В проекте необходимо сформулировать Стратегическое видение и миссию рассматриваемой компании. У выбранной студентом организации может уже быть разработанная миссия и стратегическое видение. Необходимо проанализировать и дополнить и исправить исходя из нижеследующих теоретических методик.
Стратегическое видение
Для качественной стратегии в проекте, необходимо представить, каким будет будущее анализируемой компании в ближайшие 5-10 лет. Для отраслей с длительным периодом ввода новых мощностей могут анализировать и более продолжительные сроки. Главное, чтобы выбранный временной интервал был достаточным для проведения серьезных изменений.
Стратегическое видение это некое идеальное представление сотрудников об организации и бизнесе, которое указывает направление движения и задает маршрут в будущее; определяет технологии, целевые аудитории, географические и товарные рынки, перспективные возможности и образ компании, какой она должна стать в будущем [3,6,7].
Изучая внутреннюю и внешнюю среду организации нужно ответить на следующие основные вопросы:
· Как будет выглядеть мир через 5-10 лет, какими станут в будущем используемые технологии, товар, клиенты?
· Какие есть возможности угрозы на ближайшие годы (новые рынки и новые технологии, меняющие отрасль, мировой кризис, военные конфликты)?
· Какие предпочтения собственников относительно будущего компании?
· Какие потребности у рынков?
· Как компания может выстроиться в изменившийся мир?
· Какой должна стать компания, в каком направлении она должна развиваться?
· Какое положение в отрасли компания должна занять через пять лет.
· Чем компания будет отличаться от конкурентов?
|
· Какие целевые аудитории интересны компании на долгосрочную перспективу?
· Какие географические и товарные рынки предстоит освоить?
· Какие ресурсы необходимы (технологии, деньги, государственная поддержка)?
Видение должно сплотить персонал и направить их энергию на достижение поставленных целей, а также установить приоритеты там, где это необходимо.
Видение будущего -краткий документ (на одной-двух страницах), который руководителям компании следует регулярно просматривать, чтобы освежить в памяти поставленные цели.
Миссия
Если стратегическое видение определяет будущий образ компании, то миссия описывает деятельность компании в настоящее время: какие потребности она удовлетворяет (какие товары и услуги она производит), кто ее клиенты, каковы технологические и деловые возможности.
Предпосылками для создания миссии каждой компании являются следующие элементы:
· История компании;
· Ресурсный потенциал компании;
· Ключевая компетенция компании.
· Основные черты, которые могут присутствовать в миссии:
· Политика компании, которая определяет взаимоотношения компании со всеми заинтересованными группами: сотрудниками, покупателями, поставщиками, дистрибьюторами, кредиторами и т.д.;
· Социальная позиция компании (защита окружающей среды, поддержка образования и науки и т.д.);
· Регионы, страны или группы стран, в которых компания работает и планирует работать;
· Типы рынка и клиентов, которые обслуживает компания (товары массового спроса, или элитные дорогие товары);
|
· Диапазон выпускаемой продукции;
· Описание конкурентных преимуществ компании.
При работе над данным разделом нужно учитывать, что лучше определять миссию не в терминах продуктов и услуг, а в терминах сферы удовлетворения потребностей. Это хорошо иллюстрирует пример: Компания, провозгласившая своей миссией "производство керосиновых ламп", очевидно, с появлением электрического освещения должна была либо свернуть свой бизнес, либо перейти на производство "электрических керосиновых ламп". Поэтому предлагается (по возможности) определять бизнес в терминах "выгодности" для потребителя. Показательно с этой точки зрения звучит слоган фирмы Nokia: "Connecting People" ("Соединяя людей"). Как видно, здесь нет ни слова о мобильных телефонах, и завтра, когда появятся другие методы "соединения людей", компании Nokia будут актуальны.
При разработке данного раздела нужно избежать таких типичных ошибок как:
· миссия содержит фразы о том, что весьма далеко от реального положения вещей;
· миссия содержит стандартные фразы, не несущие конкретики и не дающие понять, чем организация отличается от конкурентов;
· сотрудниками организации миссия не воспринимается как некое направление для своих действий, а скорее как элемент обязательных правил вроде распорядка дня или делового стиля одежды.