Дидактические игры на тему: «Сложение и вычитание в переделах 20»




Содержание:

1. Составим поезд

2. День и Ночь

3. Математические ручейки

4. Быстрый счет

5. Попробуй прибавь, попробуй вычти

6. Математический футбол

7. Математические компоненты

8. Лесная прогулка

9. Кто быстрее?

10. Математическая рыбалка

11. Веселый счёт

12. Волшебная загадка

13. Один да один

14. Круговые выражения

15. Лучший космонавт

16. Расти, расти, лесок!

17. Арифметическое домино

18. Арифметическое лото

19. Цепочка

20. Навстречу друг другу

21. На какую пристань ты причалишь?

22. Живая математика

23. Сложить и вычесть

24. Сказочная шляпа

25. Раскрути круги

26. Лотерея игрушек

27. Морской бой

28. Магический квадрат

Составим поезд

Цель: Обучение детей приемам прибавления и вычитания чисел 2, 3, 4.

Форма игры: коллективная

Оборудование: цветные мелки

Содержание игры: Учитель вызывает к доске 5 девочек. Они образуют поезд из 5 вагонов (цепляются друг за друга - кладут правую руку на плечо впереди стоящего). Затем цепляют еще 1 вагон (мальчик) и еще 1 (девочка).

Учитель записывает равенство вида:

5 + 2 = 7

5 + 1 + 1

Дети проговаривают прием прибавления 2.

Затем отцепляют 2 вагона по одному в 2 приема. Ученики записывают и проговаривают прием вычитания 2:

5 – 2 = 3

5 – 1 – 1

Аналогично показывают приемы прибавления и вычитания 4 и 3. Например, к доске вызываются 6 мальчиков, они образуют поезд из 6 вагонов. К ним прицепляют 3 вагона по одному (девочка, мальчик и девочка). Этот способ образования поезда записывается на доске и проговаривается учениками:

6 + 3 = 9

6 + 1 + 1 + 1

Затем иллюстрируется другой способ составления поезда: к 6 вагонам (мальчикам) прицепляют еще 2 вагона (2 девочки), а затем еще 1 вагон (мальчик). Этот способ составления поезда записывается на доске и проговаривается учащимися в беседе с учителем:

6 + 3 = 9

6 + 2 + 1

Аналогично рассматриваются другие приемы прибавления и вычитания 3 и 4.

 

День и ночь

Цель: Закрепление приемов сложения и вычитания

Форма игры: коллективная

Содержание игры: Учащиеся при слове «Ночь» кладут голову на парту и закрывают глаза. В это время учитель читает выражение для устного счёта на сложение и вычитание. «День» – учащиеся поднимают головы и те, кто сосчитал, поднимает руку и называет ответ.

 

 

Математические ручейки

Цель: Закрепление приемов сложения и вычитания

Оборудование: мяч

Форма игры: парная

Содержание игры: Дети, сидящие на одном ряду, стоят, повернувшись, лицом друг к другу. Учитель говорит, что только что прошел необычный дождь – математический. Образовались бурные математические ручейки, которые весело бегут, перегоняя друг друга, с пригорка вниз, к озеру. Какой ручеек самый быстрый, какой раньше достигнет озера?

 

По сигналу учителя первый ученик из каждого ряда (ручейка) называет любое выражение на сложение или вычитание и бросает мяч своему соседу по парте. Тот ловит мяч, называет ответ и составляет следующее выражение, используя в качестве исходного числа число ответа. Составив новое выражение, он бросает мяч стоящему в противоположном ряду товарищу и т.д. Побеждает тот ручеек, который раньше других добежит до озера.

 

 

Быстрый счет

Цель: Развитие устного счета

Оборудование: мяч

Форма игры: парная

Содержание игры: Учитель бросает мяч и говорит число (например, 11), а ученик называет предыдущее число (10), а затем сумму числа учителя и получившегося числа — в этом случае 21 (11 + 10 = 21).

 

Попробуй прибавь и попробуй вычти

Цель: Закрепление приемов сложения и вычитания

Оборудование: мяч

Форма игры: парная

Содержание игры: Игроки кидают друг другу мяч, прибавляя или вычитая определенное число. Например, выбираем вариант сложения, где игроки будут только прибавлять число. Пусть будет 16. Первый игрок называет любое число, например 9, следующий должен сказать 25 (9 + 16) и так далее. Прибавлять к результату 16 можно до бесконечности, пока не надоест. Проиграл тот, кто первый ошибся.

 

Математический футбол

Цель: Закрепление приемов сложения и вычитания в пределах 10

Оборудование: рисунки 10 мячей, рисунки ворот (2), карточки с цифрами

Форма игры: групповая

Содержание игры: На магнитной доске размещаются слева и справа рисунки ворот, ниже которых - карточки с цифрами, обозначающие числовой ряд от 0 до 10. На поле прикрепляются рисунки мячей, на обратной стороне их записаны примеры, в которых зашифровано направление удара мяча. Ученики должны ударить по мячу (найти значение выражения) и передвинуть его к той части ворот, где находится ответ. В игре участвуют поочередно игроки каждой команды (каждого варианта), которые загоняют мячи то в левые, то в правые ворота. Выигрывает та команда, которая не допустит ни одной ошибки или допустит меньшее число ошибок.

 

Математические компоненты

Цель: усвоения названий компонентов и результатов сложения и вычитания

Форма игры: коллективная

Содержание игры: Ученики 1 ряда – 1 слагаемое, 2 ряда – 2 слагаемое, 3 ряда – сумма. 1 ученик из 1 ряда встаёт и говорит: «Первое слагаемое 5, 1 ученик из второго ряда встаёт и говорит: «Второе слагаемое 3», 1 ученик их 3 ряда встаёт и говорит: «Сумма 8». Ученики 1 ряда – уменьшаемое, 2 ряда –вычитаемое, 3 ряда – разность. 1 ученик из 1 ряда встаёт и говорит: «Уменьшаемое 15, 1 ученик из второго ряда встаёт и говорит: «вычитаемое 7», 1 ученик их 3 ряда встаёт и говорит: «Разность 8». Затем встают вторые ученики из каждого ряда и т. д.

 

 

Лесная прогулка

Цель: закрепление понятий "четное", "нечетное" число; закрепление навыков сложения и вычитания в пределах 10.

Оборудование: грибы с выражениями, корзинки

Форма игры: коллективная

Содержание игры: Миша и Маша пошли в лес. В лесу они собрали много необычных грибов. Детям раздаются картинки в форме грибов, на шляпках которых написаны выражения: 2 + 4; 8 – 2; 7 – 3; 4 – 3; 9 + 1; 8 – 1. На доске располагаются две корзинки, вырезанные из бумаги. Одна корзина Мишина – он собрал грибы с четными ответами, другая Машина - она собрала грибы с нечетными ответами.

Детям предлагается найти значения выражений и разместить грибочки в корзинки Маши и Миши, затем узнать – сколько грибов собрал каждый из них.

 

Кто быстрее?

Цель: отработать вычислительные навыки при решении числовых выражений в пределах 10

Оборудование: карточки с цифрами

Форма игры: коллективная

Содержание игры:На доске записаны числовые выражения в три столбика. Учащиеся с каждого ряда по очереди выходят к доске и находят значения выражений. Остальные ученики контролируют правильность ответов. Побеждает ряд, который правильно и быстро выполнил вычисления.

 

Математическая рыбалка

Цель: закрепление приемов прибавления и вычитания в пределах 10, воспроизведение их на память.

Оборудование: Рисунки 10 рыбок, из них 6 желтых, 2 красные, 2 полосатые

Форма игры: коллективная

Содержание игры:На магнитной доске размещаются рыбки, на обратной стороне которых записаны выражения на сложение и вычитание. Учитель поочередно вызывает детей к доске, они «ловят» (снимают) рыбку, читают выражение на сложение или вычитание. Все ученики, нашедшие значение выражения, обозначают ответ цифрой и показывают ее учителю. Кто решит выражение раньше всех, тот получит рыбку. Кто больше всех «наловит» рыбок, тот лучший рыболов.

Веселый счет

Цель: закрепление приемов прибавления и вычитания в пределах 10

Оборудование: карточки с выражениями

Форма игры: коллективная

Содержание игры: Детям показывает учитель карточки с выражениями, а они числом движений дают ответ: «Столько раз ногою топнем (8 – 4), столько раз руками хлопнем (5 + 4), мы присядем столько раз (7 – 4), мы наклонимся сейчас (6 – 4), мы подпрыгнем ровно столько (10 – 4). Ай да счет! Игра и только».

 

 

Волшебная загадка

Цель: закрепление приемов прибавления и вычитания в пределах 20

Оборудование: карточки с выражениями

Форма игры: коллективная

Содержание игры:

Кощей загадал Ивану-Царевичу загадку:

“Я задумал число, … но его нужно найти – Какое число я задумал?" Иван-Царевич составил схему:

+ 2 - 7 + 5 - 3 + 13 - 11

14 ---------O ------------O-------------O------------O-----------O------------O?????

16 9 14 11 24 13

– Найдите число.

– Какое число задумал Кощей?

Ребята, никак не открывается ларец, Ларец откроется тогда, когда мы выполним задание. Найдем неизвестные числа?

– Яйцо в руках. Надо сломать иглу. Но это не так просто, игла толстая, в одиночку не справиться. Поработаем в парах.

На доске нарисована таблица

– Посмотрим на эти выражения:

М (12 + 52) + 10=

О 100 – 90 + 0=

Л 20 + 20 + 40 =

Д 98 – 10 =

Ц (56 – 40) – 4 =

Ы32 + 31 =

– Что интересного заметили?

– Улыбнитесь, пожелайте успехов. Выполните действия и расшифруйте слово.

– Прочитайте слово.

 

Один да один

Цель: научить детей приему прибавления и вычитания по 1

Форма игры: коллективная

Содержание игры: Учащиеся выстраиваются в ряд лицом к классу (количество учащихся определяется числом, до которого они умеют считать).

Первый ученик делает шаг вперед и говорит: «Я - один. Второй ученик делает шаг вперед и говорит: «Один да один будет два». Третий ученик делает шаг вперед и говорит: «Два да один будет три» и т.д.

В игре учащиеся уясняют, что каждое последующее число образуется из предыдущего путем присчитывания одной единицы.

 

Круговые выражения

Цель: научить детей приему прибавления и вычитания по 1

Форма игры: коллективная

Содержание игры:

- составление выражений, у которых первый компонент равен ответу предыдущего выражения.

Учитель пишет на доске примеры, у которых задан первый компонент. Учащиеся составляют примеры с ответом, равным первому компоненту следующего примера.

7 - 5 = 2 2 + 6 = 8 8 + 2 = 10 10 – 8 = 2 2 + 5 = 7

Учащиеся составляют цепочку примеров по данному образцу.

Числа – перебежчики.

-закрепление знаний о переместительном свойстве сложения.

Вызываются 6 учеников, им раздают карточки с цифрами и знаками. По

Например: 2 + 8 = 10 7 + 1 = 8 5 + 4 = 9

Ведущий предлагает числам перебежать так, чтобы получились другие примеры с таким же ответом.

8 + 2 = 10 1 + 7 = 8 4 +5 = 9

Лучший космонавт

Цель: формирование навыков прибавления и вычитания четырех

Оборудование: ракеты с номерами, карточки с выражениями

Форма игры: коллективная

Содержание игры: Учитель на доске рисует 10 ракет с номерами от 1 до 10. Вызываются сразу 11 учеников. Вокруг стола, где разложены карточки с выражениями, взявшись за руки, дети идут и проговаривают:

Ждут нас быстрые ракеты

Для прогулок по планетам.

На какую захотим,

На такую полетим!

Но в игре один секрет:

Опоздавшим места нет.

Как только сказано последнее слово, учитель выдает каждому из них карточки с выражениями, на которых зашифрован номер ракеты, на которой полетит космонавт. Они находят значение выражения, определяя номер своей ракеты, и пишут выражение под соответствующим номером ракеты.

 

Расти, расти, лесок!

Цель: закрепление приемов прибавления и вычитания в пределах 10

Оборудование: выражения на карточках

Форма игры: коллективная

Содержание игры: Учитель предъявляет учащимся выражения устно или на карточках. Ученики решают их. Кто нашел правильный ответ, встает. Учитель приговаривает: «Выросло одно деревце, выросло второе, пока еще лесок реденький; расти, расти, лесок!»

Когда все ученики найдут значение выражения, то учитель говорит: «Вырос густой лес».

 

Арифметическое домино

Цель: закрепление приемов сложения и вычитания в пределах 100

Оборудование: выражения на карточках

Форма игры: коллективная

Содержание игры: Учитель заранее готовит для учащихся карточки:

На уроке учитель раздает ученикам все карточки, кроме одной. Ее он ставит на доску. Учащиеся находят значение выражения записанного на карточке, к доске должен выйти тот ученик, у которого на левой части карточки записан ответ первого выражения. Он ставит свою карточку рядом с первой. Записанное на ней выражение решают все ученики, а к доске должен выходит тот, у которого на левой стороне карточки записан ответ второго выражения, и ставит карточку. Игра продолжается до тех пор, пока цепь всех карточек не будет выставлена. Остальные ученики – контролеры. Они поддерживают или опровергают ответы учащихся, выходящих к доске.

Арифметическое лото

Цель: закрепление приемов сложения и вычитания в пределах 100

Оборудование: выражения и ответы на карточках

Форма игры: парная или индивидуальная

Содержание игры: Учитель раздает ученикам карточки с выражениями и карточки с ответами. В карточках с ответами на другой стороне части - рисунок. Ученики сначала решают и ставят ответы. Если они все решили правильно, то у них должен получится рисунок.

 

 

Цепочка

Цель: закрепление приемов сложения и вычитания в пределах 100

Оборудование: сигнальные карточки, цепочка примеров

Форма игры: коллективная

Содержание игры: Всем ученикам учитель раздает сигнальные карточки красного, зеленого и синего цвета. Учитель выставляет цепочку выражений с тремя ответами. Первый ответ красного цвета, второй – зеленого, третий – синего. Ученики решают цепочку примеров и показывают ответ сигнальной карточкой соответствующего цвета.

 

Навстречу друг другу

Цель: закрепление приемов сложения и вычитания в пределах 10

Форма игры: коллективная

Содержание игры: Учитель заранее записывает на доске пять — семь выражений, причем выражения записываются в строчку с промежутком для ответа. Например: 4 + 5 = 3 – 2= 7 – 2 = 8 + 2 = 4 – 3 = 6 + 2 =

К доске выходят два ученика, учитель открывает выражения и дает команду начинать решение. Один ученик начинает решать слева, а другой — справа, т.е. навстречу друг другу. Кто решит правильно больше выражений, тот выиграл.

 

На какую пристань ты причалишь?

Цель: закреплять приём сложения однозначного и двузначного чисел без перехода через десяток

Оборудование: рисунки кораблей

Форма игры: коллективная

Содержание игры: Учитель сообщает учащимся, что они будут играть в командиров и моряков, которые должны правильно определить свой корабль и пристань, куда причалить.

Учитель прикрепляет к доске рисунки 10 – 12 кораблей, на которых написаны их порядковые номера. Учащиеся 1-й команды выдаются карточки с выражениями, с помощью которых зашифрованы номера кораблей, на которых они поплывут. Учащиеся, находя значения выражений, определяют свой корабль. Далее они выполняют другое задание. Ниже кораблей кружками обозначены пристани, в которых написано название города и номер пристани. Учитель выдаёт другие карточки с выражениями, в которых зашифрован маршрут до пристани. Учащиеся поочерёдно находят значения выражения и ведут свой корабль до заданной пристани. Соревнования по командам проводится аналогично. Учитель записывает на доске выражения, при решении которых учащиеся допустили ошибки. В конце игры он привлекает к анализу ошибок всех учащихся.

 

Живая математика

Цель: закрепление приемов сложения и вычитания в пределах 10

Оборудование: таблички с цифрами

Форма игры: коллективная

Содержание игры: У учащихся на груди таблички с цифрами от 0 до 9. Учитель читает выражение (5 + 4). Выходит, встает или поднимает руку тот ученик, у кого на груди табличка с цифрой 10.

 

Сложить и вычесть

Цель: закрепление приемов сложения и вычитания

Оборудование: картонный круг

Форма игры: коллективная

Содержание игры: У учителя в руке картонный круг. С одной стороны жёлтый, с другой – зелёный. На той и другой стороне записано, например, число 40. Учитель объявляет, что когда он покажет круг жёлтой стороной и назовёт число, то названное число надо будет вычесть из 40.

Круг учитель показывает довольно быстро, то одной, то другой стороной,

а иногда 2 – 3 раза подряд одной и той же стороной, называя при этом разные числа.

Сказочная шляпа

Цель: закрепление приемов сложения и вычитания

Оборудование: шляпа

Форма игры: коллективная

Содержание игры:

- Перед вами «сказочная шляпа». Чья это шляпа? (Незнайки)

Вы с закрытыми глазами будете вынимать из «сказочной шляпы» геометрические фигуры, ощупывать их и определять что это за фигура. Если угадаете, то переписываете на доску выражение, записанное на этой геометрической фигуре. Выражения, записанные на геометрических фигурах:


52 – 8 =

42 + 30 =

60 – 16 =

38 – 20 =

36 + 4 =

40 – 7 =

31 + 18 =

29 – 12 =

83 + 9 =

59 + 7 =


 

Раскрути круги

Цель: закрепление приемов сложения и вычитания

Оборудование: круги, в каждом из которых записаны числа от1 до 9, в центр круга вставлен гвоздик; круги укрепляются на плакате и свободно вращаются вокруг гвоздика

Форма игры: коллективная

Содержание игры: При закреплении таблиц сложения и вычитания (берётся определённое число) раскручивается один круг. Рядом с ним пишется число, которое нужно прибавить или вычесть на числа, записанные в круге.

К доске выходят два ученика. Один раскручивает круг, другой составляет выражение и даёт ответ. Например, против числа 2 остановилась цифра 5. Ученик должен ответить: 2 + 5 = 7. Против числа 5 остановилась цифра 2. Ученик должен ответить: 5 – 2 = 3. Затем другой ученик раскручивает круг, а первый составляет выражение и находит его значение.

 

Лотерея игрушек

Цель: обобщение вычислительных навыков

Оборудование: рисунки игрушек, лотерейные билеты с выражениями

Форма игры: коллективная

Содержание игры: На доске прикреплены изображения игрушек, под ними записаны примеры на разные вычислительные навыки. Дети тянут лотерейные билеты, решают примеры, которые на них записаны, и забирают игрушки, доставшиеся им по билету.

Морской бой

Цель: грамотное использование в работе «компоненты сложения» (первое слагаемое, второе слагаемое, сумма)

Форма игры: коллективная

Содержание игры:

а) учитель называет код, например: а2, а ученик(ца) «Мой ответ 3» или записывают 3;

б) работа по «цепочке»: ученик называет код, а следующий «Мой ответ …».

           
а 1+□=2 3+□=6 □+2=8 □+4=6 4+□=6
б 5+□=9 4+□=5 □+5=7 □+4=9 2+□=5
в 6+□=8 8+□=10 □+1=2 □+3=8 5+□=7
г 3+□=7 7+□=8 □+3=10 □+6=9 3+□=8
д 2+□=3 6+□=9 □+3=6 □+4=10 4+□=8
е 4+□=7 2+□=4 □+1=8 □+7=9 5+□=10
ё 8+□=9 3+□=9 □+2=8 □+7=10 6+□=7
ж 5+□=8 2+□=6 □+5=10 □+1=4 7+□=10
з 4+□=9 7+□=9 □+3=9 □+2=4 5+□=6
и □+1=3 □+4=7 □+3=8 □+6=8 □+2=6
й □+3=5 □+1=6 □+2=5 □+2=9 □+2=9

 

 

Магический квадрат

Цель: формирование навыков сложения и вычитания

Форма игры: коллективная

Оборудование: квадрат с числами

Содержание: учитель на доске вывешивает квадрат и дает задание заполнить пустые клетки так, чтобы суммы во всех горизонтальных и вертикальных рядах были равны. Для усложнения игры можно поставить условие, чтобы суммы были равны и по диагонали

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-04-15 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: