В части нормирования деятельности по обращению с отходами.




Пояснительная записка

К проекту федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «Об отходах производства и потребления» и Федеральный закон «Об охране окружающей среды»

 

Настоящий проект федерального закона направлен на установление новых понятий и положений, реализация которых обеспечит развитие системы обращения с вторичными материальными ресурсами, а также устранение правовых коллизий в положениях действующего законодательства, приведение в соответствие с принятыми ранее нормами законодательства отдельных положений Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее – Федеральный закона № 89-ФЗ).

В части основных понятий закона.

Практика применения Федерального закона № 89-ФЗ установила необходимость уточнения понятия «твердые коммунальные отходы» (далее – ТКО), в связи с возможностью двоякого толкования действующей нормы и возможностью злоупотреблять правом в части установления круга образователей, их прав и обязанностей в части обращения с отходами.

В данной связи уточняется, что ТКО – это отходы потребления, что однозначно определяет в качестве образователей таких отходов только физических лиц и исключает из этой категории виды отходов, образованные от деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Учитывая специфику образования отходов потребления, уточняется, что это смесь различных видов отходов, образованных при использовании (потреблении) различных товаров, используемых для удовлетворения личных и бытовых потребностей физических лиц. Такая потребность физических лиц возникает как в жилых помещениях, так и на производстве, где должны быть в соответствии с требованиями Трудового кодекса Российской Федерации созданы благоприятные социально-бытовые условия для работников.

Необходимым нововведением является определение понятия «вторичные материальные ресурсы» и отличного от этого понятия «вторичного сырья». Вторичные материальные ресурсы определены как виды отходов, вторичное сырье – продукция. Соответственно, регулирование вторичных ресурсов осуществляется в рамках Федерального закона № 89-ФЗ, вторичного сырья – в рамках Федерального закона от 31.12.2014 № 488-ФЗ «О промышленной политике в Российской Федерации». Такое разграничение позволит определить статус вторичных материальных ресурсов и момент преобразования вторичного ресурса во вторичное сырье.

Вновь вводимой статьей 17.1 в данной связи устанавливаются правила обращения с вторичными ресурсами. Положения данной статьи регулируют разграничение обращения с вторичными материальными ресурсами и вторичным сырьем.

Уточняется также понятие «сбор отходов», согласно которому определяется более широкий круг лиц, осуществляющих вид деятельности с кодом 38.1 «сбор отходов» согласно «ОК 029-2014 (КДЕС Ред. 2). Общероссийский классификатор видов экономической деятельности».

Одновременно с указанными определениями в статью 4 «Отходы, как объект права собственности» вносятся существенные изменения, позволяющие определить права и обязанности участников обращения с отходами на основании совершаемых ими действий с отходами. Целью правового регулирования здесь является установление приоритета в пользу обработки и утилизации отходов. ТКО в виде смеси или раздельно накопленных отходов, складирование которых осуществляется на площадках накопления или иным способом передается региональному оператору по обращению с ТКО, и от которых собственник таких отходов отказался (такое право есть у любого собственника в соответствии со ст. 236 Гражданского кодекса Российской Федерации), передаются в собственность объектам обработки или комплексным объектам по обработке и утилизации. Установление такого приоритета обеспечивает стимул для инвестиций в создание объектов обработки и утилизации. Одновременно с данной нормой подготовлены изменения в Налоговый кодекс Российской Федерации в части освобождения от налогообложения налогом на прибыль безвозмездно полученных ТКО и (или) вторичных ресурсов объектами обработки и утилизации, что также направлено на стимулирование развития отрасли и достижения целей и результатов Национального проекта «Экология» Федерального проекта «Комплексная система обращения с отходами».

В части нормирования деятельности по обращению с отходами.

Законопроектом предлагается внести изменения в Федеральный закон № 89-ФЗ и Федеральный закон от 10 января 2002 года
№ 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее – Федеральный закон № 7-ФЗ), направленные на приведение отдельных положений указанных федеральных законов в соответствие с положениями статьи 1 и статьи 3 Федерального закона от 21 июля 2014 г. № 219-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об охране окружающей среды» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 219-ФЗ), устанавливающими порядок категорирования объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, а также порядок нормирования деятельности в области обращения с отходами, осуществляемой на соответствующих объектах.

Согласно статье 4.2 Федерального закона № 7-ФЗ в редакции Федерального закона № 219-ФЗ объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду (далее – объекты НВОС), в зависимости от уровня негативного воздействия подразделяются на I, II, III и IV категории. Критерии определения категорий объектов HBOC утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 28 сентября 2015 г. № 1029.

Таким образом, в настоящее время разделение и соответствующее регулирование деятельности хозяйствующих субъектов исходя из их отнесения к субъектам малого и среднего предпринимательства нормами Федеральных законов № 89-ФЗ и № 7-ФЗ не предусмотрено.

В соответствии с пунктом 3 статьи 18 Федерального закона № 89-ФЗ в редакции Федерального закона № 219-ФЗ нормативы образования отходов и лимиты на их размещение (далее – НООЛР) устанавливаются на основании комплексного экологического разрешения (далее – КЭР), применительно к хозяйственной и (или) иной деятельности индивидуальных предпринимателей, юридических лиц на объектах I категории, определяемых в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды, и объектах II категорий, в случае выдачи на них КЭР в соответствии с пунктом 12 статьи 31.1 Федерального закона № 7-ФЗ.

Вместе с тем, действующие нормы законодательства об обращении с отходами производства и потребления, а также нормы законодательства в области охраны окружающей среды не в полной мере учитывают введенные изменения, что, в свою очередь создает правовые коллизии в части прав и обязанностей хозяйствующих субъектов по разработке и утверждению НООЛР в соответствии со статьей 11 Федерального закона № 219-ФЗ.

Настоящим законопроектом предполагается приведение в соответствие со статьей 3 Федерального закона № 219-ФЗ абзацев 30 и 53 статьи 5, абзацев 8 и 20 статьи 6 и части 7 статьи 18 Федерального закона № 89-ФЗ касающихся полномочий Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в части нормирования деятельности по обращению с отходами, а также абзаца 3 части 2 статьи 11 Федерального закона № 89-ФЗ и части 2 статьи 24 Федерального закона № 7-ФЗ в отношении обязанностей юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность по обращению с отходами на объектах I и II категорий по разработке проектов НООЛР и утверждения НООЛР.

Принятие проекта федерального закона позволит устранить противоречия, содержащиеся в действующем законодательстве, и затрудняющие правоприменение.

Одновременно, статьей 2 настоящего проекта федерального закона в часть 2 статьи 24 Федерального закон № 7-ФЗ вводится уточняющая норма, исключающая взимание государственной пошлины за утверждение нормативов образования и лимитов на размещение отходов в случае, когда такие нормативы устанавливаются на основании КЭР, поскольку отдельная процедура утверждения нормативов в данном случае не осуществляется и основания для взимания государственной пошлины в данном случае отсутствуют.

Проект федерального закона соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.

Принятие проекта федерального закона не повлияет на достижение целей государственных программ Российской Федерации.

В проекте федерального закона содержатся обязательные требования, оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, при рассмотрении дел об административных правонарушениях, или обязательные требования, соответствие которым проверяется при выдаче разрешений, лицензий, аттестатов аккредитации, иных документов, имеющих разрешительный характер, о соответствующем виде государственного контроля (надзора), виде разрешительной деятельности и предполагаемой ответственности за нарушение обязательных требований или последствиях их несоблюдения.

Принятие данного нормативного акта не потребует дополнительных затрат федерального бюджета.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-12-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: