ФОНАЦИОННОЕ (РЕЧЕВОЕ) ДЫХАНИЕ




Дыхание принимает самое активное участие во всякой человеческой деятельности и особенно в речевой. Не случайно Л. И. Вансовская отмечает, что «речь – это озвученный выдох»! Связанное со звуком дыхание называют фонационным.

 

Фонационное дыхание отличается от обычного физиологического следующими признаками: дыхание во время речи произвольно, контролируемо, вдох более короткий и энергичный, а выдох замедленный. Типичная ошибка - набор излишнего воздуха; это не только бесполезно, но и вредно. В случае необходимости лучше сделать бесшумный добор воздуха носом уже в процессе речи. Речевое дыхание должно быть глубоким, т. е. осуществляться нижнереберными мышцами, мышцами брюшного пресса и диафрагмой. При вдохе сокращается и уплощается диафрагма, главная дыхательная мышца; грудная полость расширяется вперед и в стороны. Плечи, верхний отдел груди при правильном вдохе остаются неподвижными. Речевой выдох осуществляется в первую очередь через рот.

 

Характеристики речевого дыхания

 

1. Активность: дыхание – энергетическая база нашей речи.

 

2. Организованный выдох – фонационное дыхание связано с возникновением и распространением звука, поэтому струя выдыхаемого воздуха должна как бы фокусироваться в одной точке.

 

3. Распределение выдоха — умение сознательно делить весь объем выдыхаемого воздуха на равномерные отрезки-порции. Вдох в 10-15 раз короче выдоха (при хорошо тренированном дыхании выдох делится на 25-30 порций, каждая из них полновесна, а значит, каждое слово полнозвучно). Нет необходимости увеличивать объем вдыхаемого воздуха, важнее научиться распределять имеющийся запас на равные по активности выдоха порции.

 

4. Добор дыхания в процессе речи - необходимость быстро, энергично, незаметно для слушателя подхватывать новую порцию воздуха, пополнять его запас в каждой удобной паузе.

 

Элементы речевого дыхания

 

1. Глубокий, энергичный, короткий вдох, в основном через нос;

 

2. Равномерный, активный, не ослабевающий («незатухающий») к концу выдох;

 

3. «Фокусировка» выдоха на кончиках чуть собранных (как для свиста) губ.

Механизм голосообразования Голос - это совокупность разнообразных по своим характеристикам звуков, возникающих в результате колебания эластических голосовых складок. Звук голоса - колебания частиц воздуха, распространяющихся в виде волн сгущения и раздражения. Источником звука голоса -гортань с голосовыми складками. Процесс образования звука голоса называется голосообразованием или фонацией. Звукообразование является результатом сложного и тонкого взаимодействия всех частей гортани, которое осуществляется через широкую сеть нервных связей с головным мозгом. При обычном дыхании голосовая щель широко раскрыта и имеет форму равнобедренного треугольника, основание которого обращено кзади (к черпаловидным хрящам), а вершина – кпереди (к щитовидному хрящу). Вдыхаемый и выдыхаемый воздух при этом беззвучно проходит через широкую голосовую щель. При фонации истинные голосовые связки находятся в сомкнутом состоянии. Струя выдыхаемого воздуха, прорываясь через сомкнутые голосовые связки, несколько раздвигает их в сторону. В силу своей упругости, а также под действием мышц, суживающих голосовую щель, связки возвращаются в исходное, т.е. срединное положение, с тем, чтобы в силу продолжающегося давления выдыхаемой воздушной струи снова раздвинуться в стороны, и т.д. таким образом, при фонации происходят колебания голосовых связок. Эти колебания совершаются в поперечном, а не продольном направлении, т.е. связки перемещаются к внутрь и к наружу, а не кверху и книзу. В результате колебания голосовых связок движение струи воздуха, текущей по трахее под давлением, превращается над голосовыми связками в колебания частиц воздуха. Эти колебания, передаваясь в окружающую среду, воспринимаются слуховым органом как звук голоса. При каждом расхождении голосовых связок во время их колебаний при фонации прорывается очень небольшое количество воздуха. Поэтому давление поступающей в окружающую среду звуковой волны ничтожно по сравнению с давлением свободно выдыхаемой воздушной среды. Таким образом, голосообразование у человека - очень сложный механизм тесного взаимодействия органов и систем с их биологическими обратными связями на основе слухового, вибрационного и проприоцептивного анализаторов, сигнализирующих в центральную нервную систему об их состоянии и деятельности.

В статье анализируются распространенность нарушений голоса, причины и их особенности у педагогов на основании анкетирования 934 учителей общеобразовательных школ. Установлено, что преподаватели связывают нарушения голоса не только с изменениями тембра голоса, но и с различными субъективными ощущениями, затрудняющими профессиональную деятельность. Основными причинами, вызывающими нарушение голоса, являются чрезмерная голосовая нагрузка, неравномерная у преподавателей различных специальностей, неумение владеть своим голосом, психоэмоциональные стрессовые факторы и частые простудные заболевания, в большинстве случаев - сочетание нескольких факторов. Заболеваемость голосового аппарата у педагогов не имеет тенденции к снижению, что предопределяет необходимость проведения комплексных медицинских и педагогических профилактических мероприятий по предупреждению дисфоний.

 

Ключевые слова:

 

гортань, нарушения голоса, предупреждение дисфоний

Проблема нарушений голоса у учителей в последние годы приобретает все большее социальное значение, так как по данным отечественных и зарубежных авторов, отмечается увеличение заболеваемости голосового аппарата у педагогов с 30-40% в 30-60-е годы до 55-60% в последнее десятилетие [1-8].

 

По данным Всероссийского научно-методического центра по фониатрии, распространенность заболеваний голосового аппарата преподавателей различных регионов России по данным обращаемости в фониатрические кабинеты составляет в среднем 65%. Ежегодно у 2% обратившихся учителей диагностируется хронический ларингит, у 6% - предузелковое состояние, у 11% - узелки голосовых складок, у 4,5% - полипы, 18% - парезы и параличи гортани. У 9,5% педагогов во время осмотра органические изменения не выявляются, но в анамнезе отмечаются кровоизлияния, удаление полипов или узелков. В 49% наблюдений диагностируются функциональные нарушения голоса [5].

 

Подобную тенденцию можно объяснить стрессовыми ситуациями в экономической и социальной жизни, изменением к худшему условий работы преподавателей, увеличением недельной голосовой нагрузки и другими факторами.

 

Основные причины, вызывающие нарушения голоса у педагогов, можно разделить на биологические (конституциональные особенности, возраст, пол, сопутствующие заболевания), профессиональные (стаж работы, длительность и интенсивность голосовой нагрузки), бытовые (семейное положение, состав семьи, жизненные условия), психологические (конфликтные ситуации бытовые и профессиональные, психоэмоциональные и характерологические особенности личности). Нередко наблюдается сочетание двух и более факторов, вызвавших нарушение голоса [3, 4].

 

Для изучения распространенности нарушений голоса у педагогов, причин и особенностей их проявления нами проведено анкетирование 934 учителей общеобразовательных школ Москвы, Московской области и других регионов России.

 

Анкета была составлена таким образом, что позволила получить достаточную информацию о распространенности и причинных факторах нарушений голоса, половозрастном составе, специальности, стаже работы, продолжительности и интенсивности голосовой нагрузки в течение недели, имеющихся заболеваниях, а также тембре голоса.

 

Анкетирование проводилось открыто или анонимно (в тех случаях, когда педагоги испытывали чувство тревоги о дальнейшей профессиональной деятельности в связи с состоянием здоровья). Анализ результатов анкетирования позволил выявить этиологические факторы и частоту заболеваний голосового аппарата, определить зависимость нарушений голоса от интенсивности голосовой нагрузки, стажа, возраста, простудных и других соматических заболеваний, психоэмоционального перенапряжения, доказать необходимость постановки голоса для педагогов в период обучения в высшем учебном заведении.

 

1. Характеристика анкетированных учителей. Для анализа были отобраны анкеты 934 учителей школ Москвы, Московской области и других регионов России, проходящих переподготовку на курсах повышения квалификации. В основном это были женщины 781 (мужчин - 153) в возрасте от 20 до 65 лет.

 

Наиболее малочисленной была группа учителей старше 50 лет (15,4%), так как педагоги этого возраста менее охотно проходят переподготовку, не всегда заинтересованы в различных экспериментальных исследованиях, испытывают некоторое беспокойство в связи с потенциальной возможностью прекращения дальнейшей профессиональной деятельности.

 

По стажу работы мы разделили всех обследованных на 5 групп: 1-я - до 3 лет; 2-я - от 3 до 10 лет; 3-я - от 10 до 20 лет; 4-я - от 20 до 30 лет; 5-я - свыше 30 лет. В 1-ю группу мы определили молодых специалистов (17%), в пятую - опытных педагогов со стажем работы свыше 30 лет (12,0%).

 

Голосовая нагрузка у анкетированных учителей не была одинаковой. Большинство респондентов имели нагрузку, превышающую тарифную ставку (56%); до двух ставок она доходила у 24% тестируемых, более 40 ч в неделю имели 1,8% обследуемых. В исследовании принимали участие учителя практически всех специальностей, поэтому нас интересовало, как взаимосвязано нарушение голоса со специализацией педагога.

 

2. Особенности голоса у лиц голосо-речевых профессий. Сравнительный анализ особенностей голоса у респондентов проводили на основании ответов на несколько вопросов анкеты, а именно учитывали наличие или отсутствие кратковременных или долговременных потерь голоса, утомляемости голоса, изменение тембра звучания после стрессовых ситуаций, простудных заболеваний, длительных речевых нагрузок.

 

Из 934 анкетируемых учителей только у 202 (21,6%) не отмечалось изменение голоса.

 

Утомление голоса после продолжительной речевой нагрузки ощущали 498 (53,3%) человек; различной степени изменение тембра, включая кратковременные потери голоса, имелись у 555 (59,4%) анкетируемых, у 485 (51,9%) человек отмечались частые и долговременные нарушения голоса, в том числе один раз в год - у 332 (35,5%) учителей, два раза в год - у 87 (9,3%), чаще - у 66 (7,1%) человек.

 

Одним из признаков фонастении является, как известно, появление таких субъективных ощущений, как сухость, першение, "комок" в горле, навязчивое откашливание. Из ответов респондентов следует, что только у 147 (15,7%) человек не было указанных симптомов.

 

Сухость в горле беспокоила 72% опрошенных учителей. Эти ощущения усиливались при большой голосовой и нервной нагрузке, в стрессовых ситуациях.

 

Анализ этиологических факторов показал, что большинство анкетируемых педагогов не могли точно указать причину заболевания и связывали нарушения голоса с частыми простудными заболеваниями 406 (43,5%) учителей; с повышенной голосовой нагрузкой - 303 (32,5%) человека; со стрессовыми ситуациями и нервным перенапряжением - 157 (16,8%); с сочетанием факторов - 253 (27,1%), затруднялись назвать причину - 19 (2%).

 

Таким образом, можно заключить, что наиболее распространенными факторами риска, вызывающими нарушение голосовой функции, являются частые простудные заболевания, перенапряжение голоса, нервное перенапряжение и сочетание нескольких этиологических моментов.

 

3. Влияние возраста на состояние голосовой функции учителей. Данные о зависимости нарушений голоса от возраста представлены в табл. 1. Сравнительный анализ в выделенных возрастных группах показал отсутствие достоверных статистических различий. Нужно отметить, что во всех возрастных группах отмечен достаточно высокий процент утомляемости голоса, в среднем у 53,3% респондентов. Наиболее высокий процент утомляемости голоса характерен для возрастной группы старше 40 лет.

 

Развитие дикции взрослого человека отличается тем, что постановка звуков происходит гораздо сложнее. Когда человек привык произносить слова определенным образом, ему приходится изменять не только произношение, но еще и восприятие своей речи. Перед тем как улучшить дикцию, стоит рассмотреть основные виды упражнений.

Чтобы развить свою дикцию и голос, дикторы обычно используют следующие упражнения:

· произношение скороговорок;

· прослушивание своего голоса;

· тренировка дыхания.

Чтобы научиться красивой речи при помощи скороговорок, стоит выбрать несколько таких фраз, предназначенных для развития произношения определенных звуков и выяснить, какие из них произносятся труднее. Именно на них и стоит сконцентрировать свое внимание. Важно проговаривать такие фразы регулярно, чтобы речевой аппарат привык к правильному произношению. Работа над собой подразумевает выполнение упражнений каждый день.

Средством, помогающим научиться правильно произносить звуки, являются диктофонные записи. Если послушать свою речь на записи, можно понять, что она звучит совсем не так, как при разговоре с собеседником. Определяя дефекты и исправляя их, нужно постоянно записывать речь до тех пор, пока они не исчезнут.

Распространенная проблема – нехватка дыхания во время произнесения длинных фраз. Это становится заметно во время публичного выступления. Для избавления от такой проблемы применяется метод тренировки диафрагмы. Одно из упражнений на дикцию заключается в том, чтобы тянуть гласный звук на выдохе как можно дольше. Сначала получается сделать это только на протяжении нескольких секунд, но впоследствии время увеличивается до 25. Тренировка дыхания подразумевает и изменение высоты голоса. Еще одним способом тренировки становится надувание воздушных шариков.

При регулярном выполнении упражнений результат проявляется уже через несколько дней. Но чтобы сохранить эффект, нужно делать все перечисленное постоянно. При этом стоит использовать и книги, которые предназначены для развития речи.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-03-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: