ТЕМА 7. ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ВНЕБЮДЖЕТНЫЕ ФОНДЫ




 

7.1.Экономическое содержание внебюджетных фондов

7.2. Доходы и расходы Пенсионного фонда Российской Федерации

7.3. Доходы и расходы Фонда социального страхования Российской Федерации

7.4. Доходы и расходы Фондов обязательного медицинского страхования

 

ВОПРОС 7.1. ЭКОНОМИЧЕСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ ВНЕБЮДЖЕТНЫХ ФОНДОВ

 

Вторым, после бюджетов публично-правовых образований, элементом бюджетной системы ряда стран, включая Россию, являются внебюджетные фонды в России — государственные внебюджетные фонды.

- Внебюджетные фонды представляют собой вторую по значимости форму образования и использования (расходования) денежных средств, предназначенных для обеспечения функций государства (местного самоуправления) по социальной защите населения и решения других конкретных вопросов.

- Внебюджетные фонды образуют относительно самостоятельное звено системы публичных финансов.

Названные особенности внебюджетных фондов и составляют в совокупности их экономическое содержание.

Как элемент бюджетной системы страны внебюджетные фонды функционируют в виде относительно самостоятельной системы бюджетов. Система бюджетов внебюджетных фондов представляет собой совокупность их видов по уровням управления. В некоторых странах внебюджетные фонды вообще не включаются в бюджетную систему страны, принимая форму внебюджетных счетов.

Бюджеты внебюджетных фондов связаны с бюджетами органов |власти публично-правовых образований по линии финансирования дефицита бюджетов внебюджетных фондов и предоставления межбюджетных трансфертов.

В целом же бюджеты внебюджетных фондов автономны. Они имеют свои органы управления, собственные целевые источники доходов и направления их расходования. Бюджеты внебюджетных фондов функционируют в рамках самостоятельного бюджетного процесса, т.е. подлежат обособленному от других бюджетов составлению, рассмотрению, утверждению и исполнению, учету средств, составлению отчетности.

Экономическую (финансовую) основу внебюджетных фондом (бюджетов или счетов) составляют финансовые ресурсы, которые поступают в распоряжение органов управления фондами,учитываются и управляются обособленно от бюджетов публично-правовых образований. В процессе движения этих финансовых ресурсов образуются и используются целевые доходы бюджетов внебюджетных фондов (и бюджетных счетов), предназначенные для финансового обеспечения отдельных социальных и экономических функций и задач государственных (муниципальных образований) по производству, распределению и доставлению определенных социальных и других общественных благ (услуг).

Внебюджетные фонды (счета) образуются преимущественно за счет целевых, закрепленных за ними на постоянной основе доходных источников: 1.страховых взносов на государственное пенсионное, coциальное и медицинское страхование, сборов и других обязательных платежей, межбюджетных трансфертов из других бюджетов бюджетной системы, безвозмездных поступлений от юридических лиц и иных источников.

В России страховые взносы уплачиваются только работодателями.

Цели и назначение расходов внебюджетных фондов (счетов) определяется це лями их создания: финансирование социальной защиты населения.

Бюджеты внебюджетных фондов по доходам и расходам, с дефицитом или профицитом утверждаются законами (решениями) соответствующих органов публичной власти.

Внебюджетные фонды, действующие в разных странах, отличаются большим разнообразием. Они различаются по целям, формам, ви­дам, уровням управления и т.д. Несмотря на их многообразие, внебюджетные фонды можно классифицировать:

 

1 ) по целевому назначению:

социальные внебюджетные фонды (предназначены для фи­нансирования расходов на социальную защиту населения — выплату пенсий, пособий, обязательное медицинское стра­хование и т.п.),

экономические внебюджетные фонды (предназначены для целево­го финансирования расходов на дорожное хозяйство, при­родоохранные мероприятия и т.д.);

 

2) по форме:

внебюджетные фонды в форме бюджетов,

внебюджетные фонды в форме специальных счетов (отли­чаются от бюджетов меньшей регламентацией порядка фор­мирования и использования средств и отсутствием полно­ценного бюджетного процесса);

 

3) по видам внебюджетные фонды делятся:

- на пенсионные,

- соци­ального страхования,

- медицинского страхования,

- безработицы (занятости), экологические, дорожные и др.

 

4) по уровням управления:

федеральные (общенациональные) внебюджетные фонды (в них аккумулируются средства, необходимые для финан­сирования отдельных конституционных прав граждан, осо­бо важных научных исследований, развития инновацион­ных технологий и т.д.),

региональные внебюджетные фонды (создаются для гаран­тированного финансирования отдельных расходов регио­нального значения путем фондирования средств),

местные внебюджетные фонды (финансируются отдельные потребности местного самоуправления, чаще всего социаль­ного характера, требующие гарантий путем фондирования средств).

 

В Российской Федерации создана двухуровневая система бюджетов государственных внебюджетных фондов, включающая в себя следующие их виды:

1 ) бюджеты государственных внебюджетных фондов:

■ бюджет ПФР,

■ бюджет ФСС России,

■ бюджет ФФОМС;

2) бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов:

■ бюджеты ТФОМС.

- бюджеты ТФПФР

- бюджеты ТФССР

 

Доходы государственных внебюджетных фондов в целом можно| сгруппировать:

1) по признаку обязательности:

■ страховые обязательные платежи:

— страховые взносы,

— недоимки, штрафы и пени,

■ доходы, носящие необязательный характер:

— средства федерального бюджета и бюджетов субъектов федерации

— доходы от размещения средств фондов,

■ безвозмездные поступления, другие доходы;

 

2) по методам (способам) аккумуляции:

■ неналоговые доходы (страховые взносы, недоимки, штрафы и пени, доходы от размещения средств фондов, безвозмездные поступления, межбюджетные трансферты, прочие поступле­ния).

 

В целом по внебюджетным фондам основными направлениями расходования средств являются:

1) расходы на осуществление уставной деятельности (выплата пенсий и пособий, лекарственное обеспечение нуждающихся граждан и оказание бесплатной медицинской помощи и др.);

2) расходы на содержание органов управления (оплата труда уп­равленческого персонала, содержание зданий и сооружений, приобретение компьютерной техники, транспортных средств, инвентаря и т.д.);

3) инвестиционные расходы, в том числе на финансовом рынке и на рынке недвижимости;

4) прочие расходы.

В следующих вопросах остановимся более подробно на формировании и распределении государственных социальных фондов.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-03-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: