Основные идеи и положения




Министерство образования и науки Российской Федерации

Высшая школа печати и медиаиндустрии

 

Факультет издательского дела и журналистики

 

Эссе № 2

На тему:

«Федеральный закон от 1 июня 2005 года N 53-ФЗ о государственном языке РФ: история принятия, основные идеи и положения»

 

Студентка группы ДКЖМ 2-1

Волошина В.А.

 

Москва –2017

 

История принятия ФЗ

До начала 2000-х с языковым законодательством все вроде бы было понятно и законодательно обеспечено. Часть 1 статьи 68 Конституции РФ устанавливает, что государственным языком Российской Федерации на всей ее территории является русский язык. Имеется также закон "О языках народов РФ", детально прописывающий нормы языкового общения. Однако Госдуме третьего созыва этого показалось недостаточно.

Надо заметить, что судьба Закона складывалась нелегко. Подготовка законопроекта "О государственном языке Российской Федерации" была запланирована на 2000 г. Концепция этого законопроекта вырабатывалась более двух лет с привлечением ведущих филологов и юристов из Академии наук Российской Федерации, МГУ им. М.В. Ломоносова, Государственного института русского языка им. Пушкина, Института русского языка им. Виноградова и других научно-исследовательских учреждений. Активное участие в этой работе принимал Совет по русскому языку при Правительстве Российской Федерации. Это был проект "со звездочкой", то есть в программе законопроектной работы палаты находился в числе приоритетных.

Он был внесен 26 депутатами Государственной Думы. По мнению разработчиков, Конституция РФ не уточняет требований к особенностям практического использования русского языка в качестве государственного, не указывает обязательств органов власти по отношению к порядку формирования и сохранения государственного языка Российской Федерации. В ходе обсуждения выявилось несколько тем, по которым у депутатов возникли разногласия. Так, у Андрея Вульфа (СПС) вызвало сомнение положение законопроекта о необходимости изъятия из официального языка иностранных слов, которые могут быть заменены соответствующими русскими словами. В качестве примера незаменимости он привел слова "президент", "дефолт", "пенальти". Бориса Надеждина (СПС) особо заинтересовало запрещение использовать при употреблении русского языка как государственного нецензурных слов и выражений, в связи с чем он задал вопрос, "есть ли какая-то статистика, как часто в переписке, например, Президента с парламентом, или в переписке губернаторов друг с другом употребляются нецензурные слова? Был ли анализ? Насколько это серьезная проблема?" И получил ответ, "анализа не было, но проблема серьезная".

Большинство выступивших, представители разных групп и фракций, высказались в поддержку законопроекта. Речь в их выступлениях шла о великой роли русского языка "в объединении общества, в истории страны". О том, что это "пуповина, связывающая народы, наши культуры, объединяющая россиян". Что закон "обеспечивает единство многообразия". Что необходимо "психологическое оздоровление и возврат к обычным нормам русского языка". А нестыковки и недочеты можно исправить ко второму чтению.

В первом чтении за законопроект проголосовало 365 человек. Ко второму чтению, состоявшемуся в декабре 2002 года, в текст был внесен ряд поправок. Назовем наиболее существенные. Исключена статья относительно норм русского языка как государственного, однако два ее основных положения вошли частями в другие статьи. Сформулированы также основные ограничения, то есть не допускается использование просторечных, пренебрежительных, бранных слов и выражений, а также иностранных слов при наличии общеупотребительных аналогов в русском языке.

Принятый в первом чтении законопроект обязывал средства массовой информации использовать государственный язык России, то есть соблюдать его нормы и установленные запреты. Однако депутаты все же проявили понимание, что жесткое, безусловное следование этому правилу приведет, в частности, к тому, что электронные СМИ не смогут распространять произведения искусства, персонажи которых не совсем в ладу с русским литературным языком. Чтобы избежать этого, предлагалось разрешить нарушения норм русского языка как государственного в тех случаях, когда это является "неотъемлемой частью художественного замысла".

Большие сложности вызвал вопрос с названием закона. Это изменение названия законопроекта, который предлагалось именовать "О государственном языке РФ", то есть за вычетом слов "о русском языке". "Новое название точнее определяет предмет законодательного регулирования законопроекта и полностью соответствует Конституции РФ", - обосновал поправку Алексеев. Такова была настоятельная рекомендация Правового управления Госдумы. Контрдоводы были более эмоциональными, чем правовыми, типа - "русский язык, который уважают все народы, заслуживает того, чтобы быть упомянутым в названии закона". Но эти доводы оказались более убедительными, и поправка была отклонена. В таком варианте законопроект во втором чтении поддержал 371 человек.

Именно эта отклоненная поправка стала причиной того, что в феврале 2003 года законопроект было предложено вернуть во второе чтение. На этот раз докладывал Николай Губенко (КПРФ), который сообщил, что в ходе работы над третьим чтением обнаружилась необходимость определенных текстовых поправок, в частности, сокращения названия законопроекта. Принятый в третьем чтении, он был заблокирован Советом Федерации и отправлен на доработку. С этого момента прошло более двух лет, пока в мае 2005 года, в Госдуме следующего, четвертого созыва, закон "О государственном языке Российской Федерации" был представлен в новой, согласованной редакции. Основное разногласие депутатов с сенаторами состояло в том, что последние настаивали на ограничении влияния государства, соответствующих институтов на формирование норм русского языка как государственного. Думская сторона отстояла позицию о предоставлении Правительству РФ принимать соответствующие решения — в частности, сформировать совет по русскому языку.Закон "О государственном языке РФ" в редакции согласительной комиссии был принят рекордным большинством — 422 голоса. В начале июня 2005 года закон был подписан Президентом РФ и действует поныне.Первоначально указанный законопроект содержал 22 статьи, распределенные по 8 главам. После всех обсуждений в Законе осталось 6 статей (последняя, 7-я - определяет порядок вступления Закона в силу).

Основные идеи и положения

Данный законопроект устанавливает, что порядок утверждения словарей русского языка, а также порядок официального издания этих словарей определяется Правительством РФ; что статус русского языка предусматривает обязательность использования этого языка, а также его защиту и поддержку, и обеспечение права граждан на пользование русским языком как государственным языком Российской Федерации. Перечислялись сферы, в которых русский язык используется в обязательном порядке, а также устанавливались гарантии поддержки и защиты государственного языка.

Отдельная статья законопроекта устанавливает, что при использовании русского языка как государственного не допускается употребление оскорбительных слов в отношении расы, национальности, профессии, социальной категории, возрастной группы, пола, языка, религиозных, политических и иных убеждений граждан, а также употребление нецензурных слов и выражений, иностранных слов и словосочетаний при наличии соответствующих аналогов в русском языке.

Рассмотрим подробнее структуру данного законопроекта. Статья 1 (состоящая из семи частей) закрепляет статус русского языка как государственного языка Российской Федерации. В этой статье есть отсылка к другими федеральными законами, Законом Российской Федерации от 25 октября 1991 года N 1807-I "О языках народов Российской Федерации" и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, его защиту и поддержку, а также обеспечение права граждан Российской Федерации на пользование государственным языком Российской Федерации.

В 6 пункте статьи 1 говорится о недопущении использования слов и выражений, не соответствующих нормам современного русского литературного языка, за исключением иностранных слов, не имеющих общеупотребительных аналогов в русском языке. Седьмой пункт статьи акцентирует внимание на том, что обязательность использования государственного языка Российской Федерации не должна толковаться как отрицание или умаление права на пользование государственными языками республик, находящихся в составе Российской Федерации, и языками народов Российской Федерации.

Статья 2 определяет законодательную основу государственного языка. Основная идея заключается в том, что данный федеральный закон основывается на Конституции РФ, общепризнанных принципах и нормах международного права, международных договорах Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона, других федеральных законов, Закона Российской Федерации от 25 октября 1991 года N 1807-I «О языках народов Российской Федерации» и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, регулирующих проблемы языка.

В законе обозначены сферы использования государственного языка. Обязательному использованию он подлежит в деятельности и наименованиях органов власти, в конституционном трудопроизводстве, в официальной переписке, при наименовании географических объектов и оформлении документов, удостоверяющих личность гражданина РФ. Кроме того, государственный язык в соответствии с законом должен использоваться врекламе.

Для нас наиболее важным является9 пункт статьи 3, где говорится о СМИ, как сфере использования государственного языка. «В деятельности общероссийских, региональных и муниципальных организаций телерадиовещания, редакций общероссийских, региональных и муниципальных периодических печатных изданий, за исключением деятельности организаций телерадиовещания и редакций периодических печатных изданий, учрежденных специально для осуществления теле- и (или) радиовещания либо издания печатной продукции на государственных языках республик, находящихся в составе Российской Федерации, других языках народов Российской Федерации или иностранных языках, а также за исключением случаев, если использование лексики, не соответствующей нормам русского языка как государственного языка Российской Федерации, является неотъемлемой частью художественного замысла».

В статье 4 говорится о защите и поддержке государственного языка РФ. Основным является то, что разрабатываются и принимаются федеральные законы и иные нормативные правовые акты, направленные на защиту и поддержку государственного языка РФ, создаются соответствующие федеральные программы; также принимаются меры для обеспечение права граждан на использования государственным языком РФ, а также меры по совершенствованию системы образования и системы подготовки специалистов в области русского языка и преподавателей русского языка как иностранного языка, осуществляется государственная поддержка издания словарей и грамматик русского языка.

Статья 5 закрепляет обеспечение права граждан Российской Федерации на пользование государственным языком. Обеспечение права граждан Российской Федерации на пользование государственным языком Российской Федерации предусматривает:1) получение образования на русском языке в государственных и муниципальных образовательных учреждениях;

2) получение информации на русском языке в федеральных органах государственной власти, органах государственной власти субъектов Российской Федерации, иных государственных органах, органах местного самоуправления, организациях всех форм собственности;

3) получение информации на русском языке через общероссийские, региональные и муниципальные средства массовой информации. Данное положение не распространяется на средства массовой информации, учрежденные специально для осуществления теле- и (или) радиовещания либо издания печатной продукции на государственных языках республик, находящихся в составе Российской Федерации, других языках народов Российской Федерации или иностранных языках.

Стоит отметить, что данный закон учитывает положение тех, кто не владеет государственным языком РФ. Таким лицам при реализации и защите их прав и законных интересов на территории Российской Федерации в случаях, предусмотренных федеральными законами, обеспечивается право на пользование услугами переводчиков.И, наконец, статья 6 предупреждает об ответственности "за нарушение законодательства Российской Федерации о государственном языке Российской Федерации", которая установлена законодательством РФ.

Таким образом, данный закон является подтверждением неугасаемого интереса законодателя к правовому регулированию использования языков народов в Российской Федерации. Прежде всего, он официально фиксирует статус русского языка, как государственного. В данном Федеральном законе достаточно четко и полно указаны обязанности федеральных органов государственной власти по поддержке русского языка, определены гарантии прав граждан по его использованию. Впервые в практике языкового законодательства России в законе нашли отражение нормы о защите русского языка как государственного языка Российской Федерации от засорения ненормированной лексикой, неоправданным заимствованием иноязычных выражений. Всё это не было закреплено в ранее существующих документах (например, Конституция РФ, Закон РФ «О языках народов Российской Федерации»).

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-30 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: