Первый этап развития социальной психологии




Калмыцкий государственный университет имени Б.Б. Городовикова

 

Кафедра «Промышленное и гражданское строительство»

Доклад на тему

«История развития социальной психологии за рубежом»

 

Докладчик:

Студент группы С-11 Хараев Б.В.

 

Проверил:

 

 

Элиста, 2018г.

 

Оглавление

1. Первый этап развития социальной психологии

2. Второй этап развития социальной психологии

3. Третий этап развития

Первый этап развития социальной психологии

Первый этап – становление социальной психологии как науки – длился с середины XIX в. по 1908 год. Определяется предмет изучения и основные проблемы. Издаются первые фундаментальные работы по основным вопросам социальной психологии. На этом этапе решение и теоретический анализ социально-психологических проблем привлекают внимание специалистов различного профиля: психологов, социологов, философов, филологов, этнографов и т. п.

В это время появились первые теоретические концепции в области социальной психологии. К ним относят: психологию народов, психологию масс и психологию инстинктов социального поведения.

Теоретическая концепция «психология народов» возникла в Германии. В 1859 г. филолог Штейнталь и философ Лацарус выпустили «Журнал психологии народов и языкознания». Позднее к ним присоединился В. Вундт, который продолжил развивать концепцию психологии народов. Он рассматривал коллективную психику как сочетание индивидуальных психических состояний людей в определенных условиях и считал, что необходимо изучать те явления общественной жизни, которые невозможно объяснить, исходя только из особенностей сознания индивида. Вундт выделил три таких основополагающих явления: язык народа, его мифы и обычаи (Вундт В., 2001).

Язык весьма существенно влияет на психологию народа, поскольку он содержит в самой общей форме живущие в духе народа представления. Анализ различных языков как социально-психологических знаковых систем данного этноса показывает, что разница между ними достаточно существенная. Наиболее важным для системы индивидуальных представлений является язык, на котором человек думает, хотя знание других языков вносит значительный вклад в расширение представлений человека об окружающем мире. Любой язык имеет слова, не имеющие аналогов в других языках. Кроме того, любой язык имеет свои особые формы выражения представлений, например, в виде фразеологизмов. Рассматривая язык как уникальную знаковую систему, которая задает интерпретацию явлений окружающего мира, можно заметить, что он является необходимым условием понимания психологии данного народа по сравнению с другими.

Социально-психологическое значение мифов заключается в том, что они несут в себе первоначальное представление в виде контекста восприятия, а также чувства и влечения, связанные с представлениями. Мифы включают в себя не только фантастические представления человека о мире, но также и ценности, идеалы, долженствования. Они возникают на ранней стадии развития человеческого сообщества и транслируются через сказки, былины, любые художественные представления, имея широкое распространение в обществе как на уровне общественного, так и на уровне индивидуального сознания. Мифы часто определяют психологическую потребность человека видеть вещи в определенном свете. Мифы передаются всей культурой общества, определяя мифологические представления людей, формируя их установки, влияя на вкусы и знания о том, что является хорошим или плохим.

Обычаи представляют собой способы поведения, которые являются наиболее типичными в стандартных социальных ситуациях у данного народа. На уровне бытовой психологии их можно охарактеризовать фразой: «У нас так принято…». Они регулируют поведение человека в различных ситуациях, но наиболее строгий контроль обычая можно наблюдать в жизненно значимых для человека событиях: во вступлении в брак, при рождении ребенка, похоронах.

Значение исследований психологии народов заключается в том, что они поставили вопрос о необходимости изучения особых факторов социальной психики, влияющих на поведение конкретного человека. Психология народов послужила первоосновой для развития этнопсихологии.

Теоретическая концепция«психология масс» развивалась во Франции почти одновременно с теоретической концепцией «психология народов». Основатели данного направления – Г. Тард и Г. Лебон. Г. Тард рассматривал общество как своеобразную аудиторию, воспринимающую информацию. Источником информации, способствующей прогрессу общества, является элита. Элита, по мнению Тарда, это составная часть общества, в которую входит высший, привилегированный слой, осуществляющий функцию управления. Общество развивается благодаря двум основным механизмам: механизму открытия, когда кто-нибудь открывает новый способ выполнения действий, дает объяснение непонятным явлениям (характерно для элиты), и механизму подражания – большинство людей «развивается», перенимая друг у друга те или иные элементы поведения и деятельности. Психологическое состояние общества изучалось в зависимости от доминирующего влияния на него либо элиты, либо массы. При этом считалось, что если ведущая роль принадлежит элите, то можно говорить о прогрессивности общества, если массам, то о его регрессивности.

Г. Лебон (1995) изучал поведение толпы. Он сделал попытку проанализировать изменение некоторых психических процессов и поведение индивида под влиянием толпы.

1. Повышается внушаемость человека. Резко падает критичность, информация воспринимается без доказательств, что способствует эффективному воздействию, в том числе и преступных идей.

2. Снимается ответственность за свое поведение. Поведение отдельного человека в толпе анонимно, поэтому возникает феномен, названный социальными психологами «диффузией ответственности».

3. Усиливается потребность в простых решениях. Толпа не способна на созидание, не способна принимать сложные решения.

4. Происходит деперсонализация личности. Человек утрачивает многие свои положительные качества. Так, вероятность помощи человеку обратно пропорциональна количеству свидетелей его трудностей.

5. Повышается эмоциональность личности. Осмысление ситуации происходит крайне медленно. Усиливается общая сензитивность (чувствительность) человека, что, в свою очередь, способствуют усилению механизмов влияния в стихийных группах: внушению, заражению и подражанию.

Концепции психологии масс, разрабатываемые Г. Тардом и Г. Лебоном, содержали в себе важные социально-психологические закономерности взаимодействия людей в толпе, отношения массы и элиты, влияния средств массовой культуры на общественное сознание и сознание конкретного индивида.

Теоретическая концепция«Психология инстинктов социального поведения» У. Мак-Дугалла зародилась в Англии. Она разрабатывалась под влиянием эволюционной теории Ч. Дарвина. Мак-Дугалл полагал, что механизмы социального поведения у человека и животных тождественны. Социальные явления объяснялись им с биологических позиций, в связи с чем его теория получила название биологизаторская. Основная идея заключалась в том, что причины социального поведения человека связаны с врожденными инстинктами. Каждому чувству, по мнения Мак – Дугалла, соответствует определенный инстинкт: инстинкт борьбы связан с гневом и страхом; инстинкт воспроизведения – с чувством любви, инстинкт приобретения – с чувством собственности и т. п. Наибольшее значение Мак – Дугалл придавал стадному инстинкту, который удерживает людей вместе и связан с чувством принадлежности к социальной группе.

Концепция инстинктов социального поведения в отличие от концепций психологии народов и психологии масс утратила свою социальную актуальность. Однако она послужила первоосновой для психоаналитической теории З. Фрейда, и поэтому ее значимость для развития психологической науки трудно переоценить.

 

 

Второй этап развития

Второй этап продолжался до середины 40-х гг. XX в. и характеризуется появлением научных социально-психологических школ, ориентированных как на разработку фундаментальной теории, так и на прикладные аспекты исследования. Один из наиболее влиятельных социальных психологов этого периода – К. Левин, создатель теории групповой динамики. Он исследовал проблемы социальных факторов воли как целенаправленного поведения; социальной психологии малых групп, лидерства, личности в группе и др. Кроме того, было проведено большое количество экспериментальных работ и одновременно разрабатывались фундаментальные теории, которые не потеряли своей актуальности и сегодня.

Третий этап развития

Третий этап в развитии зарубежной социальной психологии начинается с середины 40-х гг. и продолжается до настоящего времени. В основном он связан с решением практических задач, работой на социальный заказ. Социальная психология становится популярным психологическим направлением, она вводится в общеобразовательные вузовские программы и является одним из обязательных предметов изучения для специалистов различных профилей. Вторая мировая война актуализировала исследования природы человеческой агрессии и способы модификации ее в социально приемлемые формы. Кроме того, на данном этапе разрабатываются так называемые малые теории, имеющие конкретное прикладное значение: социально-психологические особенности руководства детской группой, психология менеджмента, психология рекламы, политическая психология, психология формирования общественного мнения и др.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-12-21 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: