Методический паспорт учебного проекта
Ученицы 10а класса
Сидак Александры Васильевны
Название проекта - «Сладкая зависимость»
Руководитель проекта: Булахтина Н.В.
Название учебного учреждения: МБОУ СОШ №9 г.Обниска
Год разработки: 2020-2022 уч. года
Опыт использования - в одном классе
Учебный предмет, в рамках которого проводиться работа по проекту: ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ
Учебные дисциплины, близкие к теме проекта: биология, химия.
Возраст учащихся, на который рассчитан проект: 10-18 лет
Автор проекта: Сидак Александра
Тип проекта по доминирующей деятельности: исследовательский
Время работы: долгосрочный (август 2020г. - май 2022г.)
Заказчик проекта: социум
Проблемная ситуация – «Сахар – белая смерть» - довольно частое высказывание. Этот продукт является одним из самых противоречивых веществ. С одной стороны он – емкий энергетический субстрат, источник жизненной силы, а с другой – ласковый убийца, медленно и незаметно вызывающий зависимость и формирование некоторых болезней. Складывается парадоксальная ситуация: всем известен вред алкоголя, наркотиков и вызываемой ими зависимости; опасность этих веществ бурно обсуждается повсюду, а об опасностях, которые влечет употребление некоторых сахаров, говорят значительно меньше.
Проблема проекта – со временем количество потребляемого сахара очень сильно возросло; при избыточном и продолжительном употреблении сахара формируются заболевания, являющиеся основной причиной смертности населения развитых стран (инсульт, ишемическая болезнь сердца, злокачественные новообразования, синдром хронической усталости).
Необходимое оборудование:
· Компьютер.
|
Аннотация:
Вы когда-нибудь задумывались, почему в составе стольких продуктов присутствует сахар? А ведь это самый верный способ продавать вам как можно больше данного товара. Получается, производители, зная о действии сахара на человека, специально добавляют его в большинство товара. Но почему нам так нравится сахар? С чем связано желание полакомиться сладким? А главное – как оно влияет на нас?
Содержание проекта
ПЛАН :
· Цель, задачи, актуальность. Введение.
· История. Изначальное предназначение сахара.
· Виды сахара.
· Почему сахар вызывает привыкание.
· Продукты проектной деятельности. Ресурсы.
Цель проекта:
· Иметь четкое понимание, какой сахар и в каком количестве может наносить вред;
· Отказаться от употребления «свободных сахаров».
Задачи проекта:
· Разобраться в пользе и вреде сахара;
· Понять, какой именно сахар вреден для организма;
· Четко обозначить, для чего нужно отказаться от употребления сахара;
· Найти способ отказаться от употребления сахара.
Актуальность выбранной темы:
За последние сто пятьдесят лет, в среднем, потребление сахара на душу населения возросло с 1,2 кг до 18 кг. в год. Если же рассматривать страны - лидеры по производству очищенного сахара, ситуация окажется еще печальнее. Так, в США с 1900 по 1970 год потребление сахара возросло с 2,5 кг до 52 кг на человека в год. В среднем жители развитых стран потребляют минимум 130 г сахара ежедневно, что в несколько раз превышает рекомендованную норму. Учитывая это можно с уверенностью сказать об актуальности данной проблемы.
Ведение:
|
Сахар (сахароза) – сладкое кристаллическое вещество, выделяемое главным образом из сока сахарного тростника или сахарной свеклы. В чистом (рафинированном) виде сахар белый, а кристаллы его бесцветны. Буроватая окраска многих его сортов объясняется примесью различных количеств мелассы – сгущенного растительного сока, обволакивающего кристаллы. Сахар – высококалорийная пища; его энергетическая ценность – ок. 400 ккал на 100 г. Он легко переваривается и легко усваивается организмом, т.е. это достаточно концентрированный и быстро мобилизуемый источник энергии. Сахар – важный ингредиент различных блюд, напитков, хлебобулочных и кондитерских изделий. Его добавляют в чай, кофе, какао; он главный компонент конфет, глазурей, кремов и мороженого. Сахар используют при консервировании мяса, выделке кож и в табачной промышленности. Он служит консервантом в вареньях, желе и других продуктах из плодов.
История. Изначальное предназначение сахара:
Родина сахара – Индия. История сахара началась около 10 тысяч лет назад с сахарного тростника — многолетнего растения, родиной которого считается Новая Гвинея. Из Новой Гвинеи — как минимум за несколько тысячелетий до нашей эры — сахарный тростник начал распространяться по миру. Это происходило сравнительно небыстро, но уже около 3 тысяч лет назад сгущенный сок, получаемый из тростника, был известен древним римлянам, египтянам, китайцам и индийцам. Примерно в V веке до нашей эры в Индии научились получать из сока сахарного тростника кристаллы. По виду и вкусу этот сахар немногим отличался от современного, однако рассматривался как лекарство. В первую очередь, сахар давали от болей в желудке, но в целом он считался почти универсальным средством. Знаменитый древнеримский ученый Плиний-старший в I веке нашей эры писал в своем знаменитом труде «Естественная история»: «Сахар [...] представляет собой мед, собираемый в тростнике, белую смолу, которую можно жевать, самые большие куски его по величине сравнимы с лесным орехом, используется только как лекарство».
|
Виды сахара:
Глюкоза. Представляет собой моносахарид, который содержится во фруктах, овощах и меде. Глюкоза является наиболее важным для нас сахаром, потому что она играет уникальную роль в обмене веществ: она образуется в виде сахара в крови, а также входит в состав многих других сахаров, таких как лактоза или сахароза.
Глюкоза для нашего организма - самый быстрый источник энергии. Ее побочный эффект: глюкоза заставляет уровень сахара в крови повышаться быстрее, чем обычный столовый сахар, и способствует развитию кариеса. В пищевой промышленности глюкозу производят из кукурузного или картофельного крахмала и добавляют не только в сладости, но и в другие продукты (кетчуп, колбаса).
Фруктоза. Также является простым сахаром и, несмотря на свое название, встречается не только во фруктах. Столовый сахар на 50 процентов состоит из фруктозы в связанной форме.
Часто наблюдается нарушение всасывания фруктозы или непереносимость фруктозы. Около 20 процентов взрослых и почти треть детей страдают от непереносимости фруктозы. Как и глюкоза, фруктоза также обладает кариогенным эффектом, который вызывает кариес.
Лактоза. Лактозу называют молочным сахаром: в естественном виде она встречается в молоке и молочных продуктах. Лактоза медленно повышает уровень сахара в крови, но ей присущ кариогенный эффект.
Лактоза оказывает благотворное влияние на пищеварение и кишечные бактерии, - но при условии, что нет непереносимости. Такая непереносимость обусловлена недостатком фермента лактазы: при этом, употребляя молоко, люди сталкиваются с болями и спазмами в животе, диареей, тошнотой.
Мальтоза. Этот тип сахара образуется при расщеплении крахмала – например, при переваривании в организме человека крахмалистой пищи, а также при проращивании картофеля или зерновых (для изготовления пива). Подобно фруктозе и глюкозе, мальтоза также может быть доступна в чистом виде. Она используется в производстве хлебобулочных изделий, напитков и других продуктов, которым придают карамельный вкус.
Сахароза. Обычный белый столовый сахар является самым популярным видом подсластителей и наиболее распространенным типом сахара в еде. Сахароза - это дисахарид, состоит из равных частей глюкозы и фруктозы. Она естественным образом встречается в тростнике и репе и извлекается из них. Химической разницы тростниковым и свекольным сахаром нет.
Почему сахар вызывает привыкание?
В природе нет ядовитых, или потенциально вредных для здоровья продуктов (плодов, кореньев, и т.д.), обладающих сладким вкусом. Сладость как бы сигнализирует о том, что данный плод спел и может быть употреблен в пищу. Первый вкус, ощущаемый детенышем млекопитающего - сладкий, это вкус материнского молока, содержащего значительное количество углеводов. Эволюционно ощущение сладости ассоциируется с безопасностью, пользой, защищенностью. Возможно, именно этим и обусловлена наша любовь к сладкому вкусу.
Однако, в природе не существует рафинированного, очищенного сахара, углеводы в плодах всегда находятся в комплексе с балластными веществами (клетчаткой) и другими пищевыми веществами (белками, жирами, витаминами и минералами), и, конечно, в значительно меньших количествах, нежели в промышленно изготовленных сладостях.
Очищенный сахар очень легко и быстро вызывает привыкание. Это наглядно демонстрируют снимки головного мозга, полученные методом функциональной магнитно - резонансной томографии, на которых видно, что после употребления сладкой пищи активизируются те же участки мозга, что и после употребления наркотических веществ и алкоголя. Воздействуя на вкусовые рецепторы языка, отвечающие за восприятие сладкого вкуса, сахар стимулирует в головном мозге активную выработку допамина, так называемого «гормона счастья», аналогично действуют наркотики и алкоголь. Через непродолжительное время головной мозг «отказывается» вырабатывать допамин самостоятельно, в достаточном количестве, требуя гиперстимуляции, что субъективно сопровождается ощущением упадка сил, усталости. При попытке резкого, одномоментного отказа от сладкого возникает ситуация допаминового голодания, аналогичная «ломке» у наркоманов. Головной мозг требует стимуляции, и человек с сахарной зависимостью компульсивно (неконтролируемо) съедает все новые и новые порции сладкого, что бы вернуть себе привычный уровень допамина, несущий ощущение покоя и удовольствия.