Рекомендация 2. Реализация краткосрочных профориентационных программ в рамках ПФ ДОД




Рекомендации по работе с дополнительными общеобразовательными программами в рамках системы персонифицированного финансирования дополнительного образования детей

Основными проблемами внедрения системы персонифицированного финансирования дополнительного образования детей (далее – ПФ ДОД) в большинстве муниципальных образований является приоритет охвата детей перед содержанием. При этом, самыми часто встречающимися механизмами работы с образовательными программами являются:

- Разделение одной программы на модули, когда первый модуль переводится на ПФ ДОД, а последующие остаются на механизме финансирования через муниципальное задание. Зачастую такое разделение образовательной программы на модули делается произвольно, исходя из размера номинала сертификата, а не тех образовательных результатов, которые достигают обучающиеся после прохождения каждого отдельного модуля;

- Перевод всех или большей части образовательных программ на ПФ ДОД, что влечет за собой существенные ограничения для детей при выборе нескольких образовательных программ (как правило, номинала сертификата хватает только на одну программу).

Такой подход совершенно недопустим, поскольку несет существенные риски как для системы дополнительного образования, так и для граждан, порождая социальную напряженность, излишнюю работу для образовательных организаций, и отсутствие какого–либо положительного эффекта от внедрения ПФ ДОД.

Следует напомнить, что основными целями внедрения ПФ ДОД являются:

- Повышение качества, востребованности и конкурентоспособности дополнительных общеобразовательных программ, что приводит к развитию лучших практик и сворачиванию невостребованных (и, одновременно, не являющихся социально–значимыми) программ;

- Вовлечение в систему дополнительного образования новых детей.

Первым и главным принципом внедрения ПФ ДОД должен быть приоритет содержания над формальными механизмами, в том числе и охватом детей сертификатами персонифицированного финансирования.

При этом, рекомендуем применять следующие механизмы работы с образовательными программами.

Рекомендация 1. Мониторинг показателей дополнительного образования с целью установления реально возможного охвата детей ПФ ДОД

Муниципальной рабочей группой проводится сбор информации (согласно таблице, предоставляемой экспертами) о системе дополнительного образования в муниципальном районе (городском, муниципальном округе), включая показатели муниципальных заданий организаций дополнительного образования.

На основании собранной информации и представленного проекта расчета параметров ПФ ДОД, включая заполненный лист «Сходимость модели», проводится обсуждение с экспертами для выявления реальных возможностей охвата детей ПФ ДОД.

Это позволяет синхронизировать бюджетные ограничения, текущий уровень развития системы дополнительного образования и задачи перехода на ПФ ДОД как часть организационно–финансовой структуры целевой модели развития системы дополнительного образования детей.

Рекомендация 2. Реализация краткосрочных профориентационных программ в рамках ПФ ДОД

Предлагается разработать (не «сократить» существующие) краткосрочные дополнительные общеразвивающие программы по всем направленностям, нацеленные на получение обучающимися базовых навыков, социальных и коммуникативных компетенций, позволяющие обучающимся определить направление для дальнейшего углубленного освоения дополнительных общеобразовательных программ и предпрофессиональных программ.

Примерами таких программ могут быть:

- «Мир искусства» - художественная направленность;

- «Мир техники» - техническая направленность;

- «Мир путешествий» - туристско-краеведческая направленность;

- «Мир науки» - естественнонаучная направленность;

- «Я и Мир» - социально-педагогическая направленность;

- «Мир спорта» - физкультурно-спортивная направленность.[1]

Программы, как правило, разрабатываются творческими группами по направленностям, созданными из педагогов и методистов всех организаций дополнительного образования муниципалитета. Желательно разрабатывать программы для различных возрастных групп и иметь единую содержательную логику: диагностика – обзор возможностей – практикум.

Как правило, программы реализуются в течение 3–4 месяцев. Объем программ – от 36 до 72 часов.

Такие программы полностью покрываются сертификатом (в случае достаточности номинала сертификата обучающийся имеет возможность за календарный год пройти 2 программы).

Обязательным условием реализации профориентационных программ является выходной опрос/рефлексия и беседа с обучающимся на предмет понимания им своих предпочтений и выбора дальнейшей образовательной траектории. Дополнительным инструментом поддержки выбора и рекомендации обучающемуся образовательной программы является модуль «Умный навигатор», в который входит профориентационная тест–игра по методике проф. Н.С. Пряжникова.

Проявление интереса и способностей обучающегося к изученной сфере деятельности должно учитываться при его зачислении на соответствующую дополнительную общеобразовательную программу по муниципальному заданию.

Обучающиеся, не определившиеся с направлением дальнейшего развития, имеют возможность в этом или следующем календарном/учебном году пройти иные профориентационные программы из предлагаемых в муниципальном образовании.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-12-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: