Строение речевого аппарата




Техника речи и голос

 

Одним из важнейших компонентов звучащей речи является голос, т. е. совокупность разнообразных по высоте, силе и тембру звуков, издаваемых человеком и служащих целям общения.

 

Профессиональными качествами голоса являются:

· выносливость - малая утомляемость голосовых связок при большой нагрузке;

· устойчивость - ровность звучания по всему диапазону, без выкриков и провалов;

· сила – умелое использование различных уровней громкости, от тихого до полного интенсивного звука;

· гибкость, подвижность;

· звонкость, чистота звучания;

· собранность звучания, концентрация звука;

· полетность – способность голоса лететь вперед, преодолевая расстояние.

Научить человека владеть своим голосом призвана техника речи- комплекс приемов и навыков речевого дыхания, голосоведения, дикции и интонационно-мелодического строя речи.

 

Овладение техникой речи позволяет:

- не утомляться при многочасовой нагрузке на речевой аппарат,

- добиваться максимального контакта с аудиторией,

- достигнуть высококачественной речи.

Для овладения ТР необходимо иметь общее представление о произносительном аппарате человека и процессе речеообразования, а также о таких ключевых понятиях, как дикция, голос, интонация.

 

В человеческом организме нет специальных органов, предназначенных только для произношения. Произносительными они стали лишь в результате многовековой эволюции человека. Произносительный аппарат включает три функциональные области:

 

-Респирацию – это организация дыхания. Респирация обеспечивается дыхательным аппаратом, состоящим из легких, бронхов и трахеи (дыхательного горла). Речевая функция дыхательного аппарата состоит в производстве необходимой для работы голосовых связок воздушной струи.

Фонацию – образование голоса. Собственно произносительный аппарат состоит из гортани, внизу которой находятся голосовые связки, глотки, полостей рта и носа.

 

-Артикуляцию – производство звуков. Артикуляторные органы, непосредственно участвующие в образовании звуков, делятся на активные, способные к самостоятельным движениям (язык, губы, мягкое нёбо, задняя стенка глотки), и пассивные, неподвижные (зубы, альвеолы, твердое нёбо). Каждому звуку речи соответствует либо определенное статическое положение, либо определенная динамика изменения артикуляционных органов, т. е. определенная артикуляция.

 

Устная речь– это сложный динамический процесс, который обеспечивается одновременной и целостной деятельностью всех трех систем: дыхательной, голосовой и артикуляторной. Поэтому и техника речи включает комплекс упражнений для тренировки правильного дыхания, артикуляции и произношения.

Типы и виды дыхания

Все мы привыкли дышать определённым образом, но как это ни странно, типы и виды дыхания существует самые разнообразные. Всего их четыре:

 

Брюшное дыхание. Такое дыхание осуществляется за счёт движения диафрагмы и стенки брюшной полости. Во время вдоха диафрагма напрягается и распрямляется по направлению вниз. Диафрагма сдавливает брюшную полость и кишечник, внешняя стенка брюшной полости выталкивается вперёд. В процессе такого дыхания грудная клетка расширяется, и самые нижние отделы легких заполняются воздухом. Проблема большинства людей в том, что чаще всего они не задействуют в процессе дыхания нижние отделы лёгких, и там скапливается застоявшийся воздух и слизь. И это крайне негативно влияет на наше тело. В случае брюшного дыхания происходит эффективная вентиляция нижней части лёгких, что позволяет в достаточной мере снабжать кислородом кишечник и другие органы брюшной полости. Этот вариант дыхания является оптимальным, так как при наименьших мышечных усилиях в лёгкие попадает максимальное количество воздуха и это количество равномерно распространяется, заполняя даже самые дальние отделы лёгких. Также при таком типе дыхания происходит постоянный массаж органов брюшной полости, что препятствует застойным явлениям в кишечнике.

Среднее дыхание. При данном типе дыхания уже не происходит интенсивной вентиляции нижних отделов лёгких. За счёт более интенсивного сокращения мышц, происходит расширение грудкой клетки и последующее заполнение лёгких кислородом, затем, вследствие расслабления мышц грудной клетки, рёбра сжимаются, и происходит выдох. При данном типе дыхания мышцы совершают боле интенсивную работу, чем при брюшном дыхании.

Верхнее дыхание — наиболее энергозатратный тип дыхания, при котором мышцы совершают максимально интенсивную работу, при том, что количество поступающего в лёгкие воздуха минимально. Мышцы, напрягаясь, поднимают плечи и ключицы и, таким образом, происходит вдох. Однако в силу того, что данное движение практически не расширяет грудную клетку и, как следствие, не увеличивает её объём, количество вдыхаемого воздуха минимальное и недостаточное для полноценного функционирования организма.

Дыхание йогов или полное йоговское дыхание. Следует отдельно отметить этот тип дыхания, так как он наиболее гармоничный, поскольку сочетает в себе сразу все три типа дыхания и позволяет наполнить лёгкие воздухом по максимуму и, как следствие, обеспечить максимальное снабжение организма кислородом на физическом плане, а на духовно-психическом обеспечить спокойствие ума и более адекватное восприятие реальности.

диафрагмальное дыхание. Доказано, что обильно насыщает кровь кислородом. Такой эффект обусловлен тем, что при дыхании диафрагмой задействован практически полный легочный объем. Диафрагмой называют мышцы, которые разделяют грудную полость и брюшную. Во время этого способа получения кислорода она сжимается и опускается вниз на вдохе, расслабляя и округляя брюшные мускулы, а на выдохе – движется наверх, сжимая легкие, удаляя воздух из них, при этом живот втягивается.

Польза дыхания диафрагмой

При поверхностном вдыхании, не обеспечивается достаточного кислородного насыщения крови. Дефицит этого газа сказывается на работе и состоянии внутренних органов, сосудах головного мозга. Однако никто не может постоянно наблюдать за правильностью дыхательного процесса. Но чтобы выработать привычку, следует отводить этому полчаса в день (трижды по 10 минут). Помимо кислородного насыщения крови, диафрагмальное дыхание характеризуется еще рядом преимуществ.

Улучшает состояние системы кровеносных сосудов.

Обеспечивает легочный массаж, а также воздействует на органы брюшной полости.

Помогает очистить легкие курильщика.

Борется с отдышкой.

Избавляет от нарушений в функционировании ЖКТ. Устраняет вздутия в брюшной области, запоры, чрезмерную перистальтику.

Диафрагмальное дыхание улучшает почечную работу, функции поджелудочной железы и желчного пузыря.

Помогает избавиться от лишнего веса при регулярном выполнении.

Увеличивает объем легких на 25% в среднем и улучшает самочувствие.

 

В чем опасность?

При неправильном дыхательном процессе животом женщинами, появляется риск возникновения апатии и преждевременного старения. Из-за того, что работа легких воздействует на состояние эпидермиса и волос, нарушения могут повлечь появление морщин, распространение прыщей, угревой сыпи, выпадение волос. При чрезмерных усилиях и длительной продолжительности проведения занятия могут возникнуть сильные головокружения и недомогание.

Выделяют следующие виды речевых нарушений, в симптоматике которых имеется синдром нарушения физиологического и речевого дыхания:

Дисфония(расстройство голосообразования, при котором голос сохраняется, но становится слабым, хриплым, вибрирующим)и афония (отсутствие голоса)- органические нарушения голоса при хронических ларингитах, парезах и параличах гортани, состояниях после удаления опухолей. Проявляется в нарушениях дыхания и голоса, вследствие дискоординации рефлекторных механизмов дыхания и голосообразования.

Фонастения- функциональное нарушение голоса, на начальных стадиях не сопровождаемое видимыми изменениями в голосовом аппарате. Проявляется в нарушении координации дыхания и фонации, невозможности владения голосом - усиливать и ослаблять звучание, в появлении детонации и ряда субъективных ощущений. Острые формы могут сопровождаться афонией - полным отсутствием голоса.

Ринолалия - нарушение тембра голоса и звукопроизношения, обусловленное анатомо-физиологическими дефектами речевого аппарата. При ринолалии артикуляция звуков, фонация существенно отличаются от нормы наличием измененного назализованного тембра голоса. Возникает от неправильного направления голосовыдыхательной струи вследствие либо органических дефектов носоглотки, носовой полости, мягкого и твердого неба, либо расстройств функции мягкого неба. Физиологическое дыхание осуществляется через рот, а не через нос. Ротовой выдох в речевом акте затруднен из-за чрезмерно поднятого корня языка.

Тахилалия - патологически ускоренный темп речи, вследствие преобладания процессов возбуждения, а также ослаблением тормозных процессов, играющих роль в каждом движении, при котором сокращение одной группы мышц сменяется сокращением другой группы. Проявляется в преимущественном нарушении дыхания. Разновидности тахилалии -баттаризм (быстроговорение) является следствием тяжелых расстройств темпа речи и полтерн(спотыкание) - патологически ускоренная речь с наличием прерывистости темпа речи несудорожного характера. При баттаризме и полтерн имеются расстройства всех сторон речевой деятельности: импрессивной и экспрессивной речи, просодики, голоса, речевого дыхания и речевой моторики.

 

Заикание - нарушение темпоритмической организации речи, обусловленное судорожным состоянием мышц речевого аппарата. При заикании наблюдаются разнообразные изменения со стороны дыхания, касающиеся пути воздуха, расходования речевого дыхания и дыхательных движений. Дыхание у заикающихся является одновременно и грудным и брюшным. Клонические и тонические нарушения в речи проявляются и в характерной прерывистости дыхания. Речевое дыхание нарушается различно: начало речи бывает с шумным выдохом и коротким вдохом или выдохом, не рассчитанным на фразу, иногда появляется озвученное дыхание, часто заикающиеся говорят на вдохе.

 

Дизартрия - нарушение произносительной стороны речи, обусловленное недостаточностью иннервации речевого аппарата. Основными признаками дизартрии являются дефекты звукопроизношения и голоса, сочетающиеся с нарушениями речевой, прежде всего артикуляционной моторики и речевого дыхания. Речевое дыхание нарушается за счет нарушения иннервации дыхательной мускулатуры. Ритм дыхания не регулируется смысловым содержанием речи, в момент речи оно обычно учащенное, после произнесения отдельных слогов или слов ребенок делает поверхностные судорожные вдохи, активный выдох укорочен и происходит обычно через нос, несмотря на постоянно полуоткрытый рот. Рассогласованность в работе мышц, осуществляющих вдох и выдох, приводит к появлению тенденции говорить на вдохе. Это еще больше нарушает произвольный контроль над дыхательными движениями, а также координацию между дыханием, фонацией и артикуляцией. Наряду с речевыми при дизартрии выделяют и неречевые нарушения. Одним из них является расстройство физиологического дыхания. При стертой форме дизартрии отмечаются нечеткое звукопроизношение и смазанность речи, в ряде случаев сопровождающаяся назализацией, различные фонационные и просодические расстройства. Наличие мышечной и иннервационной недостаточности в органах артикуляции, комбинационность нарушений со стороны черепно-мозговых нервов препятствуют развитию правильного звукообразования, определяют разнообразие и особенности фонетических нарушений. Фонетическая сторона речи представляет собой тесное взаимодействие основных ее компонентов: звукопроизношения и просодики. Считая тембр голоса одним из просодических элементов речи и, учитывая, что в образовании голоса участвуют воздушные пути (легкие, бронхи, трахея, гортань, ротовая и носовая полости), можно предположить, что механизм нарушения дыхания при стертой дизартрии таков же, как и механизм нарушения тембра голоса. Им является расстройство функции языкоглоточного и блуждающего нервов.

Необходимо отметить, что особенностью дизартрии у детей часто является ее смешанный характер с сочетанием различных клинических синдромов. Это связано с тем, что при воздействии вредоносного фактора на развивающийся мозг повреждение чаще имеет более распространенный характер, и тем, что поражение одних мозговых структур, необходимых для управления двигательным механизмом речи, может способствовать задержке созревания и нарушению функционирования других. Этот фактор определяет частое сочетание дизартрии у детей с другими речевыми расстройствами: задержкой речевого развития, общим недоразвитием речи, моторной алалией, заиканием.Процесс поражения отдельных звеньев речевой функциональной системы у детей может приводить к дезинтеграции всего речевого развития в целом. В этом процессе определенное значение имеют нарушения орального и артикуляционного праксиса. Отсутствие произвольности практических действий затрудняет работу всех речевых органов.

Нарушения функционирования анализаторов могут сопровождаться различными формами речевой патологии: при нарушении слуха может наблюдаться заикание, нарушение темпа речи, ринолалия, дизартрия, нарушения голоса; при нарушении зрения - заикание, нарушение голоса, ринолалия.

У умственно отсталых детей встречаются все формы расстройства речи, как и у нормальных детей.

В клинике детского церебрального паралича особое место занимают расстройства речи, чаще - это различные формы дизартрии. У этой категории детей отмечено излишнее напряжение артикуляционных и дыхательных мышц при фонации.

Таким образом, можно констатировать, что ряд речевых нарушений в своей симптоматике имеют нарушения физиологического и речевого дыхания. Сами же эти речевые нарушения могут входить в синдром какого-либо соматического, неврологического или психического заболевания. Данный факт требует проведения комплексной работы по нормализации речевой функции, в том числе физиологического и речевого дыхания.

Строение речевого аппарата

Речевой аппарат представлен системой взаимосвязанных органов, отвечающих за производство звуков и построение речи. Это система, благодаря которой люди могут общаться посредством речи. Состоит она из нескольких отделов и разных элементов человеческого организма, неразрывно связанных между собой.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-03-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: