7.1.Экономическое содержание внебюджетных фондов
7.2. Доходы и расходы Пенсионного фонда Российской Федерации
7.3. Доходы и расходы Фонда социального страхования Российской Федерации
7.4. Доходы и расходы Фондов обязательного медицинского страхования
ВОПРОС 7.1. ЭКОНОМИЧЕСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ ВНЕБЮДЖЕТНЫХ ФОНДОВ
Вторым, после бюджетов публично-правовых образований, элементом бюджетной системы ряда стран, включая Россию, являются внебюджетные фонды в России — государственные внебюджетные фонды.
- Внебюджетные фонды представляют собой вторую по значимости форму образования и использования (расходования) денежных средств, предназначенных для обеспечения функций государства (местного самоуправления) по социальной защите населения и решения других конкретных вопросов.
- Внебюджетные фонды образуют относительно самостоятельное звено системы публичных финансов.
Названные особенности внебюджетных фондов и составляют в совокупности их экономическое содержание.
Как элемент бюджетной системы страны внебюджетные фонды функционируют в виде относительно самостоятельной системы бюджетов. Система бюджетов внебюджетных фондов представляет собой совокупность их видов по уровням управления. В некоторых странах внебюджетные фонды вообще не включаются в бюджетную систему страны, принимая форму внебюджетных счетов.
Бюджеты внебюджетных фондов связаны с бюджетами органов |власти публично-правовых образований по линии финансирования дефицита бюджетов внебюджетных фондов и предоставления межбюджетных трансфертов.
В целом же бюджеты внебюджетных фондов автономны. Они имеют свои органы управления, собственные целевые источники доходов и направления их расходования. Бюджеты внебюджетных фондов функционируют в рамках самостоятельного бюджетного процесса, т.е. подлежат обособленному от других бюджетов составлению, рассмотрению, утверждению и исполнению, учету средств, составлению отчетности.
|
Экономическую (финансовую) основу внебюджетных фондом (бюджетов или счетов) составляют финансовые ресурсы, которые поступают в распоряжение органов управления фондами,учитываются и управляются обособленно от бюджетов публично-правовых образований. В процессе движения этих финансовых ресурсов образуются и используются целевые доходы бюджетов внебюджетных фондов (и бюджетных счетов), предназначенные для финансового обеспечения отдельных социальных и экономических функций и задач государственных (муниципальных образований) по производству, распределению и доставлению определенных социальных и других общественных благ (услуг).
Внебюджетные фонды (счета) образуются преимущественно за счет целевых, закрепленных за ними на постоянной основе доходных источников: 1.страховых взносов на государственное пенсионное, coциальное и медицинское страхование, сборов и других обязательных платежей, межбюджетных трансфертов из других бюджетов бюджетной системы, безвозмездных поступлений от юридических лиц и иных источников.
В России страховые взносы уплачиваются только работодателями.
Цели и назначение расходов внебюджетных фондов (счетов) определяется це лями их создания: финансирование социальной защиты населения.
Бюджеты внебюджетных фондов по доходам и расходам, с дефицитом или профицитом утверждаются законами (решениями) соответствующих органов публичной власти.
|
Внебюджетные фонды, действующие в разных странах, отличаются большим разнообразием. Они различаются по целям, формам, видам, уровням управления и т.д. Несмотря на их многообразие, внебюджетные фонды можно классифицировать:
1 ) по целевому назначению:
■ социальные внебюджетные фонды (предназначены для финансирования расходов на социальную защиту населения — выплату пенсий, пособий, обязательное медицинское страхование и т.п.),
■ экономические внебюджетные фонды (предназначены для целевого финансирования расходов на дорожное хозяйство, природоохранные мероприятия и т.д.);
2) по форме:
■ внебюджетные фонды в форме бюджетов,
■ внебюджетные фонды в форме специальных счетов (отличаются от бюджетов меньшей регламентацией порядка формирования и использования средств и отсутствием полноценного бюджетного процесса);
3) по видам внебюджетные фонды делятся:
- на пенсионные,
- социального страхования,
- медицинского страхования,
- безработицы (занятости), экологические, дорожные и др.
4) по уровням управления:
■ федеральные (общенациональные) внебюджетные фонды (в них аккумулируются средства, необходимые для финансирования отдельных конституционных прав граждан, особо важных научных исследований, развития инновационных технологий и т.д.),
■ региональные внебюджетные фонды (создаются для гарантированного финансирования отдельных расходов регионального значения путем фондирования средств),
|
■ местные внебюджетные фонды (финансируются отдельные потребности местного самоуправления, чаще всего социального характера, требующие гарантий путем фондирования средств).
В Российской Федерации создана двухуровневая система бюджетов государственных внебюджетных фондов, включающая в себя следующие их виды:
1 ) бюджеты государственных внебюджетных фондов:
■ бюджет ПФР,
■ бюджет ФСС России,
■ бюджет ФФОМС;
2) бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов:
■ бюджеты ТФОМС.
- бюджеты ТФПФР
- бюджеты ТФССР
Доходы государственных внебюджетных фондов в целом можно| сгруппировать:
1) по признаку обязательности:
■ страховые обязательные платежи:
— страховые взносы,
— недоимки, штрафы и пени,
■ доходы, носящие необязательный характер:
— средства федерального бюджета и бюджетов субъектов федерации
— доходы от размещения средств фондов,
■ безвозмездные поступления, другие доходы;
2) по методам (способам) аккумуляции:
■ неналоговые доходы (страховые взносы, недоимки, штрафы и пени, доходы от размещения средств фондов, безвозмездные поступления, межбюджетные трансферты, прочие поступления).
В целом по внебюджетным фондам основными направлениями расходования средств являются:
1) расходы на осуществление уставной деятельности (выплата пенсий и пособий, лекарственное обеспечение нуждающихся граждан и оказание бесплатной медицинской помощи и др.);
2) расходы на содержание органов управления (оплата труда управленческого персонала, содержание зданий и сооружений, приобретение компьютерной техники, транспортных средств, инвентаря и т.д.);
3) инвестиционные расходы, в том числе на финансовом рынке и на рынке недвижимости;
4) прочие расходы.
В следующих вопросах остановимся более подробно на формировании и распределении государственных социальных фондов.