Развитие когнитивности вместо простого практического обучения.




Тема 3. Особенности содержания и организации коррекционно-развивающей работы с детьми с тяжелыми и(или) множественными нарушениями физического и(или) психического развития.

1. Организация образовательного процесса в Центре коррекционно-развивающего обучения и реабилитации (ЦКРОиР).

Лица с ТМНР в большинстве своём получают образование в центре коррекционно-развивающего обучения и реабилитации – это учреждение специального образования, в котором реализуются образовательная программа специального образования на уровне дошкольного образования для лиц с интеллектуальной недостаточностью, образовательная программа специального образования на уровне общего среднего образования для лиц с интеллектуальной недостаточностью. Срок получения образования в ЦКРОиР составляет 9 лет. Выпускник ЦКРОиР, закончивший обучение, получает свидетельство о специальном образовании.

Общая численность учащихся в классе не должна превышать 6 человек. Образовательный процесс в ЦКРОиР организуется в режиме 5-дневной учебной недели.

Время пребывания обучающихся составляет от 6 до 8 часов, 9-10,5 часов, 12 часов, в исключительных случаях 24 часа по решению учредителя ЦКРОиР в соответствии с запросами законных представителей воспитанников.

Образовательный процесс на уровне дошкольного образования для лиц с интеллектуальной недостаточностью осуществляют учитель-дефектолог (олигофренопедагог) и воспитатель.

При организации образовательного процесса учебные занятия в группе проводят:

- учитель-дефектолог – по образовательным областям «Коммуникация», «Сенсорная стимуляция», «Предметная деятельность», «Игра»;

- воспитатель – по образовательным областям «Самообслуживание», «Я и мир», «Изобразительная деятельность».

Учебные занятия по образовательным областям «Музыкально-ритмические занятия», «Адаптивная физкультура» проводятся музыкальным руководителем, руководителем физического воспитания с группой воспитанников.

Коррекционно-развивающая работа с данной категорией детей организуется и осуществляется согласно ряду принципов.

Принцип нормализации. Этот принцип акцентирует внимание на таких функциях учителя-дефектолога как создание безбарьерной среды жизнедеятельности лиц с ТМНР и изменения социальных установок окружающих на их функциональные возможности.

Принцип социально-практической направленности обучения. Предусматривает преодоление зависимости ребенка от ближайшего окружения, подготовку к самостоятельной жизни в обществе на максимально доступном уровне.

Принцип дифференцированного и индивидуального подхода. На основании данного принципа осуществляется деление детей на группы, подбирается вариативное содержание, методы и приёмы, средства коррекционно-развивающей работы. Индивидуализация предполагает разработку индивидуальных программ развития и определение индивидуальных сроков их реализации с учетом степени проявления нарушения, индивидуально-типологических особенностей, компенсаторных возможностей каждого ребёнка.

Деятельностный принцип. Коррекционно-развивающая работа осуществляется в процессе различных видов деятельности с опорой на ведущий для каждого возраста и доступный для овладения конкретным ребенком с учетом его ограничений и возможностей.

Принцип полисенсорной основы обучения. Предполагает опору на все сохранные анализаторы и развитие компенсаторных возможностей ребенка.

Принцип единства диагностики и коррекции нарушений. Предполагает осуществление всесторонней и систематической диагностики каждого ребенка, на основании которой составляется индивидуальная программа развития, отслеживается динамика развития и уровень овладения жизненными умениями, в том числе компенсаторного характера.

Принцип коммуникативной направленности. Предусматривает развитие коммуникативных умений в различных ситуациях взаимодействия ребёнка с ТМНР с взрослым.

Основные направления коррекционно-развивающей работы с детьми с ТМНР:

- физическое развитие;

- развитие коммуникации и речи;

- развитие умений по самообслуживанию, бытовых и трудовых умений;

- развитие игровой и продуктивных видов деятельности;

- познавательное (сенсорное) развитие;

- социально-эмоциональное развитие.

Коррекционно-развивающая работа с детьми с ТМНР предполагает определённую последовательность. Подобную поэтапную работу необходимо проводить при формировании каждого нового умения.

На первом этапе создаются условия для установления эмоционального контакта с ребенком и формирование у него мотивации к взаимодействию с взрослым.

На втором этапе – этапе совместных действий – взрослый кладет свои руки на руки ребенка и выполняет действия его руками. Важно подобрать индивидуальный темп выполнения, предусмотреть эмоциональное комментирование действий.

На третьем этапе подключаются имитационные действия: взрослый показывает весь алгоритм действия, при этом ребенок наблюдает, используя сохранные органы чувств.

На четвёртом этапе – этапе проб и ошибок – взрослый показывает алгоритм действий и предлагает повторить его ребенку. Ребенок выполняет и в случае ошибки, взрослый указывает, что действие совершается неверно и стимулирует к поиску правильного способа выполнения.

На пятом этапе ребёнок действует по словесной инструкции. Вначале ребенок действует, опираясь на поэлементную инструкцию, а затем ориентируется на целостную многоступенчатую, отражающую весь алгоритм действий.

 

2. Цель и задачи коррекционно-педагогической работы с детьми с ТМНР.

Целью коррекционно-педагогической работы с детьми с ТМНР является социальная адаптация обучающихся и воспитанников и оптимизация образовательного процесса.

Основные задачи комплексного влияния:

1. Раскрытие смысла вместо простого развития функций. Здесь речь идет о том, необходимо всем видам деятельности придавать смысл.

2. Интеграция вместо изоляции. Дети с тяжелыми и (или) множественными нарушениями психофизического развития должны вести жизнь внутри общества, а не вне его.

3. Комплексный характер помощи вместо односторонних мер. К обучению практическим действиям необходимо добавить развитие эмоциональных и социальных потребностей.

Развитие когнитивности вместо простого практического обучения.

«В данном случае когнитивное развитие имеет смысл только тогда, когда оно направлено на практические действия и обеспечение конкретных бытовых способностей, т.е. когнитивное развитие без практического воспитания является бесперспективным занятием» (Х. Бах).

5. Развитие отношений вместо простой заботы. Очень важны тесные отношения для чувства удовлетворенности жизнью.

6. Развитие самостоятельности вместо простой опеки. Необходимо постоянно побуждать детей с тяжелыми и (или) множественными нарушениями психофизического развития к определенной самостоятельности.

7. Системный подход вместо концентрации над содержанием ограничения. Это требование указывает на то, что обучение и воспитание детей с тяжелыми и (или) множественными нарушениями психофизического развития должно представлять собой нечто большее, чем простое принятие во внимание их ограничений.

 

3. Учебный план ЦКРОиР. Программно-методические материалы предметных областей учебного плана ЦКРОиР.

Инструкция о порядке разработки и утверждения учебных планов специального образования разработана в соответствии с:

- Законом РБ от 29 октября 1991 года «Об образовании» в редакции Закона Республики Беларусь от 19 марта 2002 года.

- Законом РБ от 29 июня 2003 года «О профессионально-техническом образовании».

- Законом РБ от 18 мая 2004 года «Об образовании лиц с ОПФР».

 

Она определяет виды, структуру, порядок разработки и утверждения учебных планов специального образования на уровнях дошкольного, общего базового, общего среднего, профессионально-технического образования.

Учебные планы специального образования разрабатываются на основе образовательных стандартов.

К учебным планам специального образования относятся:

1) специальные учебные планы для лиц с ОПФР;

2) индивидуальные учебные планы для детей с ТМН психического и (или) физического развития;

 

На уровнях общего базового и общего среднего образования к специальным учебным планам относят учебный план ЦКРОиР для лиц с ТМН психического и (или) физического развития.

 

В план ЦКРОиР включают перечень учебных предметов, количество учебных часов на их изучение, количество учебных часов на проведение коррекционных занятий, общее количество учебных часов.

 

Индивидуальный учебный план для ребенка с ТМН разрабатывается учреждением образования, в котором он обучается и воспитывается, на основе учебного плана ЦКРОиР и утверждается руководителем учреждения образования по согласованию с директором государственного ЦКРОиР, координирующего деятельность в сфере специального образования в регионе.

Так, существует следующий состав образовательных областей для детей дошкольного возраста с ТМН физическими и(или)психическими нарушениями в условиях ЦКРОиР:

1) самообслуживание;

2) сенсорная стимуляция;

3) коммуникация;

4) предметно-манипулятивная деятельность;

5) игра;

6) изобразительная деятельность;

7) музыкально-ритмические занятия;

8) адаптивная физкультура.

В учебном плане для классов центра коррекционно-развивающего обучения и реабилитации есть учебный предмет «Основы жизнедеятельности».

Важное место в процессе развития личности любого ребенка занимает самообслуживание.

Самообслуживание - вид бытового труда, включающий гигиенический уход за собой, уход за своей одеждой, вещами, жилищем и др.

Содержание программы по данному разделу ориентировано на обучение гигиене тела, приему пищи, одеванию и раздеванию, на формирование элементарных представлений о правилах безопасного поведения в быту через приемы практического взаимодействия.

Планирование работы в данном направлении ведется с учетом уровня развития каждого ребенка, с опорой на сильные его стороны, сохранные механизмы психики и компенсаторные возможности.

 

Содержание предметной области «Я и мир» связано с развитием осознание собственного тела, его строения, положения в пространстве, а также самообслуживанием.

 

Общение с дошкольниками с ТМНР односторонне, осуществляется при пассивной роли неговорящего собеседника. Это в свою очередь ухудшает качество жизни детей. Все это объясняет необходимость введения предметной области «Коммуникация».

Изобразительная деятельность выступает как средство коррекции познавательных процессов, эмоционально-волевой сферы и целенаправленной деятельности детей с ТМНР и формирования знаний об окружающем мире

Предметная область «Музыкально-ритмические занятия» способствует вызыванию позитивных эмоций, активизации потребности вэлементарном познании окружающего мира через включение в доступную музыкально-ритмическую деятельность, создание условий для удовлетворения потребности в движении различной интенсивности.

Занятия по предметной области «Адаптивная физкультура» с детьми с ТМН направлены на укрепление их здоровья, развитие двигательных, умственных и компенсаторных способностей, коррекцию имеющихся отклонений.

 

В учебном плане для классов центра коррекционно-развивающего обучения и реабилитации есть учебный предмет «Основы жизнедеятельности». Он включает следующие разделы:

1. Мое жизненное пространство.

2. Самообслуживание.

3. Окружающая меня природа.

4. Я среди людей.

5. Транспорт и техника вокруг меня.

6. Я отдыхаю.

 

Самообслуживание - вид бытового труда, включающий гигиенический уход за собой, уход за своей одеждой, вещами, жилищем и др.

После поступления ребенка в учреждение необходимо определить уровень помощи, в которой нуждается ребенок по данному разделу программы:

- совместное действие, осуществляемое «рука в руку» с ребенком, сопровождаемое пошаговой инструкцией или комментарием действий;

- частичная помощь действием, последнее действие ребенок осуществляет сам; педагог помогает начать действие, а продолжает и заканчивает ребенок самостоятельно при контроле взрослого;

- ребенок осуществляет действие сам от начала до конца, опираясь на пошаговую речевую инструкцию педагога;

- ребенок осуществляет действие сам, если программа действия выведена на предметный уровень, например, при одевании на каждом стуле лежит по одному предмету одежды в нужном порядке;

- ребенок осуществляет действие полностью самостоятельно.

Содержание предметной области «Я и мир» связано с развитием осознание собственного тела, его строения, положения в пространстве, а также самообслуживанием. Кроме того, данная предметная область включает разделы «Я как член семьи», «Я и окружение», «Я и природа». Этот раздел задуман как открытый перечень ситуаций в которых может оказаться ребенок.

Общение с дошкольниками с ТМНР односторонне, осуществляется при пассивной роли неговорящего собеседника. Это в свою очередь ухудшает качество жизни детей, поскольку не позволяет дифференцировано и точно выражать собственные желания и потребности существующие как внутри, так и вне обиходно-бытового контекста. Все это объясняет необходимость введения предметной области «Коммуникация».

Сознавать для ребенка раннего возраста, еще не означает воспринимать и перерабатывать воспринимаемое с помощью внимания, памяти, мышления. Все эти функции еще не дифференцировались, они действуют в сознании целостно, подчиняясь восприятию настолько, насколько участвуют в его процессе. Поэтому в учебный план вводят предметную область «Сенсорная стимуляция».

Поскольку у детей с особенностями психофизического развития отмечается более медленный темп развития, несовпадение с сензитивными периодами, то у дошкольников с ТМНР ведущая деятельность еще предметно-манипулятивная. Поэтому в учебном плане вводят предметную область «Предметно-манипулятивная деятельность», «Игра».

Вводится предметная область «Изобразительная деятельность». Изобразительная деятельность готовит детей дошкольного возраста с ТМНР к целенаправленному восприятию иллюстраций в детских книгах, наглядных материалов, используемых в учебно-воспитательном процессе и повышает эффективность воздействия образовательной среды.

Предметная область «Музыкально-ритмические занятия» является целесообразной и значимой составляющей коррекционно-педагогического процесса в условиях центра. Музыка как искусство ритма и звука исторически признана средством разностороннего воздействия на человека. Занятия по предметной области «Адаптивная физкультура» с детьми с тяжелыми и множественными нарушениями направлены на укрепление их здоровья, развитие двигательных, умственных и компенсаторных способностей, коррекцию имеющихся отклонений. Поэтому их также необходимо включить в учебный план для этой категории детей.

 

4. Средовые ресурсы обучения и воспитания детей с ТМНР в условиях ЦКРОиР. Структурирование образовательной среды.

Учебно-воспитательный процесс всегда осуществляется в определенном социальном и пространственно-предметном окружении (образовательную среда, которая выступает как в качестве источника разнообразного культурного опыта, так и совокупности условий его успешного присвоения).

Тенденция развития современной системы образования - разработка вопросов организации образовательной среды.

Основные положения средового подхода ( Г. Ю. Беляева, Ю. С. Мануйлова, В. И. Слабодчикова, В. А. Левина и др.) :

1. Среда - источник разнообразного культурного опыта.

2. Субъект, управляющий образовательным процессом (педагог, родитель), способен выполнять систему действий по превращению среды в средство диагностики, проектирования и продуцирования задуманного образовательного результата.

Таким образом, средовой подход - теория и технология опосредованного управления (через среду) образовательным процессом, направленным на развитие личности ребенка.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-03-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: