Специфические требования к организации и проведению психолого-педагогического обследования детей с ТМНР.




Задачами психологического изучения являются:

1) выявление и квалификация особенностей психического развития детей, определение характера дефекта развития;

2) определение потенциальных возможностей и установление ориентировочных сроков компенсации дефекта развития в условиях специального обучения и воспитания, т.е. выявление возможности компенсировать дефект за счет сохранных функций;

3) определение оптимального пути обучения и тип учебного учреждения для детей с нарушениями в развитии.

Психологическое изучение играет важную роль, т.к. раскрывает характерные особенности усвоения детьми знаний, умений, навыков и условия формирования положительных качеств личности.

В диагностике развития ребенка принимают участие врачи – психоневрологи, отоларингологи, офтальмологи и т.д., психологи, педагоги – дефектологи, логопеды.

Психологическое исследование проводится с учетом данных медицинского обследования. Принцип комплексности в обследовании является первостепенным при психолого-педагогическом изучении детей.

Принципиально важным при психологическом изучении ребенка является вопрос о критериях оценки результатов исследования. Качественный анализ позволяет выяснить, проявляется ли тот или иной дефект на элементарном уровне, или же он связан с нарушениями более высокого порядка организации психической деятельности, а также показывает, является ли данный симптом первичным результатом нарушения в психическом развитии или вторичным следствием какого-либо первичного дефекта.

Психологическое исследование ребенка с ОПФР в обучении специфично по отношению к другим видам изучения. В целом комплексное обследование проводится по единой схеме, согласно которой меняется роль и участие каждого из специалистов при проведении отдельных разделов обследования.

Процедура психологического исследования включает 3 этапа:

1. Изучение жалоб и анамнестических сведений.

2. Непосредственное обследование ребенка.

3. Составление заключения по данным психологического обследования.

При проведении обследования на каждом этапе используются соответствующие методы (изучение документации, беседа и т.п.).

Для анамнестических сведений важным является анализ особенностей психического развития ребенка, эффективность работы по преодолению дефектов развития, реакция ребенка на дефект, обычное поведение ребенка, нетипичные проявления и характер ситуаций, влияющих на изменение поведения.

Применительно к психологическому изучению значимой является характеристика следующих параметров развития:

1) сроки, то есть моменты времени начала и завершения разных этапов развития;

2) характер, динамика, то есть последовательность моментов интенсивного и замедленного совершенствования навыков и умений;

3) спонтанность – степень самостоятельности ребенка;

4) результативность, то есть уровень развития ребенка к моменту обследования.

Эти параметры анализируются при изучении развития моторики и навыков самообслуживания, игры, интересов и познавательных способностей, общения, обучаемости.

Многое о ребенке может сказать его внешний вид: осанка, походка, координация движений, взгляд, мимика лица и т.п. В качестве отклонений от нормального внешнего вида отмечаются невыразительное, маскообразное, амимичное лицо, отсутствие фиксированного взора, блуждающий взгляд, слюнотечение, расщелины губы, неба, нарушение точности и координации движений при ходьбе и другие.

При наблюдении следует отмечать, насколько быстро вступает ребенок в контакт и возможен ли контакт речевой. Нужно учитывать, ситуация ли исследования затрудняет установление контакта или же это несформированность средств общения.

Большую роль следует отводить анализу пути развития форм и средств общения ребенка с окружающими. Особое внимание нужно уделить анализу первых трех лет жизни ребенка, так как в это время закладывается фундамент речевой деятельности.

При организации процесса взаимодействия с детьми выявление уровня общения имеет большое значение, так как при завышении требований к ребенку он может отказаться от общения.

Наблюдение за игрой ребенка проводится с детьми дошкольного возраста и младшего школьного возраста. В ситуации обследования ребенку предоставляется возможность самостоятельно выбрать игрушки и действовать с ними. При этом фиксируется наличие у него эмоциональной реакции на игрушки, желание играть ими, целенаправленность и адекватность действий.

В результате проведения первой части непосредственного исследования психического развития аномального ребенка в процессе наблюдения можно установить реакцию ребенка на ситуацию обследования, оценить его поведение в этой ситуации и проследить некоторые особенности спонтанного поведения ребенка.

3. Требования к характеристикам стимульного материала:

 

1. В процессе обследования следует предлагать ребенку полифункциональные задания, обеспечивающие оценку сразу по нескольким показателям развития (составление рассказа по картине).

2. Диагностические задания, используемые для изучения детей, должны обладать удобством пользования, возможностью стандартизации, но одновременно они должны учитывать не столько количественные результаты, сколько особенности процесса выполнения заданий.

3. При подборе заданий необходимо предусмотреть различную степень трудности их выполнения: это дает возможность оценить уровень актуального развития и в то же время позволяет выяснить высший уровень возможностей обследуемого ребенка.

 

4. Задания должны подбираться с учетом возраста ребенка, чтобы выполнение заданий было для него доступным и интересным.

 

5. При подборе заданий важно учитывать влияние аффективной сферы ребенка на результаты его деятельности, чтобы исключить необъективность в трактовке результатов.

 

Перечень стимульного материала:

 

Набор материалов для обследования сформированности сенсорных эталонов: натуральные предметы, игрушки, геометрические фигуры, доски Сегена, картинки с изображением однородных предметов, отличающихся по какому-либо признаку, специально изготовленные пособия).

Набор предметов, предметных картинок по лексическим темам.

Набор картинок с изображением действий.

Парные картинки.

Лабиринты.

Набор сюжетных картинок, серии сюжетных картинок с явным и скрытым смыслом сюжета.

Разрезные картинки или кубики, количество частей в зависимости от возраста детей.

Набор трафаретов (для обводки, выкладывания узоров и орнаментов).

Речевой материал (слова, словосочетания, предложения различной звукослоговой структуры).

Различные лото, конструкторы, мозаика.

11.Разнообразный счётный материал (палочки, природный, бросовый).

Подборка фразеологизмов и пословиц русского языка.

13.Диагностические задания для исследования состояния письменной речи (тексты для чтения различной степени сложности по структуре, содержанию, объёму, слоговые таблицы, буквы, тексты диктантов и изложений, печатные и рукописные тексты для списывания).

14.Диагностические задания по математике в соответствии с программой обучения (цифры, устный счёт, математический диктант, письменные вычисления, арифметические задачи).

Тестовая методика для определения уровня школьных навыков.

 

Требования к характеристикам стимульного материала для детей с нарушениями зрения:

1) контрастность предъявляемых объектов и изображений по отношению к фону должна быть 60—100%. Отрицательный контраст предпочтительней, так как дети лучше различают черные объекты на белом фоне, чем наоборот;

2) пропорциональность соотношения предметов должна соответствовать соотношениям реальных объектов;

3) цвет стимульных материалов должен соответствовать реальному цвету объектов;

4) необходим высокий цветовой контраст — 80—95%;

5) на изображениях должны быть четко выделены ближний, средний и дальний планы,

6) фон должен быть разгружен от деталей, не входящих в замысел задания;

7) в цветовой гамме желательно использовать желто-красно-оранжевые и зеленые тона;

8) расстояние от глаз ребенка до стимульного материала не должно превышать 30—33 см, а для слепых детей — в зависимости от остроты остаточного зрения.

Основной принцип адаптации методик — увеличение времени экспозиции стимульного материала в зависимости от особенностей зрительной патологии в 2— 10 раз.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-03-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: