Игровое профориентационное упражнение « День из жизни...»




(«Сон из жизни...»).

Цель игрового упражнения: повысить уровень осознания участниками типического и специфического в профессиональной деятельности того или иного специалиста.

Инструкция: упражнение проводится в кругу. Количество играющих - от 6-8 до 15-20. Время - от 15 до 25 минут. Основные этапы методики следующие:

 

Ведущий определяет вместе с остальными игроками, какую профессию интересно было бы рассмотреть. Например, группа захотела рассмотреть профессию «фотомодель».

Общая инструкция: «Сейчас мы совместными усилиями постараемся составить рассказ о типичном трудовом дне нашего работника - фотомодели. Это будет рассказ только из существительных. Например, рассказ о трудовом де учителя мог бы быть таким: звонок - завтрак - звонок - урок - двоечники - вопрос - ответ - тройка - учительская - директор - скандал - урок - отличники - звонок - дом - постель. В этой игре мы посмотрим, насколько хорошо мы представляем себе работу фотомодели, а также выясним, способны ли мы к коллективному творчеству, ведь в игре существует серьезная опасность каким-то неудачным штришком (неуместно названным «ради хохмы», дурацким существительным) испортить весь рассказ.

Важное условие: прежде чем назвать новое существительное, каждый игрок обязательно должен повторить все, что было названо до него. Тогда наш рассказ будет восприниматься как целостное произведение. Чтобы лучше было запоминать названные существительные, советую внимательно смотреть на всех говорящих, как бы связывая слово с конкретным человеком».

Ведущий может назвать первое слово, а остальные игроки по очереди называют свои существительные, обязательно повторяя все, что называлось до них. Если игроков немного, то можно пройти два круга, когда каждому придется называть по два существительных.

При проведении итогов игры можно спросить у участников, получился целостный рассказ или нет? Не испортил ли кто - то общий рассказ своим неудачным существительным? Если рассказ получился путанным и сумбурным, то можно попросить кого - то из игроков своими словами рассказать, о чем же был составленный рассказ, что там происходило (и происходило ли?). Можно также обсудить, насколько правдиво и типично был представлен трудовой день рассматриваемого профессионала.

 

Опыт показывает, что игра обычно проходит достаточно интересно. Участники нередко находятся в творческом напряжении и могут даже немного уставать, поэтому больше двух раз проводить данное игровое упражнение не следует.


Упражнение «Найди пару»

Цель: упражнения позволяют участникам занятия адаптироваться в игровой форме к тематике предстоящих занятий.

 

Для выполнения задания ведущему следует подготовить и раздать всем участникам парные карточки с названиями профессий.

Инструкция: «Сейчас каждый из вас получит карточку с названиями профессии. Ваша задача - прочитать название и никому не сообщать его. В группе обязательно есть еще один человек с такой же карточкой. Я буду задавать вам различные вопросы, касающиеся каких - либо характеристик профессиональной деятельности. Если эта черта присуща той профессии, карточка с которой вам досталась, вы должны молча встать. Будьте внимательны. Наблюдайте за остальными участниками группы: кто еще встает вместе с вами? В результате всей работы вы должны постараться определить свою пару.

Примерный список профессий, который целесообразно использовать (список может быть дополнен):

учитель

охранник

водитель

медсестра

плотник

повар

программист

геолог

юрист

электрогазосварщик

маляр

Вопросы, которые целесообразно задать слушателям: Пусть встанут те из вас:

Чьи профессии пользуются спросом на рынке труда.

Где низкая заработная плата.

Чьи профессии не требуют высшего образования.

Чьи профессии требуют постоянного общения с другими людьми.

Чьи профессии не требуют большой физической силы.

Чьи профессии требуют хорошего зрения.

Чьи профессии требуют большой смелости.

Чьи профессии престижны.

Чьи профессии требуют хорошего внимания. 10.Кто работает на машинах.

Обсуждая результаты проведения игры, следует обратить внимание участников на то, какие из характеристик были наиболее информативны для идентификации, что вызывало наибольшие затруднения при решении задач.


ПРОФОРИЕНТАЦИОННАЯ ИГРА «СТАЖЁРЫ-ИНОПЛАНЕТЯНЕ»

Игра знакомит учеников 7-9-х классов (а в более усложнённом варианте — и 10-11-х классов) с основными структурными подразделениями различных предприятий и организаций, помогает выработать умение соотносить индивидуальные качества работника с требованиями профессии. По времени на игру необходим один час.

1. Ещё до того как будет объявлено название игры, выбирают двух добровольцев на главные роли.

Далее называется игра, классу даётся инструкция: «Планета Земля недавно установила контакт с другой цивилизацией. Начался период интенсивного изучения друг друга: наши специалисты летают на новую планету, а оттуда летят специалисты к нам. Вот два специалиста-инопланетянина, изучающие профессиональный труд, прибывают на одно типичное земное предприятие (в организацию), чтобы не только понаблюдать за работой земных профессионалов, но по возможности самим освоить некоторые земные профессии, «постажироваться». Посмотрим, насколько это получится у наших гостей из космоса. В роли инопланетян будут два наших добровольца, а все остальные станут руководителями различных служб предприятия, профиль которого нам ещё предстоит определить поточнее».

После этого все вместе (и руководители, и инопланетяне) окончательно определяют, какое предприятие (или какую фирму) они хотели бы выбрать местом действия в этой игре. Ведущий записывает название избранного предприятия на доске и обязательно уточняет, что именно производит это предприятие (что делает эта фирма).

Далее все вместе определяют, какие основные службы на предприятии. Ведущий может подсказать ребятам типичные подразделения, которые, как правило, есть на самых разных предприятиях: дирекция, планово-экономический отдел, бухгалтерия, отдел кадров, отдел сбыта и снабжения, транспортная служба, охрана и т.п2.

Но профиль предприятия может быть и таким, что обязательно будут: вычислительный центр, конструкторские отделы, определённые производственные цеха и участки, а также — склады, столовые, рекламные службы, административно-хозяйственные службы, пожарная охрана и даже социально-психологические подразделения. Ведущий выписывает названия 10-15 таких подразделений на доске (см. пример в табл. 2). Можно также отдельно представить основные структуры предприятия в виде несложной схемы, но на доске при этом основные подразделения (и соответствующие профессии) обязательно должны быть представлены в виде чёткого перечня.

Но вот всё предварительное сделано. Главным игрокам (инопланетянам) предлагается выйти на 2-3 минуты в коридор и представить свой внешний облик, который, по условиям игры, должен сильно отличаться от облика землян. Ограничения? Рост инопланетян не должен превышать трёх метров, а вес — пятисот килограммов. Итак, придумав свой облик, «инопланетяне» рисуют его на доске и кратко объясняют, почему он таков, в чём его особенности (особые достоинства и обязательно некоторые недостатки).

Пока инопланетяне готовятся в коридоре, ведущий и оставшиеся игроки тренируются, ведь им надо будет определить готовность инопланетных существ к земному труду по земным профессиям. Ведущий рисует на доске некое необычное существо и предлагает кому-то из участников игры представить себя на месте начальника одной из выписанных на доске служб предприятия. Он должен сказать, сможет ли такое существо, как нарисованное на доске, успешно трудиться в его службе или нет, и попытаться обосновать своё мнение. Поскольку все прекрасно понимают условность игры, то важна именно сама идея необычного существа и ведущему вовсе не нужно быть настоящим художником: тут важна идея, а не качество исполнения.


Затем приглашаются «инопланетяне», они изображают себя на доске, говорят и о том, что не показано на рисунке, отвечают на вопросы. Ведущий должен постараться, чтобы лишних вопросов не было, иначе игра превратится в сплошную «пресс-конференцию», а то и в шутовство и дела не получится.

Теперь ребята начинают высказываться о пригодности таких стажёров-инопланетян к работе по земным профессиям. Порядок следующий: ученик просит слова (поднимает руку, как это часто делается и на «взрослых» производственных совещаниях), называет своё подразделение (выбирает его самостоятельно из перечня, выписанного на доске), говорит, смогут или нет инопланетяне работать по определённой профессии; тут же объясняет, почему он так считает. Высказывания инопланетян отмечаются на доске напротив конкретных подразделений (например, если, по мнению самих «инопланетян», они не подходят для данной профессии, то ставится «минус», если подходят — «плюс», а если мнение неопределённое — «знак вопроса»).

Табл. 2. Пример заполнения таблицы игры «Стажёры-инопланетяне»:

Обозначения: «плюсы» — инопланетяне подходят для данной работы, «минусы» не подходят, «вопросы» — неопределённое мнение.

 

Подразделения и профессии Автомобильного завода Мнения инопланетян Мнения в классе Мнение ведущего игры
Цех сборки автомобилей + + + + - - -
Испытательный полигон + + + + +
Отдел технического контроля + + +
Планово-экономический отдел + + +
Администрация предприятия - ? +
Бухгалтерия + + +
Охранное подразделение - + +
Столовая - - - - - -

Поскольку мнения могут быть разными, обозначаются все оценки тех, кто высказывает своё мнение при обсуждении готовности инопланетян работать в данном подразделении.

Кратко высказываться могут и остальные игроки (насколько они согласны с доводами только что выступившего «руководителя»). Ну а теперь так же кратко высказываются и основные игроки (смогут они работать в качестве стажёров по названной профессии или нет и почему). Высказывания школьников также отмечаются на доске в другой колонке, которая рядышком («плюсы», «минусы» и «вопросы»). Ведущий может прокомментировать то или иное выступление, если в этом есть необходимость, если высказано неверное суждение. Мнение ведущего также отмечается в отдельной колоночке на доске напротив каждого рассматриваемого подразделения (см. пример в табл. 2).

Обсудив одну профессию, ведущий предлагает перейти к другому подразделению и также просит кого-нибудь выступить в роли «руководителя». Обычно за урок удаётся рассмотреть 7-10 профессий, что не так уж и мало: ведь цель игры — не только познакомить ребят с подразделениями предприятия и типичными профессиями, но и научить их самостоятельно соотносить возможности работника с этими профессиями. Необычная игровая инструкция, а главное, использование необычных «возможностей» привносят необходимую интригу. Если во время игры ребята будут смеяться и шутить, надо отнестись к этому с пониманием, ведь сама игра их провоцирует. Спокойнее надо относиться и к ситуации, когда главные игроки (инопланетяне), отчасти и «хохмы ради», изобразят на доске


достаточно нелепое существо. Тем занятнее будет, если окажется, что и для него найдутся подходящие профессии. Естественно, шутки не должны быть направлены на личности самих участников, ведущий обязан следить за этим.

Может быть и так, что подростки останутся пассивными и не будут стремиться выступать в роли «руководителей» подразделений. Чтобы избежать этого, ведущий может использовать достаточно простые приёмы. Например, желанный эффект даёт такое обращение к играющему: «А что нам скажет Иван Иваныч, начальник транспортного цеха?» И не надо «застревать» на каком-то отдельном подразделении, если оно не вызывает интереса у играющих. Если же ведущий всё-таки считает, что на нём необходимо задержаться, тогда ему лучше всего выступить в роли «временного руководителя» этого подразделения, чтобы играющие слышали живую заинтересованность и могли бы проникнуться ею сами.

Но вот, наконец, и определяется в целом, удачной будет стажировка «инопланетян» или нет, т.е. смогут ли они освоить все или только немногие профессии земного предприятия. Часто оказывается, что даже инопланетяне (сильно отличающиеся от людей) всё-таки «профпригодны» для многих наших профессий. Такая игра для кого-то из участников может стать стимулом, «вдохновляющим» на выбор тех профессий, насчёт которых у них были сомнения: «Разве это по нашим силам?» Игра прибавляет решимости, корректирует представления о характере работы и требованиях к работнику. Очень часто именно это и нужно понять подросткам, «обдумывающим житьё» и свою будущую профессию.




Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-14 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: