Глава 12. Техники экстренной психологической помощи




Если спасатели прибывают на место катастрофы в срок от не­скольких минут до нескольких десятков минут, они встречают потерпевших в оглушенном, заторможенном состоянии. Такое состояние напоминает шоковое, однако оно подчас вызвано не травмой, а психогенным (в частности, устрашающим) воздей­ствием ситуации.

Первое, что требуется жертвам сложной ситуаций, — это меди­цинская помощь, вода и пища, крыша над головой.

Второе — по порядку, но не по значению — психологическая поддержка. Всемирная организация здравоохранения определяет ее как «психосоциологическую помощь, которую любой человек мо­жет оказать другим людям в стрессовых, критических, травмиру­ющих или угрожающих жизни ситуациях».

Помощь может обеспечить почти любой, способный ощущать и проявлять сочувствие, понимающий переживания тех, кого коснулись травмирующие события, и видящий мир их глазами. Это не обязательно спасатель или миротворец, хотя именно им первыми приходится вступать в бой с посттравматическим син­дромом. Сопереживание требует от собеседника внимательного и уважительного отношения к человеку, с тем чтобы создать для него обстановку, позволяющую ему говорить и реагировать на бед­ствие.

Психологическая поддержка основана на здравом смысле и присущей людям готовности помочь. Главное, что должен по­мнить пожарный, спасатель: люди, пережившие бедствие, воз­можно, были близки к смерти, что могло потрясти до самого основания их веру в себя и исповедуемые ими ценности. Жизнь может восприниматься как хаос, что снижает способность адек­ватно реагировать на новую ситуацию, вести нормальную жизнь и удовлетворять основные потребности. Восстановление этих основ внесет смысл в жизнь жертв катастрофы. Это, однако, тре­бует времени и, желательно, вмешательства профессиональных психологов и психотерапевтов.

Но наибольшую психологическую помощь оказывают друзья и семья. Прочные системы убеждений, от религиозных до поли­тических, могут также помогать людям противостоять или легче переносить психологические воздействия.

;, Четкая организация спасательных работ благоприятствует сни­жению психической напряженности. Спасателям, пожарным


следует учитывать, что часть функций медицинских работников и психологов им пока придется брать на себя. Для этого они долж­ны выполнить следующее:

• тяжело пострадавших оградить от дополнительных раздража­
ющих воздействий, а также, по возможности, от посторонних,
так как наблюдение за страданиями других оказывает допол­
нительное психотравмирующее действие на людей в зоне ката­
строфы;

• оказывать обезболивание лекарственными препаратами, а так­
же чуткость и внимание к тем, кто испытывает тяжелые стра­
дания, находясь в сознании; добрые слова, ободрение, просто
прикосновение облегчают страдания, особенно тех, кто ожи­
дает своей гибели или тяжелой инвалидизации.

Следует отметить, что вероятность психических расстройств существенно увеличивается, если пострадавший имеет травму (в том числе закрытую) головного мозга. При передаче пострадав­ших медицинскому персоналу желательно указывать на наличие такой травмы, если она неочевидна, но известна спасателям.

Также придется столкнуться с необходимостью оказывать пси­хотерапевтическую помощь родственникам потерпевших, у кото­рых помимо уже указанных психических нарушений могут быть истерические реакции, истерические параличи, потеря речи и т.п., которые требуют только психотерапевтического лечения. Коррек­ция психического состояния населения и потерпевших с помо­щью медикаментозных средств осуществляется только по реше­нию врачей.

Бред и галлюцинации

Критическая ситуация вызывает у человека мощный стресс, приводит к сильному нервному напряжению, нарушает равнове­сие в организме, отрицательно сказывается на здоровье в целом -не только физическом, но и психическом тоже. Это может обо­стрить уже имеющееся психическое заболевание.

К основным признакам бреда относятся ложные представления или умозаключения, в ошибочности которых пострадавшего не­возможно разубедить.

Галлюцинации характеризуются тем, что пострадавший пе­реживает ощущение присутствия воображаемых объектов, ко­торые в данный момент не воздействуют на соответствующие органы чувств (слышит голоса, видит людей, чувствует запахи и пр.).


 




Помощь

1. Вызовите бригаду скорой психиатрической помощи.

2. До прибытия специалистов следите за тем, чтобы постра­
давший не навредил себе и окружающим. Уберите от него предме­
ты, представляющие потенциальную опасность.

3. Изолируйте пострадавшего и не оставляйте его одного.

4. Говорите с пострадавшим спокойным голосом. Соглашай­
тесь с ним, не пытайтесь его переубедить, в данный момент это
невозможно.

Апатия

Апатия может возникнуть после длительной напряженной, но безуспешной работы; или в ситуации, когда человек терпит серьезную неудачу, перестает видеть смысл своей деятельности; или когда не удалось кого-то спасти, и попавший в беду близкий погиб.

Наваливается ощущение усталости — такое, что не хочется ни двигаться, ни говорить; движения и слова даются с большим трудом. Внутри — пустота, безразличие, нет сил даже на проявле­ние чувств. Если человека оставить без поддержки и помощи в таком состоянии, то апатия может перейти в депрессию (тяже­лые и мучительные эмоции, пассивность поведения, чувство вины, ощущение беспомощности перед лицом жизненных труд­ностей, бесперспективность и т.д.). В состоянии апатии человек может находиться от нескольких часов до нескольких недель.

Основными признаками апатии являются:

• безразличное отношение к окружающему;

• вялость, заторможенность;

• медленная, с длинными паузами речь.

Помощь

1. Поговорите с пострадавшим. Задайте ему несколько про­
стых вопросов: «Как тебя зовут?»; «Как ты себя чувствуешь?»!
«Хочешь есть?».

2. Проводите пострадавшего к месту отдыха, помогите удобно
устроиться (обязательно снять обувь).

3. Тактильный контакт.

4. Дайте пострадавшему возможность поспать или просто по­
лежать.

5. Если нет возможности отдохнуть (происшествие на
це, в общественном транспорте, ожидание окончания о


в больнице), то больше говорите с пострадавшим, вовлекайте его в любую совместную деятельность (прогуляться, сходить выпить чаю или кофе, помочь окружающим, нуждающимся в помощи).

Ступор

Ступор — одна из самых сильных защитных реакций организ­ма. Она наступает после сильнейших нервных потрясений (взрыв, нападение, жестокое насилие), когда человек затратил на выжи­вание столько энергии, что сил на контакт с окружающим миром уже нет.

Ступор может длиться от нескольких минут до нескольких часов. Поэтому, если не оказать помощи и пострадавший пробудет в таком состоянии достаточно долго, это приведет к его физиче­скому истощению. Так как контакта с окружающим миром нет, пострадавший не заметит опасности и не предпримет действий, чтобы ее избежать.

Основными признаками ступора являются:

• резкое снижение или отсутствие произвольных движений
и речи;

• отсутствие реакций на внешние раздражители (шум, свет, при­
косновения);

• «застывание» в определенной позе, оцепенение (питЫп§), со­
стояние полной неподвижности;

• возможно напряжение отдельных групп мышц.

Помощь

1. Согните пострадавшему пальцы на обеих руках и прижмите
их к основанию ладони. Большие пальцы должны быть выставле­
ны наружу.

2. Кончиками большого и указательного пальцев массируйте
пострадавшему точки, расположенные на лбу, над глазами ровно
посредине между линией роста волос и бровями, четко над зрач­
ками.

3. Ладонь свободной руки положите на грудь пострадавшего.
Подстройте свое дыхание под ритм его дыхания.

4. Человек, находясь в ступоре, может слышать и видеть. По­
этому говорите ему на ухо тихо, медленно и четко то, что может
вызвать сильные эмоции (и даже негативные). Необходимо лю­
быми средствами добиться реакции пострадавшего, вывести его
Из оцепенения.


Двигательное возбуждение

Иногда потрясение от критической ситуации (взрывы, стихий­ные бедствия) настолько сильное, что человек просто перестает понимать, что происходит вокруг него. Он не в состоянии опре­делить, где враги, а где помощники, где опасность, а где спасение Человек теряет способность логически мыслить и принимать ре­шения, становится похожим на животное, мечущееся в клетке.

Основными признаками двигательного возбуждения являются-

• резкие движения, часто бесцельные и бессмысленные действия-

• ненормально громкая речь или повышенная речевая актив­
ность (человек говорит без остановки, иногда абсолютно бес­
смысленные вещи);

• часто отсутствует реакция на окружающих (на замечания,
просьбы, приказы).

Помощь

1. Изолируйте пострадавшего от окружающих — он может
причинить вред себе и им.

2. Используйте прием «захват»: находясь сзади, просуньте свои
руки пострадавшему под мышки, прижмите его к себе и слегка
опрокиньте на себя.

3. Говорите спокойным голосом о чувствах, которые он испы­
тывает: «Тебе хочется что-то сделать, чтобы это прекратилось? Ты
хочешь убежать, спрятаться от происходящего?».

4. Не спорьте с пострадавшим, не задавайте вопросов, в разго­
воре избегайте фраз с частицей «не», относящихся к нежелательным
действиям, например: «Не беги», «Не размахивай руками», «Не кри­
чи». Заменяйте их спокойными рекомендациями: «Остановись»,
«Дыши глубоко», «Осторожнее, тише», «Смотри на меня».

5. Двигательное возбуждение обычно длится недолго. В стадии
снижения активности — установить тактильный контакт. Можно
массировать «позитивные точки» — каждый палец, точки над
бровями, легкие массирующие движения от висков к затылку.

6. Состояние двигательного возбуждения может смениться
нервной дрожью, плачем, а также агрессивным поведением. По­
этому нужно быть готовым к работе и дальше.

Агрессия

Дод агрессивностью можно понимать свойство личности, # растеризующееся наличием деструктивных тенденций. Как и вся


кое свойство, она имеет различную степень выраженности: от по­чти полного отсутствия до ее предельного развития.

Каждая личность должна обладать определенной степенью агрессивности.

Отсутствие ее приводит к пассивности, ведомости, конформ­ности (соглашательство) и т.д. Чрезмерное развитие ее начинает определять весь облик личности, которая может стать конфликт­ной, неспособной на сознательную кооперацию и т.д.

Сама по себе агрессивность не делает субъекта сознательно опас­ным, так как, с одной стороны, существующая связь между агрес­сивностью и агрессией не является жесткой, а с другой — сам акт агрессии может не принимать сознательно опасные и неодобряе­мые формы.

Агрессивное поведение — один из непроизвольных способов, которым организм человека пытается снизить высокое внутреннее напряжение. Проявление злобы или агрессии может сохраняться достаточно длительное время и мешать самому пострадавшему и окружающим.

Основными признаками агрессии являются:

• раздражение, недовольство, гнев (по любому, даже незначи­
тельному, поводу);

• нанесение окружающим ударов руками или какими-либо пред­
метами;

• словесное оскорбление, брань;

• мышечное напряжение;

• повышение кровяного давления.

Помощь

1. Сведите к минимуму количество окружающих.

2. Дайте пострадавшему возможность «выпустить пар» (напри­
мер, выговориться или «избить» подушку).

3. Привлеките к сотрудничеству — поручите ему работу, свя­
занную с высокой физической нагрузкой.

4. Демонстрируйте благожелательность. Даже если вы не со­
гласны с пострадавшим, не обвиняйте его самого, а высказывай­
тесь по поводу его действий. Иначе агрессивное поведение будет
направлено на вас. Нельзя говорить: «Что же ты за человек!» Сле­
дует сказать: «Ты ужасно злишься, тебе хочется все разнести вдре­
безги. Давай вместе попытаемся найти выход из этой ситуации».

5. Старайтесь разрядить обстановку смешными комментари­
ями или действиями.


 



129


 


 


6. Агрессия может быть погашена страхом наказания — если
нет цели получить выгоду от агрессивного поведения или если
наказание строгое и вероятность его осуществления велика.

7. Если не оказать помощь разъяренному человеку, это приве­
дет к опасным последствиям: из-за снижения контроля за своими
действиями человек будет совершать необдуманные поступки,
может нанести увечья себе и другим.

Страх

Ребенок просыпается ночью от того, что ему приснился кош­мар. Он боится чудовищ, которые живут под кроватью.

Однажды попав в автомобильную катастрофу, мужчина не мо­жет снова сесть за руль.

Человек, переживший землетрясение, отказывается идти в свою уцелевшую квартиру.

А тот, кто подвергся насилию, с трудом заставляет себя входить в свой подъезд.

Причиной всего этого является страх.

К основным признакам страха относятся:

• напряжение мышц (особенно лицевых);

• сильное сердцебиение;

• учащенное поверхностное дыхание;

• сниженный контроль над собственным поведением.
Панический страх, ужас может побудить к бегству, вызвать

оцепенение или, наоборот, возбуждение, агрессивное поведение. При этом человек плохо контролирует себя, не осознает, что он делает и что происходит вокруг.

Помощь

1. Не оставляйте пострадавшего одного.

2. Если пострадавший говорит, слушайте его, выказывайте
заинтересованность, понимание, сочувствие.

3. Осторожный контакт.

4. Положите руку пострадавшего себе на запястье, чтобы он
ощутил ваш спокойный пульс. Это будет для него сигналом:
«Я сейчас рядом, ты не один!».

5. Дышите глубоко и ровно. Побуждайте пострадавшего ды­
шать в одном с вами ритме.

6. Сделайте пострадавшему легкий массаж наиболее напря­
женных мышц тела.


Нервная дрожь

После экстремальной ситуации появляется неконтролируемая нервная дрожь (человек не может по собственному желанию пре­кратить эту реакцию). Так организм «сбрасывает» напряжение.

Если эту реакцию остановить, то напряжение останется вну­три, в теле, и вызовет мышечные боли, а в дальнейшем может привести к развитию таких серьезных заболеваний, как гиперто­ния, язва и др.

Основные признаки данного состояния:

• дрожь начинается внезапно — сразу после инцидента или спу­
стя какое-то время;

• возникает сильное дрожание всего тела или отдельных его ча­
стей (человек не может удержать в руках мелкие предметы,
зажечь сигарету);

• реакция продолжается достаточно долго (до нескольких часов);

• потом человек чувствует сильную усталость и нуждается в дли­
тельном отдыхе.

Помощь

1. Нужно усилить дрожь. Возьмите пострадавшего за плечи
и сильно, резко потрясите в течение 10—15 секунд. Продолжайте
разговаривать с ним, иначе он может воспринять ваши действия
как нападение.

2. После завершения реакции необходимо дать пострадавшему
возможность отдохнуть. Желательно уложить его спать.

3. Нельзя обнимать пострадавшего или прижимать его к себе,
укрывать пострадавшего чем-то теплым; успокаивать пострадав­
шего, говорить, чтобы он взял себя в руки.

Плач

Когда человек плачет, внутри у него выделяются вещества, обладающие успокаивающим действием. Хорошо, если рядом есть кто-то, с кем можно разделить горе. Если человек сдерживает слезы, то не происходит эмоциональной разрядки, облегчения. Когда ситуация затягивается, внутреннее напряжение может на­нести вред физическому и психическому здоровью человека.

Основные признаки данного состояния:

• человек уже плачет или готов разрыдаться, подрагивают губы,
подбородок;

• наблюдается ощущение подавленности;

• в отличие от истерики нет признаков возбуждения.


 


130


131


Помощь

1. Не оставляйте пострадавшего одного.

2. Установите физический контакт с пострадавшим (возьмите
за руку, положите свою руку ему на плечо или спину, погладьте его
по голове). Дайте ему почувствовать, что вы рядом.

3. Применяйте приемы «активного слушания» (они помогут
пострадавшему выплеснуть свое горе): периодически произноси­
те «ага», «да», кивайте головой, т.е. подтверждайте, что слушаете
и сочувствуете; повторяйте за пострадавшим отрывки фраз, в ко­
торых он выражает свои чувства; говорите о своих чувствах и чув­
ствах пострадавшего.

4. Не старайтесь успокоить пострадавшего. Дайте ему возмож­
ность выплакаться и выговориться, «выплеснуть» из себя горе,
страх, обиду.

5. Не задавайте вопросов, не давайте советов. Ваша задача -
выслушать.

Истерика

Истерический припадок длится несколько минут. Основные признаки:

• сохраняется сознание;

• чрезмерное возбуждение, множество движений, театральные
позы;

• речь эмоционально насыщенная, быстрая;

• крики,рыдания.

Помощь

1. Удалите зрителей, создайте спокойную обстановку. Остань­
тесь с пострадавшим наедине, если это не опасно для вас.

2. Не потакайте желаниям пострадавшего.

3. Неожиданно совершите действие, которое может сильно
удивить (можно дать пощечину, облить водой, с грохотом уронить
предмет, резко крикнуть на пострадавшего).

4. Говорите с пострадавшим короткими фразами, уверенным
тоном («Выпей воды», «Умойся», «Сядь»).

5. После истерики наступает упадок сил. Уложите пострадав­
шего. До прибытия специалиста наблюдайте за его состоянием.


Экстремальные ситуации (насилие), связанные с угрозой для жизни

К подобным ситуациям относятся: захват террористами, огра­бление, разбойное нападение.

За короткое время происходит столкновение с реальной угро­зой смерти (в обыденной жизни психика создает защиту, позволяя воспринимать смерть как нечто далекое или даже нереальное). Меняется образ мира, действительность представляется напол­ненной роковыми случайностями. Человек начинает делить свою жизнь на две части — до события и после него. Возникает ощуще­ние, что окружающие не могут понять его чувств и переживаний. Необходимо помнить, что даже если человек не подвергся физи­ческому насилию, он все равно получил сильнейшую психическую травму.

Помощь взрослому

1. Помогите пострадавшему выразить чувства, связанные с пе­
режитым событием.

2. Покажите пострадавшему, что даже в связи с самым ужас­
ным событием можно сделать выводы, полезные для дальнейшей
жизни (пусть человек сам поразмышляет над тем опытом, который
он приобрел в ходе жизненных испытаний).

3. Дайте пострадавшему возможность общаться с людьми,
которые с ним пережили трагическую ситуацию (обмен номерами
телефонов участников события).

4. Не позволяйте пострадавшему играть роль «жертвы», т.е. ис­
пользовать трагическое событие для получения выгоды: «Я не могу
ничего делать, ведь я пережил такие страшные минуты».

Помощь ребенку

Ребенок, пережив насилие по отношению к себе или членам семьи, став свидетелем нанесения увечий другим людям, испыты­вает такие же сильные чувства, что и взрослый (страх повторения события, разрушение иллюзии справедливости мира, беспомощ­ность). Прямое насилие над ребенком может оказаться психоло­гически слишком трудным, непереносимым для него, что выра­зится в молчании и оцепенении.

У ребенка может зафиксироваться в памяти картина события. Он будет снова и снова представлять самые страшные моменты происшедшего (например, изуродованных, раненых людей или


 




напавшего на него человека). Связывая действия преступника с яростью, ненавистью, ребенок теряет веру в то, что взрослые могут справиться с собой. Он начинает бояться собственных не­контролируемых эмоций, особенно если у него есть фантазии о мести. Ребенок может испытывать чувство вины (считать при­чиной события свое поведение).

Ребенок, переживший психотравмирующее событие, не видит жизненной перспективы (не знает, что будет с ним через день, месяц, год; теряет интерес к ранее привлекательным для него за­нятиям). Для ребенка пережитое событие может стать причиной остановки личностного развития.

1. Дайте ребенку понять: вы всерьез относитесь к его пережива­
ниям, поддержите на доступном для его понимания уровне: «Я знаю
одного смелого мальчика, с которым тоже такое случилось».

2. Создайте атмосферу безопасности (обнимайте ребенка как
можно чаще, разговаривайте с ним, принимайте участие в его
играх).

3. Посмотрите вместе с ребенком на «хорошие» виды — это
позволит обратиться к приятным образам из прошлого, ослабит
неприятные воспоминания.

4. Сводите разговоры о событии с описания деталей на чувства.

5. Помогите ребенку выстроить жизненную перспективу (кон­
кретные цели на конкретные сроки).

6. Повторяйте, что чувствовать беспомощность, страх, гнев
совершенно нормально.

7. Повышайте самооценкуребенка (чаще хвалите его).

8. Поощряйте игры ребенка с песком, водой, глиной, его ри­
сунки (помогите ему вынести вовне свои переживания в виде
образов).

9. Нельзя позволять ребенку стать тираном. Не исполняйте
любые его желания из чувства жалости.

Сексуальное насилие

Пострадавший испытывает комплекс сильнейших пережива­ний: чувство вины, стыда, безысходности, невозможности контр­олировать и оценивать события, страх из-за того, что «все узнают», брезгливость к собственному телу.

В зависимости от того, кто явился насильником (незнакомый или знакомый), психологически ситуация воспринимается по-разному. Если насильником был незнакомый человек, то жертва в большей степени склонна видеть причину происшедшего во внешних обстоятельствах (позднее время суток, безлюдный

134


участок дороги и т.д.). Если виновник — знакомый, то причину человек ищет внутри себя (характер и пр.). Стрессовая реакция после изнасилования знакомым человеком является менее острой, но длится дольше.

Желательно, чтобы помощь оказывал человек того же пола, что и потерпевший.

Помощь

1. Осторожный тактильный контакт. Не бросайтесь сразу об­
нимать пострадавшего. Возьмите его за руку или положите свою
руку ему на плечо. Если увидите, что это человеку неприятно,
избегайте телесного контакта.

2. Не решайте за пострадавшего, что ему сейчас необходимо
(он должен ощущать, что не потерял контроля над реальностью).

3. Не расспрашивайте пострадавшего о подробностях проис­
шедшего. Ни в коем случае не обвиняйте его в случившемся.

4. Дайте пострадавшему понять, что он может рассчитывать
на вашу поддержку.

5. Если пострадавший начинает рассказывать о происшедшем,
побуждайте говорить не только о конкретных деталях, но и об эмо­
циях, связанных с событием.

Чувство вины или стыда

Чувство вины возникает вследствие неблагополучного поступ­ка (переживание никчемности, неуверенности, постепенно транс­формируется в совесть — нравственный самоконтроль). Чувство стыда — эмоция, возникающая в результате осознания несоответ­ствия своих поступков или некоторых индивидуальных проявле­ний принятым в данном обществе нормам.

Помощь

1. Выслушайте. Дайте понять, что вы понимаете его (кивайте,
поддакивайте).

2. Не осуждайте человека, не старайтесь оценивать его дейст­
вия, даже если вам кажется, что человек поступил неправильно.
Дайте понять, что принимаете человека таким, какой он есть.

3. Не пытайтесь переубедить человека («Ты не виноват», «Та­
кое с каждым может случиться»). На этом этапе важно дать чело­
веку выговориться, рассказать о своих чувствах. Не давайте сове­
тов, не рассказывайте о своем опыте, не задавайте вопросов -
просто слушайте.


4. Если муки вины или стыда слишком сильны, рекомендуйте человеку обратиться к специалисту — психологу или психотера­певту.

Суицидальное поведение

Самоубийство (суицид) — сознательное лишение себя жизни. Суицидальное поведение включает в себя покушения (все акты, попытки, не завершившиеся смертью по причинам, не зависящим от суицидента, — обрыв веревки, своевременно проведенные ре­анимационные мероприятия и т.д.) и проявления (соответствующие мысли, высказывания, намеки, не сопровождающиеся, однако, какими-либо действиями). Суициды условно разделяют на истин­ные (непереносимость кризисной боли приводит к стремлению прекратить ее любым путем) и демонстративно-шантажные (при­меняются для оказания давления на окружающих, демонстрации суицидального настроения).

Провоцирующие факторы риска:

• предыдущая попытка суицида;

• семейная история суицида;

• психиатрические расстройства (острые фазы);

• употребление и злоупотребление некоторыми возбуждающими
веществами;

• импульсивно-агрессивное поведение;

• травмы в детстве;

• стрессовые события в жизни;

• доступность средств;

• физическая болезнь;

• скорбь, тоска, печаль;

• рисковое поведение (недостаточно адекватная оценка послед­
ствий аутоагрессивных (направленных на себя) действий; по­
нятие «смерть», например, в детском и подростковом возрасте
обычно воспринимается весьма абстрактно, как что-то времен­
ное, похожее на сон, не всегда связанное с собственной лично­
стью — в отличие от взрослых у детей и подростков отсутствуют
четкие границы между истинной суицидальной попыткой
и демонстративно-шантажным аутоагрессивным поступком).

Помощь

1. Любая угроза суицида должна быть воспринята серьезно!

2. Поддержите и усильте ту часть личности, которая хочет
жить.


 

3. Среди коллег, очевидцев соберите максимальную информа-
цию _ имя, пол, возраст, причина, наличие психиатрического
диагноза, алкогольное или наркотическое опьянение, сколько
времени развивается ситуация, кто из значимых людей присутст­
вует.

4. Позаботьтесь о своей безопасности.

5. Постарайтесь установить контакт: «Как тебя зовут? Что
случилось?». Это может переключить внимание и отвлечь суици­
дента. Важна искренняя заинтересованность.

6. Не делайте резких движений. Приблизиться можно настоль­
ко, насколько человек позволит, незаметно подвигаться нельзя.

7. Дайте человеку понять, что вы не против него, не осуждаете
его поступок. Отзеркаливание (подстройка) — жестов, мимики.

8. Лучше говорить о посторонних вещах, чем о проблемах.
Главная задача — поиск ресурсов, найти положительные моменты
в жизни человека и сконцентрировать внимание на них; напри­
мер, друзья, дорогие люди, родственники, хобби и даже домашнее
животное у одинокого человека — то положительное, ради чего
стоит жить.

9. Завершение ситуации — возможность выплеснуть эмоции
(плач, апатия). Дайте пострадавшему ощутить состояние физиче­
ской защищенности — тактильный контакт, можно приобнять.

10. Если между вами и пострадавшим существует непонимание
(глухонемой, иностранец), доносите информацию с помощью
плавных, неагрессивных жестов, спокойной, уверенной интона­
ции.

Обратная связь (вопросы, задания)

1. «Организационные аспекты оказания экстренной психологической
помощи», «Принципы и этические нормы при работе в экстремальной
ситуации» — сообщения.

2. «Способы общения с пострадавшими. Действия сотрудников на месте
ЧС» — аналитическая обработка материалов СМИ, профильной доку­
ментации МЧС России.


 


/36




Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-30 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: