими действиями: комплексным и частным сравнением, обобщением по родовым признакам.

 

Личностные:

- формировать целостный взгляд на мир;

- формировать уважительное отношение к чужой жизни (жизни птиц);

- формировать уважительное отношение к иному мнению;

- формировать самоконтроль за своей деятельностью и поведением на уроке.

Тип урока: урок открытиянового знания.

 

Техническое оборудование урока:

- п резентация;

- учебник «Окружающий мир» А.А. Плешаков, 2011 г., 1 класс;

- иллюстрации Муравья Вопросика и Мудрой Черепахи;карточки с заданием;

- корзинка с яйцами;

- конверты с разными по размеру, форме, цвету перьями птиц и листом бумаги А5.

 

СТРУКТУРА И ХОД УРОКА

Этап урока Содержание деятельности учителя Содержание деятельности ученика Формируемые УУД Время
           
1. 1 этап. Организационный момент. С добрым утром! Начат день, Первым делом Гоним лень. На уроке не зевать, Нужно новое узнать! -Проверьте свою готовность к уроку. На парте у вас должны лежать: учебник, рабочая тетрадь, пенал, светофоры.   -Ребята, сегодня на уроке нам предстоит совершить путешествие в окружающий мир. Нас ожидают новые тайны в мире животных, которые нам просто необходимо разгадать. Отправляемся?   Проверяют свою готовность к уроку. Настраиваются на учебную деятельность.   -Да, отправляемся! Личностные: принятие своей роли ученика, соблюдение определенных правил поведения. 1 мин.
           
2. 2 этап. Актуализация знаний. На доску вывешиваются иллюстрации Мудрой Черепахи и Муравья Вопросика. - Ребята, посмотрите, кто будет нас сопровождать в нашем путешествии?   Над Муравьем Вопросиком учитель прикрепляет три вопросительных знака. Рядом с Черепахой три листа бумаги.   - Муравей решил найти своих сородичей, но запутался, кто есть кто? Учитель открывает презентацию, слайд 1. - Назовите, пожалуйста этих животных?     - Странно. Муравьев здесь не оказалось. Кто же такие, эти сородичи? Давайте подумаем? А пока мы думаем, Катя поищет подходящее определение этого слова в толковом словаре.     -Хорошо, давайте послушаем Катю и узнаем, правы ли мы были?     -Какое из этих определений нам подходит? -Почему так думаете?   -Если Муравей – это животное, то на слайде его сородичи и он их нашел?   - Докажите, что муравей насекомое?   - Кто же тогда здесь его сородичи?   -Хорошо, давайте послушаем ответ на этот вопрос от Мудрой Черепахи. Затем учитель читает правильный ответ от Мудрой Черепахи. Убирает один восклицательный знак. - С этим вопросом мы помогли Муравью, но у него остались еще, поможем? -На пути к «сородичам» он встретил неизвестное ему животное. Муравей Вопросик хочет разобраться: кто же это? - Разобраться в этом нам помогут волшебные карточки! Учитель раздаёт карточку каждому ученику:   - Рассмотри. Какие группы животных мы уже изучили? Назови их главные отличительные признаки.   - Закрасьте квадратик красным цветом, если это рыба, а жёлтым, если это – насекомое. - Поменяйтесь с соседом по парте карточками. Какие ошибки вы заметили?   - Молодцы, я рада, что вы справились с заданием.     - Это Мудрая Черепаха и Муравей Вопросик.   Дети это замечают и интересуются, что за вопросы у Муравья Вопросика?   - Дождевой червь, паук, стрекоза, рак.   Дети высказывают свои предположения. - Сородичи имеют один и тот же род, состоят в одном и том же племени, они родственники.   Катя читает определения из словаря: Сородич- 1. Родственник, 2. Человек, близкий с кем-н. по происхождению, национальной принадлежности, месту рождения. 3. Животное или растение, принадлежащее к одному роду. Домашняя кошка и ее дикие сородичи.   - Третье. - Муравей – это животное.   Некоторые ученики замечают, что не все животные на слайде – насекомые. -Муравей ищет насекомых, потому что он сам – насекомое. - У насекомых 6 ног и у Муравья тоже. Насекомыми здесь являются клоп-солдатик и комар. Они и будут сородичами Муравья Вопросика.     -Да   - Насекомые - это животные, у которых шесть ног. - Рыбы – это животные, тело которых покрыто чешуёй.   Дети выполняют задание.   Проверяют карточку соседа по парте. Анализируют и отвечают. Познавательные: ориентироваться в своей системе знаний; самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи; обобщать группы животных по их родовым признакам. 7 мин.
  3 этап. Определение темы и целей урока. - Есть ли животное на карточке, квадратик рядом с которым вы не закрасили?   -Кто у нас остался? Назовите одним словом это животное.   - Ребята, как вы думаете, о чём мы можем предупредить Муравья Вопросика? -Почему?   После получения правильного ответа учитель читает «ответ» Мудрой Черепахи. Убирает еще один вопросительный знак над Муравьишкой. - Ребята, какая же тема сегодняшнего урока?   - Какие цели мы поставим перед собой на сегодняшнем уроке?   - Да   -Это животное - птица.   -Об опасности.   Птицы питаются насекомыми и она может его съесть.   -Кто такие птицы?   - Узнать, каких животных называют птицами; узнать о строении тела птиц; об их отличительных чертах; познакомиться с многообразием птиц. Создать условия для самостоятельного предположения темы и постановки целей урока. 3 мин
  4 этап. Знакомство с новым материалом. - Муравей Вопросик благодарит вас, ребята. Возможно, наше вмешательство спасло ему жизнь. - Ребята, но у Муравья Вопросика ещё остался один вопрос! Теперь ему жизненно необходимо знать точно, как можно отличить птиц от других животных.   - Давайте, попробуем дать ответ на этот не лёгкий вопрос. Кто же такие птицы?   Учитель открывает слайд 2 в презентации. - Рассмотрите внимательно картинки, я буду показывать на картинку, а вы называть кто это?   - Как вы считаете, ребята, что общего у всех этих животных?   - Птицы ли это?   - Какой вывод из этого наблюдения мы сделаем?   - Давайте подумаем, а есть птицы, которые не умеющие летать?   - Кто хочет сделать доклад о них к следующему уроку? Детям, выразившим желание, дается индивидуальное задание.   - Мудрая черепаха принесла для вас корзинку, поднимите руку, кто хочет узнать, что в ней?   Дети по вызову учителя выходят и достают из корзинки по одному яйцу, открывают их и называют тех, кто вылупился из яиц. Слайд 3 - Какой вывод из этого мы сделаем? Учитель открывает слайд 4 в презентации. - Посмотрите внимательно, какой признак есть у всех птиц. Чего нет у других животных?   - Какие же животные называются птицами?   После получения правильного ответа учитель читает «ответ» Мудрой Черепахи. Убирает последний вопросительный знак над Муравьишкой.   - Вы очень помогли Муравьишке, молодцы!   - Это животные, умеющие летать. - Это животные, несущие яйца.   - Летучая мышь - Летучая рыба - Бабочка - Белка-летяга   - Они умеют летать.   - Нет.     - Не все, что летает – птицы.   -Пингвины, страусы, курицы, петухи.   Несколько учащихся поднимают руку.   Дети поднимают руки.     - Черепашонок - Муравьишка - Крокодильчик - Змеёныш.     - Не все, кто «несут» яйца – птицы.   Дети анализируют и отвечают. - Перья     Птицы – это животные, тело которых покрыто перьями.   Предметные: отличать птиц от других групп животных; описывать птицу как представителя животного мира. Регулятивные: строить умозаключения на основе выделенных учителем ориентиров. 22 мин.
  Практическая работа - Для чего же птицам нужны перья, подумайте, это не только украшение птиц? Они дарят тепло, возможность летать, высиживать потомство и скрываться от хищников.     Хорошо, а теперь откройте конверты, которые лежат у вас на партах и достаньте содержимое. -Что это? -Рассмотрите предложенные перья и их строение. Одинаковые они или разные? -Чем они различаются? - Что общего между ними?   Слайд 5   - Маховые перья у птиц длинные и прямые, растут по краю крыла. Именно они поддерживают птицу в полёте. - Кому достались маховые перья, поднимите, покажите нам их.   -Покровные перья называются так потому, что формируют контур тела птицы и придают ему обтекаемую форму. Они являются основным типом оперения и покрывают все тело. - Кто определил, что ему досталось такое перо, покажите.   -Пуховые перья - мелкие, мягкие, пушистые, они находятся под покровными перьями. защищают птицу от холода и жары. Кто нашел их у себя – покажите.   - Люди их тоже могут использовать перья птиц. - Как думаете, для чего?   - Предлагаю вам сейчас объединиться в три группы: 1 группа- те, кому достались маховые перья. 2 группа- те, у кого покровные перья. 3 группа-те, у кого пуховые перья. Задание: каждая группа, в течении 1 минуты, должна обсудить и рассказать, для чего «ваше» перо нужно птицам.     - А кто сможет, одним высказыванием объединить все три вида пера?   -Молодцы!     Дети рассуждают и отвечают: - для тепла - помогают летать - помогают высиживать потомство - спасают от хищников (маскировка)     -Перья птиц.     Дети изучают перья (маховые, покровные и пуховые перья). Называют разные признаки – цвет, размер, форму и т.д. Сравнивают.     Дети поднимают перья и показывают.     Дети поднимают перья и показывают.   Дети поднимают перья и показывают.     - Для утепления одежды. - Могут использовать для украшений. - Для наполнения подушек и одеял.     Обсудив задание, дети высказываются: 1 группа (большие упругие перья, находятся в крыльях и хвосте, они нужны для полета). 2 группа (более мягкие перья, покрывают все тело птицы и защищают его) 3 группа (самые мягкие, пушистые перья согревают птицу)   - Перья птиц могут быть полезны и человеку.     Предметные: организовать работу по исследованию пера птицы; ранжировать перья птиц по выполняемым функциям. Коммуникативные: Готовность слушать собеседника, вести аргументированный диалог.  
  Физкультминутка Слайд 6. Учитель проводит физкультминутку.  
  Работа с учебником. - Ребята, теперь давайте откроем учебник на с.36 и рассмотрим строение птицы.   Слайд 7.   - Какую птицу вы узнали?   Рассмотрите тело птицы и расскажите, из каких частей состоит тело голубя? - Ребята, а что такое клюв? (Учитель подсказывает только в необходимом случае.)   - Правильно. С помощью клюва птицы добывают пищу, разгрызают орехи и твердые семена, разрывают мясо.   -Форма клюва у птиц разная, как вы думаете, от чего это зависит?   Молодцы. Открывают учебник на нужной странице, рассматривают иллюстрацию.     Дети анализируют и отвечают. - Это голубь. -Голова, клюв, шея, туловище, крылья, ноги, хвост.     -У птиц есть клюв - это и рот, и нос.       -От пищи, которую они едят.   Познавательные: поиск и выделение необходимой информации.  
  5 этап. Обобщение, систематизация, применение знаний. - А теперь, предлагаю вам отгадать загадки.   Бывают птицы разными: Одни боятся вьюг И улетают на зиму На добрый, тёплый юг.   - Как называются такие птицы? А как вы догадались?   Другие - те народ иной: В мороз над лесом кружат. Для них разлука с родиной Страшнее лютой стужи. - Как называются такие птицы? А как вы догадались?   - Ребята, теперь давайте посмотрим на иллюстрацию с. 37 учебника. - Назовите этих птиц.   - Теперь проверим себя на с. 90. Правильно ли мы назвали птиц? Слайд 8.   - Опишите одну из этих птиц по плану на странице 37, прочитайте его внимательно. - Учитель просит хорошо читающего ученика прочитать план.   -Итак, нужно для этого сделать?   - Очень хорошо. (план вывешивается на доску)   -Кто желает ответить? Выслушиваются 2-3 ответа.     - Перелетные. Дети анализируют и отвечают.   - Зимующие. Дети анализируют и отвечают.   -Дятел, воробей, утка, сова, ласточка, синица.   Дети анализируют и отвечают.   - Ученик читает.   - Указать название птицы, ее размер, окраску, особенности частей тела.     Дети отвечают по желанию. Предметные: описывать птицу по плану, как представителя животного мира. Познавательные: осознанно и произвольно строить речевые высказывания. 5 мин.
  6 этап. Подведение итогов урока и рефлексия. - Ребята, наше путешествие по окружающему миру завершается. Давайте вспомним, каких животных называют птицами?   – Что вы для себя открыли нового, интересного сегодня на уроке? - Выполнение какого задания вызвало затруднение? - Какое задание было самым интересным на уроке? - Как мы находили ответы на свои вопросы? - А теперь ребята нам предстоит нарисовать птицу. Учитель открывает слайд 9 в презентации.     - Как вы думаете, зачем мы будем рисовать птицу?   -Достаньте из конверта чистый листочек. - Как мы будем рисовать птицу? С чего начнём и чем закончим? - Хорошо, ребята! Как нарисуете птицу, раскрасьте её зелёным, если считаете, что освоили материал урока полностью. Оранжевым, если что-то было неясно. И красным, если понятного очень мало. Договорились?     - Теперь сложите, пожалуйста, всё аккуратно в конверт и подпишите его.   Учитель оценивает работу на уроке, не забывая похвалить или приободрить ученика.   Учитель рекомендует прочитать дома страницы 36 – 37 учебника, ответить на вопросы на странице 37, придумать сказочную историю по рисунку на странице 37. Напоминает про индивидуальные задания.       -Птицы – это животные, тело которых покрыто перьями.     Дети анализируют и отвечают.     - Слушали учителя, товарищей, отгадывали загадки, сравнивали, исследовали.       Высказывают предположения.     -По плану.   -Договорились. Дети рисуют, анализируют и раскрашивают.   Личностные: оценивать собственную учебную деятельность. 7 мин.

 

 

Самоанализ урока

окружающего мира в 1 классе

Тема урока: «Кто такие птицы?»

Цель урока: познакомить учащихся с многообразием птиц, выделить существенные и отличительные признаки птицы как представителя животного мира.

Тип урока: открытие нового знания.

В соответствии с темой урока, целью были выбраны формы организации учебной работы: индивидуальная, парная и групповая.

На уроке была использована технология ИКТ (презентация), игровая и здоровьесберегающая технологии.

В классе обучается 21 человек.

Уровень обученности по диагностике успешности и мотивации обучения следующий:

- высокий уровень - 64%

- средний уровень – 24%

- низкий уровень – 12%

Для достижения цели были определены следующие задачи:

Предметные:

- учить отличать птиц от других животных;

- формировать навык «узнавания» птиц;

- учить описывать птицу как представителя животного мира;

- организовать работу по исследованию пера птицы;

- учить ранжировать перья по выполняемым функциям.

- формировать навык рисования птиц.

Личностные:

- формировать целостный взгляд на мир;

- формировать уважительное отношение к чужой жизни (жизни птиц);

- формировать уважительное отношение к иному мнению;

- формировать самоконтроль за своей деятельностью и поведением на уроке.

Метапредметные:

1. Регулятивные:

- учить действовать с учетом выделенных учителем ориентиров;

- учить самостоятельно предполагать тему и ставить цели урока;

- планировать и осуществлять свою деятельность в группе;

- контролировать результат, сравнивая его с выведенным общим результатом;

- оценивать свою работу в группе и свои знания, полученные на данном уроке.

2. Коммуникативные:

- формировать готовность слушать собеседника и вести аргументированный диалог;

- излагать своё мнение и доказывать свою точку зрения.

3. Познавательные: овладеть логическими действиями: комплексным и частным сравнением, обобщением по родовым признакам.

 

Была выбрана структура урока из 6 этапов. Структура урока соответствует ФГОС – ориентация на новые образовательные стандарты, на формировании УУД.

Каждый этап урока был нацелен на достижение определенного результата.

 

1. Организационный этап.

Создание условий для принятия своей роли ученика, соблюдение определенных правил поведения, осознанного вхождения в пространство деятельности на уроке.

Я заинтересовала детей перспективой совершить путешествие с разгадыванием тайн о мире животных.

2. Актуализация знаний.

Повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», с помощью изученных способов действий, развитие мыслительных операций.

Для привлечения к активной деятельности мною были привлечены знакомые детям персонажи Муравья Вопросика и Мудрой Черепахи, которые должны были сопровождать их в путешествии.

Задания были подобраны в игровой форме, помогая Муравью, дети свободно ориентировались в своей системе знаний, самостоятельно предполагали, какая информация нужна для решения учебной задачи. После выполнения задания на индивидуальных карточках сумели обобщить и классифицировать изученные группы животных по их родовым признакам, подготовиться к анализу следующего этапа урока.

3. Определение темы и целей урока.

Создание условий для самостоятельной формулировки темы и постановки целей урока.

С помощью аналитических операции на предыдущем этапе урока, дети без труда сформулировали тему и цели урока.

4. Знакомство с новым материалом.

Этому этапу было отведено центральное место на уроке,он состоял из трех частей.

В первой части опираясь на подготовленные мной материалы презентации, дети в диалоговой форме учились отличать птиц от других групп животных. Смогли дать описание птицы, как представителя животного мира. Строили умозаключения на основе выделенных учителем ориентиров.

Второй частью этапа стала практическая работа, мною была предложена работа по исследованию пера птицы, учились ранжировать перья птиц по выполняемым функциям. Демонстрировали умение слушать собеседника, вести аргументированный диалог, работать в группах.

Третья часть – работа с учебником. На примере задания, в котором нужно было назвать части тела голубя, дети осуществляли поиск и выделение необходимой информации.

5. Обобщение, систематизация, применение знаний.

На этом этапе, дети разгадывая загадки, смогли классифицировать птиц на перелетных и зимующих. Работая при помощи плана, приведенного в учебнике, учились составлять описание птицы, как представителя животного мира. Осознанно и произвольно строили речевые высказывания.

6. Подведение итогов урока и рефлексии.

Осознание учащимися своей деятельности, самооценка деятельности.

На этом этапе я задала детям вопросы, при ответе на которые они продемонстрировали усвоенный материал. Выделили интересные моменты урока и вопросы, которые вызвали затруднения. В качестве самооценки я предложила детям нарисовать птицу по эталону и оценить свою работу на уроке раскрасив ее в определенный цвет.

 

Считаю, что заявленной цели и поставленных задач урок достиг. Так как самооценка детей на уроке с помощью раскрашивания птицы, показала 90% зеленых сигналов - дети довольны своей работой, считают, что достигли успеха,

у 7% детей получилось практически все, но остались маленькие вопросы, и всего 3% детей оценили себя неуспешными по данному уроку, в виду своих психологических особенностей.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-10-21 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: