Общественные движения 60 – 80 годов 19 века.




Буржуазные реформы 60 – 70 годов

Реформы Александра 2 по сферам общественной жизни можно разбить на: 1) социально-экономические (проведение крестьянской реформы, отмена крепостничества); 2) политические реформы (изменения в системе управления, судебная, земская, городская, военная); 3) социально – культурные реформы (школьная, университетская, печати).

1. Реформы. Эпоха реформ была временем, когда складывался союз царя, дворянства и буржуазии. Реформы должны были приспособить царизм к развитию капитализма и использованию буржуазии в своих интересах.

1. Земская реформа (1864) вводила в губерниях и уездах местное самоуправление: земские собрания и их исполнительные органы – земские управы. В них избирали дворян, интеллигенцию, буржуазию, богатых крестьян. Земства не имели политических прав и находились под контролем губернатора. Сферой их деятельности их было местное хозяйство, здравоохранение, строительство дорог, начальное народное образование.

2. Городская реформа (1870) создала городское самоуправление – городскую думу и управу, решавшие коммунальные вопросы (ведение городского хозяйства, борьба с пожарами, санитарный контроль, приюты, лечебницы и больницы и т.д.) в думу избирались зажиточные граждане во главе с городским головой.

3. Судебная реформа (1864) являлась самой прогрессивной и демократической. Она установила бессословный суд с присяжными заседателями, гласностью судопроизводства, независимостью от администрации, состязательностью (введена адвокатура), деятельностью судебных следователей и прокуроров. Также в России создан нотариат по ведению наследственных дел.

4. Военная реформа (1874) (Д.А.Милютин) заменила рекрутский набор всеобщей воинской повинностью. На службу призывали молодых людей всех сословий в возрасте 20 лет. Срок службы был в армии – 6 лет, во флоте – 7 лет. Срок военной службы был поставлен в зависимость от образования: человек, имевший высшее образование, служил полгода, среднее - полтора года. Расширилась сеть военно-учебных заведений. Солдат обучали грамоте. Увеличились денежные ассигнования, предприняты меры по перевооружению армии и флота (паровой флот, скорострельные винтовки, новая артиллерия).

5. Реформа в просвещении (1863) коснулась демократизации университетской жизни. Введен новый устав, по которому профессорские корпорации (Ученые советы) получали широкое самоуправление, избирали всех должностных лиц университета и профессоров и руководили делами университетов. Ни войска, ни полиция не могли вступить на территорию университета без разрешения ректора. Министр Головин хотел пойти еще дальше и разрешить студентам создавать свои корпорации (объединения), но это предложение император не поддержал. Школьный устав 1864 года вводил формальное равенство в среднем образовании для всех сословий и вероисповеданий, появились женские гимназии.

6. В 1865 году была проведена реформа печати, ослаблена цензура (отменялась предварительная цензура). Таким образом, отмена крепостного права стимулировала проведение Великих реформ. Они имели огромное историческое значение, породили в обществе большие ожидания, но в тоже время сохранили немало пережитков феодализма. Прежде всего, сохранилось в совершенно неизменном виде самодержавие. При Александре 2, как и при Николае 1 общим было то, что: 1) господствующим и привилегированным сословием было дворянство (дворянство - неподатное сословие); 2) сохраняли помещичье землевладение; 3) они составляли главный контингент государственных чиновников и офицеров армии, 4) проходили службу согласно с «Табелью о рангах», 5) не подлежали телесным наказаниям; 6) лишались дворянского звания по суду (по воле царя).

Положение русских дворян несколько изменилось в годы царствования Александра 2. Так: 1) они лишились права продавать (покупать) крестьян; 2) лишились оброка с крестьян и барщины (кроме работы временнообязанных крестьян до 1881г.); 3) вынуждены были широко использовать труд наемных работников; 4) жили, кроме того, за счет выкупных платежей; 5) стали подчиняться всесословному суду; 6) обязаны были служить в армии и флоте (всесословная воинская повинность с 1874г.).

Общественные движения 60 – 80 годов 19 века.

Вторая половина 19 века в духовной сфере характеризуется тем, что реализация и итоги крестьянской и других реформ вызвали обострение идейно - политической борьбы, еще большее размежевание общества. Отличительной особенностью общественной жизни России второй половины 19 века было снижение политической активности широких народных масс. Народ сохранял веру в доброго царя. Рабочее движение находилось в зачаточном состоянии. Политическую инертность проявляла буржуазия. В пореформенный период получают окончательное оформление три направления в общественном движении – консерваторы, либералы и радикалы.

Консерваторы оставались в идеологических рамках теории«официальной народности». Они боролись за сохранение самодержавия, свертывание реформ и проведение контрреформ. Консерваторы опирались на реакционное дворянство, духовенство, купечество и значительную часть крестьянства. Идеологами консервативного направления были К.П.Победоносцев, Д.А.Толстой, М.И.Катков.

Социальную основу либерального направления составляли часть буржуазии и помещиков, интеллигенция. Они отстаивали идею общего с Западной Европой исторического пути. Стремились к введению конституционного правления, демократических свобод, расширению земского самоуправления и продолжения реформ Александра 2. Их идейными лидерами были К.Д. Кавелин, Б.Н. Чичерин и некоторые другие. Особенностямирусского либерализма были: идейная и политическая дряблость, (болтуны, любители красивой фразы) отсюда склонность к компромиссам с самодержавием, близость и объединение с консерваторами против радикалов; дворянский характер (из-за слабости буржуазии); отсутствие устойчивой и организационно оформленной оппозиции правительству, неспособность к самостоятельной политической борьбе и надежды на «просвещенного царя».

Радикальное направление было представлено представителями самых разных слоев населения, которые стремились представлять интересы трудящихся, рабочих и крестьян. Особенностями российского радикализма было, то, что он был естественной защитной реакцией на реакционную политику правительства (полицейский произвол, отсутствие свободы слова и других прав и свобод) и тяжелое положение народных масс. В самой России могли существовать только тайные организации. Отметим также тесную духовную связь наших радикалов с западно-европейскими революционными движениями. Все эти течения в той или иной степени стремились преобразовать общественную жизнь на социалистических началах; свержение самодержавия и считали революцию наиболее предпочтительной формой достижения своих целей.

В истории радикального направления выделяют три этапа:

1) 60 годы – складывание революционно-демократической идеологии

2) 70 годы – формирование народнического направления и деятельность

организаций революционных народников.

3) 80 – 90 годы – активизация либеральных народников и начало распространения марксизма, на основе которого были созданы первые социал – демократические группы.

Наиболее сплоченной группой противников самодержавия были революционеры – разночинцы (разночинцы – выходцы из различных сословий: духовенства, купечества, мещанства, мелких чиновников, пришедшие на смену дворянским революционеров первой половины 19 века).

Родоначальниками теории русского социализма А.И. Герценым и Н.М. Чернышевским были сформулированы основные положения народнической идеологии. Ее основные положения состояли в следующем: 1) капитализм – это несправедливое общество; 2) можно сразу построить справедливое общество – социализм, минуя капитализм, опираясь на крестьянскую общину; 3) не признавали роли пролетариата и были поклонниками сильной личности в истории. Эта идеология была социальной утопией. Народники делились на три течения: бунтарское (анархическое) во главе с М.А. Бакуниным, сторонником и теоретиком анархизма – безгосударственного устройства общества. Бакунин выступал за крестьянскую революцию, к которой крестьяне якобы были готовы, - необходим был только толчок. Лидер пропагандистского направления П.Л. Лавров с читал, что для осуществления революции необходима долгая пропагандистская работа, чтобы большинство народа осознало и одобрило принципы будущего строя и необходимость революции. Теоретик заговорщического течения П.Н. Ткачев подчеркивал роль активного меньшинства в революции. Но основную цель он видел не в подъеме народных масс на борьбу, а в захвате государственной власти сильной подпольной группой революционеров.

Идеология народничества оказала влияние на практику движения. В 1874 году началось «хождение в народ» - массовое стихийное движение революционной молодежи под видом учителей, фельдшеров, мастеровых для пропаганды социалистических идей и подготовки крестьянского восстания. Оно показало, что крестьяне не стремятся к революции. Напротив, они сами помогали арестовывать «смутьянов» и врагов царя. Такое поведение крестьян заставило часть народников вновь обратиться к террору. В результате раскола появляются две организации – «Черный передел» (Г.В.Плеханов и др.), продолжавшая отстаивать пропагандистские методы борьбы, а также «Народная воля» (А.И. Желябов, Н.Кибальчич, С.В.Перовская, А.Д.Михайлов), принявшие тактику индивидуального террора. Народовольцы организовали ряд покушений на царя, и 1 марта 1881 Александр 2 был убит. Но революции не произошло. Организаторы покушения сами были казнены.

Вопросы для повторения и осмысления



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-05-15 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: