Заключение дипломной работы должно быть по объему 6-8 страниц, а курсовой – 2-3 страницы.
Заключение носит форму синтеза полученных в работе результатов. Это последовательное, логически стройное изложение полученных выводов и их соотношение с целью работы и конкретными задачами, поставленными и сформулированными во введении.
После завершения работы над текстом необходимо еще раз прочитать введение и заключение. Особое внимание при повторном чтении введения следует уделить формулировкам: актуальности темы, цели, задач работы, а также полученных выводов в заключении. Обратите внимание на то, чтобы в выводах, содержащихся в заключении, четко просматривалось достижение цели и задач работы, сформулированных во введении.
После заключения прилагается библиографический список (Список использованной литературы).
. Список должен быть оформлен в соответствии с едиными требованиями библиографического описания (ГОСТ 7.1-84) «Система расположения нормативно-правовых актов федерального значения в Собрании Законодательства Российской Федерации». Прочие нормативно- правовые акты располагаются в соответствии с их иерархической принадлежностью.
Специальная научная и учебная литература оформляется в алфавитном порядке. Библиографический список, как правило, включает в себя не менее 50 источников.
Оформление иллюстративного материала
В зависимости от наличия исходной информации могут составляться различные аналитические таблицы. После каждой таблицы обязательно должен быть сделан вывод по приводимым в ней данным. Нельзя размещать подряд 2-3 таблицы. Таблицу следует располагать непосредственно после текста, где она упоминается впервые, или на следующей странице. Каждая таблица должна иметь смысловой заголовок, который размещается над таблицей (симметрично ей). Тематический заголовок пишут строчными буквами (кроме первой); в конце заголовка точку не ставят.
|
Таблицы нумеруют арабскими цифрами порядковой нумерацией в пределах раздела. В правом верхнем углу над заголовком таблицы помещают слово «Таблица» с указанием ее номера. Номер таблицы должен состоять из номера раздела и порядкового номера таблицы, разделенных точкой, например: Таблица 1.2 (вторая таблица первого раздела).
Таблицы, которые расположены на отдельных листах, включают в общую нумерацию страниц. Если в работе одна таблица, то ее не нумеруют и слово «Таблица» не пишут.
При переносе таблицы на следующую страницу текста ее верхние заголовки не повторяют, а указывают порядковые номера и над ней отмечают «Продолжение таблицы» с указанием номера, например:
Таблица 1.2
Название таблицы
На следующей странице
Продолжение таблицы 1.2
Название таблицы
При переносе таблицы каждая из ее частей должна содержать не менее двух строк.
Заголовки граф таблицы начинают с прописных букв, а подзаголовки – со строчных, если они составляют одно предложение с заголовками граф, и с прописной буквы, если они имеют самостоятельное значение.
Высота строк таблиц должна быть не менее 8 мм. Диагональное деление отдельных граф таблицы не допускается. Таблицу следует размещать так, чтобы ее можно было читать без поворота работы. Если такое размещение невозможно, таблицу располагают на отдельном листе так, чтобы для ее чтения надо было повернуть работу по часовой стрелке на 90 градусов.
|
Графу № п/п в таблицу не включают. При необходимости нумерации показателей, параметров или других данных в боковых заголовках таблицы порядковые номера указывают в строке, перед их наименованием арабскими цифрами с точкой. Например:
1. Материальные затраты
2. Затраты на оплату труда
Выделение в таблице в отдельную графу «единицы измерения» не допускается. Единица измерения указывается в конце заголовка таблицы, если она едина для всех показателей. Если цифровые данные в графах таблицы имеют различную размерность, ее указывают в соответствующей строке таблицы. При указании размерности нужно соблюдать принятые сокращения (тыс.руб., чел/ч и др.). Цифры в графах таблиц располагают так, чтобы классы чисел во второй графе были точно один под другим. Числовые величины в одной графе должны иметь одинаковое количество десятичных знаков. При отсутствии показателя и невозможности его расчета в таблицу заносят знак «- ».. Ставить кавычки вместо повторяющихся цифр, знаков, математических символов не допускается.
Графический материал
Количество иллюстраций, помещаемых в дипломной работе, определяется ее содержанием и должно быть достаточным для того, чтобы придать излагаемому тексту ясность и конкретность. Все иллюстрации (графики, диаграммы, схемы, чертежи, фотографии и т.д.) именуются рисунками.
|
Иллюстрации могут выполняться любым способом, обеспечивающим конкретность, выразительность и наглядность изображения.
Иллюстрации нумеруются последовательно в пределах раздела арабскими цифрами. Номер рисунка должен состоять из номера раздела и порядкового номера рисунка, разделенных точкой. Например: «Рис. 3.1). Пояснения следует приводить в подрисуночной надписи или в тексте после тематического наименования рисунка.
Если в работе используется одна иллюстрация, то она не нумеруется и слово «Рис.» не пишется.
Иллюстрации должны быть расположены так, чтобы их было удобно рассматривать без поворота работы или с поворотом по часовой стрелке.
Рисунки можно размещать либо на страницах с текстом, либо на отдельных листах дипломной работы в зависимости от их размера. Кроме того, рисунки могут быть расположены и в приложениях.
Графики, по которым можно установить количественную связь между зависимыми и независимыми переменными, должны снабжаться координатной сеткой равномерно.
Буквенные обозначения изменяющихся переменных проставляются вверху слева от левой границы координатного поля и справа под нижней границей поля. Единицы измерения размерности проставляются в одной строке с буквенными обозначениями переменных и отделяются от них запятой.
Следует избегать чрезмерно мелкой координатной сетки.
Примечания
Перечисления внутри текста следует нумеровать порядковой нумерацией арабскими цифрами со скобкой с абзацного отступа, например:
1)
2)
Примечания к тексту, таблицам и иллюстрациям, в которых указывают справочные и поясняющие данные, размещают непосредственно после пункта, таблицы, иллюстрации, к которым они относятся, и печатают с прописной буквы с абзацного отступа. Слово «Примечание» печатают с прописной буквы с абзацного отступа. Если примечаний на одном листе несколько, то после слова «Примечания» ставят двоеточие и примечания нумеруют порядковой нумерацией арабскими цифрами с точкой в конце, например:
Примечания:
1.
2.
Если имеется одно примечание, то его не нумеруют и после слова «Примечание» ставят точку, например:
Примечание.
Ссылки
При написании курсовой работы автор обязан делать ссылки на источники, материалы или отдельные результаты, которые приводятся в работе. Такие ссылки дают возможность разыскать документы и проверить достоверность сведений о цитировании документа, дают необходимую информацию о нем. Ссылаться следует на последние издания публикаций.
При использовании сведений, материалов из монографий, обзорных статей, других источников с большим количеством страниц в том месте работы, где [делается ссылка, необходимо указать номера страниц, иллюстраций, таблиц, формул, на которые дается ссылка в курсовой работе.
Ссылки на источники в тексте следует указывать порядковым номером по библиографическому списку, выделенным квадратными скобками, например: [ 3]. Наряду с общим списком допускается приводить ссылки на источники в подстрочном применении.
Ссылки на иллюстрации работы указывают порядковым номером иллюстрации, например: «рис. 1.2».
На все таблицы работы должны быть ссылки в тексте, при этом слово «таблица» в тексте пишут полностью, если таблица не имеет номера, и сокращенно – если имеет номер, например: «…в табл. 1.2».
В повторных ссылках на таблицы и иллюстрации следует указывать сокращенно слово «смотри», например: «см. табл. 1.3».
Ссылки на разделы, подразделы, пункты, перечисления, приложения следует указывать их порядковым номером, например:
«….в разд. 4»;
«…по п. 3.3»
«…в приложении 6»
Если в работе одна иллюстрация, одно приложение, следует при ссылках писать «на рисунке», «в приложении».
Приложения
В приложении помещают расчеты, рисунки, таблицы вспомогательного характера, заполненные копии первичных документов, форм отчетности и т.п.
Приложения, как уже упоминалось ранее, оформляются как продолжение дипломной работы на последующих страницах.
Каждое приложение начинается с новой страницы. Слово «Приложение» пишут в правом верхнем углу, а его название над таблицей или рисунком.
При переносе приложения на следующую страницу применяются те же правила, что и при оформлении переносов таблиц.
Ссылка на приложение по тексту оформляется в конце предложения в круглых скобках. Например: «……структура предприятия представлена в приложении 3»; или «В дипломной работе приведены расчеты затрат рабочего времени на выполнение отдельных делопроизводственных операций (приложение 2)».
Оформление списка источников
Список использованных источников (иногда его называют списком литературы, что не всегда корректно, так как Интернет-ссылка или архивные материалы – это источники, а не литература), следует оформлять либо в алфавитном порядке, либо в порядке упоминания (ссылок) в тексте выпускной квалификационной работы. Использованные литературные источники должны быть приведены в следующем порядке:
1. Нормативно-правовые акты (располагаются в соответствии с их юридической силой):
· международные законодательные акты – по хронологии;
· Конституция Российской Федерации;
· кодексы – по алфавиту;
· законы Российской Федерации – по хронологии;
· указы Президента Российской Федерации – по хронологии;
· акты Правительства Российской Федерации – по хронологии;
· акты министерств и ведомств в последовательности – приказы, постановления, положения; инструкции министерства – по алфавиту, акты – по хронологии;
2. Статьи из энциклопедий, словарей и справочников;
3. Учебная литература;
4. Монографии;
5. Периодическая литература – статьи из журналов и газет;
6. Материалы из других источников (например, из Интернета);
7. Иностранные источники.
Особое внимание следует обратить на правильность библиографических записей в списке литературы (Приложение 7). Так, после названия нормативного правового акта ставится двоеточие и указывается, кем принят (утвержден) данный документ, дата принятия (утверждения) и его номер.
Сведения о книгах должны включать фамилию и инициалы автора, заглавие книги, место издания, издательство, год издания и количество страниц в книге. Фамилию автора следует указывать в именительном падеже. Если книга написана двумя или более авторами, их фамилии с инициалами указывают в той последовательности, в какой они напечатаны в книге; при наличии трех и более авторов допускается указывать фамилию и инициалы только первого из них и слова «и др.».
Вся учебная литература, монографии, сборники научных трудов, материалы периодической печати (статьи и др.) оформляются в алфавитном порядке (по первым трем буквам автора или первого автора; если авторы не обозначены, а лишь указано под чьей редакцией данная книга, то по первым трем буквам наименования книги).
Название книг следует приводить в том виде, в каком оно дано на титульном листе (а не на обложке).
Каждый источник помимо автора и названия должен содержать место издания, год издания, издательство, количество страниц или диапазон страниц.
После названия книги или указания ее назначения необходимо поставить точку и тире, после чего написать название города, в котором издана книга. Наименование места издания необходимо приводить полностью в именительном падеже; допускается сокращение ряда городов, например Москва (М.), Санкт-Петербург (СПб.), Ростов-на-Дону (Ростов н/Д), Нижний Новгород (Н. Новгород).
После двоеточия – название издательства; после запятой – год издания; после точки и тире – количество страниц (например, - 125 с.).
Для правильного оформления выходных данных статей необходимо указать: фамилию и инициалы автора, название статьи; после двух косых линий – название издания (без кавычек); где она помещена, например указывают наименование журнала; после точки и тире – номера страниц (.-С. 15-20).
После источников на русском языке по алфавиту приводятся иностранные.
Количество источников в списке обычно зависит от того, насколько широко данная конкретная тема изучена. Как правило, для выпускной квалификационной работы должно быть не менее 25-30 источников.
СДАЧА РАБОТЫ
В процессе написания работы необходимо соблюдать графики выполнения ее отдельных частей и консультаций с руководителем. По графику встречи с руководителем работы должны планироваться не реже 4-5 раз в месяц.
После прочтения и возвращения руководителем работы следует доработать материал с учетом отмеченных замечаний.
После соответствующей корректировки целесообразно еще раз прочитать работу, устранить недостатки, проверить грамматику и сброшюровать работу. Затем следует представить работу заведующему отделением и приступить к разработке тезисов доклада для защиты.
РАЗРАБОТКА ТЕЗИСОВ ДОКЛАДА ДЛЯ ЗАЩИТЫ
Для подготовки к защите Вам следует подготовить тезисы своего доклада. Как правило, доклад на защите должен составлять: курсовой работы – до 10 минут, дипломной работы – до 20 минут. При подготовке текста доклада используйте простые слова и простые утвердительные предложения; избегайте местоимений; подготовьте наглядный (иллюстративный материал в виде графиков, схем, диаграмм и т.п.
Иллюстрации должны, во-первых, отражать Ваши основные результаты, достигнутые в работе, и, во-вторых, быть согласованы с содержанием доклада.
При использовании схем важно обеспечить их визуальное восприятие членами комиссии. Следует использовать яркие цвета, но не более трех, иначе слайд выглядит очень пестро. Текст и цифровой материал должны легко читаться с расстояния 4-5 метров. Иллюстративный материал должен иметь названия. Для защиты дипломной работы достаточно иметь 3-4, а для курсовой работы – 2-3 схемы. Рекомендуется с помощью иллюстративного материала показать структурно-логическую схему работы, отражающую ее замысел.
Ознакомившись с отзывом и рецензией, Вам целесообразно письменно ответить на поставленные в отзыве и рецензии вопросы. Письменная форма ответов необходима для того, чтобы во время защиты излишнее волнение не смогло помешать Вам правильно и спокойно отвечать на вопросы. По правилам, после ознакомления членов экзаменационной комиссии с отзывом и рецензией Вам будет предоставлено слово для доклада о проделанной работе по замечаниям руководителя и рецензента.
После завершения подготовки тезисов доклада Вам целесообразно согласовать текст выступления с научным руководителем.
ЗАЩИТА РАБОТЫ
На защите работы Вы выступаете с заранее подготовленными тезисами доклада и демонстрируете иллюстрации, обосновывающие логику изложения материала и полученные выводы. Желательно, чтобы Вы излагали тест свободно, не читая его.
К иллюстрациям необходимо обращаться только тогда, когда это требуется по ходу доклада
После выступления члены комиссии могут задать Вам любые вопросы по теме, уточнить полученные выводы и результаты. Ответы должны быть краткими и состоять, как правило, из 2-3 предложений. Некоторые вопросы могут оказаться для Вас затруднительными. Для выхода из такой ситуации можно воспользоваться следующими универсальными ответами: «Исследование данной проблемы не входило в поставленные в работе задачи; данная проблема представляется весьма интересной и в дальнейшем в своей работе я постараюсь найти пути ее решения: задача по решению данной проблемы в работе не ставилась, но анализ литературы показывает, что…»
После доклада и ответов на вопросы, при необходимости, зачитывается отзыв руководителя и рецензия на дипломную работу (рецензия – на курсовую работу), либо основные выводы из отзыва и рецензии, либо предоставляется слово руководителю работы.
Критерии оценки дипломной работы включают: содержание и оформление работы, защита работы. Именно по этим составляющим и производится оценка Вашей работы. Решение об оценке дипломной работы принимается членами экзаменационной комиссии на закрытом заседании. Результаты защиты объявляются студентам в тот же день после утверждения протоколов председателем государственной аттестационной комиссии. Оценка по курсовой работе сразу же после защиты сообщается студенту.
СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. ГОСТ 2.105. - М.: Изд-во стандартов, 1979.
2. ГОСТ 7.32-81. - М.: Изд-во стандартов,1981.
3. ГОСТ 7.32-91. - М.: Изд-во стандартов, 1991.
4. Методические указания по выполнению дипломных работ для студентов специальности “Бухгалтерский учет, контроль и анализ хозяйственной деятельности”. - СПб.: Изд-во СПбУЭиФ, 1993.
5. Оформление библиографического аппарата курсовых и дипломных работ: Методические указания для студентов заочников факультета журналистики гос. ун-тов / Под ред. А.В.Западова. - М.: Изд-во МГУ, 1988.
6. Оформление списка литературы и библиографических ссылок к научной работе: Методические рекомендации / Гос. б-ка СССР им. В.И.Ленина; Сост. А.М.Борха-Мойа; Ред. Э.А. Тернова. - М., 1990.
Приложение 1
Омский государственный колледж управления и профессиональных технологий
Отделение управления и экономики
УТВЕРЖДАЮ
Зам. директора по УР
_________Е.В. Блинова
«_____»________20
ЗАДАНИЕ