ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ВУЗЕ




ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ СТУДЕНТОВ

С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ УЧЕБНЫХ И ВНЕУЧЕБНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ВУЗЕ

Изучены разновидности и состояние различных форм физкультурно-спортивной деятельности в вузе с целью повышения их

эффективности в реализации основных задач физического воспитания студенческой молодежи. Впервые рассматривается воз-

можность внедрения в педагогическую практику технологий общественно-самодеятельных форм физического воспитания

студентов (на примере туристской деятельности). Показано, что содержание технологий учебной и внеучебной форм физкуль-

турно-спортивной деятельности в вузе должно обеспечивать студентам широкий и свободный выбор ее средств, методов и ви-

дов, возможность проявления в них творческой индивидуальности и полноценной самореализации.

Ключевые слова: технологии; учебные и внеучебные формы занятий; курс спортивного совершенствования; физкультурно-

оздоровительная и спортивно-массовая работа; общественно-самодеятельные формы физкультурных занятий; физкультурно-

спортивная деятельность; физическая подготовленность; физическое развитие; мотивация.

Современная социально-экономическая ситуация и

состояние здоровья населения России требуют анализа

теоретических положений и практического опыта в

вопросах физического воспитания молодого поколения

и формирования здорового образа жизни. Существую-

щая система физкультурно-спортивной деятельности в

вузе с ее учебной и внеучебной формами организации

и управления, на деле лишь декларируя их единство, к

сожалению, не решает в оптимальном объеме проблем

физической подготовленности, состояния здоровья и

формирования здорового образа жизни студентов.

По данным исследователей [1–3 и др.], активное об-

ращение студентов к внеучебным формам физкультур-

но-спортивной деятельности в течение всего периода

обучения в вузе в различных регионах РФ составляет

примерно от 7 до 10%. Многолетние медицинские об-

следования студентов 1–3-х курсов Томского государ-

ственного университета, охваченных процессом физи-

ческого воспитания, показали, что число респондентов,

отнесенных по состоянию здоровья к числу освобож-

денных от занятий физической культурой, специальной

медицинской группе и имеющих хронические заболе-

вания, колеблется в разные годы от 25 до 45%. Причем

этот процесс имеет тенденцию роста [3, 4 и др.].

Структура физкультурно-спортивной деятельности

в вузах располагает целым комплексом направлений

двигательной активности (физическое воспитание, курс

спортивного совершенствования, физкультурно-оз-

доровительная и спортивно-массовая работа во вне-

учебное время, общественно-самодеятельные формы

физкультурных занятий и т.д.), которые в методологи-

ческом и организационном планах способны успешно

решать задачи оздоровления и физического совершен-

ствования студентов [5].

Однако в практическом плане эффективная реали-

зация всего комплекса средств физкультурно-спор-

тивной деятельности в настоящее время трудно выпол-

нима из-за целого ряда объективных и субъективных

причин научно-методического, информационно-

образовательного, организационного, пропагандист-

ского, кадрового, ресурсного, правового характера.

Одним из путей решения проблемы оптимизации дви-

гательной активности студентов является совершенст-

вование системы физического воспитания в вузе на

основе комплексного использования всех форм физ-

культурно-спортивной деятельности [3, 5]. Для реали-

зации этой задачи необходимы новые технологические

подходы, предполагающие построение адекватной мо-

дели физкультурно-спортивной деятельности, опти-

мально соответствующей требованиям студенческой

молодежи в удовлетворении двигательных интересов и

потребностей.

Цель исследования – разработка и внедрение в повсе-

дневную жизнь студентов технологий учебной и вне-

учебной форм физкультурно-спортивной деятельности.

Материалы и методы исследования. Исследование

выполнялось на кафедре физического воспитания и спор-

та факультета физической культуры Томского государст-

венного университета в период c 2005 по 2008 г. В педа-

гогическом эксперименте принимали участие 642 сту-

дента (362 мужчины и 280 женщин в возрасте 17–25 лет)

1–3-х курсов (в течение обязательного курса физического

воспитания) 22 факультетов ТГУ; использовались техно-

логии учебной и внеучебной форм физкультурно-

спортивной деятельности. Были сформированы 3 группы:

2 экспериментальных и 1 контрольная.

В первую экспериментальную группу входили сту-

денты, занимавшиеся физической культурой по разра-

ботанным программам технологий баскетбола и атле-

тической гимнастики.

Вторую экспериментальную группу составили сту-

денты, занимавшиеся физическим воспитанием по раз-

работанным авторами программам технологии общест-

венно-самодеятельных форм занятий. Анализировалась

деятельность четырех общественных физкультурно-

спортивных клубов ТГУ: экспедиционного клуба

«Скат»; туристского клуба «Берендеи»; спелеоклуба;

альпинистского клуба.

В контрольную группу вошли студенты, занимав-

шиеся по программе технологии общей физической

подготовки (ОФП).

На основании имеющихся теоретических данных и

практического опыта в реализации примерной программы

по дисциплине «Физическая культура» была разработана

комплексная технологическая модель физкультурно-

спортивной деятельности в вузе (рис. 1). В структуру мо-

дели были включены учебные программы и планы прове-

дения академических занятий по технологиям атлетиче-

ской гимнастики, баскетбола, ОФП, а также положения и

технологии факультетских, университетских и других

физкультурно-оздоровительных и спортивно-массовых

мероприятий, положения и технологии занятий различ-

ными видами туризма в общественно-самодеятельных

физкультурно-спортивных клубах ТГУ.

Рис. 1. Комплексная технологическая модель физического воспитания студентов

Двукратное ежегодное тестирование позволило

оценить эффективность учебных занятий в избранных

технологиях по видам спорта и двигательной активно-

сти, проанализировать результаты контрольных испы-

таний (показатели физической подготовленности перед

началом и после окончания учебного года), а также

определить уровень двигательной активности студен-

тов в течение трехлетнего периода обучения.

Результаты исследования. Внедрение разработанной

комплексной технологической модели физкультурно-

спортивной деятельности в повседневную жизнь студен-

тов позволило реализовать деятельностный подход к ос-

воению ценностей физической культуры и обеспечить

реальное включение занимающихся в процесс физкуль-

турного самообразования и самосовершенствования.

Реализация учебной формы физкультурно-спор-

тивной деятельности в вузе осуществлялась с исполь-

зованием технологий избранных видов спорта и обще-

физической подготовки в соответствии с требованиями

примерной программы дисциплины «Физическая куль-

тура» в рамках 408 академических часов. Внеучебная

деятельность студентов была представлена экспери-

ментальными технологиями спортивно-массовой, физ-

культурно-оздоровительной и общественно-самоде-

ятельной (на примере туристской деятельности) форм

физического воспитания.

После 3 лет занятий различными формами физкуль-

турно-спортивной деятельности по программам экспе-

риментальных технологий значительные успехи отме-

чены в формировании скоростно-силовых качеств

(темп прироста составил от 3,6 до 6,1%), силы (от 9,6

до 24,8%) и гибкости (от 6,8 до 18,4%). Выносливость

и быстрота являются более «проблемными» качествами

(темп прироста от 1,2 до 4,7% и от 0,2 до 2,9% соответ-

ственно), успешное формирование которых, по нашему

мнению, возможно лишь при условии вариативного

подхода в распределении количественных и качествен-

ных показателей объема и интенсивности физической

нагрузки в недельном цикле жизнедеятельности [6].

Значительные успехи достигнуты в развитии специаль-

ных физических качеств. Величины сдвига показателей

после окончания эксперимента у студентов обеих экс-

периментальных групп по сравнению с исходными

данными составили от 3,5 до 49,2%.

Физкультурно-спортивная деятельность

в вузе

Академические занятия по физическому воспитанию

Формирование физической культуры

личности студентов

Теоретический раздел по избранным направлениям

физической культуры

Внеучебные формы физического воспитания

в вузе

Физическое воспитание

и самовоспитание

Общеразвивающие

технологии

Спортивно-

видовые техно-

логии

Оздоровительные

технологии

ЛФК

Индивидуаль-

ные формы двига-

тельной активности

Общественно-

самодеятельные формы

двигательной

активности

Спортивное

совершенст-

вование

Массовые физ-

культурно-

спортивные ме-

роприятия

1-й этап – формирование мотивации

к занятиям физической культурой

2-й этап – формы реализа-

ции физкультурно-

спортивных интересов и

потребностей

3-й этап – достиг-

нутые результаты

В целом применение комплексной технологической

модели физкультурно-спортивной деятельности позволило

добиться положительных изменений в физической подго-

товленности студентов. За период эксперимента в 70%

показателей зафиксирован достоверный прирост результа-

тов (р<0,05), характеризующих развитие основных физиче-

ских качеств, и лишь в 3% отмечено их снижение.

У студентов, вовлеченных в различные формы физ-

культурно-спортивной деятельности, отмечается положи-

тельная динамика в формировании мотивационной сферы

(к 3-му курсу количество мотивов возрастает в 2 и более

раз), в показателях учебной деятельности [7]. Повышение

посещаемости занятий по физическому воспитанию (с

65,6% в начале до 93,5% к окончанию эксперимента) сви-

детельствует об успешном формировании позитивных

мотиваций к физкультурно-спортивной деятельности [2].

По нашим данным, до 40% студентов, принимавших уча-

стие в эксперименте, продолжали использовать в повсе-

дневной деятельности различные формы занятий физиче-

скими упражнениями и принимали активное участие в

физкультурно-спортивных мероприятиях факультетского,

общеуниверситетского, районного и других масштабов на

4–5-м курсах обучения.

Результаты педагогического эксперимента доказы-

вают, что высокая эффективность учебного процесса

возможна и при использовании общественно-самоде-

ятельных форм физического воспитания студентов. Рес-

понденты, занимавшиеся в общественно-самоде-

ятельных клубах, показали во многих тестах, характери-

зующих физическое развитие, лучшие результаты среди

всех участников эксперимента.

Это подтверждают и результаты ежегодных тести-

рований уровня физической подготовленности сту-

дентов, занимающихся в этих клубах. Показатели раз-

вития таких физических качеств, как сила, выносли-

вость, гибкость, в целом были выше, чем у их сокурс-

ников, занимающихся по программам технологий из-

бранных видов спорта (табл. 1–3). Это и не удиви-

тельно, поскольку программа занятий различными

видами туризма наряду с физическим совершенство-

ванием включает комплекс дополнительных меро-

приятий (психологические тренинги, технико-

тактическая подготовка, учитывающая внешние фак-

торы, например, тип скалы, страховку, погодные ус-

ловия а также состояние здоровья, умения и навыки

восхождения на скалу и т.д.) [8].

Т а б л и ц а 1

Показатели силы у студентов, посещавших учебные занятия по физическому воспитанию (2)

x X ± s

Вид физической культуры Показатели

1-й курс 3-й курс

Темп прироста показателей

9,7±0,5

11,0±0,7

(nм =66)

Баскетбол 1,3±0,3*(13,4%)

54,1±2,3 59,3±2,5 5,2±0,9*(9,6%)

(nж =45)

10,1±0,6

12,6±0,9

(nм =120)

Атлетическая гимнастика 2,5±0,4*(24,8%)

51,3±2,4 60,9±2,6 9,6±1,7*(18,7%)

(nж =101)

10,2±0,5

11,9±0,5

(nм =48)

Туризм 1,6±0,3*(15,6%)

49,4±2,1

60,6±2,4

11,2±0,9*(22,6%)

(nж =32)

10,3±0,6

11,5±0,8

(nм =128)

ОФП 1,2±0,3*(11,7%)

48,7±2,2

59,6±2,5

10,9±1,1*(22,4%)

(nж =102)

Примечание. Здесь и далее в числителе указано значение показателей у мужчин; в знаменателе – у женщин; nм – число обследованных муж-

чин, nж – женщин. Звездочкой помечены статистически значимые (р<0,05) темпы прироста показателей.

Т а б л и ц а 2



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-30 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: