Глава II. Особенности эмо-поэзии




 

Основной задачей эмо-автора является передача эмоций через фразы и выражения. Одними только словами это невозможно, именно поэтому обычно в эмо-произведениях в обилии используются описания стихий, состояний и явлений природы, и ещё множество приёмов передачи настроений. Причём, совершенно не имеет значения ни возраст автора, ни язык, на котором он говорит, ни его религиозная принадлежность - приёмы очень и очень схожи. Для получения более чёткого представления рассмотрим в сравнении несколько текстов подростковой немецкой и молодёжной российской групп. Обратимся к песням групп Tokio Hotel «Dürch den Monsun» («Через муссон»), Оригами «ДПС» («Дождь прерванных снов») и AFI «Take The Test». Основной темой и той, и другой песен является тема поиска смысла жизни. Но представлен этот поиск в текстах немного различно. Выявим эти сходства и различия.

"...Я писал эту песню, переживая разлуку с дорогим мне человеком, - комментирует самый знаменитый на сегодняшний день немецкий подросток Билл текст хита "Dürch den Monsun" ("Через муссон") подростковой немецкой группы Токио Отел. - Вот я и решил, что с помощью этой композиции смогу поднять себе настроение и помогу другим, кому тоже пришлось пережить разлуку с любимым человеком...". Наполненный бесконечными поисками смысла жизни текст каким-то образом действительно невольно вызывает улыбку. Проникнутые глубокой грустью и полнейшим отчаянием слова вселяют необъяснимый оптимизм. Если более внимательно вчитаться в слова текста, мотивы пустоты и одиночества, отчаяния и страха, разочарования и постоянного поиска чего-то прослеживаются буквально в каждом слове, однако, составляя в целом надежды на счастливый конец. И действительно, общий взгляд на пессимистичные по отдельности строки даёт, к удивлению, светлую надежду на будущее. В этом состоит одна из особенностей эмо-эпоса - даже в самом страшном и печальном всегда скрыто что-то положительное, пусть даже только с точки зрения самого автора, рассматривающего очередную неудачу не только как трагедию, но и как своеобразную новую возможность, перспективу. При чтении текста возникают ассоциации с обилием серых тонов - именно этот цвет возникает в сознании с упоминанием слова "дождь": мокрый серый асфальт, серые улицы, серое небо, серый день. При упоминании пустоты, описании образа догоревшей свечи автор использует чёрный цвет, который, однако, не столь явственно выражен в общем смысле песни. Наличие мрачных цветов обязательно в эмо-эпосе. А описание сгущающихся за окном чёрных туч, урагана, конца света, края пропасти придают ощущение стихийности эмоций автора, которое как ничто иное позволяет понять состояние его души. Темой становится не только переживания, вызванные разлукой с дорогим человеком. Смысл на самом деле куда более глубок, но искусно запрятан под пеленой первых впечатлений. Поиск смысла жизни - вот извечная задача каждого человека. Юный автор умело и совсем по-взрослому излагает свои мысли и переживания на это счёт, пытаясь маскировать их эмоциями, вызванными неудачами на чувственном фронте. Жизненные переживания изложены в стихотворной форме и наложены на музыку. Слово "жизненные" является здесь ключевым. Именно жизненные, абсолютно повседневные сюжеты становятся основой большинства произведений эмо-эпоса, неважно, текст песни это, стихотворение или же просто рассказ. Возможно даже просто крик души, записанный на листок бумаги. Именно таким вот "криком души" и является песня Оригами "Дождь прерванных снов". Автор описывает абсолютно спонтанные мысли и эмоции, создаётся впечатление, что он просто боится остановиться, опасаясь того, что его захлестнёт депрессия, предпочитая занимать свои мысли чем-либо, только не думать об этом. Как и автор TH, Оригами, передавая чувства и переживания, обращаются к водной стихии, но более полно, хотя и однообразно, на наш взгляд.

Море. Образ его прослеживается на протяжении всей песни: и в упоминании прибрежных скал, о которые так хочется росой разбиться автору, и в волнах, которыми он так боится быть накрытым, в песке, на который падает герой. Взгляд в эту бездну вызывает у автора естественный, в принципе, страх. Однако, это отнюдь не панический страх перед колоссальными объёмами воды. Да это, собственно говоря, и не вода. Море - это жизнь. Автор представляет "всех нас" лишь каплями дождя, который пополняют море жизни. И вот он смотрит в эту бездну, видит сотни лиц, которые безмолвно тонут в ней, улыбаются, плачут, любят, ненавидят. Даже само сравнение людей с каплями показывает отношение автора к ним, показывает их незначительность в его глазах. Автор смело разбивает их все об скалы. Лишь одно лицо выделяет он из человеческой массы, лишь одна капля нужна ему из всего моря. Возможно, он боится не суметь отделить эту каплю. При этом автор сам боится оказаться лишь одной из капель этого моря. И вот, когда он, наконец, отделяет эту самую каплю, он с ужасом осознаёт реальность того, чего он боится больше всего и сливается с этой каплей, забывая тонкую грань между ней и собой. Всё это похоже на ужасный сон, и проснувшись, автор задаётся риторическим вопросом: "Господи, зачем тогда жить?!". "Страх упасть и не подняться, Страх поплыть и не добраться, Страх уснуть и не проснуться" - всё это так типично для человека, вчерашнего подростка, перешедшего во взрослую жизнь, и теперь испытывающего страх перед всеми начинаниями. В этом состоит ещё одна особенность эмо-эпоса - парадоксальная разница между ощущаемыми эмоциями и вызыванными этими ощущениями чувствами. Ещё детские и несерьёзные ощущения вызывают абсолютно взрослые переживания. Автор AFI довольно размыто представляет поиск смысла жизни. В одном он, похоже, убеждён точно - «…когда придет время, ты найдешь свой путь, по которому будешь идти всю оставшуюся жизнь…». По его мнению, всё решено судьбой, и нужно лишь найти свою колею. Именно свою, иначе «…ты будешь стремиться к пустой стене даже не осознавая того…». Но всё же он находит вероятность свернуть с этой предначертанной судьбой колеи, и предостерегает («…держись своего пути и крепко стой на ногах…).

Эмоциональное состояние авторов песен очень легко воспринять и понять, несмотря на то, что в обоих текстах практически отсутствуют эпитеты, метафоры и другие языковые средства, обычно используемые для этой цели.

Если в песнях «Через муссон», «ДПС» и «Take The Test» ведущей темой является тема поиска смысла жизни, то в песнях «Übers Ende der Welt» («После конца света»), «Научите меня выживать» и «Porphyria Cutanea Tarda» авторы обращаются к темам свободы и надежды. Свобода - пожалуй, самое желанное и желаемое из того, что хочет иметь любой подросток. Эмо-дети особенно остро реагируют на ограничения в свободе. Эмо представляет собой своеобразный протест обществу. Объявить протест, значит, восстать против всего, что было принято веками, а значит, встретить естественное сопротивление тех, кто привык жить устоем. Появляются границы. Взрослые часто ставят рамки подросткам, не понимая того, что подростки всего лишь хотят жить чем-то новым. А чтобы жить этим новым, это новое нужно сначала создать, построить. И всегда в толпе находятся те, кто готов стать первым. Когда-то всё-равно придётся начинать. В песне «Übers Ende der Welt» эти первые ещё не взрослые, но уже и не дети. О них обычно говорят "наше будущее". Они уже успели оценить жизнь и рассмотреть все её недостатки. Они понимают, что старое уже не изменить, нужно только строить новое. Вот тут-то и появляются рамки, "здесь заканчивается свобода". Нужно принять решение: отступить и жить в мире, полном запретов, лжи и жестокости, или же любой ценой идти к своей цели, решительно бороться. Решение принято, и "теперь мы должны пройти сквозь эту стену", разрушить её или оставить целой при этом - неважно. Стеной, на самом деле, являются взрослые. И подростки осознают, что так просто им не преодолеть эту стену, они просто её ломают. Когда стена сломлена, назад пути уже нет. ("Оставляем всё позади! Больше нечего терять! Всё, что ты и я оставили позади, уже не остановит нас!.."). И вот "перед нами открывается рай. Мы создадим его вместе, после конца этого мира, который разбивается на части у нас за спиной". У российской группы в тексте песни «Научите меня выживать» период взросления и вызванные им разочарования во взрослой жизни представлены много иначе. Истеричность, панический страх чувствуются в каждой строке. Открыто и неподдельно звучат слова автора. Но они, к сожалению, не столь позитивны, в отличие от предыдущего текста. Автор полностью растерян, напрямую высказывает все эмоции, не перекрывая их ничем лишним. Кажется, всё, что только можно найти плохого в жизни, всё старается вместить он в строки. Нет желаний, нет мечтаний, нет надежд. Только боль, страх, отчаяние и обилие кровавых красок. Неужели, всё действительно так плохо, и больше не во что верить и не к чему стремиться?! Но вот под страхом и отчаянием, пластами накладывающимися на слова, появляется призыв о помощи, призыв, адресованный обществу, призыв, не получивший ответа и снова потонувший в новой волне паники. Похоже на предсмертную исповедь самоубийцы.

Человек запутался, человек ищет помощи, но не получает её. Конец этой короткой истории понятен. «Мне надоело…» - в конце концов говорит себе он и просто бессильно уходит от проблем всего общества. А жаль! Сколько уже ушло людей, которых не услышали и не поняли вовремя, людей, которые могли бы столько сделать для совершенствования этого мира. Afi же решили вовсе не строить новый мир, они лишь нашли место, куда укрыться от окружающего, низину, в которой они «создают» новый «свет» и живут по своим правилам. И «недостатки остаются незамеченными». Тактика, на наш взгляд, неверная – нужно бороться, а не прятаться, но автор счёл нужным и правильным другое – не рушить старое, а всего лишь найти то место, где можно будет создать свой новый мир. Вот такие три различных позиции стали реакцией авторов на тему свободы. И, наконец, тема смерти - самая характерная, распространённая тема эмо-эпоса. Смерть может быть разной, но только в эмо-эпосе она прекрасна. Только здесь смерть рассматривают не как физиологический конец и конец существования разума, а как избавление от усталости, страхов, боли и отчаяния. Интересны в этом плане, на наш взгляд, песни «Wenn nicht mehr geht» («Когда тебе будет плохо…») Tokio Hotel, «Ангел» Оригами и «Bleed Black» AFI.

Каждый раз удивляешься, когда слышишь этот детский ещё голосок солиста Tokio Hotel, устало и в то же время эмоционально зовущий смерть: откуда в подростке столько нежелания жить?! Откуда эта бесконечная усталость в голосе, эти страшные на самом деле мысли?! «Не осталось никого, кто бы действительно знал меня…» - с абсолютным отчаянием в голосе сообщает автор песни. Его мир разрушается. И он знает, что счастливый конец непременно будет, но потом, уже без него. Он вечность уже ждёт смерти. Он не боится её, он не будет плакать, он понимает, что всё равно умрёт, все умрут. Автор надеется, что когда ему будет совсем тяжело, долгожданная смерть, наконец, придёт, станет для него ангелом, ангелом, который избавит его от страданий и усталости, ангелом, который заберёт его с собой. Они вдвоём улетят туда, где вместе будут счастливы. Здесь звучит тема надежды («Мы больше никогда не потеряем друг друга…»). В тексте используются гиперболы, подчёркивающие боль автора («Я жду тебя уже вечность…», «… плачешь обо мне тучами…»). Автор AFI более сосредоточен в себе, он как бы смотрит на себя изнутри. Он видит свою опустошённость, слушает последние удары своего сердца («…я сохраню его кусочки, когда оно разобьётся…») и ждёт разрушения снаружи. У него не возникает даже мысли о том, что бы бороться, попытаться спасти себя или попросить помощи. Свою скорую погибель воспринимает он абсолютно спокойно, без страха и паники. Казалось бы, как так?! Как можно спокойно наблюдать свою гибель? Но автор знает, что в тишине его ждёт успокоение, поэтому не надеется на воскрешение («…Я знаю, то, что умерло той ночью, я не смогу вернуть к жизни…»). Российская группа более приземлено и проще рассматривает смерть. Автор ведает о бесконечных проблемах, усталости, давлении. С первых строк чувствуется желание смерти, но оно ещё не совсем осознано автором. Он просто устал, ещё не понимает, что именно смерть может стать его избавлением. Он имеет надежду, что придёт его ангел-хранитель, избавит от проблем, даст сил, возьмёт под защиту, успокоит, и будет ласкать его своим крылом, заботиться. Он верит, что всё плохое тогда, что есть в его жизни, исчезнет, рассеется. Для раскрытия образа ангела используются сравнения («…словно лепестки роз…», «…как тёплый плед…»). Но надежды автора так и не сбываются, ангел не приходит. Зато из темноты сознания подкрадываются мысли о самоубийстве. Автор решает сам себя освободить из плена проблем, забот, решает убить себя. Мысли о смерти причиняют ему боль, и он пытается прогнать их, но уже просто не может…

Так автор сумел соединить в одном тексте два таких разных мотива, две разных темы: тема смерти и тема надежды. В этом состоит ещё одна особенность эмо-эпоса: сочетание несочетаемого. Итак, основными темами эмо-эпоса являются тема смерти, тема поиска смысла жизни, тема свободы и тема надежды. Актуальны так же темы отчаяния, разочарования, а так же классическая тема – тема любви. Особенностью темы любви в эмо-эпосе является то, что чаще всего темой любовных песен становится именно несчастная любовь. К особенностям эмо-эпоса относят практически полную пессимистичность, особое восприятие и особое отношение к жизни, смерти, людям, и вообще ко всему, что нас окружает, парадоксальную разницу между ощущаемыми эмоциями и вызванными этими ощущениями чувствами. Но всё же, даже в самом страшном и печальном всегда скрыто что-то положительное.


Заключение

 

Cубкультура эмо произошла из рокового направления музыки - не было бы музыки эмо, не появилась бы и субкультура. Разница в том, что между появлением музыки эмо и массовой эмо-культурой прошло лет 15, название "эмо" придумали в середине 1980-х, а массовая мода на эмо появилась в конце 1990-х – начале 2000-х. Так и эмо-музыка, да и вся эмо-культура вообще, стала таким вот «миксом» из того, что уже когда-то было в музыке. По современному определению эмо – это стиль музыки, в котором эмоции выражаются через личностные тексты на темы смерти, свободы, надежды, поведение музыкантов на сцене и экспрессивный, "на грани истерики" вокал. Эмо - это состояние души тинэйджера, наиболее чутко реагирующего на то, что происходит вокруг, ранимого и чувствительного, часто не находящего понимания ни среди сверстников, ни дома, в семье.

Эмо - это имидж, это пафосная мода, поведение.

Российские тинэйджеры быстро подхватили западное течение эмо-культуры. Но, хулителей этого направления в нашей стране появилось гораздо больше, чем почитателей. Одни говорят о неестественности подобного явления в России. По их мнению, калька, взятая с запада, противоречит истинной культуре бывшего Советского союза. Другие утверждают, что представители этого направления отличаются юным возрастом, и такие переживания как раз характерны для молодых, несостоявшихся и эмоциональных подростков, то есть серьезно относиться к такой культуре не стоит. Каким образом приживется это направление в нашей стране, «обрусеет» или наложит отпечаток на культуре России, покажет время.


Литература

 

1. Соя А. Эмо-бой. М - Азбука, 2008.

2. Козлов В. Эмо. С-Петербург – Амфора, 2007.

3. Козлов В. Реальная культура: от Альтернативы до Эмо. С - Петербург – Амфора, 2008.

4. Щепанская Т.Б. Система: тексты и традиции субкультуры. М – О.Г.И., 2004.

5. Лемеш Ю. Убить эмо. Астрель-СПб, 2008.


Приложения

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: