ДАЙ, БОЖЕ, ЗДОРОВЬЯ И СЧАСТЬЯ




ОБРАЗЫМАТЕРИ

С первобытных времен сохранились до наших дней натуралистичные каменные и костяные женские фигурки, которые обращают на себя внимание гипертрофированными формами. Видимо, древние мастера сознательно подчеркивали особенности женщины-матери, указывающие на ее предназначение на земле как продолжательницы жизни.

Встречаются и условные, символичные изображения женщины-матери. В музее валунов в Минске есть каменный крест, перевезенный туда из-под поселка Долгиново Вилейского района. Почти двухметровой вышины, он выполнен в виде грубо обработанной женской фигуры, у которой на уровне живота изображена такая же условная фигура ребенка (рис. 120). Хороший знаток камней, автор книги «Молчаливые свидетели минувшего» Э. Лявков считает, что это языческая скульптура женщины-матери.

С принятием христианства подобным образом стали изображать образ Оранты, которую также показывают с ребенком на груди.

119. Каменное изображение матери с ребенком. Кобрин.

120. Каменный крест из-под Долгиново. Изображение женщины-матери с ребенком.

Образы матери с ребенком характерны, видимо, для искусства всего мира, но у белорусов пользуются особой любовью. Возможно, потому, что трудолюбивый и миролюбивый белорусский народ, который никогда ни на кого не нападал, сам не раз страдал от вражеских нашествий, которые несли на белорусскую землю опустошение и смерть. Спасала народ от окончательной погибели только способность женщины рожать. Потому и прославляли наши предки женщину-мать, украшая ее стилизованными символами многие свои изделия.

В тканых и вышитых орнаментах образ Матери встречается в трех вариантах: в виде женской фигуры (рис. 121), обрамленной гирляндой из звезд (рис. 122) и рядом со схематично изображенным деревом (древом жизни, рис. 123). Нередко образ сопровождается символами солнца, месяца, огня, ветра. Этим мастерицы подчеркивали равнозначность образов.

Такое сочетание мы видим на полотенце А. Панушкиной (Климовичи Сенненского р-на, гл. рис. 121), которое она вышила словно по подсказке известного археолога и этнографа К. Аникиевича, автора книги про Сенненский уезд. Верхний ряд декора составляют величественные фигуры матери, ниже размещаются символы богатства, огня, предка, ветра и грома. Подобная композиция (только сильнее стилизована фигура матери и иначе размещены символы) и на полотенце А. Бялькевич из Марьиной Горки (рис. 124).

П. Тризна (Сенненский р-н) рядом с символами матери поместила солнечный знак в виде ромба с отростками (рис. 125). Мать, как и солнце, дает жизнь – таков замысел мастерицы. «Этот узор матери, - сказала П. Тризна, - я вышила, когда взяли мужа на турецкую войну. Чтобы Бог вернул его живым и здоровым». Такое же символическое изображение матери довелось увидеть и на полотенце В. Свентоховской из Смолянова (рис. 126).

Сложная картина взаимоотношений образа матери и природных сил показана на полотенце А. Боровик из Шарковщинского района (рис. 127). В каждом ряду орнамента размещаются по 4 фигуры-символа: верхний – мать, ниже в каждом ряду расположены попарно символы месяца и предков, Перуна и Стрибога, Солнца и огня, предков и месяца, наконец, нижний ряд – символ бога ветра Стрибога.

Полотенце с подобными узорами бабушка Ефросинья с Шарковщины изготовила для ворожбы. Ночью она выходила в сад, расстилала на столе полотенце так, чтобы расположение узоров соответствовало расположению звезд на небе, и узнавала судьбу человека или лечила больных.

На полотенце ворожила и Н. Куневич из Наровли. Каждый ряд узоров на нем состоял из пяти символов Богини-Матери, Солнца, Звезды и Месяца (рис. 128). По утверждению мастерицы, «это полотенце обладает великой тайной силой. Оно помогает узнать судьбу человека, лечить от болезней, отводить наговоры, снимать сглаз и напасти. А делается это так. Беру у девушки волосы, сжигаю их, пепел сыплю на полотенце, разостланное ночью в саду. Гляжу на звезды в небе и на полотенце, какие линии и зигзаги на нем получились. По ним и определяю. Или пора девке замуж выходить. А чтобы хлопец ее полюбил, нужно пеплом от волос посыпать узоры на полотенце, собрать пепел и дать его выпить с водой хлопцу. Любовь будет крепкая и вечная».

121. А. Панушкина. Полотенце. Климовичи Сенненского р-на Витебской обл.

122. Фрагмент декора покрывала с символами Матери.

123. Образ Матери в виде древа жизни.

124. А. Бялькевич. Полотенце. Марьина Горка Минской обл.

125. Символ Матери со знаком солнца.

126. Символ Матери на полотенце В. Свентоховской из Смолянова.

127. А. Боровик. Полотенце. Запрудье Шарковщинского р-на Витебской обл.

128. Символы Богини-Матери, солнца, звезды и месяца на полотенце Н. Куневич из Наровли.

129. Фрагмент покрывала с символом Матери. Жабинковский р-н Брестской обл.

130. Фрагмент декора покрывала с мотивом матери. Волковысский р-н Гродненской обл.

131. Г. Полещук. Фрагмент декора покрывала. Мокраны Копыльского р-на Минской обл.

132. А. Алексейчик. Фрагмент декора покрывала. Чаусский р-н Могилевской обл.

МАТЬ-ЗВЕЗДА

Образ Матери как символ любви и милосердия очень распространен в декоре тканых и вышитых изделий. В его основе – восьмиконечная звезда, обозначающая человека, личность. Ее обрамляет гирлянда из цветов, которая подчеркивает величие матери, ее особую роль в обновлении и продолжении жизни (рис. 132). Иногда звезда сопровождается четырьмя крестиками – пожеланиями добра и счастья. Это как слова «добрый день», «будьте здоровы» и др.

На вопрос, для чего звезда обрамляется венком, Т. Алексейчик (Могилевская обл.) сказала: «Венок – это слава матери, любовь и уважение к ней. Мать – самый дорогой и любимый человек. А голуби внизу обозначают любовь человека к матери».

К. Смирнова (Горки) и А. Стук (Сенненский р-н) образ матери выразили в виде дерева (рис. 133). Звезды на концах ветвей обозначают живых детей, свечки – умерших. Мастерицы как бы просят Бога дать здоровья и счастья их детям, а тем, кого уже нет, - вечный покой.

Я. Хворост (Гомельская обл.), который старый наставник сказал: «Мать, породившую тебя, вышей как Матерь Божью», вышила на полотенце ее символ в виде древа жизни (рис. 134). Местный ксендз, узнав про это, укорял мастерицу, уговаривал ее сжечь полотенце, мол, самая великая святая – Матерь Божья. Но мастерица спрятала полотенце. По ее словам, в центре была вышита Мать-Родительница, а по бокам – древа жизни, хоть они и мало различались между собой.

133. Узор Матери в виде древа жизни.

134. Я. Хворост. Полотенце с узором Матери.

135. И. Клинович. Полотенце с мотивами Оранты. Поставы Витебской обл.

Как видно, в народе некоторым образом связывают между собой образ матери и изображение древа жизни. Возможно, тут есть некоторая связь праматери Евы с древом познания добра и зла.

МАТЬ-ОРАНТА

Оригинальное сочетание языческих верований и христианской символики довелось увидеть на вышитой иконе «Мать-Родительница» в могилевском монастыре Воскресения Христова. Вышила его монашка Настя по заказу жены предводителя дворянства Гартынского. Та замаливала большой грех: силой вынудила свою дочку пойти замуж за нелюбимого. С горя дочка утопилась, стала русалкой, а несчастная мать пожертвовала в монастырь дорогую икону, на которой изображена мать в виде Оранты с поднятыми руками, на уровне живота – дитя.

Образ Оранты – Матери-Богини с поднятыми руками – хорошо известен в христианском искусстве. В тканых и вышитых изделиях народных мастериц он достаточно условный, схематичный, но по-своему величественный и монументальный (рис. 135). Иногда по сторонам от него размещаются предметы, в которых угадываются алтари, свечки и иные атрибуты жертвоприношения (рис. 136). Можно полагать, что долгое время христианская Мать-Оранта «посещала» и языческие капища.

136. А. Михайлова. Полотенце с символом Оранты. Шарковщинский р-н Витебской обл.

137. А. Сцепко. Полотенце. Свисловский р-н Гродненской обл.

138. Полотенце. Витебщина.

ДАЙ, БОЖЕ, ЗДОРОВЬЯ И СЧАСТЬЯ

Благополучие, счастье, крепкое хозяйство, хорошая семья, здоровые дети – об этом испокон веку мечтает и заботится белорус-хлебороб. Но не всегда эти надежды сбывались: то войны, то вражеские нашествия, то эпидемии, то революции, то неурожай. Но крестьянин не впадал в отчаяние, снова и снова засевал ниву, создавал семью, растил детей. А чтобы спорился труд, чтобы не случилась никакая беда, обращался с просьбой к богам – и христианским, и языческим. Достаточно распространенная форма такого обращения – жертвенное полотенце, вытканное и вышитое за один день и привязанное к кресту или подаренное в церковь. Про одну такую жертву и пойдет рассказ.

В 20-е годы, после войны, революции, разрушений, послушавшись советов старой бабки, полсотни женщин и девчат Калинковичей собрались и за один день вышили полотенце, в декоре которого в образной форме зашифровали обращение к богам-заступникам с просьбой оборонить от голода, холода, болезней и несчастий. Каждая из мастериц обращалась со своей просьбой, но в целом получилась продуманная, осмысленная композиция, настоящая поэма о мечтах и надеждах народа.

В 1935 году, когда мне довелось услышать историю про полотенце-жертву, удалось отыскать только одну непосредственную участницу того события – А. Пранько. Она и восстановила по памяти композицию изделия (рис. 139).

139. Узоры на полотенце-жертве из Калинковичей.

В первом (верхнем) ряду – Мать-Богиня, мать всех людей в виде величественных фигур с поднятыми руками. На уровне груди – ромб с крестиком, символ ребенка. Фигуры стоят по обеим сторонам древа жизни, тут же и четыре восьмиконечных мотива, символическое обозначение детей.

Во втором ряду подобные женские фигуры обозначают святую Коляду. Два ромба по центру – узор колядок, символ богатства и благополучия. Четыре ромбические фигуры, поделенные каждая на четыре части, - символ семьи, основы всей народной жизни.

В третьем ряду женские фигурки отличаются грациозностью и стройностью. Оказывается, это символы Купалинки. Вышивали их молодые девчата, которые просили для себя хорошего суженого, счастья в браке. Деревце в центре – цветок папоротника, извечный символ счастья, по бокам – купальские венки.

Нижний ряд завершает узор-просьба о семье, счастье, здоровье. Четыре женские фигуры, символизирующие защиту брака и семьи, чередуются с символами детей. Над ними – некие непривычные знаки, напоминающие корону. Оказывается, это и есть корона, под которой венчаются в храме. Она – символ крепкой, счастливой семьи. А хорошая семья – основа благополучия и счастливой жизни. Всё это в поэтичной форме и попытались передать вышивальщицы на полотенце-жертве.

140. Г. Ульянович. Полотенце. Круглявщина Волковысского р-на Гродненской обл.

ПАРАСКЕВА-ПЯТНИЦА

Г. Ульянович (1902 г.р., Круглявщина Волковысского р-на) рассказывала: «Перед самой свадьбой я захворала. Испугалась: как буду хворой венчаться? Бабка Аксинья посоветовала обратиться с просьбой к Параскеве-Пятнице. Я и вышила это полотенце (рис. 140). Верхний ряд венцов – это благословение Параскевы-Пятницы, второй ряд – церковные венцы, благословение священника. А чтобы была крепкая семья, нужно еще благословение матери и батьки. Потому в нижнем ряду и вышито их благословение – каравай и буханка хлеба».

Те же заботы заставили и Н. Павлову из Брагина вышить подобное полотенце. «Я сильно заболела. Чтобы вылечиться, вышила образ Параскевы-Пятницы на полотенце. Узоры взяла у бабки Нупреихи, ей было 90 лет. Короны над головой Параскевы – это чтобы была крепкая семья, хорошие и здоровые дети».

Как видно, образ Параскевы-Пятницы издавна популярен в народе как символ крепкой, здоровой, состоятельной семьи. Так, на обоих полотенцах мы видим стилизованные символы каравая, каким родители благословляют молодых. На коронах трехлепестковые цветы – это купальская трава, которая считается целебной, укрепляющей брак и семью. Таким образом, вся композиция подчиняется идее укрепления семьи.

В 1927 г. группа ткачих организовала в Толочине ткацко-вышивальную артель. Традиционные орнаментированные изделия расходились по окрестностям, отправлялись на выставки. Артельщицы принимали участие в оформлении белорусского павильона на ВДНХ СССР, множество изделий подготовили для Декады белорусского искусства в Москве в 1940 г.

Некоторые мастерицы были знакомы с известным белорусским этнографом Е. Романовым. Под его влиянием Свентоховская, Луговская, Бакштаева, Икринович создавали покрывала, полотенца, скатерти с узорами по мотивам славянской мифологии, языческих богов: Солнца, Великой богини Матери-Земли, Перуна, Параскевы-Пятницы и др.

Интересно полотенце А. Свентоховской с узором Параскевы-Пятницы (рис. 143). В толочинской церкви был образ с этим сюжетом. Дьяк сказал, что святая помогает женщинам, укрепляет брак и семью, потому стоило бы пожертвовать на образ вышитое полотенце. «Я и вышила полотенце с Параскевой-Пятницей. Обязательно над ее головой должна быть венчальная корона, а на голове – цветочный венок», - говорила А. Свентоховская.

141. В. Гурбан. Покрывало. Несвижский р-н Минской обл.

142. И. Деранок. Полотенце. Неглюбка Ветковского р-на Гомельской обл.

143. А. Свентоховская. Полотенце. Толочин Оршанского р-на Витебской обл.

144. Полотенце. Лунинецкий р-н Брестской обл.

Параскева-Пятница – единственная языческая богиня, включенаая в пантеон православных святых. В народе она пользовалась особой любовью как заступница женщин, хранительница семьи, покровительница женского рукоделия. Про доброту и милосердие Параскевы-Пятницы бытует множество легенд. Вот одна из них. Идет по улице просто одетая Параскева-Пятница, а навстречу ей – бедная старая крестьянка. Отдала ей Параскева свою одежду, довела до дома, дала хлеба на дорогу. А вот еще. Идет по Полю Параскева-Пятница, видит: женщина на жниве рожает. Помогла ей Параскева родить, взяла дитя на руки, привела женщину к себе, накормила, уложила спать. Я. Алфер (1908 г.р., Груздово Поставского р-на) рассказывала легенду, согласно которой Параскева-Пятница вылечила трудолюбивую, добрую мать и наказала лентяйку, небрежную по отношению к детям.

Неудивительно, что образы с Параскевой-Пятницей можно видеть во многих белорусских храмах, причем нередко они выполнены местными мастерами, в том числе и вышивальщицами. Один такой образ, вышитый разноцветными нитками, я видел в церкви на военном кладбище в Минске и даже беседовал с автором, М. Поскребкой (1868 г.р.) из дер. Житьково Борисовского района. «Параскеву-Пятницу я очень ценю, - сказала мне мастерица. – Она мне помогала, думаю, и еще поможет. А венчальная корона на образе для того, чтобы Параскева благословила мой брак».

Фотоснимки полотенец с Параскевой-Пятницей я показывал А. Шидловской (1890 г.р.) из Латыголя Вилейского района. «У нас некоторые женщины считают, что Параскева-Пятница – самая лучшая помощница в здоровье, - сказала она. – Нужно вышить ее образ или поставить ей свечку и помолиться в церкви. Видела я подобные полотенца, все они одинаковые. Что тут вышито? В центре – сама Параскева, над нею корона, какой венчают в церкви. Это на хорошую семью. А звезды внизу обозначают невесту и жениха, они просят у Параскевы счастья, богатства, доброй жизни. Некоторые верят, что Параскева помогает людям даже после смерти, после ее благословения попадаешь в рай».

Г. Бялевич (1882 г.р., Молодечно) вышила полотенце в 1914 году, когда на войну забрали ее мужа Степана. «Я давала в церковь гроши на молебен за здоровье мужа, ставила свечку, ходила к ворожеям, - вспоминала она. – А еще вышила полотенце в церковь. Все, что тут вышито, для того, чтобы Параскева-Пятница отвела смерть от моего мужа. Говорят, что Параскева – дочка Солнца и Матери-Земли. Потому она имеет огромную силу в исцелении».

Кроме довольно реалистичных, как на образах, или очень стилизованных, как на уже описанных полотенцах, в народном ткачестве встречается и весьма условный символ Параскевы-Пятницы – в виде звезды, обрамленной цветочной гирляндой, в центре – крестик (рис. 144, 146-148). Иногда он дополняется символами семьи, хлеба, пожеланиями богатства и счастья.

145. Покрывало с символом Параскевы-Пятницы. Немойта Сенненского р-на Витебской обл.

146. А. Хорошко. Декор полотенца с символом Параскевы-Пятницы. Витебская обл.

147. В. Короткевич. Фрагмент покрывала. Клецкий р-н Минской обл.

148. А. Павловская. Декор мужской рубахи. Лужки Шарковщинского р-на Витебской обл.

У А. Нефед (Немойта Сенненского р-на) имелось такое покрывало, полученное в подарок на свадьбу. Покрывало было для нее как оберег: Параскева-Пятница в виде звезд оберегала счастливое замужество, крепкую семью, стилизованные рога обещали благополучие (рис. 145). Жаль, что эти надежды не сбылись.

И. Антипова из Дубровны рассказывала, как однажды женщины поспорили, что лучше – поставить в церкви перед образом Параскевы-пятницы свечку или вышить полотенце с ее символом. Рассудить их попросили священника. Поставили свечку перед образом, вышили полотенце. Побежденных не оказалось, святой всё пришлось по душе.

Удачное сочетание языческой и христианской добродетели объясняет ту популярность, какой пользуется образ Параскевы-Пятницы в народе.

МАТЬ И ДИТЯ

Наивысшее воплощение любви, доброты и красоты – мать и дитя – вдохновляли мастеров и умельцев всех времен и народов. Не могли не обратиться к этим образам и белорусские ткачихи и вышивальщицы.

Поэму о материнстве мы видим на покрывале К. Петрович (1872 г.р., Бельск-Подлесский, Польша). Основа символа Матери складывается из звезды, обозначающей человека. Но здесь этот образ приподнят, возвеличен благодаря яркому, пышному венку-гирлянде вокруг звезды. В целом утверждается возвышенный, светлый образ материнства. Сочный, торжественный колорит усиливает это впечатление.

Д. Яскевич (1869 г.р., Лида) на полотенце вышила символ ребенка (рис. 149). «Этим полотенцем я хотела выказать свою любовь, любовь матери к младенцу, - объясняла она. – Немало забот приносят дети, но не меньше и радости, счастья. Дети делают нашу жизнь счастливой. Не понимаю тех женщин, которые не любят и не хотят иметь детей. Несчастные они…»

149. Символ ребенка.

М. Шидлович (1871 г.р., Волковысск) поместила на полотенце символы Берегини, ребенка и оберега (рис. 150). «Вышила я это полотенце, чтобы Мать-берегиня оберегала от несчастья моего Колю». Как видно, в народе Берегиня ассоциировалась со словом «беречь», оберегала мать и дитя от несчастий.

150. Символ Берегини, ребенка и оберега.

«У меня двое старших детей померли, - рассказывала Е. Морковка (Влодава, Польша). – Боюсь, как бы не умерла и Соня. Я и вышила два полотенца с узором ребенка (рис. 151). Одно отнесла в церковь и повесила на образ Матери Божьей, а другое – на могилу деда». Она же рассказала и легенду о Берегине. Будто бы шла та полем, видит, женщина жнет жито, а рядом – дитя в колосьях. Берегиня накормила и напоила жницу, уговорила ее поспать, а сама взяла серп и сжала всю ниву. Идет Берегиня по деревне. Нигде ни души, все в поле. Только в одной хате плачет дитя. Берегиня напоила, накормила его молоком, положила спать. В другой деревне видит, как пьяный мужик бьет жену и ревет, как медведь. Берегиня и говорит: «Ты по-звериному относишься к жене, так и будь же зверем, живи в лесу и реви, как медведь». Вот откуда и пошли злые медведи. Они ходят зимой и нападают на людей.

«У меня пока нет детей, - говорила А. Мелешко (1869 г.р.). – Тоскую и горюю, но надеюсь, что будут. Был один, да помер. Вот и на полотенце моем – Берегиня, ниже – мать, потом – дитя и оберег (рис. 152). Дети – моя любовь, моя радость, надежда на будущее. Удивляюсь, неужели есть такие женщины, что не любят детей, не хотят их иметь. Каждая женщина должна рожать, иметь детей. Иначе – какая ж это женщина?» К сожалению, в наше время далеко не все женщины руководствуются такими мудрыми убеждениями.

152. Берегиня, мать, дитя, оберег.

«В прежние времена, - говорила Е. Малько (1850 г.р., Мстиславль), - женщины и мужчины считали, что рождение ребенка – дар Бога, проявление Божьей милости. Если Бог хочет благословить женщину, он посылает ей в дар дитя. Потому в старину наиболее уважаемой, наиболее чтимой была богиня Мать-Родительница, Мать-Родоначальница. Она породила и воспитала всех нас, дала нам самое дорогое – жизнь».

Старая учительница, певчая на клиросе, проповедница слова божьего, глубоко скорбела, горевала из-за той ненависти, злости, что распространяются среди людей. «Это все наука дьявола, - говорила она. – Он сеет среди грешных людей вражду. Это ведет к убийствам, насилию, разрушениям, болезням. И если бы Мать-Родительница не рожала детей, давно бы исчез род людской, все бы люди вымерли».

Е. Малько жалела тех женщин, которые не могут или не хотят рожать: «Они лишены божественной любви, божественного дара, не переживают высшего счастья – давать жизнь человеку. Они ежедневно ощущают влияние сатаны».

Свое отношение к Матери-Родительнице мастерица выразила в орнаменте полотенца, основное место в котором занимает символическое дерево. Звезды на концах веток – молитва за человека, розетки – память об усопших, свечки – жертвы Богу (рис. 153).

154. Древо – символ Матери-Родительницы.

У Н. Поклач (Калинковичи) прославление матери приняло иную форму. Узор на своем полотенце она назвала «Мать среди звезд» (рис. 154). Образ матери они приравняла к небесным светилам.

154. «Мать среди звезд».

МАТЬ-РОДИТЕЛЬНИЦА

Этот узор давно привлекает мое внимание. Величественное дерево, замысловатая форма ветвей с диковинными плодами, свечками, птичками скрывает в себе некую тайну (рис. 155). Узор я показывал знатоку древнерусского искусства А. Некрасову, археологу А. Городцову. Оба соглашались, что это очень интересно, но, к сожалению, символику разгадать невозможно.

155. Полотенце с изображением Матери-Родительницы. Могилевская обл.

И всё же сделать это удалось. А помогла мне И. Младек из Брагина. По ее словам, узор обозначает Мать-Родительницу.

Мастерица и сама вышивала подобный мотив. Она имела 8 внуков и очень боялась за их здоровье, поскольку соседские дети умирали один за другим. Местная знахарка и посоветовала ей вышить символ роженицы в виде подсвечника с зажженными свечками – на каждого внука по ветви со свечкой (рис. 156). Как мы видим, этот подсвечник больше напоминает могучее дерево. В таком виде он показан и на двойном ковре Г. Крысько из Белостока: «У меня 6 детей – 3 хлопца и 3 девки. Очень я хотела, чтобы они все были здоровые. По подсказке стариков вышила полотенце с узором Матери-Родительницы, милосердной матери. На подсвечнике 6 свечек – по одной на ребенка. А еще тут 6 птичек. Это тоже чтобы дети были здоровыми. Все свечки горят, как звездочки на небе. Мои надежды оправдались, все дети здоровы» (рис. 158).

156. Символ роженицы – подсвечник с горящими свечками.

157. Фрагмент декора старинного гродненского ковра.

158. Узор Матери-Родительницы.

Образ матери – один из самых почитаемых и в христианском искусстве. Женщина с поднятыми руками и ребенком в овале на уровне живота – это и есть христианизированный образ Матери-Родительницы, дальнейшая разработка ухе известных нам изображений на языческих камнях из Кобрина и Долгинова. Очень часто он встречается на вышитых иконах (рис. 159). А. Ковальчук (Конотоп Наровлянского р-на) говорила, что видела множество таких образов, вышитых монашками, а крестьянки покупали такие образа, чтобы скорее кончилась война, а муж, отец, брат или жених вернулись с нее живыми и здоровыми.

Образ матери, роженицы явно восходит к временам матриархата. В те неспокойные времена бесконечных схваток, вражды, грабежей проблема выживания рода, племени была если не главной. Образ Матери-Родительницы, родоначальницы давал надежду, что род не прервется.

Этот образ почитался и в дальнейшем, вдохновляя на создание большой семьи. Еще не так дано семья из 10-12 человек была обычным делом. Бездетные семьи были редкостью и считались несчастными, наказанными Богом.

Сегодня наши взгляды на семью сильно изменились. Самый раз вспомнить старые времена, почитаемый нашими предками образ Великой богини Матери-Родительницы.

БЕРЕГИНЯ

Неоднозначное впечатление вызывал у меня узор на полотенце Р. Михайловой из Запрудья Шарковщинского р-на (рис. 160). Всё выяснилось после того, как мне на глаза попалось такое же полотенце М. Сыроватниковой (1897 г.р., Плетница Чериковского р-на). Вот ее рассказ: «Этот узор я взяла у бабушки-знахарки, которая помнила крепостное право. Так вот она сказала, что узор зовется Берегиней, что в Старом Селе был источник, звали его источником Берегини. Вода в нем была святой, лечебной, люди приходили к источнику лечиться. Та же бабка рассказала, что вышито на полотенце. В верхнем ряду – сама богиня Берегиня. Ниже – вазоны с цветами, зовут их женским счастьем. Это просьба к Берегине, чтобы она дала счастье. А что обозначает большой узор в центре и узоры в виде жучков, я не знаю, забыла спросить у бабки».

159. Вышитый золотом образ ХVII века.

160. Р. Михайлова. Полотенце. Запрудье Шарковщинского р-на Витебской обл.

161. Старинное полотенце с изображением Берегини. Витебщина.

Около д. Немойта Сенненского района вблизи речки Полонянки был источник. Старики называли его источником Берегини, верили в его целебную силу, особенно в отношении женских болезней. Требовалось только искупаться в источнике и попить из него воды.

Мастер Белмастпромсовета Г. Ступина говорила, что на полотенце изображено языческое капище в честь Берегини. А маленькие узоры наподобие жучков называются оберегами.

Подобный узор можно видеть и на полотенце из Виленского этнографического музея (рис. 161). А Боброва и Н. Ширяева (1895 г.р., Хойники), на полотенцах которых был такой же узор, рассказали мне, что это Берегиня. На верхнем ряду расположены мощные женские фигуры в пышных юбках, ниже – мотивы наподобие жучков. Это своеобразные обереги женщины от несчастья, обереги Берегини.

В. Кузьмянок (1898 г.р., Строковичи Светлогорского р-на) вышила три полотенца с Параскевой-Пятницей, Берегиней и Матерью-Родительницей. «Параскеву-Пятницу, - сказала она, - я вышила, чтобы моя семья была крепкой, а муж добрым. Берегиня сберегает от болезней, а Мать-Родительница – чтобы были хорошие дети».

Образ Берегини – один из древнейших в пантеоне славянских богов. Как Параскева-Пятница и Мать-Родительница, Берегиня отражает постоянные стремления народа обеспечить счастливую и здоровую семью, здоровье матери и ребенка, отвести от них несчастья и болезни. Согласно поверьям, Берегиня весной заботится о том, чтобы женщина-крестьянка не голодала, летом – чтобы не захворала от тяжкого труда, осенью – помогает ей в родах, а зимой – обогревает ее и деток (Чаусский р-н).

РОДНАЯ МАТЬ

162. Покрывало с узором родной Матери. Гомельская обл.

163. Мотив родной Матери на покрывале с Пинщины.

164. М. Ковтунова. Фрагмент декора покрывала. Неглюбка Ветковского р-на Гомельской обл.

165. Г. Кушнерчик. Фрагмент покрывала. Бобруйск Могилевской обл.

На тканых изделиях в разных местах Белоруссии и за ее границами можно увидеть уже знакомый нам узор звезды, помещенную в подобную звезду большего размера, а потом- в восьмиугольное обрамление (рис. 162-165). Ткачихи называют этот мотив символом родной Матери, что выражает самую великую и бескорыстную любовь, какая только может быть на свете.

А. Строевая (Каменецкий р-н) так объяснила узор: «Звезда в звезде – это любовь матери к детям, умноженная на любовь детей к матери. Это любовь в квадрате».

Довольно емкое высказывание. Действительно, на этой любви основана жизнь на земле.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: