ЗНАЧЕНИЕ ИГРЫ НА ИНСТРУМЕНТАХ




Глава 9. ИГРА НА МУЗЫКАЛЬНЫХ ИНСТРУМЕНТАХ

Обучение детей игре на музыкальных инструментах открывает перед ними новый мир звуковых красок, помогает развивать музы­кальные способности и стимулирует интерес к инструментально и музыке.

Планомерные и систематические занятия воспитателей и музы­кальных руководителей детских садов с оркестром организуют дет­ский коллектив, способствуют интенсивному и плодотворному раз­витию музыкальности. В процессе обучения игре на музыкальных инструментах идет усвоение нотной грамоты. Играя, дети лучше понимают устройство музыкальных инструментов, различают их звучание, тембр и естественно входят в новый для них мир музы­кальной азбуки.

В процессе игры на музыкальных инструментах совершенству­ются эстетическое восприятие и эстетические чувства ребенка. Она способствует становлению и развитию таких волевых качеств, как выдержка, настойчивость, целеустремленность, усидчивость. У де­тей появляется чувство взаимопомощи, внимание к действиям то­варищей. Игра на музыкальных инструментах развивает сосредо­точенность, память. Знакомство с названиями инструментов, их тембрами, специальными музыкальными терминами (струны, кла­виши, медиатор, оркестр и др.) обогащает активный словарь детей, развеивает их речь:

Когда ребенок слышит и сопоставляет звучание разных музы­кальных инструментов, развиваются его мышление, аналитические способности. Игра на музыкальных инструментах тренирует Мел­кую мускулатуру пальцев рук. Обучая детей игре, педагог способ­ствует развитию' их музыкально-сенсорных способностей, тембро­вого, регистрового, гармонического слуха, чувства ритма, умения вслушиваться в многоплановую и многоголосную фактуру произ­ведения. Наконец, игра на инструментах создает условия детям, которые по разным причинам не умеют чисто интонировать, выра­зительно двигаться, для активного включения в исполнение музы­ки., То есть игра на инструментах активизирует всех детей, спо­собствует координации музыкального мышления и двигательныхфункций организма, развивает фантазию и творческие способности, музыкальный вкус, учит понимать и любить музыку.

Игра на музыкальных инструментах ценна еще и тем, что может применяться в самых различных условиях - как на занятиях с пе­дагогом, так и в самостоятельной музыкальной деятельности, воз­никающей по инициативе детей. Музыкальные игрушки-инстру­менты входят в жизнь ребенка - его ежедневные игры, занятия, развлечения, отвечают склонностям детей и объединяют их в ис­полнительский коллектив.

Таким образом, игра на музыкальных инструментах оказывает влияние на всестороннее развитие личности, имеет большое вос­питательное и образовательное значение.

Музыкальная педагогика давно занимается вопросами детского музицирования. Особенно велика в этой области заслуга Карла Орфа - австрийского композитора и педагогами сотрудников ин­ститута его имени в Зальцбурге. К. Орф принимал участие в кон­струировании специального инструментария для детей («инстру­менты Орфа»), разработал синтетические формы музицирования, основанные на сочетании пения и движения, игры на инструмен­тах и чтения стихов в ритме музыки.

Современные дошкольные учреждения опираются на вековой опыт применения в воспитании детей озвученных игрушек, распро­страненных в народе. Самые древние игрушки появились еще в I-II вв. Об этом, в частности, свидетельствуют экспонаты Музея игрушек в Сергиевом Посаде. Они представляют собой погремуш­ки и трещотки из дерева, просверленных костей, позже появились игрушки из металла. При раскопках в древнерусских городах най­дены глиняные свистульки разнообразных форм (в виде козы, пе­туха, собаки, утки и т. д.).

История возникновения оркестра восходит к тем далеким вре­менам, когда по Руси ходили бродячие музыканты: гусляры, гудошники, ложечники, трещоточники и др. На сельских ярмарках и праздниках они веселили народ и, сами того не сознавая, приобща­ли его к музыкальному искусству. В первые оркестры входили: гус­ли, гудки, рожки, трещотки, свистульки, ложки, жужжалки и т. д.

Через всю историю русского народа прошла любовь к незатей­ливым народным инструментам.

В XX в. первым поднял вопрос об обучении детей игре на про­стейших музыкальных инструментах Николай Афанасьевич Meтлов. В 30-х гг. возник первый детский оркестр. Он состоял из про­стейших ударных инструментов: звонков, погремушек, кастаньет, бубна, барабана и т. д. Этот оркестр позволил детям осуществить одно из самых заветных их желаний - «играть музыку».

Вскоре в детские оркестры стали включать инструменты, на ко­торых можно исполнять мелодию. Первым из них был деревянный ксилофон, а затем и другие инструменты: металлофоны, цитры, детские пианино и рояли, аккордеоны, триолы, кларнеты, губные гармоники, ложки угольник и духовые гармоники.

Постепенно в обиход детского сада вошли и новые образцы детс­ких музыкальных игрушек и инструментов. Необходимо отметить, что термины «музыкальная игрушка» и «детский музыкальный ин­струмент» условны. К первым обычно относят тот звучащий инст­румент, который используется в сюжетно-ролевых играх. Ко вторым относят уменьшенные, упрощенные копии настоящих инструмен­тов, схожие с ними по внешнему виду и способу звукоизвлечения.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-12-21 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: