Графический диктант (уровень А)




Долг перед страной, долг перед товарищем,

Долг перед совестью.

Ход урока:

 

Добрый день, ребята..

- Давайте обратимся к эпиграфу нашего сегодняшнего урока.

- Прочитайте. Как вы понимаете эти слова?

(Мы живет в обществе и должны отвечать за свои поступки, дела, жить на благо. Но самым главным судьей является наша совесть).

- Объясните постановку знаков препинания в этом предложении(Подчеркните однородные члены предложения)

- Долг перед товарищем.

Определите тип связи словосочетания. Переделайте его в согласование.

- Эти слова я выбрала не случайно. Они связаны с нашим уроком, но как, на это мы ответим в конце урока.

II. Актуализация знаний учащихся

1. Работа с тестом. Запишите цифровой ответ

A1. В каком ряду во всех словах пропущена безударная проверяемая гласная корня?

1) разд…литься, г…рьковатый, отр…сль

2) угн…тенный, осв...домленный, прик...сновение

3) с...мволический, дост…жение, ст…мулировать.

4) кр…стовина, р…месленник, узн…вать

A2. В каком ряду во всех словах пропущена безударная проверяемая гласная корня?

1) усл…жнение, ин...рционный, вып…лил (из фанеры)

2) зав…зав, подр…жать, ср…внение

3) нисп…дать, осн…стить, оз…рение

4) прит…жение, пер…одический, с…реневый

A3. В каком ряду во всех словах пропущена безударная проверяемая гласная корня?

1) осл…жнение, подст…лить, сд…ржанный

2) гр…хотать, прик…зать, разг…ряченный

3) пер…одический, препод…ватель, посп…шили

4) с…реневый, пож…леть, прит…жение

A4. В каком ряду во всех словах пропущена безударная проверяемая гласная корня?

1) зав…зать, б…тонный, пл…нительный

2) проф…ссионально, ин…рционный, закр…питься

3) м…лиционер, пост…жение, присп…собление

4) рассм…треть, г…рячий, предст…вление

Государство, пославш… их на войну, до сих пор (не) ответило н… на один вопрос, зада…ый после трагеди….

- Объяснить орфограммы, расставить знаки препинания. Найдите обособленные члены предложения и подчеркните их.

- Найдите в предложении словосочетание со связью управление, согласование, примыкание.

3. «Тире между подлежащим и сказуемым». Расставьте знаки препинания, запишите предложения в тетрадь.

1. Родной край … сердцу рай.

2. Жить … Родине служить.

3. Русский солдат… не трус.

4. Святое дело… Родине служить.

5. Выполнение воинского долга… есть почетная обязанность солдата.

6. Служить Отечеству… значит оберегать мирную жизнь нашего народа.

7. 9 мая 1945 года... день Великой Победы советского народа над фашистскими захватчиками.

4. Диктант.

(Не) замерзающий на зиму залив; (не) просохшая почва; (не) затворённая дверь; (не) сломлен трудностями; (не) усиливающийся, а успокаивающийся ветер; ничем (не) прикрытый; ещё (не) скошенный луг; (не) спавший от боли, (не) заметное укрытие, (не) победимый народ, (не) захвачен врагами.

III. Постановка проблемного вопроса.

-Перед вами одно из заданий ОГЭ. Попробуйте определить, какие знания и умения потребуются для его выполнения?

В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

Солдаты (1) измученные холодом и (2) гонимые ледяным ветром (3) скоро добрались до своего укрытия.

1) 1,2,3 2) 2,3 3) 1,2 4)1,3

- Итак, сделайте вывод, чем же мы будем сегодня с вами заниматься на уроке?

Что должны взять с урока? (закрепить знания о постановке знаков препинания при обособленных определениях; продолжить подготовку к экзамену и т.д.)

IV. Запись темы урока

-Запишите тему урока в рабочих тетрадях. «Обособленные определения. Знаки препинания при них»

 

Повторим случаи обособления определений, используя примеры. Подчеркните обособленные члены предложений, объясните постановку знаков препинания в них (схематично)

Дорога, ведущая к горному ущелью, была залита солнцем.

Они, вернувшиеся с чеченской войны, принесли с собой как бы обновленную любовь к Родине.

Солдаты, решительные и мужественные, всегда готовы прийти на помощь Родине в трудные минуты.

Участвующих в боевых действиях за границей солдат называют «воины-интернационалисты».

V. Комплексная работа с текстом.

- Ребята, перед вами текст, который познакомит нас с одним очень хорошим человеком, Алексеем Владимировичем Воробьевым. После прочтения этого текста, вы должны будете сказать, почему я решила предложить вам именно этот текст.

Текст

Напрасно некоторые считают, что нынешние генералы Российской армии не посылают в горячие точки своих сыновей. Это неправда. В числе десантников шестой роты из Пскова, погибших в Аргунском ущелье Северного Кавказа на территории Чеченской республики, был сын генерала, выпускник Рязанского десантного училища Алексей Владимирович Воробьев. Жизнь старшего лейтенанта Алексея Воробьева имеет совершенно удивительную историю. Алеша воспитывался в семье деда в старинном русском селе Кандауровка, раскинувшемся вдоль оживленной магистральной трассы Бузулук – Уральск, Оренбургской области. Именно это место он называл своей настоящей Родиной. Здесь он с друзьями ловил рыбу, ходил на танцы в клуб. Еще в школе Алексей, отличавшийся от сверстников своей глубиной, верой, любовью к России и ее истории, проявлял настойчивость и силу характера. Однажды в дневнике записал: «Я горжусь, что я - русский казак. Все мои предки, как бы то ни было, служили России, воевали за веру, Царя и Отечество. Я тоже хочу посвятить свою жизнь Родине».

Воспитанный на русских классических произведениях, он много читал книг и об истории нашего государства, любил слушать рассказы своих дедушек и бабушек о старине.

Юноша был строгим к себе и к окружающим. Друзья его за это уважали. Алексей- член политического клуба «Прометей». И в то же время он был романтиком, беспредельно любившим свою страну, свой народ. Алеша любил все русское: широкое поле, трепещущие на ветру березки, голубое небо с белыми, как лебеди, облаками, теплую летнюю росу, маленькими жемчужинами рассыпанную на изумрудной траве, раздольные русские

Казацкие песни и вообще всё-всё, что называется Родиной. Как в школе, так и в десантном училище Алеша пользовался большим уважением среди товарищей. «Знаете, таких людей очень мало на этой земле. Алексей, добрый и честный, умел на все смотреть по- доброму, что бы ни происходило вокруг нас. Человек большой души и сердца, верный друг и патриот своей страны. Мы много спорили, размышляли, но всегда приходили к единому выводу.

А еще очень много читал книг, а потом мне их рассказывал. Я редко видел его в плохом настроении. От Алешки исходила какая-то сила, которая притягивала окружающих людей» (из письма Дмитриева, друга Алексея Воробьева, с которым они вместе учились в Рязани). В Чечню Алексей пошел добровольно. И в том бою именно ему выпала особенно тяжелая доля. Ведущие в сторону Улус-Керта следы боевиков Воробьев увидел первым. Разведвзвод принял бой с бандитами 29 февраля, а утром 1 марта, прикрывая отход подчиненных, гвардии старший лейтенант Воробьёв погиб. Будучи раненым, он успел прошить автоматной очередью главаря боевиков, полевого командира Идриса. За мужество и героизм, проявленные в боях, гвардии старший лейтенант Воробьев Алексей Владимирович удостоен звания Героя Российской Федерации (посмертно).

Уже сегодня он стал легендой, а его имя является символом героизма, мужества и любви к Родине. Его недолгая, но наполненная смыслом, духом патриотизма и долга жизнь, будет ярким примером для нас.

- Итак, ребята, почему я выбрала этот текст.

- Определите тему текста. О чем он? (о простом русском человеке, солдате, который отдал жизнь, выполняя свой патриотический долг; о нашем земляке).

- Кто уже слышал об Алексее Воробьеве? Его подвиге? (Похоронен на кладбище села Кандауровка. Одна из улиц в этом же селе названа в честь героя, а местной школе присвоено имя Алексея Владимировича Воробьева.

В городе Пскове, на доме, где жил Герой, установлена мемориальная доска)

- Основная мысль текста? (автор раскрывает на примере одного солдата лучшие черты русских воинов, готовых отдать свою жизнь ради Родины. Воспевает героизм, мужество, храбрость, любовь к Родине; призывает знать имена героев, помнить об их подвиге)

- Озаглавьте текст. (Герой России. Героями не рождаются, а становятся. Подвиг нашего земляка. Алексей Воробьев – Герой России)).

- Определите стиль и тип речи. Докажите. (Публицистический стиль речи. Тип – повествование с элементами описания).

- Какое высказывание противоречит содержанию текста?

1. Не случайно стали крылатыми такие слова из «Песни о Соколе»: «Безумство храбрых – вот смысл жизни!»

2. Любовь к Отечеству, есть действие ясного рассудка, а не слепая страсть.

3. Обреченный судьбой на постоянную праздность, я не делал решительно ничего.

4. Величественным Реквиемом звучат в памяти людей слова: «Вечная слава героям, павшим в борьбе за свободу и независимость нашей страны».

- Докажите свое утверждение. (Алексей очень многое успел сделать в жизни. Всё, за что он брался, доводил до конца, относился ко всему ответственно).

- Начертите схему 4 предложения в тетрадях. Объясните постановку знаков препинания.

- Ребята, что из себя представляет предложение в самой прямой речи?

(простое с обособленным определением, выраженным причастным оборотом).

- Проверим.

Дифференцированная работа (каждый учащийся выбирает свой уровень выполнения задания)

Уровень А – выпишите предложение, которое соответствует 1-й схеме

X, / /, ….

Уровень Б – выпишите предложение, которое соответствует 3-й схеме / / Х.

Уровень С – выпишите предложение, которое соответствует 2-й схеме

Х, / и /,….

- Ребята, объясните, почему вы обособили (не обособили) определения.

Синтаксический разбор предложения

- Ребята, найдите последнее предложение в тексте. Выполним его синтаксический разбор.

За мужество и героизм… проявленные в боях… гвардии старший лейтенант Воробьев Алексей Владимирович удостоен звания Героя Российской Федерации. (характеристика предложения)

(- Ребята, укажите вид сказуемого в этом предложении. (…)

- Какие еще виды сказуемых вы знаете?

- Выпишите из предложений текста составное глагольное сказуемое (…) составное именное сказуемое (), простое глагольное сказуемое (…).

- Вернемся к предложению, с которым работали. Объясните орфограмму, встретившуюся в словах проявленные, удостоен (причастия в каких формах?).

- Найдем слова на это же правило в тексте и выпишем их в тетрадь, графически объясняя написание Н-НН. (совершенно, в старинном, воспитанный, подчиненных).

 

Как вы думаете, какую роль играют обособленные определения в тексте, в предложениях? (Они придают особую смысловую емкость и выразительность тексту, делают нашу речь яркой, красивой. Они «дают нам возможность нагружать наши выражения, не перегружая их, усложнять мысль, не усложняя в такой же степени ее выражения», - говорил А.М.Пешковский. Обособленные члены в предложении обычно играют двойную роль: они являются второстепенными членами и одновременно выражают добавочное сообщение, при этом причастия и деепричастия выступают в качестве второстепенных сказуемых с зависимыми словами, выражающими добавочное сообщение)

- Яркость и выразительность нашей речи придают средства художественной выразительности. Найдите, какие тропы мы встречаем в нашем тексте. (трепещущие березки, как лебеди, маленькими жемчужинами на изумрудной траве, песни раздольные, горячие точки, выпала тяжелая доля).

Графический диктант (уровень А)

➢ Потрясенные… мы никогда не забудем славный подвиг псковских десантников.

➢ Человек… заглянувший в лицо смерти… лучше узнает цену жизни, дружбы, любви к Отечеству.

➢ Выдвигавшаяся в сторону Гудермеса колонна была атакована боевиками.

➢ Они (десантники)… оставшиеся в живых… рассказали всю правду о том страшном бое в Аргунском ущелье.

А. Вечером почти все пели особые песни, вспоминали товарищей, которые отдали свою жизнь за Родину. (Вечером почти все пели особые песни, вспоминали товарищей… отдавших свою жизнь за Родину.

Б. -От Алексея исходила сила, которая притягивала к себе окружающих людей.

(От Алексея исходила сила… притягивающая к себе окружающих людей).



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-10-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: