Методики развития выносливости.




СЕМЁНОВ ВЛАДИМИР АЛЕКСАНДРОВИЧ

«Индивидуальные маршруты развития и совершенствования выносливости у инвалидов с нарушением опорно-двигательного аппарата»

ДИСЦИПЛИНА

Теория и организация адаптивной физической культуры.

Направление подготовки

44.03.05 Педагогическое образование

Направленность (профиль)

Физическая культура и Дополнительное образование (адаптивное физическое воспитание)

Квалификация выпускника

бакалавр

Форма обучения

очная

Преподаватель

Шеворакова Юлия Геннадьевна

____________ ____________

оценка подпись

«______»_________2020г.

Оренбург, 2020 г.

План работы

Введение. 4

Особенности развития выносливости. 4

Методики развития выносливости. 5

Список использованной литературы. 6

 

 

 

 

Введение

Разнообразная деятельность инвалидов — учеба, домашняя работа, профессиональный труд или игра — связана с необходимостью длительное время поддерживать работоспособность, т.е. проявлять выносливость, которая у данной категории людей лимитирована различными нарушениями и сниженной двигательной активностью. Выносливость является той базовой способностью, которая создает предпосылки для адаптации и переноса ее в другие неспецифические виды деятельности. Если человек способен долго ходить на лыжах, бегать, плавать, выполнять силовые упражнения на тренажерах, постоянно увеличивая свои возможности и отодвигая утомление, то и к другим видам деятельности он будет более вынослив.

Физическая выносливость — это совокупность психических, морфологических и физиологических компонентов организма (инвалидов), обеспечивающая устойчивость к утомлению в условиях мышечной деятельности.

Особенности развития выносливости.

Развитие выносливости предъявляет повышение требований к следующим функциональным системам и зависит от их состояния:

— функциональный потенциал ЦНС;

— функциональный потенциал опорно-двигательного аппарата;

— функциональный потенциал сердечно-сосудистой и дыхательной систем;

— наличие энергетических ресурсов в организме;

личностно-психологические особенности (тип высшей нервной

деятельности, свойства темперамента, характер, способность к волевым усилиям);

— уровень освоения техники двигательного действия.

Измеряют выносливость временем, в течение которого выполняется двигательная работа заданной мощности:

— продолжительность выполнения упражнений циклического характера без снижения скорости;

— продолжительность работы на велоэргометре при ручном или ножном педалировании (для лиц с поражениями опорно-двигательного аппарата);

— продолжительность сохранения координационной стабильности движений при выполнении стандартной серийной нагрузки «до отказа»;

— физиологические и биохимические показатели энергетических ресурсов организма (максимальное потребление кислорода).

Выделяют общую и специальную выносливость. Общая выносливость - способность длительное время выполнять работу умеренной интенсивности, специальная — способность выполнять работу заданной интенсивности, преодолевать утомление в конкретном виде деятельности.

Общая выносливость необходима инвалидам любого возраста. Способы ее развития регламентированы сохранностью двигательных функций. Считается, что любая двигательная деятельность, связанная с напряжением сердечно-сосудистой и дыхательной систем, дает свой вклад в развитие выносливости. Сохранные локомоторные функции у лиц с нарушением слуха, зрения, речи, с легкой и умеренной умственной отсталостью, легкой формой ДЦП, инвалидов с ампутацией сегментов верхних конечностей позволяют им использовать упражнения циклического характера как наиболее эффективный способ развития аэробных возможностей. Инвалиды с ампутацией нижних конечностей, тяжелыми формами ДЦП и умственной отсталости, с нарушениями функций спинного мозга не имеют столь широкого выбора средств, а развитие выносливости достигается главным образом передвижением в коляске, хотя не исключены такие виды, как плавание, ходьба на протезах, спортивные игры. [https://studme.org/122266/meditsina/razvitie_vynoslivosti]

 

Методики развития выносливости.

Наиболее эффективными для инвалидов с поражением опорнодвигательного аппарата Е.Г. Григоренко и Б.В. Сермеев (1991) считают упражнения, выполняемые с разной интенсивностью:

— для поддержания аэробной выносливости с ЧСС в границах 120-140 уд/мин;

— для повышенной аэробной выносливости с ЧСС в диапазоне 140-165 уд/мин;

— для максимального развития аэробной выносливости с ЧСС в пределах 165-180 уд/мин.

Последние два режима нагрузки относятся к специальной выносливости.

Специальная выносливость - сложная физическая способность, которая определяется спецификой вида спорта, его координационной структурой, продолжительностью и интенсивностью соревновательной деятельности, механизмами ее энергообеспечения, способностью преодолевать утомление. Уровень специальной выносливости спортсменов-инвалидов определяется степенью развития вегетативных функций, обеспечивающих движение, и стабильностью координационной выносливости, выступающей фактором устойчивости против утомления нервно-моторных функций управления движениями.

Основные виды специальной выносливости, требуемые для выполнения инвалидами разных видов соревновательной деятельности, — это координационная, скоростная, скоростно-силовая и силовая. В «чистом» виде они встречаются достаточно редко. При выполнении любого двигательного действия участвуют разные виды выносливости, а такой вид, как координационная выносливость, реализуется в каждом из них. Почти все виды спорта, рекомендованные для инвалидов, требуют не одного, а многих типов специальной выносливости.

Развитие всех видов выносливости осуществляется путем варьирования величины параметров задаваемой нагрузки: продолжительности, интенсивности и мощности выполняемых упражнений, веса отягощений, количества подходов в серии и количества серий, длительности и характера отдыха между упражнениями и сериями упражнений. Для развития специальной выносливости используются те же методы, что и для здоровых спортсменов, так как закономерности адаптационных процессов для всех едины, но в работе с инвалидами учитываются реальные функциональные возможности, индивидуальные способности организма спортсмена, состояние сохранных функций, медицинские показания и противопоказания.

Скоростная выносливость необходима практически во всех циклических видах спорта, и это регламентирует выбор продолжительности и интенсивности упражнений в процессе тренировки. Основные методы развития скоростной выносливости — переменный, повторный, интервальный, игровой, соревновательный.

Скоростно-силовая выносливость необходима в видах спорта, где преодолевается внешнее сопротивление за счет оптимальных мышечных усилий. Основные методы развития скоростно-силовой выносливости — метод повторных и динамических усилий.

Силовая выносливость чаще всего проявляется в упражнениях, требующих абсолютной силы, например в пауэрлифтинге. Основным методом развития абсолютной силы является метод повторных усилий. Такой вид силовой выносливости, приобретаемый длительной тренировкой, не имеет переноса на динамические упражнения и используется в узкой спортивной специализации, но чаще — как метод коррекции телосложения.

 

 

Список использованной литературы.

1. Частные методики АФК Под.Ред. Л.В. Шапковой. М.: Советский спорт - 2003.

2. Физическая реабилитация, Под. ред.С.Н. Попова. Ростов на Дону 2008.

3. Коррекционные подвижные игры и упражнения для детей с нарушениями в развитии, Под. Ред. проф. Л.В. Шапковой. М. Советский спорт 2002

4. Евсеев, С. П. Материально-техническое обеспечение адаптивной физической культуры / С.П. Евсеев, С.Ф. Курдыбайло, В.Г. Сусляев. - М.: Советский спорт, 2014. - 308 c

5. Герасимова Т. В. Формирование навыков здорового способа жизни методами оздоровительной физической культуры // Педагогика, психология и медико-биол. проблемы физич. воспитания и спорта. – 2009. - № 10. – С. 25-27

6. Евдокимов В. И. Оздоровительная физическая культура - средство оптимизации профессионального здоровья и качества жизни / В. И. Евдокимов, О. А. Чурганов // Актуальные проблемы физической подготовки. - 2007. - № 2. - С. 68-72.

7. Иванов И. В. Оздоровительная профессионально-прикладная физическая культура: учеб. пособие / И. В. Иванов, А. И. Чистотин; Федер. агентство по образованию Рос. Федерации, Новосиб. гос. архит.- строит. ун-т (Сибстрин) - Новосибирск: Новосиб. гос. архитектурно-строит. ун-т, 2006. - 56 с.

8. Кирпиченков А. А. Оздоровительно-развивающие занятия на основе комплексного применения физических упражнений. - Смоленск, 2012. - 21 с.

9. Литвинова О. П. Влияние оздоровительной аэробики на развитие двигательных качеств // Педагогика, психология и медико-биол. проблемы физич. воспитания и спорта. – 2009. - № 10. – С. 118-121

10. Малкина-Пых И. Г. Возможности формирования позитивного самоотношения личности методами ритмо-двигательной оздоровительной физической культуры // Вестн. Балтийского федер. ун-та им. И. Канта. - 2010. - № 5. - С. 101-108

11. Митриченко Р. Х. Модель организации рекреационных занятий физической культурой. - Волгоград, 2012. - 26 с.

12. Свечкарёв В. Г. Использование машины адаптивного воздействия в практике оздоровительной физической культуры / В. Г. Свечкарёв, В. В. Гурин // Кубан. науч. мед. вестн. - 2006. - № 11. - С. 76-78

13. Социально-биологические аспекты оздоровительной и адаптивной физической культуры. - Новосибирск: НИПКиПРО, 2007. - 120 с.

14. Ципин Л. Л. Научно-методические основы занятий оздоровительными физическими упражнениями: учеб. пособие / Л. Л. Ципин. – СПб.: Копи-Р Групп, 2012. - 103 с.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-12-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: