Глава 1. Налоги и сборы с физических лиц




Содержание

 

Введение

Глава 1. Налоги и сборы с физических лиц

1.1 Экономическое содержание и структура налогов с физических лиц

1.2 Налог на доходы физических лиц

1.3 Налоги на имущество физических лиц

Глава 2. Налоговые вычеты

2.1 Стандартные налоговые вычеты

2.2 Социальные налоговые вычеты

2.3 Имущественные налоговые вычеты

2.4 Профессиональные налоговые вычеты

Глава 3. Земельный налог

Задача

Использованная литература


Введение

 

Налоговая система России начала XX в. характеризуется превалированием роли косвенного обложения в формировании доходной части бюджета. Исходя из того, что 82 % населения России проживало в сельской местности, а прямые налоги с крестьян составляли всего 8 % доходов бюджета, правомерно сделать вывод о том, что бюджет мог формироваться только за счет косвенных налогов. Государственный бюджет России строился на общих с европейскими странами принципах, т. е. не включал в себя местные бюджеты и делился на: обыкновенный и чрезвычайный.

Доходы обыкновенного бюджета подразделялись на следующие группы: прямые налоги, косвенные налоги, пошлины, правительственные регалии, казенные имущества и капиталы, отчуждение государственных имуществ (т. е. доходы от их реализации), выкупные платежи (отмененные в 1905 г.), возмещение расходов государственного казначейства (сюда включались поступления в счет ранее выданных ссуд) и прочие доходы.

Наиболее многочисленную группу составляли прямые налоги, которые делились на 5 групп.

1. Налоги и сборы с недвижимых имуществ:

· государственный поземельный налог;

· налог с недвижимых имуществ в городах, посадах и местечках;

· сбор с недвижимых имуществ в пригородных местностях Петрограда на содержание полиции;

· налоги с недвижимых имуществ в губерниях Царства Польского (подымная подать);

· поземельная подать с колонистов;

· государственная оброчная и поземельная подать в губерниях Сибири;

· государственная оброчная подать в областях Акмолинской, Семипалатинской, Семиреченской, Уральской и Тургайской (кибиточная подать);

· государственная оброчная подать в Закавказье, Тверской и Кубанской областях

· денежный сбор с ясачных вогулов Пермской губернии, установленный взамен ясачной подати.

2. Налоги с торговли и промышленности:

· государственный промысловый налог;

· особые сборы с торговли и промышленности.

3. Налоги с денежных капиталов:

· сбор с доходов от денежных капиталов;

· сбор со специальных текущих счетов.

4. Подати и личные налоги:

· подушные и душевая оброчные подати в некоторых местностях Сибири;

· подушные подати с евреев-землевладельцев;

· подать со скота у киргизов Внутренней орды и у калмыков Астраханской губернии;

· кибиточная подать;

· ясак с кочевых и бродячих инородцев;

· временный сбор с бывших зависимых поселян Дагестанской области и Закатальского округа;

· налог взамен исполнения воинской повинности в натуре в Кавказском крае и в Ставропольской губернии;

· ярмарочный сбор в городе Нижнем Новгороде.

5. Государственный квартирный налог.

Из анализа видов прямых налогов можно сделать два важных вывода. Во-первых, какой-либо единый принцип, на котором была бы построена система прямых налогов, отсутствовал. В ней одновременно присутствовали не только реальные и личные налоги, но и такие архаичные их формы, как оброк, ясак, подымный налог. Во-вторых, налоговая система отражала национальную политику царской России, основанную на угнетении окраинных народов.

В 1875 г. был введен поземельный налог, ставки по которому (пересмотренные в 1884 г.) были дифференцированы по губерниям и колебались от 0,25 коп. (Архангельская) до 17 коп. (Подольская) с десятины удобной земли и леса. Ставки устанавливались индивидуально для каждой губернии с правом дифференциации внутри губернии. Сумма поземельного налога устанавливалась централизованно для губернии исходя из средней ставки и из площади земли и леса. Губернские земские собрания распределяли налог между уездами, а последние — между плательщиками. Общая сумма поземельного налога не превышала 10 млн. руб. Система поземельного обложения позволяла помещикам перекладывать налоги на крестьянские массы, что облегчалось раскладочной системой, т. е. отсутствием обязательных для всех земледельцев единых ставок. Закон устанавливал лишь среднюю для губернии ставку и общую сумму налога. Дальнейшее распределение налога было в руках земств, т. е. тех же помещиков.

Оборочные подати взимались при отведении крестьянам государственных земель. Общий размер подати устанавливался централизованно с последующей раскладкой по землепользователям.

Налог с недвижимого имущества был установлен в 1863 г. взамен подушной подати с мещан. Он исчислялся в размере 6% (в Польше 8%) со среднего чистого дохода. Средний доход определялся на основании кадастров. Городские поселения делились на 6 групп, для каждой из которых применялись 4-5 видов ставок. Интересно отметить, что часть поступлений налога (12,5%) обращалась в доход местных органов власти.

Объектом обложения выступали доходы от сдачи в наем помещений под жилье и торгово-промышленные заведения. Помещения, не сдаваемые в наем, от обложения не освобождались. Если поземельные налоги платили только крестьяне и помещики, то налог с недвижимого имущества приходился уже на капиталистов и помещиков, т. е. владельцев строений. Однако основным видом налогов, уплачиваемых промышленными и торговыми капиталистами, был государственный промысловый налог.

Промысловое обложение было введено в России в 1824 г., а в 1885 г. были введены дополнительные процентный и раскладочный сборы в зависимости от уровня доходности. В 1898 г. был введен новый порядок промыслового обложения. Государственный промысловый налог состоял из двух частей: основного и дополнительного. Основной промысловый налог на личные занятия взимался либо в твердых суммах, либо в рублях с каждых 100 руб. дохода, либо в процентах от суммы вознаграждения (от 1% с суммы до 100 руб. до 7% при доходе свыше 20 тыс. руб.). Применение той или иной системы взимания налога зависело от рода занятий и должности. Система взимания оговаривалась законом. Второй вид основного промыслового налога взимался при выборе промысловых свидетельств. Вся территория России делилась на 4 класса (кроме Москвы и Петербурга). Дальнейшее деление производилось по четырем критериям: по характеру деятельности, по числу рабочих, по доходу, по внешним признакам. В зависимости от этих признаков устанавливалась твердая сумма основного промыслового налога.

Дополнительный промысловый налог взимался по-разному с акционерных и частных предприятий. Оба типа предприятий платили, процентный сбор с прибыли при условии, что отношение чистой прибыли к основному капиталу превышало 3%. Ставки процентного сбора имели незначительную прогрессию — от 3 до 6% прибыли. С суммы прибыли, превышающей 10% стоимости основного капитала, взималось 11%. Акционерные предприятия платили, кроме того, дополнительный промысловый налог в виде налога с капитала, а прочие предприятия — раскладочный сбор.

Налог с капитала носил скорее номинальный характер — его ставки не зависели от размера капитала и составляли 15 коп. со 100 руб., т. е. 0,15%. Однако и эта сумма налога фактически не взималась — в эту сумму зачитывался основной промысловый налог. Только дополнительный промысловый налог— 11% прибыли (если она превышала 10% стоимости капитала) и еще 0,15% стоимости капитала, т. е. наиболее рентабельные предприятия платили от 12 до 15% прибыли. Платежи более мелких предприятий не превышали 5-10% прибыли.

Еще более льготным было взимание раскладочного сбора, так как предприятия облагались только из той суммы прибыли, которая в 30 раз превышала оклад основного промыслового налога. Сбор взимался в размере 1 руб. с каждых 30 руб. указанного превышения прибыли. Не очень обременительным были и налоги с других групп капиталистов: 5% с денежных капиталистов и 0,216% годовых со специальных текущих счетов, открываемых под заклад процентных бумаг. Четвертая группа прямых налогов — «Подати и личные налоги» — не только имели дискриминационный характер, но и ложились тяжелым бременем на плечи трудящихся. Плательщиками подушной и оброчной податей выступали крестьяне ряда местностей Сибири, проживающие на государственных землях. К этой группе причисляли крестьян из ссыльных и всех инородцев. Сумма налога на душу превышала 3—5 руб., причем она могла значительно возрастать в связи с раскладочным принципом взимания.

Объектами обложения коренного населения Средней Азии и Северного Кавказа выступали либо скот, либо их жилища. Коренное население Сибири платило ясак шкурками зверей либо деньгами (в некоторых местах и тем и другим.). Взимание этой группы налогов поручалось местной феодальной знати. Закон устанавливал систему поощрения за бездоимочное взимание налога, что приводило к усилению налогового гнета в национальных окраинах. Как видно, система прямого обложения отличалась огромной пестротой, во-первых, и существенными различиями в тяжести обложения для имущих и неимущих классов, во-вторых, прямое обложение, как правило, не учитывало уровня доходности субъектов обложения. В лучшем случае за основу обложения принималась нормативная доходность, а в большинстве случаев (для крестьянства) речь шла о модифицированной системе личного обложения.

Косвенные налоги включали в себя 6 видов: питейный доход, табачный доход, сахарный доход, нефтяной доход, спичечный доход и таможенные пошлины. Уже в самой идее налоговой реформы, ориентированной на переложение налогового бремени на плечи трудящихся, на рост косвенного обложения, особенно доходов от винной монополии, проявлялись не только классовый подход, но и проблемы с дефицитом бюджета. Такая система могла обеспечить потребности государственного бюджета России только при относительно высокой доле заработной плате в национальном доходе. Царское правительство рассчитывало переложить всю тяжесть обложения на трудящихся: «Во всех прогрессирующих в экономическом отношении странах потребление быстро возрастает. Без всяких изменений в размерах самого налога косвенное обложение дает государству все более и более возрастающий доход вследствие увеличения численности населения, роста благосостояния и т.д.» [2, с. 473].

Война с Японией потребовала увеличения государственных расходов и принятия мер по увеличению доходов бюджета, важнейшим из которых были следующие:

· с 1 октября 1908 г. была повышена цена казенного вина. В результате в 1909 г. поступления от казенной продажи питей возросли по сравнению с 1907 г. на 50 млн. руб.;

· в 1909 г. была изменена система обложения табака. Прирост поступлений от табачного дохода в 1910 г. (по сравнению с 1908 г.) составил 8, 1млн. руб. (т.е. 15 %);

· изменение таможенных пошлин только на Дальнем Востоке в 1909 г. обеспечило их рост более чем на 3 млн. руб. ежегодно;

· в 1910 г. была изменена система обложения городских недвижимых имуществ, что увеличило поступление по ним (в 1912 г.) на 9 млн. руб. (почти на 43 %);

· Министерством финансов приступило к разработке предложения о внедрении подоходного налога, налога с недвижимых имуществ в уездных поселениях, военного налога, об изменении промыслового налога, об изменении налога с наследства, о гербовом сборе.

Первого августа 1914 г. началась Первая мировая война, самая кровопролитная и дорогостоящая из пережитых Россией к тому моменту войн. «По некоторым подсчетам стоимость всех войн, происходивших в течение столетия, предшествовавшего Первой мировой войне, равнялась 33 млрд. руб. Между тем военные расходы одной только России с июля 1914 до конца 1917 г. составили около 50 млрд. руб.» [21, с. 225]. До конца 1914 г. были изменены ставки обложения по 12 видам косвенных налогов (акцизы со спирта, спичек, табака и т.п.) и введены два новых налога (с железнодорожных грузов и налог на хлопок). Были увеличены ставки обложения по всем видам прямых налогов, введены налог на телефонные аппараты (в размере 10 руб.). Налог с недвижимого имущества был повышен до 8 % (до войны – 6 % средней чистой доходности), а оклады кибиточной подати – на 100 %. Ставки поземельного налога, падавшего в основном на крестьян, были повышены с 0. 25 до 0. 75 коп. (низшие ставки) и с 17 до 29. 5 коп (высшие ставки). В то же время оклады основного промыслового налога были повышены лишь на 50 %.

В 1915 – 1916 гг. несколько раз увеличивались ставки действующих налогов.

После победы Февральской революции Временное правительство безуспешно пыталось ввести обложение сверхприбыли промышленных предприятий. Были приняты Закон о единовременном налоге на доход и Закон о повышении ставок обложения подоходного налога, введенного в России в 1916 г. Налог на военную сверхприбыль был реорганизован в налог на прирост прибылей торгово-промышленных предприятий и вознаграждения личных промысловых занятий. В августе 1917 г. было принято решение об увеличении косвенного обложения через расширение государственных монополий (сахар, табак, спички, чай, кафе). Однако частые смены состава Временного правительства и незначительный период его пребывания у власти не позволяют говорить о каких-либо практических результатах его налогового законодательства.


Глава 1. Налоги и сборы с физических лиц

1.1 Экономическое содержание и структура налогов с физических лиц

 

Изучение налогов с населения в развитии предоставляет нам возможность сделать выводы о том, что налогообложение граждан в различных странах базируется на сопоставимых принципах. Первый из них — обязательное участие каждого гражданина в поддержке государства частью своих доходов, второй — обеспечение государством населению определенного набора «неделимых благ». Нарушение этого хрупкого баланса отношений в пользу государства приводит к нежеланию граждан платить налоги, к сокрытию ими значительной части доходов. Государство должно «беречь» своих плательщиков, ибо их нельзя поменять. Иначе говоря, плательщика нельзя лишать платежеспособности.

В налоговых отношениях государства с гражданами наиболее ярко проявляется действие философского закона единства и борьбы противоположностей. Поэтому действия, осуществляемые в целях удовлетворения фискальных потребностей государства, должны обязательно анализироваться на предмет их возможных социальных последствий. Повышение налогов с населения увеличивает доходы бюджета только на один налоговый период, поскольку уже в следующем таком периоде база для их уплаты может резко сократиться. Снижение налогов с граждан стимулирует рост доходов населения, увеличение потребления, рост производства товаров и услуг и как следствие всех налоговых поступлений.

В России взимание налогов с граждан имеет длительную историю, но общая тенденция развития была нарушена продолжительным периодом централизованного управления экономикой страны. После 1917 г. доходы основных слоев населения были крайне низкими. Поэтому в определенные периоды строительства социализма даже самые высокие налоги с населения не имели определяющего значения для государственного бюджета. В СССР прямые налоги с населения формировали лишь 8 – 9 % доходов бюджета, а подоходный налог — в пределах 6—8%, Но уже с начала 1990-х гг. в налоговой системе РФ по сумме поступлений налоги с граждан выходят на третье место, уступая только налогу на прибыль и налогу на добавленную стоимость. Отношения физического лица с бюджетом по уплате налоговых и неналоговых поступлений можно представить следующей схемой (рис. 1). Центральное место в системе налогообложения физических лиц принадлежит налогу на доходы физических лиц.

 

 
 

 


Рис. 1. Отношения физических лиц с бюджетом по уплате налогов, сборов и других платежей

 

Налоги с населения являются одним из экономических рычагов государства, с помощью которого оно пытается решить различные трудносовместимые задачи обеспечения достаточных денежных поступлений в бюджеты всех уровней, регулирования уровня доходов населения и соответственно структуры личного потребления и сбережений граждан, стимулирования наиболее рационального использования получаемых доходов, облегчения положения наименее защищенных категорий населения.

Подоходное налогообложение обладает большими возможностями воздействия на уровень реальных доходов населения, позволяет с помощью системы льгот, выбора объекта и ставок налогообложения стимулировать стабильные доходы бюджета за счет изменения ставок налога по мере роста заработков граждан. Кроме того, тяжесть бремени индивидуального подоходного налога во многом определяет уровень обложения и другими налогами. Цели взимания и основные черты налога на доходы физических лиц в России во многом схожи с принятыми во многих промышленно развитых странах аналогичными налогами. Его место в налоговой системе определяется следующими факторами:

· данный налог является личным, т. е. его объектом является не предполагаемый усредненный доход, а доход, полученный конкретным плательщиком;

· подоходный налог в большей степени отвечает основным принципам налогообложения — всеобщности, равномерности и эффективности;

· налог относительно регулярно поступает в доходы бюджета, что немаловажно с точки зрения пополнения доходов бюджетов;

· основной способ взимания налога на доходы физических лиц — у источника его выплаты — является достаточно простым и эффективным механизмом контроля за своевременностью перечисления средств в бюджет.

Сравнивая налоговое законодательство стран с развитой рыночной экономикой в сфере подоходного налогообложения физических лиц, можно выделить следующие общие черты:

1. Подоходный налог с физических лиц — один из важнейших источников государственных доходов. Так, поступления от этого налога занимают наибольший удельный вес в структуре доходов федерального бюджета США (около 40%), Великобритании (порядка 35%), Дании (примерно 50%). Кроме того, подоходный налог с граждан имеет приоритетное значение в доходах бюджетов таких экономически развитых стран, как Канада, Германия, Австрия, Япония, Норвегия

2. Во всех странах подоходный налог с граждан взимается по прогрессивной шкале. Диапазон ставок налога широк: от 0 до 56,8% во Франции, от 19 до 53% в Германии, от 10 до 50% в Австрии и Италии. Предельная ставка подоходного налога в Дании в 1996 г. составляла 61% [7]. Казалось бы, ставки налога очень высоки, но следует учесть, что во всех странах установлены довольно значительные нал о необлагаемые минимумы и представлены льготы по различным основаниям.

3. Во многих странах в результате проведенных реформ произошло резкое сокращение максимальных ставок налога и их количества. Так, до 1986 г. в США действовали 14 ставок подоходного налога, прогрессия которых возрастала с 11 до 50%. В ходе налоговой реформы 1990-х гг. шкала ставок была упрощена: максимальная ставка снижена до 39,6%, а число ставок сократилось до 5 (подробнее см. главы 18 и 19 учебника).

Налогообложение доходов граждан РФ также претерпело ряд изменений. На протяжении последнего десятилетия в основе исчисления этого налога был принятый в декабре 1991 г. Закон «О подоходном налоге с физических лиц». С 01.01.2001 г. доходы физических лиц стали облагаться в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации (ч. II, гл. 23). Налог на доходы с физических лиц является федеральным налогом, который взимается на всей территории страны по единым ставкам. Данный налог используется для регулирования доходов нижестоящих бюджетов.

Второй по значению налог с населения — налог на имущество физических лиц — играет весьма важную роль в налоговой системе РФ, так как охватывает более 20 млн. физических лиц, являющихся собственниками различного вида имущества. Налог на имущество не только выполняет фискальную роль, пополняя доходную базу бюджетов органов местного самоуправления, но и воздействует на формирование структуры личной собственности граждан. Повышение или снижение ставок налога на имущество, предоставление различного рода льгот позволяют уменьшить имущественную дифференциацию населения, создают стимулы к наполнению богатства. Соотношение фискального и регулирующего назначения изменяется в зависимости от задач, которые стоят перед обществом на определенных этапах социально-экономического развития. Налог на имущество в определенной степени является дополнением к налогу на доходы физических лиц, что вполне оправдано, так как граждане, направляя свои доходы на приобретение имущества, в ряде случаев частично «уходят» от подоходного налогообложения, но в то же время у них возникает обязанность уплачивать налог на приобретенное имущество.

Основанием для взимания налога на имущество, переходящего в порядке наследования или дарения (в редакции НК — налога на наследование и дарение), является признание полученного наследства или дара в качестве дополнительного дохода физического лица. Чем дальше степень родства между наследодателем и наследником, тем меньше наследство является приобретением через собственный труд, тем выше соответственно должен быть размер взимаемого налога. Во многих странах действует развитая система имущественного обложения на местных уровнях, охватывающая как собственно имущество, так и его движение в форме продажи, наследования и дарения. О роли имущественных налогов говорит тот факт, что в отдельных странах их доля в общих налоговых поступлениях составляет более 10% (Великобритания, Япония, США).

В настоящее время к числу взимаемых в Российской Федерации с физических лиц имущественных налогов относятся: налог на имущество; налог на наследование или дарение; транспортный налог. По каждому из перечисленных налогов на федеральном уровне принят закон, в соответствии с которым и регулируется налогообложение населения. Отметим, что по двум первым налогам готовятся серьезные изменения, о которых говорится в главе 21.

Далее остановимся подробнее на порядке исчисления и взимания отдельных налогов с физических лиц.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: